Войти
Закрыть

Особенности развития стран Востока. Средневековая Индия

7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем

 

§ 24. Особенности развития стран Востока. Средневековая Индия

1. Особенности развития стран Востока

В отличие от Европы, четкую грань перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью обозначить почти невозможно. У них не было таких огромных изменений, как в Европе. Страны Востока развивались, как и в предыдущие века, по своим собственным законам.

Во всех государствах Востока система ведения хозяйства была организована по следующей схеме. Землевладельцы были объединены в общины, имевшие гарантированное право и обязанность обрабатывать землю и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, лес, пастбища и т. п. В то же время право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами принадлежало государственному аппарату. Между общиной и государственным аппаратом существовала четкая связь. Произведённый избыточный продукт община передавала как налог государству, которое его перераспределяло в пользу аппарата и общества в целом (строились каналы, дороги, мосты, храмы и т.п.). Следовательно, тот, кто принадлежал к государственному аппарату, имел доступ к распределению изготовленных продуктов и, соответственно, получал их часть в собственность. Чем высшую должность занимал человек в государственном аппарате, тем большую часть он получал. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации было наличие власти — собственности.

Чем эффективнее работал государственный аппарат, тем более регулярно собирались налоги. Государство было крепким и могущественным. Его могущество зависело от производительности труда крестьянина или ремесленника. Но если в этом четком механизме случались сбои, то жизнь всего общества нарушалась: восстание, голод, гибель государств и т. п. Сбои этой системы происходили по двум главным причинам: когда объемы налогов из-за недальновидной политики правителей превышали возможности производства, а также после внешнего вторжения, которое разрушало традиционную систему жизни.

  • Какие основные особенности стран Востока?

2. Индийское общество в эпоху Средневековья

Когда в Европе происходили значительные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по своему собственному сценарию. Огромное количество мелких государств воевали между собой, в то время как принципы жизни основной массы населения оставались нерушимыми.

Еще с древних времен индийское общество разделялось на четыре большие группы — Варны. Высшие варны (брахманы и кшатрии) продолжали управлять и воевать, а более низшие (вайшии и шудры) — работать на полях и в мастерских. В средние века в этом разделении произошли изменения. Варны стали разделяться на меньшие группы людей, которые объединялись по профессиям или родам занятий. Так, среди брахманов выделились аптекари, врачи, учителя и т. п. Среди кшатриев — воины, чиновники и т. п. Европейцы назвали эти группы кастами. До X в. количество каст возросло до нескольких тысяч. Каждая каста имела свои особенные знаки, ритуалы, украшения, правила поведения. Невесту или жениха можно было искать исключительно в своей касте, а воспитывать детей лишь согласно традициям и обычаям касты. Как и варны, касты разделялись на низшие и высшие. Существовала особенная каста «неприкасаемых».

Варны индийского общества

Представителям высших каст было запрещено даже находиться рядом с низшими, тем более брать еду или воду из их рук. Считалось, что высших может «осквернить» даже тень «неприкасаемых». Только представители высших каст могли читать и слушать священные тексты. Тех, кто нарушал эти обычаи и традиции, жестоко наказывали.

На языке документа

Из записок китайского путешественника Сюань Цзаня (VII в.)

Мясники, рыбалки, уборщики мусора, знахари, прачки, странствующие артисты, гробовщики, палачи и подобные им живут за пределами города. На улицах эти люди или вовсе не появляются, или держатся левой стороны, пока не дойдут до нужного места. Их жилища окружены стенами и расположены за пределами города.

  • К каким кастам принадлежат вышеприведенные группы жителей городов: высших или низших?
  • Какие ограничения испытывали представители указанных в документе профессий?
  • Почему они испытывали такие ограничения?

Невзирая на существование кастового разделения, представители разных каст объединялись в общины. Они были устроены как маленькие самодостаточные государства, которые и выступали как единое целое относительно государственной власти. Общины были основой индийского общества. Они обеспечивали ему внутреннюю стабильность, в то время как государственная власть была слабой и ограничивалась сбором налогов из общин.

Между разными кастами в обществе сложилась система взаимного обслуживания — обмен продуктами и услугами. Практически все вопросы община решала самостоятельно: избирала совет, судей, оплату налогов, назначала людей для общественных работ. Тот, кто нарушал правила жизни в общине, мог быть наказанным. Самым худшим наказанием было изгнание из общины.

Брахма

Вишну

Шива

В средневековой Индии существовало несколько религий. На основе древней религии в I тыс. н. э. сформировался индуизм. На первое место вышло поклонение трем богам: Вишне, Шиве и Брахме. На их честь возводили храмы и делали богатые жертвоприношения.

Индусы верили в переселение душ после смерти. Если человек при жизни не нарушал кастовые традиции, то он в следующей жизни мог родиться в высшей касте. Если делал обратное, то перерождался в низшей или в животного, растение, камень.

Священным животным индусов была корова, её запрещалось убивать. К тому же индусы поклонялись реке Ганг, которую также считали священной.

Второй религией Индии был буддизм, возникший в VI в. до н.э. Будда учил, что вся жизнь человека — это тоска и страдание, и потому его душа должна освободиться от всего земного и стремиться к высшему спокойствию. Он призывал забыть о богатствах, удовольствиях, говорить лишь правду и не убивать живых существ.

Ганг

Статуя Будды

В V в. буддизм в Индии приходит в упадок, но быстро распространяется в Китае, Японии, Корее, Монголии, странах Юго-Восточной Азии. Буддизм стал еще одной мировой религией на ряду с христианством и исламом.

С приходом завоевателей-мусульман в Индию проник ислам. Самое большое распространение он получил на севере страны.

Кроме упомянутых религий, в Индии были распространены еще сотни местных культов.

  • Что такое касты?
  • Какие религии были распространены в Индии?

3. Делийскии султанат

Как уже отмечалось, на территории Индостана за всю историю не существовало сильной государственной власти. Случалось, что одно из многих государств отделялось и стремилось подчинить себе другие. Однако, исчерпав свой потенциал в войнах против соседей, оно распадалось. Так случилось с государством Гуптов, возникшим в 320 г. благодаря деятельности раджи Чандрагупти. Но его преемники не смогли сохранить единство государства и устоять против набегов гуннов, и в конце VI в. оно прекратило свое существование. В VII в., по подсчетам китайского путешественника Сюань Цзаня, в Индии насчитывалось около 70 княжеств, правителями которых были раджи и магараджи, воевавшие между собой.

Значительные изменения в жизни Индии произошли в XII в., когда ее северные области были захвачены мусульманами, стремившимися покорить Индию с VIII в., но тогда они не достигли успеха. В конечном итоге, правитель соседнего с Индией государства Газневидов, что появилось после распада Багдадского халифата, Махмуд Газневи (998—1030) осуществлял систематические грабительские походы в Индию. Он 17 раз разорял ее, продвигаясь каждый раз все дальше вглубь страны. Благодаря награбленным богатствам и захваченным рабам он превратил свою столицу Газни в один из красивейших городов Востока.

Император Чандрагупта Маурья въезжает в свою столицу Магадху во главе процессии слонов

Махмуд Газневи

Тимур

После его смерти в 1206 г. наместник Кутб-уд-дин Айбек отделился от Газни и основал государство на севере Индии с центром в городе Дели. Новое государство получило название Делийский султанат. С конца XIII в. султанат достаточно быстро увеличивал территорию и к началу XIV в. захватил почти весь полуостров Индостан. Самых больших размеров султанат достиг при Мухаммеде Туглаке (1325-1351). Он даже планировал осуществить завоевательные походы в Персию и Китай. Такая грабительская политика подорвала внутреннее могущество государства, которое начало разваливаться. В конце XIV в. Делийский султанат занимал территорию меньше, чем в начале XIII в. Ему уже приходилось отбивать вторжение могучих соседей, появившихся после распада султаната. Постоянные войны ослабили и разорили государство и его соседей. Этим воспользовались монголы. Они начали осуществлять рейды в Северную Индию, грабя города и население. В 1398 г. в Индию направил свой поход потомок Чингисхана Тимур. Главной целью его похода было ограбление, а не присоединение Индии к своим владениям. 120-тысячная армия Тимура огнем и мечом прошла по городам Северной Индии.

После походов Тимура и междоусобной борьбы между двумя десятками государств, появившихся после распада Делийского султаната, Индия оказалась ослабленной и незащищенной перед угрозой европейского проникновения, что началось в XVI в., и вторжением моголов во главе с Бабуром (1526 г.).

Среди причин, предопределявших успехи завоевателей в Индии, можно выделить такие: значительные природные богатства страны, отсутствие этнического и религиозного единства, междоусобные войны правителей, традиционная прочность крестьянского общины.

  • Какие хронологические рамки существования Делийского султаната?

4. Культура Индии

В средние века в развитии культуры Индии произошли существенные сдвиги. Завершился процесс ассимиляции культур севера и юга полуострова, укреплялись религии индуизма и буддизма.

В течение XIII-XV вв. на развитие Индии влияли два существенных обстоятельства. Во-первых, на севере Индии длился процесс сочетания элементов мусульманской и индийской цивилизаций. Во-вторых, в то время достаточно интенсивно развивалась городская жизнь, связанная с развитием резиденций разных правителей и привлечением Индии к международной торговле при посредничестве арабских купцов. Быстро росли такие города как Гоа, Каликут, Камбай, Агра, Панипат, Лахор, Мультан, Дели.

Опираясь на предыдущие достижения, культура Индии продолжала развиваться, обогащая своими достижениями мировую культуру. Уже в начале новой эры в Индии пользовались десятичной системой чисел, которая теперь применяется во всем мире. Индийские математики умели вычислять площадь фигур и объемы тел, производить действия с дробями, относительно точно определять число π.

Храм в Аджанте (внешний и внутренний вид)

Храм в Ориссе

Кутб-Минар

Весомыми были достижения в медицине. Индийские врачи в совершенстве знали строение человека, делали сложные операции, используя около 200 хирургических инструментов, готовили лекарства от разных болезней. Они славились своими знаниями и умениями во всех странах Востока.

До наших дней сохранилось много сооружений времен Средневековья. Шедеврами архитектуры этой эпохи являются буддийские храмы, вытесанные в скалах: Аджант, Еллор, о. Елефант.

Храм в Аджанте — это целый комплекс сооружений, пещер, которые строились в течение девяти веков. 30 залов храма были расписаны фресками (сохранились фрески лишь в 16 пещерах), которые отображают жизнь тогдашней Индии, сцены из жизни Будды. Краски фресок не потеряли яркость и доныне. Их главным свойством является то, что они светятся в темноте.

Кроме храмов в скалах, возводились храмы в виде башен. В Ориссе был построен и обнесён могучей стеной целый храмный городок. Внутри храмы почти не украшали, однако извне они были сплошь покрыты рельефами, статуями и мастерски выполненной резьбой по камню. Скульпторы воссоздавали сцены из легенд и сказаний. Они умели хорошо изображать людей и животных в движении.

Начиная с XIII в., на архитектуру Индии значительное влияние оказывала мусульманская культура. Самым потрясающим стал громадный минарет Кутб-Минар в Дели. Его высота достигает 70 метров.

Литература средневековой Индии создавалась преимущественно на санскрите (самый давний литературный язык ариев). Этот язык исполнял ту же роль, что и латынь в Европе. Известным поэтом и драматургом тогдашней Индии был Калидас. После мусульманских завоеваний индийские поэты начали использовать народный язык, арабский и персидский.

Поэт Калидас

Индийцы очень любили музыку и танцы. Их танцы были ритуальными — языком танца они рассказывали целые истории из жизни богов и героев. В индийском танце каждое движение тела, рук, ног, особенно пальцев, каждый жест что-то означают. Искусство танца приравнивалось к ремеслу. Им овладевали годами.

Индийцы любили игры и развлечения; самой любимой была игра в шахматы. Популярной была также игра в кости.

  • Назовите выдающиеся достопримечательности средневековой Индии.

Закрепим знания

  • 1. Назовите основные цивилизации Востока, существовавшие в средние века. Что мы понимаем под понятием «Восток»?
  • 2. Назовите факторы стабильности восточных цивилизаций.
  • 3. Какое разделение существовало в индийском обществе? Что нового в этом разделении появилось в средние века?
  • 4. Какие существовали правила взаимоотношений между варнами и кастами?
  • 5. Кто из завоевателей оставил самый заметный след в истории Индии — гунны или арабы?
  • 6. Назовите причины гибели Делийского султаната.
  • 7. Какая цель и последствия похода Тимура в Индию?
  • 8. Назовите шедевры индийской средневековой культуры.
  • 9. Каким был вклад индийской культуры в мировую казну?
  • 10. Заполните таблицу «Культура Индии».

  • 11. Что было основой стойкости индийской цивилизации в условиях владычества завоевателей?
скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 7 класс Гисем", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду