Рождение новой культуры
- 23-03-2022, 01:46
- 602
8 Клас , Всемирная история 8 класс Лихтей
§ 5. Рождение новой культуры
Вспомните
1. Какие новые явления наблюдаются в культурной жизни Средневековья?
2. Какие ценности утверждал гуманизм?
3. Внимательно прочитайте высказывание швейцарского историка Я. Буркхарта: «...Главнейшая заслуга её [культуры Возрождения] в том, что она впервые раскрывает внутренний мир человека и призывает его к новой жизни». Что нового наблюдается в культуре Возрождения? Кто стал центральной фигурой культуры Возрождения?
4. Какие человеческие ценности воспевали итальянские гуманисты?
1. Гуманизм
Эпоху Средневековья в Европе сменила эпоха Возрождения, или Ренессанс. Его основой стал гуманизм. Впервые этот термин появился в трудах римского мыслителя и политического деятеля Цицерона, называвшего гуманизмом высший этап культурного и морального развития человеческих способностей.
В конце XV в. гуманистами стали называть культурных деятелей, посвятивших себя изучению всего, что связано с человеком и его духовным миром. Появился новый комплекс гуманитарных наук — studio humanitatis. Кроме грамматики и риторики, традиционно изучавшихся в средневековой системе
Возрождение — (фр. renaissance от латин. re — снова и nasci — рождаться) — эпоха развития европейской культуры, для которой характерны возрождение интереса к человеку, возврат к идеалам античности, гуманизма.
Гуманизм (латин. humanus — человеческий, человечный) — движение эпохи Возрождения, направленное на утверждение моральных прав человека на земное счастье и свободное проявление его стремлений и желаний.
образования, он включал и новые дисциплины — историю, этику, философию, поэтическое мастерство, педагогику. Этими сферами знаний стали профессионально заниматься гуманисты — поэты и философы, филологи и историки, светские особы и деятели церкви. Большое внимание гуманисты уделяли также изучению латинского и древнегреческого языков.
Гуманисты воспевали величие и высокое предназначение человека в мире, его право на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих творческих способностей. По их мнению, достоинство человека определяется не богатством и знатностью происхождения, а гуманистической «учёностью». До середины XVI в. высшие государственные должности во многих итальянских городах занимали гуманисты, поскольку жители и правители этих городов считали, что только благодаря гуманистическим знаниям и духовной близости с античностью можно стать настоящим государственным деятелем.
2. Мигель де Сервантес
В XVI — начале XVII в. активно развивается художественная литература. Этот процесс проходил параллельно с завершением формирования национальных литературных языков, обогащавшихся сокровищами фольклора. Мёртвая латынь, которая была в Средневековье языком науки и искусства, уступила место живому языку, понятному всем слоям населения. На нём создавались замечательные литературные произведения, воспевавшие человека, его ум, внешнюю и внутреннюю красоту, высокие и благородные порывы души.
Всемирную славу в области литературы приобрёл испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616). Он происходил из семьи обедневшего испанского дворянина, в молодости получил блестящее гуманитарное образование. Затем поступил на службу к папскому послу в Испании и отправился с ним в Италию. Там он стал солдатом испанской армии, участвовал в битве при Лепанто, был тяжело ранен, вследствие чего получил паралич левой руки. Пять лет М. де Сервантес находился в плену у алжирских корсаров. Возвратившись в Испанию, из-за безденежья был вынужден подрабатывать. Лучшие свои произведения он написал в последние годы жизни. Среди них мировое признание получил роман «Дон Кихот» (1605-1615), который по праву считается энциклопедией тогдашней жизни. В нём изображены все слои испанского общества: дворяне и крестьяне, солдаты и купцы, студенты и бродяги.
Главный герой Дон Кихот является воплощением гуманистических устремлений автора. Обедневший дворянин хотел копьём и мечом защитить обездоленных. Он воюет с мельницами, нападает на стадо овец, приняв его за вражескую армию. Но его благородные намерения лишь создают проблемы тем, кого он защищает.
Дон Кихот жил мечтой о золотом веке, когда людям снова понадобятся услуги настоящих рыцарей, честных и высоконравственных. На этом фоне писатель описывает неслыханные богатства и страшную бедность своих современников, произвол чиновников и невежество духовенства.
X. де Хаурегун. Мигель де Сервантес. 1600 г.
Памятник М. де Сервантесу и его героям в Мадриде (Испания). Фрагмент. Современное фото
У Дон Кихота есть верный оруженосец — простой крестьянин Санчо Панса. Под влиянием своего господина Санчо из простака и невежды превращается в стойкого, порядочного и бескорыстного человека. Эти качества особенно ярко проявляются, когда он по желанию герцога становится временным губернатором острова. Прекрасно зная о проблемах простых людей, Санчо правит островом лучше герцога, проявляя мудрость и выдержку. Роман, задуманный как пародия на рыцарские романы, вышел далеко за пределы замысла, чем и завоевал популярность.
3. Эразм Роттердамский
В конце XV в. гуманизм в Германии завершил своё становление и вошёл в период короткого, но бурного расцвета. Его центрами были прежде всего города юга Германии: Нюрнберг, Аугсбург, Страсбург, Гейдельберг, Тюбинген. Одним из основных центров гуманизма был г. Кёльн — церковная столица Германии.
Идеология немецкого гуманизма развивалась в рамках критики католической церкви. Немецкие гуманисты всячески стремились примирить христианство с достижениями античности и для этого обращались к Библии, читая её на древнееврейском и древнегреческом языках.
С немецким гуманизмом тесно связан один из наиболее образованных и одарённых деятелей Возрождения на севере Европы — Эразм Роттердамский (1469-1536). Этого выдающегося гуманиста знала и уважала вся Европа. Он родился в Голландии, жил в Германии, Швейцарии, Англии, Франции, Италии, но настоящей его «родиной» стала «республика учёных» — общество образованных людей.
Наиболее известным произведением Э. Роттердамского является бессмертная сатира «Похвала Глупости». Тут автор остро критикует духовенство, показывает перерождение служителей церкви в алчных людей. Эразм Роттердамский предлагает очистить христианство от монахов-неучей и выдвигает идею создания «просвещённой церкви». Он также критикует феодалов, использующих церковь ради собственного обогащения.
Эту тему гуманист развивает и в труде «Жалоба мира». В нём автор открыто обвиняет королей, которые ради собственного обогащения бездумно организовывают ужасные кровопролитные войны. Больше всего его возмущает то, что в этом королям помогает католическое духовенство. Поэтому Э. Роттердамский обращается к людям с призывом объединиться против поджигателей войны.
Г. Гольбейн Младший. Эразм Роттердамский. 1523 г.
В течение длительного времени Э. Роттердамский был непререкаемым авторитетом в европейском научно-литературном мире.
4. Политические теории
Новые взгляды на общество и государство зародились в Италии. Их выразителем был итальянский политический мыслитель, дипломат и историк эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527). Он родился во Флоренции, получил блестящее образование и свыше десяти лет служил в канцелярии Флорентийской республики. После восстановления в 1512 г. во Флоренции власти Медичи он был отстранён от государственных дел и длительное время находился в изгнании.
Потрясение, пережитое Н. Макиавелли после освобождения и падения Флорентийской республики, заставило его взяться за перо. Учёный считал политику искусством, не зависящим от морали и религии, особенно, если речь идёт о средствах, а не о цели. Он пришёл к выводу, что правители не обязаны придерживаться той же морали, что и простые смертные. Результатом этих размышлений стала книга «Государь» (1513). «Цель оправдывает средства» — главная идея произведения. Так появилось понятие «макиавеллизм» для обозначения политики, пренебрегающей нормами морали.
Идеальной формой государственного строя Н. Макиавелли считал республику. Его убеждения ярко раскрыты в труде «История Флоренции» (1525), принёсшей ему славу историка. В этом сочинении автор пытается проследить закономерности жизни общества, пишет о влиянии климата на мораль и характер людей, стремится выявить причины изменения форм государственного устройства и т. п. Учёный утверждает, что внимательное изучение прошлого может помочь предугадать будущее.
Главной заслугой Н. Макиавелли является создание им светского учения о государстве. Он заложил основы политической теории, опирающейся на рациональное осмысление действительности и конкретный государственный опыт.
С. ди Тито. Никколо Макиавелли. XVI в.
Возрождение, гуманизм, макиавеллизм; Мигель де Сервантес, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли.
1. Как вы понимаете понятие «гуманизм»? Отличается ли современное толкование понятия «гуманизм» от его интерпретации в эпоху Возрождения?
2. Как вы считаете, актуальны ли труды Э. Роттердамского сегодня?
3. Почему такой жанр, как рыцарский роман, образцом которого является «Дон Кихот», исчез из современной литературы?
4. Согласны ли вы с тезисом Н. Макиавелли, что «цель оправдывает средства»? К чему может привести его слепое наследование?
5. Подумайте, какими качествами должен обладать всесторонне развитый человек эпохи Возрождения.
Коментарі (0)