Войти
Закрыть

Общественная, хозяйственная и повседневная жизнь в античных полисах на территории Украины. Практическое занятие 10

6 Клас , Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов

 

§ 41. ОБЩЕСТВЕННАЯ, ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В АНТИЧНЫХ ПОЛИСАХ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10

Рассмотрите карту, определите место расположения античных полисов на территории Украины. Какие народы были современниками и соседями греков-колонистов?

1. Какой была общественная жизнь греческих колоний в Северном Причерноморье и Крыму?

Общественная жизнь греческих городов Северного Причерноморья и Крыма основывалась на тех же принципах, что и жизнь в Греции. Черноморские города-колонии сохранили полную независимость от тех греческих городов, переселенцы из которых их основали. При этом связи с родиной никогда не прерывались: именно с ней переселенцы торговали, участвовали в культурной жизни Греции и т. п. Не зависели черноморские полисы и от местного населения.

Греческие полисы в Северном Причерноморье были демократическими или аристократическими республиками. Исключение - Боспорское царство, которым правили цари. Следовательно, наивысшую власть в большинстве греческих колоний Северного Причерноморья обычно имели народные собрания и советы, в состав которых входили самые почтенные граждане. Совет готовил проекты разных постановлений. Народные собрания их одобряли, а воплощать в жизнь были призваны избранные на определенный срок служащие - архонты, стратеги и т. п.

Уникальный памятник Херсонеса — беломраморная плита с присягой граждан города. Клятва, вычеканенная на плите, свидетельствует о существовании в Херсонесе Таврическом традиции принятия гражданами полисов обязательств перед государством.

Прочитайте отрывок из «Присяги херсонесцев». Обдумайте ответы на нижеприведенные вопросы.

1. Объясните, почему строй Херсонеса определяют как демократический. 2. Какие права и обязанности имели херсонесцы? 3. Поразмышляйте, в чем херсонесцы видели залог независимости и процветания своего города.

«Я не буду свергать демократический строй и не позволю этого тому, кто предает и хочет свергнуть, и не скрываю этого, но сообщу государственным служащим. Я буду врагом тому, кто замышляет и предает или отторгает Херсонес, или Керкинитиду, или Калос Пимен, или укрепленные пункты и территорию херсонесцев. Я буду служить народу и советовать ему лучше и справедливее всего для государства и граждан. Я... не буду разглашать ничего тайного, что может навредить государству, ни эллину, ни варвару. Я не буду давать или не буду принимать даров во вред государству и граждан. Я не буду делать заговоры ни против херсонесского общества, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа. Хлеб, который свозится с равнины, я не буду ни продавать, ни вывозить с равнины в любое другое место, а только в Херсонес».

Принятие присяги в древнем Херсонесе. Художник Р. Воскресенский. 1951 г.

Работаем самостоятельно. Задание 1. Составьте и запишите короткое сообщение (3-4 предложения), в котором гражданин Херсонеса информирует других граждан на народных собраниях о событиях в материковой Греции или в какой-то другой стране 4-2 вв. до н. э.

2. Что определяло хозяйственную и повседневную жизнь греков Северного Причерноморья и Крыма?

Самостоятельное существование греческих полисов Северного Причерноморья и Крыма было возможным потому, что каждый из них сам себя обеспечивал всем необходимым для жизни. Ведущими занятиями колонистов были выращивание зерна, винограда, огородных культур, рыболовство, скотоводство. Высокого уровня достигло ремесленное производство - металлообработка, гончарство, ткачество, изготовление изделий из стекла, дерева, кости. Широко известны греческие мастера-ювелиры: это они изготавливали удивительной красоты украшения на заказ скифских вельмож, в частности знаменитую пектораль скифского царя.

В греческих городах бурлила торговля. Основными товарами, которые вывозились в Грецию, были зерно, скот, шкуры, мех, соленая рыба, соль, рабы. Покупали там города-колонии, металлические изделия, оружие, ткани, ценные украшения, посуду, пряности, оливковое масло и вино. Из Афин, в частности, завозили роскошные чернофигурные и краснофигурные вазы, мраморную и бронзовую скульптуру, ювелирные украшения. Греки поддерживали постоянные контакты с местным населением, торгуя также и с ним. В каждом греческом городе-колонии чеканили собственную монету.

Докажите на примерах, что хозяйство жителей греческих городов-государств Северного Причерноморья и Крыма было более развитым, чем у кочевых племен.

Работаем самостоятельно. Задание 2. Воспользовавшись памятниками, сформулируйте несколько утверждений о развитии хозяйства в античных полисах на территории Украины. Свой ответ начните словами: Изображенные памятники свидетельствуют о развитии у греков, жителей античных полисов Северного Причерноморья и Крыма, ...

1. Прорисовка монет городов Северного Причерноморья. 2-3. Посуда с изображением торговых и военных кораблей древних греков; труда ремесленников.

4. Височная подвеска работы мастеров Боспорского царства, найденная в скифском кургане Куль-Оба (вблизи Керчи), с изображением головы Афины. 4 в. до н. э.

5. Руины дома греческого винодела, дальше - заготовителя рыбы из древнего Херсонеса Таврического.

3. Какой была духовная жизнь жителей городов Северного Причерноморья?

Самым уважаемым из божеств в Северном Причерноморье был Аполлон. К нему обращались, отправляясь в дорогу, во время длительного морского путешествия, выбирая место для будущей колонии и т. п. Поклонялись Деметре, Афродите, Деве (покровительница Херсонеса). Для чествования этих богов сооружали капища, храмы, алтари. Молились и просто в жилых домах.

Свободное население греческих городов Северного Причерноморья получало такое же образование, как и жители Греции. О незаурядной образованности колонистов свидетельствует большое количество находок с надписями на вещах - посвящениями, пожеланиями, именами и даже школьными упражнениями, а также писем, вырезанных на свинцовых пластинках. Традиционно греки заботились не только о развитии интеллекта, но и о физическом совершенстве. Разностороннее образование предоставляли, в частности, гимнасии. Остатки такого учебного заведения посчастливилось найти в Ольвии. Многие сторонники проводили Ахиллеи - спортивные соревнования, которые устраивала Ольвия. В них участвовали не только колонисты Причерноморья, но и греки из Эллады. В письменных источниках есть упоминания об учителе музыки Исиле, который участвовал в дельфийских музыкальных соревнованиях.

Сенсацией в научном мире стало открытие в 1954 г. в Херсонесе остатков единственного в Северном Причерноморье древнегреческого театра. Театр в Херсонесе действовал много веков. Вмещал около 3 тысяч зрителей. В нем ставили комедии и трагедии, происходили музыкальные и литературные соревнования.

Работаем самостоятельно. Задание 3.

Докажите, что жители греческих колоний Северного Причерноморья берегли духовные ценности античного мира. Приведите не менее трех аргументов.

Оцените себя, поставив за разные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задания 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до 3 баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).

Слово «гармония» - греческого происхождения. В переводе оно означает «слаженность», «скрепление». Его употребляют, отмечая согласованность частей единого целого в жизни и искусстве, на ощущении меры. Почему именно этим словом иногда характеризуют греческую цивилизацию?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація