Войти
Закрыть

Христианская церковь в XII–XV вв.

7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем

 

§ 17. Христианская церковь в XII–XV вв.

1. Еретики и борьба с ними. Инквизиция

Со дня существования христианской церкви, кроме официально принятых на церковных соборах взглядов на природу Христа и Святой Троицы, в обществе были распространены и другие. Такие взгляды назывались еретическими, а людей с иным восприятием и пониманием Христа и Святой Троицы церковь осуждала и проклинала как еретиков. Даже после упрочения христианских постулатов проявления ереси были в средневековой Европе привычным явлением.

Почему же возникали ереси? Одной из главных забот людей Средневековья была забота о спасении души. Но люди видели, что церковь, проповедуя покорность и отказ от земных благ, накопила значительные богатства и получила огромную политическую власть. В среде ремесленников, купцов, рыцарей, простых священников и монахов, иногда даже знати, время от времени появлялись люди, которые задумывались над противоречиями между евангельским учением и повседневной практикой. Они приходили к выводу, что церковь учит неправильно. Только полный отказ от богатств и власти может спасти душу человека. Следовательно, еретиками становились люди, которые сомневались, что официальное учение церкви способно спасти их душу, а также те, кто хотел более справедливого социального уклада. Таким образом, ереси приобретали как религиозное, так и социально-религиозное направление.

Ересь — отклонение от господствующей религии, противоречащее церковным догматам.

Еретик — признанный церковью распространитель ереси.

Центрами еретических движений становились города. Здесь люди обменивались знаниями и своими идеями. Именно в городах проживало большинство грамотных людей, которые могли читать и толковать Святое Письмо.

Убийство альбигойцев

Одной из наиболее известных и распространенных ересей было учение катаров («чистых»), которых еще называли альбигойцами (по названию города Альби). Это учение распространилось в XII-XIII вв. на юге Франции. Катары поучали, что земля и порядки на ней являются не божьим творением, а порождены дьяволом; человек лишь тогда сможет спасти свою душу, когда покончит с земным миром. Катары вели суровый образ жизни и ради своей веры готовы были даже принять мученическую смерть.

На языке документа

Альбигойская ересь (Из анонимного источника начала XIII в.)

Группа еретиков, которые живут в наших краях, верят и имеют смелость утверждать, что существуют два божества: первое — добрый Бог и второе — странное божество... Они заявляют, что мир и все, что в нем ощутимое на ощупь, создано злым богом. Они отвергают крещение детей, потому что в них нет веры, и, цитируя Евангелие, говорят, что тот, у кого нет веры, будет осужден. Они не верят в воскресенье плоти и цитируют Св. Павла, говорившего: «Ни плоть, ни кровь не попадут в царство Божье». Они называют обряды католической церкви пустыми и глупыми, потому что, говорят они, эти учения от людей и не имеют опоры.

  • Какая основная мысль этого отрывка?
  • Какие основные положения учения альбигойцев?
  • Как автор документа относится к албигойцам?

Приблизительно тогда же возникла другая ересь — вальденсов. Легендарный основатель учения Пьер Вальдо — богатый купец, растроганный страницами Библии, на которых шла речь о «святой бедности», раздал свое имущество бедным и со своими учениками стал проповедовать Евангелие.

Катары и вальденсы отрицали необходимость существования церковной иерархии и призывали к созданию религиозных общин, существовавших во времена Христа и его учеников-апостолов. Призыв к созданию «бедной церкви» был близок тем, кто хотел «дешевой» церкви и независимости от пап.

Пьер Вальдо

Расправа над альбигойцами

Преследования вальденсов и катаров не могло остановить распространение ереси по Европе. Тогда папа Иннокентий III призвал всех христиан к крестовому походу против земель, «зараженных ересью».

Крестовые походы против еретиков на юге Франции получили название Альбигойских войн (1209-1229 гг.).

Христианское воинство огнем и мечом прошлось богатыми провинциями юга. Альбигойцы оказывали отчаянное сопротивление, но в конечном итоге были истреблены.

Эта победа над ересью способствовала объединению Франции, но в то же время привела к разорению и уничтожению богатых городов и целых районов, убийству тысяч жителей.

Папы понимали, что побежденные ереси могут легко восстановиться. Для борьбы с ними были приняты действенные меры.

Всем мирянам запрещалось иметь, читать и толковать Библию. Это могли делать только люди, получившие церковное образование. Следовательно, книга христианства стала еще недоступнее для большинства христиан.

В епископствах создавались специальные постоянные комиссии по расследованию любых проявлений ереси, допросов и осуждений еретиков. За этими комиссиями впоследствии закрепилось название инквизиционных трибуналов (от лат. inquisitio — расследование). Инквизиторам позволялось применять пытки, чтобы добиться от еретиков признания в самых страшных грехах, после чего их при всем народе сжигали на костре.

Сожжение книг (гравюра)

  • Почему с еретиками так жестоко расправлялись?
  • В средние века большинство людей не умело читать и писать. Почему тогда, борясь с ересью, уничтожали книги?

Но многие еретики не каялись даже под пытками. Религиозным убеждениям как католиков, так и еретиков присущ фанатизм: люди были твердо убеждены в том, что только их вера является правильной и за неё нужно страдать или преследовать других. Несмотря на все усилия, искоренить ересь церковь не смогла.

  • Что такое ересь? Почему она возникает?
  • Какими методами боролись с ересью в средние века?

2. Нищенские ордена монахов

Не все люди, задумывающиеся над спасением души, были еретиками. Духовные поиски образованных людей Средневековья вели их путем собственного осознания учения Иисуса. Часть людей, недовольных существующими в церкви порядками, пыталась действовать на грани ереси и официальной церкви.

Самым известным деятелем, выступающим за обновление христианства, был Франциск Ассизский (1182-1226). Благодаря его деятельности проповедь приобрела особенное значение, а он стал одним из основателей новых организаций христиан — нищенских орденов.

Личность в истории

Франциск родился в семье купца из итальянского города Ассизи. Молодость он провел в пирах и всевозможных развлечениях, но знакомство с Евангелием изменило жизнь Франциска. Решив во всем подражать Христу, он отказался от имущества, оставил дом и, живя на подаяниях, все силы отдавал молитвам, посту и проповедям Слова Божьего. Не имея церковного образования, он обращался к слушателям на понятном им простым языком.

Франциск Ассизкий

Со временем у Франциска появились последователи, немного спустя образовавшие монашеский орден францисканцев, который существенно отличался от всех монашеских орденов той эпохи.

Францисканцы создали новый вид монашества. Они жили в евангельской бедности, не уединялись в тишине за стенами монастырей, а шли в народ и несли Слово Божье, чем быстро заслужили авторитет среди простых людей.

Одновременно с францисканцами возник орден святого Доминика. Св. Доминик (1170-1221) родился в Испании, но долгое время жил в Южной Франции, где своими проповедями пытался бороться против идей еретиков-альбигойцев. Здесь, во Франции, у Доминика возникла мысль создать братство монахов специально для борьбы против еретических учений. В отличие от францисканцев, доминиканцы большое внимание уделяли изучению Святого Письма. Монахи-доминиканцы слыли своей образованностью, часто заведовали кафедрами в лучших университетах. Самые выдающиеся богословы Средневековья — Альберт Великий и Фома Аквинский — были доминиканцами.

Св. Доминик

Наиболее подготовленные для диспутов с еретиками, доминиканцы играли главную роль в трибуналах, проводя допрос и совершая суд над еретиками. Доминиканцы называли себя «псами господними» (лат. Domini canes). Они должны были просвещать мир, проповедовать истину и, как будто псы, охранять церковь от еретических учений.

  • Какая цель деятельности нищенских орденов?

3. Церковный кризис XIV в. Великая схизма

В начале XIV в. Европа вступила в период всевозможных бед и катастроф, свидетельствующих о глубоком кризисе средневекового европейского общества. Этот кризис не обошел и церковь.

Поводом стал спор между канцлером и хранителем королевской печати Французского королевства Гиёмом Ногарой, ударившим по щеке железной перчаткой Папу Римского Бонифация VIII. Не выдержав обиды, папа через несколько недель умер. Его преемник, Климент V как уже упоминалось, перенес папскую резиденцию в город Авиньон, окруженный со всех сторон владениями французского короля. Так папская власть попала под французское влияние. Авиньонское пленение пап длилось 70 лет (1309-1377 гг). Эти события засвидетельствовали, что идея объединения христианского мира под духовной и светской властью пап не отвечала реалиям времени, поскольку в жизни Европы начали играть роль другие факторы, в частности государственные и национальные интересы. Идею универсального государства, которое объединило всех христиан затмила идея национального государства.

На этом неурядицы с папством не окончились. Возвращение пап в Рим обозначилось событием, получившим название Великой схизмы.

После возвращения папой Григорием XI папского престола в Рим его преемником стал Урбан VI. Однако последний настолько злоупотреблял властью, что его свергнули кардиналы. Новым папой был избран Климент VII. Но Урбан VI отказался подчиниться, из-за чего на папском престоле оказались аж два папы: один был в Риме, другой — в Авиньоне.

Переписывание книг (миниатюра)

Возвращение папы Григория XI в Рим (фреска Джорджо Вазари)

Авиньонский замок (Франция), резиденция пап с 1309 по 1377 гг.

Оба папы отлучили от церкви друг друга, а также приверженцев противоположной стороны. Начались недоразумения и на низших уровнях: на одну церковную должность претендовало по два священника. Никто не знал, какой же папа настоящий; произошел раскол католической Европы.

Чтобы унять страсти, разрабатывались и предлагались всевозможные идеи и предложения. В конечном итоге, большинство людей начало склоняться к мысли, что проблему церкви нужно разрешать всем — священнослужителям и мирянам, то есть созвать собор. Первая попытка разрешить проблему на соборе в Пизе закончилась новым расколом: обоих пап объявили еретиками и избрали нового. Но те не признали решения собора, поэтому в Риме было уже три папы. И все же идея собора осталась единственным выходом из сложившейся ситуации. В 1414 г. в Констанце был созван новый собор, наконец разрешивший эту сложную проблему. Общепризнанным папой стал Мартин V.

Раздор в церкви опять вызывал сомнения относительно правильности пути, по которому общество шло к Богу. Движения еретиков начали повторяться. Самое большое движение за обновление церкви возникло в Чехии. Его возглавил Ян Гус, а само движение получило название гуситское. Хотя это движение и было укрощено, оно стало предупреждением для католической церкви, что главная причина недовольства народа не устранена, и церковь еще ожидают сложные времена. Что и произошло через 100 лет.

  • Чем была вызвана Великая схизма?

Закрепим знания

  • 1. Назовите основные движения еретиков Средневековья.
  • 2. Чем взгляды катаров и вальденсов отличались от учения католической церкви?
  • 3. Какие причины и последствия Альбигойских войн?
  • 4. Какие нищенские ордена возникли в Западной Европе?
  • 5. Что такое инквизиция? С какой целью она была создана? Насколько эффективными оказались меры инквизиции?
  • 6. Почему Папа Римский оказался в «авиньонском пленении»?
  • 7. Что такое Великая схизма? Каковы ее причины и последствия?
  • 8. Почему в средние века католической церкви удавалось подавлять еретические движения?
скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 7 класс Гисем", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду