Войти
Закрыть

Обобщение к курсу «Основные идеи, достижения и вызовы “долгого” XIX в.»

9 Клас , Всемирная история 9 класс Полянский

 

ОБОБЩЕНИЕ

к курсу «Основные идеи, достижения и вызовы "долгого” XIX в.»

«Долгий» XIX в. заложил основы революционных изменений в науке, искусстве и культуре, отношениях европейской (западной) культуры с остальными странами мира.

В последней трети XIX в. в основном завершился процесс оформления новой политической системы общества, основанной на свободе предпринимательства, торговли, расширении политических прав и установлении конституционного строя. Однако либеральные порядки утвердились не сразу. Лишь после парламентской реформы 1832 г. в Англии, революций 1848-1849 гг. в Европе, объединения в начале 1870-х годов Германии и Италии к власти пришла буржуазия. Установились такие формы государственного правления: конституционная монархия, президентская республика и парламентская республика.

В течение века индустриальное общество сформировалось во всех европейских странах, а также в США, Японии и других странах. Это был период изменений в социальной структуре общества, подъёма среднего класса и класса наёмных рабочих.

Появление сначала во Франции, а затем и в Англии, Италии и Германии среднего класса — обеспеченных людей с определённым уровнем образования и желанием играть ведущую роль в управлении государством и в бизнесе — было важным этапом в создании индустриального общества и утверждении новых форм управления государством. Средний класс был настроен на использование новых форм хозяйствования, преимуществ индустриальной революции, был носителем идеалов Американской и Французской революций. Идеи Дж. Локка, вдохновившие поколения американских революционеров, рассматривались как естественный путь к обществу, организованному на принципах научного взгляда на мир.

Коренным образом изменились взгляды на назначение науки, на роль и статус учёных в обществе. Наука стала производственной сферой, а учёные — важными фигурами в индустриальном обществе. Научные открытия и технические достижения обусловили появление новых отраслей производства — химической, электротехнической и др. Зарождаются вычислительная техника, автоматизация, производство синтетических материалов, используются свойства атома. Эти достижения во многом явились основой производства уже в XX в.

Темпы изменений существенно ускорились, резко сократилось время внедрения открытий и технических изобретений в производство.


Изменилась роль религии и церкви. Увлечение естественными науками обусловило размывание религиозных взглядов образованных слоёв в большинстве европейских обществ. Религия уже не рассматривалась как главный показатель лояльности граждан.

Образование стало доступнее. Государство устранило или существенно ограничило влияние религии и власть церкви в области образования. Примерно в одно время в Англии, Франции и Германии были созданы светские государственные системы образования, финансируемые и контролируемые непосредственно государством. Впервые большинство граждан получило доступ к образованию.

Взаимодействие государств мира способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению культур разных стран, народов и континентов. Стали более разнообразными художественные течения и направления.

Рост численности и уровня квалификации работников, совершенствование технологий способствовали дальнейшему повышению эффективности производства и распределения товаров и услуг; формировались национальные рынки, стремительно развивалась международная торговля.

Вторая половина XIX — начало XX в. — это также период обострения противоречий между рабочими и работодателями. Количество рабочих с ростом производства постоянно увеличивалось. В середине XIX в. в мире насчитывалось до 10 млн рабочих, а в конце века столько же в одних только США. В конце XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной отрасли. Однако к началу XX в. положение изменилось: самыми многочисленными группами рабочих стали машиностроители, металлурги и железнодорожники.

Социальные противоречия между рабочими и работодателями были питательной средой для разного рода гипотез и прогнозов. В частности, появились теории Д. Рикардо и Т. Мальтуса, прогнозировавшие неконтролируемый рост численности населения и отставание производства и поставок продовольствия от темпов роста народонаселения. Д. Рикардо предположил, что это будет означать усиление конкуренции за рабочие места и приведёт к постоянному сокращению заработной платы работников. Хотя этот мрачный сценарий конца света не сбылся, он заставил многих задуматься.

Важным новым явлением стало возникновение профсоюзного движения в условиях развития машинного производства и рост прослойки квалифицированных рабочих.

На фоне обострения отношений между рабочими и капиталистами пользовались популярностью политики и политические партии, позиционировавшие себя защитниками людей труда. Самыми известными их представителями были К. Маркс и Ф. Энгельс, выдвинувшие идею построения бесклассового коммунистического общества. В 1848 г. они напечатали труд «Манифест Коммунистической партии». В США резонанс от «Манифеста...» был намного меньше, чем в Европе, поскольку американцы сосредоточили своё внимание на проблеме рабства и увеличивавшемся разрыве между промышленным Севером и рабовладельческим Югом.

«Долгий» XIX век в Европе — период роста и оптимизма, научных достижений и экономических изменений. Это время, когда произошёл новый всплеск интеллектуальной энергии, европейцы пытались определить своё место в мире. Противоречия, борьба и войны шли бок о бок с прогрессом, ростом и успехом.

Французская революция 1789 г. и наполеоновские войны дали мощный толчок пробуждению национального самосознания народов Европы. Идея создания собственных национальных государств и отстаивания интересов нации распространялась особенно среди народов, лишённых государственности. На этой волне усилился национализм, лозунгами которого были создание национального государства, защита национальной и культурной самобытности (языка, истории, религии, народных обычаев и традиций).

Империализм и колониализм также стали неотъемлемыми атрибутами «долгого» XIX в. К концу века завершился процесс образования мирового рынка, в котором огромное значение имел экономический и территориальный раздел мира. Монополизация внешнего рынка предполагала захват колоний гарантированного рынка сбыта товаров и источника сырья. Научное, техническое и военное преимущество европейских стран облегчали завоевание колоний.

В 1890-х годах на международной арене появился новый мощный игрок - США, вытеснившие Англию с лидерских позиций. Парадоксально, но больше всего способствовала этому сама Англия. Во-первых, она добилась уничтожения остатков испанского колониализма в Западном полушарии и предотвращала появление новых европейских колониальных империй. Во-вторых, британская политика «открытых дверей» в Китае после «опиумных» войн обеспечила США выгоду от рыночных возможностей в Китае. В-третьих, одинаковые для всех стран правила мировой торговли, которых добивалась Англия, сыграли на руку США, чьи товары были дешевле и качественнее.

В начале XX в. Соединённые Штаты стали мировым лидером вместо Британской короны. Внешняя политика США была гибкой и заключалась в сохранении политической независимости зарубежных стран, в которых были заинтересованы США при условии их экономической зависимости от Америки. Если США считали, что политические порядки в такой стране мешают процветанию американской торговли, препятствуют мировой торговле, то они вмешивались во внутренние дела страны по своему усмотрению.

В целом «долгий» XIX в. был динамичным и важным этапом в развитии человеческой цивилизации. В это время люди не смогли создать идеальное для всех общество, но именно в конце XIX — в начале XX в. были заложены основы нового, более справедливого мира. Путь к нему, как показали события XX — начала XXI в., длителен и тернист.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 9 класс Полянский", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація