Войти
Закрыть

Вступ 7 клас Гісем, Мартинюк

7 Клас

Що таке історія середніх віків? Історія людства налічує багато тисяч століть. Безліч народів з’являлися і зникали за час існування нашої планети. Зараз людство все більше цікавиться своїм минулим, намагається оцінити й зрозуміти, чому воно було саме таким. Літописці давнини — історики — збирають різноманітні свідчення про людську історію, систематизують, вивчають, аналізують і розкривають перед нами картини нашого минулого. Із V ст. до н. е., коли Геродот написав першу у світі «Історію», і до сьогодення ця наука розвивалася разом із людством. Сучасні історики потребують безлічі фактів і подій, щоб зрозуміти внутрішній світ людей та мотиви їхніх вчинків. Ми пропонуємо разом із нами заглибитися в історію Середньовіччя і спробувати зрозуміти її не просто як тисячолітню епоху в історії людства, а як життя «людей у часі». Загибель Західної Римської імперії стала трагічним фіналом історії Стародавнього світу і водночас початком нового етапу всесвітньої історії — історії Середніх віків. Першими термін «середні віки» стали використовувати в XV— XVI ст. італійські мислителі. Цією назвою вони характеризували великий історичний відрізок часу між двома «просвіченими» епохами — античністю і Відродженням. Добу V—XV ст. вони вважали часом дикунства і варварства до того періоду, поки не стали відомими втрачені й забуті досягнення античної культури. Згодом термін «середні віки» поширився та закріпився за періодом європейської історії від середини V до кінця XV ст., хоча й набув дещо іншого значення....

Словарь понятий и терминов 7 класс Гисем, Мартынюк

7 Клас

Аббат — настоятель мужского католического монастыря, в церковной иерархии занимал место после епископа. Алхимия — средневековая наука, целью которой был поиск «философского камня» для превращения различных металлов в золото. Аскетизм — форма поведения, предусматривающая подавление желаний, отказ от роскоши и большинства удобств, ограничение в пище и сне, причинение себе физических страданий с целью искупления грехов. Астрология — наука о связи между расположением небесных тел и событиями в жизни людей, народов, стран и т. д. Аутодафе — торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение на костре). Барщина — обязательные работы зависимых крестьян в хозяйстве феодала. Бенефиций — земельный надел, предоставляемый королем или другим крупным феодалом в пожизненное пользование вассалу на условиях несения военной или административной службы. «Божий суд» — ряд испытаний (огнем, водой, железом), после которых выносился приговор. Бояре — крупные землевладельцы на Руси, в Болгарии, Сербии, Московском государстве, которые передавали свои владения по наследству. Боярская дума — высший государственный орган в Московском княжестве с XIV в. Бюргеры — полноправные жители западноевропейского средневекового города, платившие налоги и участвующие в городском ополчении....

Обобщение по разделам V и VI «Страны Центральной и Восточной Европы в X—XV вв.», «Средневековый Восток»

7 Клас

Используя знания по географии, объясните, почему кочевые племена, вторгшиеся в Западную Европу (гунны, авары, угры), постоянно выбирали для поселения именно Паннонию (Венгерскую равнину). 2. Что общего в исторических судьбах Польши, Венгрии и Чехии в X—XII вв.? 3. Составьте рассказ об одной из крупных битв: Грюнвальдская, Куликовская, Невская, «Ледовое побоище» и т. д. 4. Подготовьте исторический портрет одного из исторических деятелей: Ян Гус, Болеслав Храбрый, Казимир III, Дмитрий Донской, Иван III, Мехмед II, Чингизхан, Батый, Иштван, Александр Невский. 5. Дайте определение понятий и терминов: «гуситские войны», «варны», «санскрит», «турки-османы», «янычары», «султан», «Новгородская боярская республика», «баскаки», «ярлык», «Боярская дума», «Судебник», «вече». 6. Выполните задания по исторической карте: 1) укажите направления походов монголов; назовите государства, которые были ими захвачены; 2) покажите государства, которые возникли в Восточной Европе в Средние века; 3) покажите: а) места крупных битв, которые остановили продвижение немецких крестоносцев на Восток; б) битвы, в которой потерпел поражение Тевтонский орден; в) битвы, способствовавшей ликвидации господства монголов над Московским государством; 4) обведите границы Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли, Московского государства; 5) покажите границы империи Гуптов, Делийского султаната, китайских государств (империй Суй, Тан, Юань, Мин); 6) проследите этапы османских завоеваний. Какие территории занимала Османская империя в конце Средних веков?...

Средневековая Индия

7 Клас

Индийское общество в эпоху Средневековья. Когда в Европе происходили серьезные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по собственному сценарию. Множество мелких государств воевали между собой, тогда как принципы жизни основной массы населения оставались нерушимыми. Еще с древних времен индийское общество делилось на четыре большие группы — варны. Высшие варны (брахманы и кшатрии) продолжали управлять и воевать, а низшие (вайшьи и шудры) — работать на полях и в мастерских. В Средние века в этом древнем делении произошли изменения. Варны стали делиться на меньшие группы людей, которые объединялись по профессиям или по роду занятий. Так, например, среди брахманов выделились аптекари, врачи, учителя и т. д. Среди кшатриев — воины, чиновники и т. д. Европейцы назвали эти группы кастами. К X в. количество каст выросло до нескольких тысяч. У каждой касты были свои особые знаки, ритуалы, правила поведения. Как и варны, касты делились на высшие и низшие. Существовала также отдельная каста «неприкасаемых». Представителям высших каст нельзя было находиться рядом с низшими, тем более брать еду или воду из их рук. Считалось, что высших может осквернить даже тень «неприкасаемых». Только представители высших каст могли читать и слушать священные тексты. Те, кто нарушал эти обычаи и традиции, подвергались суровым наказаниям....

Средневековый Китай

7 Клас

Сын неба и его подданные. Китай по своим размерам и численности населения в Средние века можно было сравнить со всей христианской Европой. Китайцы считали свое государство центром Земли, а все народы, живущие вокруг, они называли варварами. Сильное централизованное государство во главе с императором сложилось в Китае еще в III в. до н. э. С тех времен и до начала ХХ в. Китай неизменно оставался империей. Правителя Китайского государства называли Сыном Неба. Его власть передавалась по наследству и официально ничем не ограничивалась. Личность императора была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между Небом и «поднебесным миром». Империю называли воплощением небесного порядка. Каждый подданный империи воспринимался как инструмент для выполнения воли Неба, которая передавалась через императора. В китайском обществе существовала строгая иерархия. Ниже императора (ближайшее окружение) находились высшие сановники, как правило, из числа его родственников. Еще ниже — чиновники, которые делились по рангам. Всех чиновников в Китае называли мандаринами. С их помощью император и управлял империей. Чтобы стать чиновником, нужно было получить соответствующее образование и сдать экзамен. Чтобы получить более высокий ранг, снова приходилось сдавать экзамены. К экзаменам допускались все «добрые люди», изъявившие такое желание. Обычно дети чиновников могли лучше подготовиться к экзаменам. Однако такая система обеспечивала доступ к структурам власти талантливых людей из всех слоев общества. Тот, кто сдавал экзамен высшего уровня, получал место при дворе и хорошее жалованье. Такие люди пользовались уважением и впоследствии стали называться шэньши (шэнь — тот, кто носит широкий пояс, или пояс власти, ши — ученый). Самую низкую ступеньку занимали «подлые люди» — лично зависимые люди, в том числе рабы....

Особенности развития стран Востока. Образование Османской империи

7 Клас

Особенности развития стран Востока. В отличие от Европы, четкую границу перехода стран Востока от эпохи Древнего мира к Средневековью провести почти невозможно. Страны Востока по-прежнему развивались по своим законам. Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей схеме. Те, кто обрабатывал землю, были объединены в общины, имевшие гарантированное право и обязанность работать на земле и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, лес, пастбища и т. д. Вместе с тем право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами принадлежало государственному аппарату. Между общиной и государственным аппаратом существовала четкая связь. Произведенный избыточный продукт община передавала в качестве налога государству, которое перераспределяло его в пользу аппарата и общества в целом (строились каналы, дороги, мосты, храмы и т. д.). Следовательно, тот, кто относился к государственному аппарату, имел доступ к распределению производимых продуктов и, соответственно, получал их часть в собственность. Чем выше была должность, которую занимал человек в государственном аппарате, тем большую долю он получал. Следовательно, особенностью восточной цивилизации было наличие власти-собственности. Государство на Востоке было сильным и могущественным. Его могущество зависело от производительности труда крестьянина или ремесленника. Когда в работе этого четкого механизма случались сбои и жизнь всего общества нарушалась, вспыхивали восстания, возникал голод, гибли города и т. д. Сбои в этой системе происходили по двум главным причинам: когда объемы налогов превышали возможности производства или когда внешнее вторжение разрушало традиционный уклад....

Северо-Восточная Русь. Образование и укрепление Московского государства

7 Клас

Владимиро-Суздальское княжество. Начиная с 30-х гг. XII в. Русь стала распадаться на отдельные княжества. К середине XII в. на этих землях существовало 15 княжеств, которые лишь формально зависели от Киева. Однако на этом процесс распада не прекратился. В начале XIII в. здесь уже было около 50 земель-княжеств, которые, в свою очередь, делились на сотни уделов. Одним из самых могущественных было Владимиро-Суздальское. Северо-Восточная Русь всегда была далекой окраиной восточнославянских земель. К IX в. ее заселили угро-финские и балтские племена. Лишь на рубеже IX—X вв. сюда из Новгородской земли начали переселяться ильменские славяне, а с юго-запада — вятичи. Почему восточные славяне переселялись в такие глухие места? Во-первых, в междуречье Волги, Оки и Клязьмы было много пригодных для земледелия территорий. Во-вторых, Северо-Восточная Русь почти не страдала от нападений различных племен. В XI—XII вв., когда эти земли стали активно заселяться, здесь рядом со старыми городами (Ростов, Муром, Рязань) возникли новые — Ярославль, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский и другие. Владимиро-Суздальское княжество сначала называли Ростовским, затем Ростово-Суздальским (по названиям главных городов — Ростова и Суздаля). Расцвет княжества приходится на время правления князя Юрия, прозванного Долгоруким. Юрий Долгорукий (1125—1157) привлекал к переселению на свои земли крестьян из других княжеств, предоставляя им на первое время различные привилегии, что способствовало хозяйственному освоению новых земель. Он был одним из первых выдающихся государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при нем эти земли превратились в могущественное Ростово-Суздальское княжество....

Центральная и Восточная Европа

7 Клас

Первые государства западных славян. Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Славяне, как и германцы, сыграли большую роль в гибели Римской империи и формировании новой средневековой европейской цивилизации. В начале нашей эры славяне, как считает большинство ученых, жили между реками Висла и Днепр. В V—VII вв. происходило Великое расселение славян. Они заняли значительную территорию и разделились на три группы — западную, восточную и южную. От этих трех групп происходят современные славянские народы: чехи, словаки, поляки, болгары, сербы, украинцы, белорусы, русские и другие. Древнейшим государством, образованным западными славянами, считают княжество Само, которое возникло на землях современной Чехии и Моравии. Появилось оно в 623 г., когда князь Само объединил славян для борьбы против Аварского каганата. Князь сначала был франкским купцом, вел торговлю со славянами, а затем стал их военным вождем. Достоверно известно, что он имел славянское происхождение. В состав его государства, кроме чехов, входили южные славяне (словены) и полабские славяне (сорбы). Государство князя Само просуществовало 35 лет и распалось после его смерти в 658 г. Оно сыграло важную роль в жизни западных славян, заложив основы государственности и защитив их от попыток порабощения соседями. В первой половине IX в. на землях между средним Дунаем и верховьями рек Лаба и Одер возникло государство Великая Моравия. Большинство ее населения составляли племена моравов. Основателем Великой Моравии считают князя Моймира (818—846). Он и его преемники — князья Ростислав (846—870) и Святополк (870—894) — вели борьбу против германских князей, которые пытались захватить их земли. Эпоха правления Ростислава и Святополка стала временем высшего расцвета Великой Моравии. Тогда в ее состав, кроме моравов, входили чехи, полабские славяне, польские племена, славяне Паннонии и Словакии. На Великую Моравию из Восточно-Франкского королевства стремилось распространить свое влияние германское духовенство. Тогда князь Ростислав решил искать поддержки у Византии, обратившись с просьбой прислать духовных наставников для проповедования христианства. В 863 г. в Моравию прибыли два грека из Солуни — братья Мефодий и Константин (последний более известен под именем Кирилл, которое он принял перед пострижением в монахи). Оба брата получили хорошее образование в Константинополе, свободно владели македонским языком. Чтобы сделать христианскую веру...

Практическое занятие «Средневековые школы и университеты. Жизнь средневекового студента»

7 Клас

Система университетского образования оказала большое влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали развитию научной мысли, самосознания и утверждению свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, тем самым осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достояниях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, например, произведение «Декамерон» итальянца Джованни Боккаччо было быстро переведено на все языки Европы, его читали и знали везде. 5. Прочитайте текст документа и дайте ответы на вопросы. Из постановления папского легата (посланника) о студентах и магистрах парижской школы (1215 г.) Пусть никто не читает лекций по свободным искусствам, если не достиг двадцати одного года и не прослушал по крайней мере в течение шести лет всех основных книг. Пусть каждый обещает, что будет учить самое меньшее в течение двух лет, если только этому не помешает серьезная причина, о чем он должен заявить публично или перед экзаменаторами. И он не должен запятнать себя никаким бесчестным поступком. Когда кто-нибудь подготовится к тому, чтобы учить, он должен быть проэкзаменован согласно форме, которая содержится в решении господина епископа Парижа... Сдавшие экзамен должны преподавать в обычных школах книги Аристотеля по старой и новой диалектике. Никто не должен учить по книгам Аристотеля «Метафизика» и по философии природы или читать «Суммы.» по этим книгам....

Навігація