Китай
- 23-03-2022, 02:07
- 594
8 Клас , Всемирная история 8 класс Лихтей
§ 32. Китай
Вспомните
1. Назовите особенности хозяйственной, общественной и религиозной жизни Китая в средние века.
2. Охарактеризуйте конфуцианство как религиозно-философскую систему.
3. Что такое даосизм? Назовите его основные положения.
1. Китай во времена правления династии Мин
В начале XVI в. Китай был централизованной монархией. В стране со второй половины XIV в. правила династия Мин, пришедшая к власти после свержения монгольской династии Юань. Государственное устройство Минской империи было, по сути, деспотичным. В стране не было никаких институтов сословно-представительской монархии, а шла постоянная борьба разных групп за влияние на императора. Он сохранял право решающего голоса в решении важных и острых проблем, но на самом деле почти все рычаги влияния оставались в руках чиновников.
Д. Гуанпенг. Весенний базар. Середина XVIII в.
Ведущая роль в экономике Китая принадлежала сельскому хозяйству. Крестьяне собирали хорошие урожаи риса, хотя орудия труда были по-прежнему примитивными. Кое-где крестьяне конструировали специальные водоподъёмные машины, существенно облегчавшие им работу на рисовых полях. Кроме риса, они также выращивали хлопок, благодаря чему население было обеспечено в достаточном количестве тканью. В Китае существовали два вида земельной собственности — государственная и частная. Однако крестьяне всё чаще теряли свои земли, переходившие в руки крупных землевладельцев, ростовщиков и чиновников. Значительная часть земель стала собственностью императорского двора. Налоги собирали деньгами и продуктами два раза в год.
В городах проживала незначительная часть населения, занимавшегося преимущественно ремеслом и торговлей. Ремесленники использовали технические достижения (например, ткачи имели хорошие станки). Китайские кораблестроители умели строить большие и крепкие суда.
В начале XVI в. в Китае действовало свыше 30 крупных ярмарок, несколько торговых портов, среди которых славился Нанкин. Существовало много купеческих компаний. Китайцы продавали в другие страны ремесленные изделия, а также золото и серебро. Завозили в страну пряности, лекарства, слоновую кость и другие товары.
В конце XVI — в начале XVII в. на базе академии Дунлинь, готовившей чиновников и знатоков конфуцианства1 возникла организация, члены которой требовали реформирования государственного аппарата, усиления роли императора в управлении страной, уменьшения налогов, а также отмены политики захвата крестьянских земель крупными землевладельцами.
В 1620-1624 гг. реформаторы находились у власти и попробовали воплотить свою программу в жизнь. Однако придворная знать сумела не только отстранить их от власти, но и жестоко расправиться с ними. После этого в стране продолжился захват крестьянских земель, возросли налоги и повинности, приобрело небывалый размах казнокрадство. Ситуацию осложняли стихийные бедствия.
Флаг династии Цин
1 Конфуцианство — философско-религиозное учение Конфуция, в основе которого лежит соблюдение правил этикета, самоусовершенствование, уважение к старшим, культ предков.
Неизвестный художник. Ли Цзычэн. XVII в.
Порабощённые китайцами маньчжурские племена перестали платить дань минскому императору. В начале XVII в. маньчжуры создали собственное государство Цзинь («золотое»), переименованное впоследствии его правителем ханом Абахаем (1626-1643) в Цин («чистое») (1636). Хорошо организованная маньчжурская армия начала завоевание территории империи Мин.
Политический кризис, массовое обнищание крестьян и голод привели к Крестьянской войне 1628-1644 гг., охватившей Северный и часть Центрального Китая. Одним из руководителей восстания был Ли Цзычэн (1606-1645). Основной целью Крестьянской войны было свержение императора, уничтожение его сановников и крупных землевладельцев. Восставшие расправлялись с местными чиновниками, передавали народу зерно, скот, имущество богачей. Были отменены все налоги с крестьян и ремесленников. В апреле 1644 г. повстанцы вошли в Пекин. Император не вынес позора и повесился. Вместе с ним наложили на себя руки почти 80 тыс. подданных. Новым императором провозгласили Ли Цзычэна. Для содержания армии и государственного аппарата ему пришлось восстановить налоги и поборы, введённые династией, что усложнило положение императора.
Серьёзную опасность представляла регулярная минская армия, воевавшая в то время против маньчжуров. Её командующий открыл ворота в Великой Китайской стене и впустил маньчжуров на территорию страны, признав себя их вассалом. Объединённые войска маньчжуров и минского военачальника разгромили армию Ли Цзычэна и в июне 1644 г. заняли Пекин. Они провозгласили китайским императором малолетнего сына хана Абахая. Регентом стал его дядя принц Доргунь. Так с 1644 г. в Китае установилась власть иностранной маньчжурской династии Цин, правившей страной до 1911 г.
ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ
1646 г. Из книги Ци Люци о начале правления династии Цин
Принц-регент маньчжурской династии Доргунь расположился во дворце Уиндянь... Он издал указ для распространения в столице, в котором чиновникам и народу приказывалось снять скорбный наряд и побрить головы. Праздничная одежда отныне должна была чётко соответствовать маньчжурскому образцу. С той поры в столице и вне её пределов все брили головы...
Маньчжуры — народность, проживавшая в Маньчжурии севернее Ляодунского полуострова. Длительное время пребывали в зависимости от китайской династии Мин. В конце XVI в. хан Нурхаци сумел объединить разрозненные тунгусо-маньчжурские народности охотников, рыбаков, скотоводов и земледельцев в государство, носившее с 1609 г. название Цзинь, а в 1636 г. переименованное в Цин.
• Почему Доргунь заставил китайцев брить головы и носить маньчжурскую одежду?
2. Империя Цин
Сначала китайцы пытались оказывать сопротивление. Однако их выступления жестоко подавлялись. Маньчжуры считали унизительным заниматься ремеслом и торговлей и в основном пребывали на государственной и военной службе. Поскольку маньчжуров было намного меньше, чем китайцев, то смешанные браки запрещались. Символом маньчжурского ига для мужчин стала причёска — полголовы брили, а волосы на затылке заплетали в косу. Нарушителей казнили, отрубленную голову выставляли в центре деревни или города. Крестьянам запрещалось покидать деревни, без разрешения резать домашнюю птицу или скот.
Маньчжуры фактически сохранили традиционную систему управления страной и подготовки чиновников. В качестве государственной идеологии осталось конфуцианство. Завоеватели начали перенимать обычаи и традиции китайцев, изучать их язык.
Самым долгим в истории цинского Китая было правление императора Канси (1662-1723). Китай за это время стал могущественной империей. Увеличилось ремесленное производство, появились первые мануфактуры. Император поощрял развитие сельского хозяйства, заботился о расширении посевных площадей. Много внимания император уделял культурному расцвету Китая.
Неизвестный художник. Император Канси. XVII в.
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА
Согласно китайской традиции, цинский властитель носил титул «Сын неба». Девиз правления каждого императора записывали специальными иероглифами. Именно под этим девизом, а не под собственным именем он входил в историю. Так, первый император Фулинь именовался Шуньчжи, что означало «Благодатное правление», его преемник Сюанье величался Канси, т. е. «Процветающее и лучезарное». Произносить имя императора запрещалось, а видеть лицо позволялось только приближённым. Церемониал представления императору был такой: надо было трижды упасть перед императором на колени и каждый раз трижды коснуться лбом пола. Императорский указ объявляли с башни дворца, после чего его текст вкладывали декоративному фениксу в клюв. Птицу на верёвках спускали с башни, и чиновники забирали указ. С этого момента считалось, что указ вступил в силу.
Храм Неба. г. Пекин (Китай). Современное фото
3. Китай и мир
В эпоху великих географических открытий Китаем активно заинтересовались европейские государства. Первыми в Китай в 1516 г. прислали корабли португальцы. Однако после ряда столкновений им пришлось покинуть страну. В 1557 г. Португалия всё-таки основала в Китае свою колонию Макао, а её миссионеры-иезуиты получили разрешение проповедовать в стране христианство.
В 1620-е годы у берегов Китая появились голландские корабли. Голландцы захватили часть о. Тайвань и продержались здесь почти 40 лет. Китаем заинтересовалась и Англия. Англичане проникли в район Гуанчжоу и добились от китайского правительства разрешения на ведение транзитной торговли. Из Китая европейцы вывозили прежде всего шёлк и фарфор, а завозили табак и огнестрельное оружие.
Китайское правительство запрещало иностранцам въезд в страну, за исключением католических миссионеров португальского, немецкого и итальянского происхождения.
При императоре Канси попытки установить взаимовыгодные отношения с Китаем предпринимала Россия. Однако из-за борьбы за влияние на Дальнем Востоке и в Центральной Азии сделать это оказалось непросто. В 1715 г. в Пекине была открыта Российская духовная миссия. Её члены изучали китайский язык, культуру, вели дипломатическую работу.
Попытки западноевропейских государств открыть в этот период в Китае свои миссии не имели успеха. Более того, в 1757 г. китайское правительство запретило иностранцам вести торговлю на своей территории. Исключением был порт Кантон.
В конце XVIII в. активизировала свои действия в Китае Великобритания. В 1793 г. в Китай прибыло английское посольство. Его целью было установление дипломатических связей и расширение торговли. Однако китайский император ответил отказом. Кроме англичан в Китай пытались проникнуть и американцы.
С приходом к власти династии Цин в вассальную зависимость от Китая попали Корея, Монголия, Вьетнам, Восточный Туркестан. Большим достижением Китая стало включение в его состав Тибета. Невзирая на это, на протяжении XVII-XVIII вв. Китай сознательно избегал контактов с большинством ведущих стран мира.
4. Религиозная и культурная жизнь Китая
В период правления монгольской династии Юань, пришедшей к власти в XIII в., в Китае утвердилась синкретическая религия, вобравшая в себя различные философские и религиозные учения, прежде всего буддизм, конфуцианство и даосизм. При этом особая роль отводилась конфуцианству. В эпоху династии Мин именно конфуцианство было идеологией многих китайских мыслителей XVI в.
После завоевания Китая маньчжурами религиозная жизнь продолжала развиваться на принципах конфуцианства. Император Канси опубликовал «Шен Юй» («Священный эдикт»), признававший конфуцианство официальной государственной идеологией, поскольку оно поддерживало культ императорской власти и правителя.
Во время династии Мин китайская культура переживала период подъёма. Особенного расцвета достигла литература. Писатель У Ченъэнь, используя древние легенды и переводы, создал фантастический роман «Путешествие на Запад». Автор описал паломничество в Индию к священным книгам буддизма. В произведении изображены удивительные животные, среди которых особенно необычна золотая обезьяна.
На основе ритуальных танцев и музыки сформировался китайский театр. В XVI—XVII вв. были заложены основы пекинской оперы.
При династии Мин происходила реконструкция столицы страны Пекина. Здесь продолжалось сооружение императорского дворца, так называемого «Запретного города». В 1530 г. в Пекине завершили строительство Храма Неба. Это был величественный комплекс, посвящённый небу как главному божественному символу китайцев.
Что касается науки, то в Китае активно развивались отрасли, имеющие практическое значение. Были созданы энциклопедические произведения по сельскому хозяйству, в области естественных и технических наук. Ли Шичжень (XVI в.) в «Трактате о деревьях и растениях» описал лечебные свойства трав, деревьев и минералов.
В XVII в. при маньчжурах была создана специальная группа для написания истории династии Мин. В своём труде учёные доказывали неотвратимость её падения и замену на Цин. Несогласных с такой трактовкой бросали в тюрьмы, отправляли в ссылку или казнили. Запрещённые книги уничтожали либо вносили в специальный перечень.
Вен Жендминг. Старые деревья и холодный водопад. XVI в.
Керамика. Династия Мин
Чайник. Династия Цин
В период правления императора Канси были созданы словари и энциклопедии, изданы литературные произведения предыдущих эпох, в частности 50 тыс. стихотворений. В конце XVIII в. были собраны все книги, изданные ранее в Китае (всего 170 тыс. томов), и поделены на 4 раздела. Библиотека получила название «Полное собрание книг четырёх хранилищ».
Архитектуре эпохи династии Цин присущ стиль китайского барокко. Монументальные сооружения того времени были изысканно декоративными. Развивалась также и живопись. Художники творили в декоративном (цветы и птицы), пейзажном (горы и вода) и портретном жанрах. Больших успехов добились мастера китайских фарфоровых изделий.
Крестьянская война, маньчжурская династия Цин; 1628-1644, 1660; Ли Цзычэн, Канси.
1. Покажите на карте территорию Китая во времена правления династий Мин и Цин.
2. Какие территории были присоединены к Китаю?
3. Определите уровень развития китайской культуры. Обоснуйте своё мнение.
4. Почему Европа практически согласилась с «закрытием» Китая?
Подискутируйте
5. Почему Индия попала под английское господство, а Китай сохранил свою независимость?
Коментарі (0)