Войти
Закрыть

Основные термины и понятия 8 класс Дьячков, Литовченко

8 Клас

Барокко (итал. — причудливый) — направление в европейском искусстве XVI—XVIII вв., стремление к величию и пышности, что отвечало потребностям абсолютных монархов. Великие географические открытия — географические открытия европейских путешественников, начиная со второй половины XV до середины XVII в., которые привели к возникновению колониальных империй и значительным сдвигам в развитии мировой экономики, торговли и культуры. Великие Моголы — мусульманская империя (1526—1754 гг.), возникшая в результате завоевания Северной Индии правителями — потомками Чингисхана и Тимура. В XVI — первой половине XVII в. Великие Моголы были одними из самых могущественных правителей мира. Возрождение, или Ренессанс (фр. — возрождение) — этап в развитии культуры стран Европы (XIV—XVII вв.), характеризующийся повышением интереса к античным произведениям искусства и распространением идей гуманизма. «Встреча цивилизаций» — образное выражение, относящееся к периоду Великих географических открытий, когда началось тесное взаимодействие цивилизаций стран Европы, Азии и Америки. Высокое Возрождение — один из периодов Возрождения, важный этап в культурном и идеологическом развитии стран Западной и Центральной Европы, охватывавший 1500—1530 гг....

Раннее Новое время в истории человечества

8 Клас

Благодаря Великим географическим открытиям в мире почти не осталось земель, неизвестных человечеству. Были установлены связи между большинством цивилизаций Европы, Азии, Африки и Америки. Однако именно в Новое время стало ясно, что страны Европы опережают другие государства в экономическом развитии и военной мощи, поэтому европейцы начали не только торговать с другими странами Америки, Африки и Азии, но и отбирать их земли. Уже в XVI в. возникли первые колониальные империи — Испанская и Португальская. Со временем колонии стали захватывать другие страны Западной Европы — Англия, Франция, Нидерланды. За счет завоевания Сибири значительно расширились владения России, ставшей крупнейшей по площади страной мира. Правители европейских государств смотрели на остальной мир как на свою «законную» добычу и источник доходов. Молодое государство Соединенные Штаты Америки, возникшее в борьбе с Англией, пыталось сохранить независимость и демократическое устройство. Кроме того, большие усилия прилагались к освоению безграничных просторов земель, в доколумбовы времена принадлежавших индейцам. Рабство и отношение к чернокожим рабам раскололи американское общество на две части. Казалось, гражданская война была неизбежна. В отличие от Европы, великие государства Востока не участвовали в завоевании мира. Развитие этих стран сдерживали существующие традиционные экономические отношения, религиозные предрассудки и неограниченная власть монархов. Даже Османская империя, которая еще в XVII в. представляла угрозу для европейских столиц, к концу следующего столетия уже не могла соперничать с европейскими империями и начала терять свои владения....

«Срединная империя» и «Страна восходящего солнца» в XVI—XVIII вв.

8 Клас

Тысячелетние традиции китайской цивилизации оказали значительное влияние на развитие «Срединной империи» в XV—ХУЛ вв. Главное место в государственной системе Китая занимал император. Считалось, что его власть имеет божественное происхождение. Восходя на престол, Сын Неба брал новое тронное имя, означавшее девиз его правления: «Истинная Добропорядочность», «Спокойствие, Достойное Восхищения». Император обладал неограниченной властью, был источником закона, «отцом» для всех своих подданных. Основу Китайского государства составлял многочисленный аппарат чиновников (их было больше миллиона). Управлять огромной империей, раскинувшейся по всей Восточной Азии, было непросто. Правительство формировало единую политику исполнения воли императора. Китай был разделен на провинции, области, уезды. Всех чиновников назначали из столицы. Они зорко следили за выполнением законов, поддерживали порядок и вершили правосудие. Большую роль играл суд. Здесь рассматривали дело, выслушивали истца и ответчика, опрашивали свидетелей. Женщины могли давать показания только под пыткой. Суд выносил приговор. Как правило, наказанием служили удары легкой или тяжелой бамбуковой палкой, каторжные работы или смертная казнь. Император мог помиловать или изменить наказание....

Персидское царство Сефевидов и Империя Великих Моголов в Индии

8 Клас

После развала государства непобедимого Тимура среди мелких княжеств Среднего Востока наступила пора междоусобиц. В 1502 г. молодой и талантливый шах Исмаил из династии Сефевидов объединил под своей властью обширные территории Ирана и Азербайджана. Молодое государство стало главным противником Османской империи, стремившейся расширить границы своих владений до самой Индии (рис. 1). Жестокие войны между турками-суннитами и персами-шиитами не выявили победителя, но значительно ослабили эти азиатские государства. Новое усиление Сефевидской Персии происходило во времена правления Аббаса I (1587—1629), который вошел в историю Ирана под почетным именем Мирза (Великий). Он укрепил свою единоличную власть и жестоко расправился с внутренними врагами. Аббас Мирза поддерживал развитие ирригационного земледелия, торговли и ремесла. Успехи в экономике позволили персам активно бороться с Османской Турцией за господство в Передней Азии, им даже удалось на какое-то время захватить Багдад. Исфахан — «половина мира» Именно так называли столицу Персии во времена правления Аббаса I. Считалось, что тот, кому посчастливилось увидеть Исфахан с его 600-тысячным населением, увидел половину мира. При дворе шаха жили выдающиеся ученые и художники, поэты и философы. Европейские путешественники дивились величию персидской столицы, которая в XVII в. по размерам существенно превосходила Лондон. Город украшали парки, площади, просторные улицы, библиотеки и мечети....

Особенности государственного устройства США. Практическое занятие

8 Клас

Одержав победу в войне с Англией, Соединенные Штаты столкнулись с трудностями во внутренней политике. Еще в 1777 г. были приняты «Статьи Конфедерации». Согласно этому документу колонии, которые стали называть штатами, сохраняли почти полную самостоятельность. Центральную власть представлял однопалатный представительный орган — Конгресс, который не мог влиять на отдельные штаты. Каждый штат имел право вводить собственные налоги, выпускать деньги и создавать свою армию. Пока шла война, штаты действовали согласованно, но после заключения мира каждая колония принялась отстаивать собственные интересы. Возникли конфликты между соседними штатами, единство США оказалась под угрозой. Вопрос для обсуждения. К каким последствиям могло привести сохранение в США «Статей Конфедерации»? В распаде США не были заинтересованы ни фермеры и буржуазия Севера, ни плантаторы Юга. Поэтому в 1787 г. в Филадельфии было созвано собрание для принятия новой конституции США. В условиях строгой секретности делегаты за четыре месяца разработали проект конституции. Штаты ратифицировали (утвердили) конституцию, которая действует в США по сей день....

Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость

8 Клас

Англия позднее других стран начала колониальные завоевания, и богатая серебром Южная Америка была для нее недоступной. Поэтому английские колонии возникали на менее привлекательных территориях Северной Америки. Первое постоянное поселение — Джеймстаун в Виргинии — англичане основали в 1607 г. Вскоре у английских беженцев-пуритан появилось собственное поселение — Плимут. Постепенно на восточном побережье Северной Америки возникло 13 английских колоний. Цена колонизации Земли, на которых были основаны колонии, принадлежали племенам американских индейцев, но белые переселенцы сначала обманным путем выкупали у них одну часть земли, а потом захватывали другую. Колонисты беспощадно расправлялись с любым сопротивлением индейцев. Племена сталкивали между собой, истребляли в ходе карательных экспедиций. На протяжении столетия колонизации большая часть индейского населения восточного побережья Северной Америки была перебита, остатки вытеснены на Запад. Между колониями существовали определенные отличия. Южные и центральные колонии создавались под контролем государства, и в них большое влияние имели королевские чиновники и английская аристократия. Короли щедро раздавали земли своим приближенным, некоторые знатные вельможи получали в управление целые колонии. Земля в них, особенно на юге, отличалась высоким плодородием, а погодные условия способствовали выращиванию риса, табака и хлопка. В колониях возникли крупные земледельческие хозяйства — плантации. Почти весь свой урожай плантаторы продавали в Англию как сырье для английских мануфактур....

Российское государство во времена правления Екатерины II

8 Клас

После смерти Петра I развернулась борьба за власть между его приближенными. Решающую роль в этой борьбе сыграла гвардия, расквартированная в Санкт-Петербурге. Гвардейские полки набирали из дворян, и они были единственной организованной и вооруженной силой в столице. Поэтому престол мог занять лишь тот, кого поддерживала гвардия. С 1725 по 1762 г. в Российской империи произошло пять дворцовых переворотов, но суть государственного порядка не изменилась. Гвардия пристально следила за тем, чтобы монархи не нарушали интересы дворянства. Ситуация в стране несколько стабилизировалась в годы правления дочери Петра I Елизаветы (1741—1761). Было осуществлено ряд реформ, однако они не смогли преодолеть незавершенность реформ, проводимых в Российской империи. В эти годы усилиями выдающегося ученого М. Ломоносова был открыт Московский университет. Однако промышленность развивалась очень медленно, труд крепостных крестьян в сельском хозяйстве был малоэффективен. Государственная казна пустела. Внешняя политика была непоследовательной, военные успехи часто не использовались в интересах империи. Имя Екатерины II при рождении — София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. Будущая императрица происходила из обедневшего германского княжеского рода и новое имя получила после венчания с наследником российского престола Петром и перехода в православие. Петр не любил супругу и в первые годы совместной жизни совершенно ею не интересовался. Сына Павла отобрала для воспитания императрица Елизавета Петровна. Однако рассудительная и властолюбивая Екатерина не позволила себя сломать. Она загодя готовилась к управлению империей: изучала русский язык, основательно знакомилась с жизнью в России, окружила себя умными и решительными фаворитами. Именно приближенные Екатерины подготовили заговор против Петра III. Так, с помощью гвардии немка взошла на российский престол....

«Просвещенный абсолютизм». Правление австрийских Габсбургов. Королевство Пруссия

8 Клас

Идеи Просвещения были популярны не только среди ученых и просто мыслящих людей Европы. Многие европейские монархи еще в юные годы попали под влияние взглядов Вольтера и Монтескьё и, придя к власти, стремились к перестройке своей страны. Они понимали, что существующие порядки уже не могут обеспечивать развитие государства, и были готовы провести реформы в духе Просвещения. К изменениям монархов подталкивало и нарастающее недовольство буржуазии, постоянные крестьянские волнения. Правителям не хотелось повторить судьбу короля Карла I Стюарта, казненного по решению парламента. Многие идеи просветителей казались монархам хорошим средством для улучшения ситуации в государстве. «Просвещенные монархи» в XVIII в. правили во Франции, Испании, Пруссии, Австрии, России, итальянских государствах и германских княжествах. Они открыто провозглашали своей целью реформы в духе идей просветителей. «Просвещенные правители» состояли в переписке с известными мыслителями, встречались с учеными и философами (рис. 1). Во многих государствах было ослаблено влияние католической церкви, запрещена деятельность Ордена иезуитов. Вводилось всеобщее начальное образование, открывались университеты, академии наук, музеи и библиотеки. «Просвещенные правители» заботились о развитии торговли и мануфактурного производства, сокращении числа крестьянских повинностей, а Иосиф II Габсбург вообще отменил в Австрии личную зависимость крестьян....

Начало промышленного переворота. Просвещение

8 Клас

Во второй половине XVIII в. в Англии произошли заметные изменения в развитии промышленности. Объем выпуска товаров возрос в сто, а то и в тысячу раз. На смену небольшим мануфактурам с двумя десятками рабочих пришли фабрики, где трудились сотни людей. В Англии начался промышленный переворот (промышленная революция). Промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Предпосылками промышленного переворота стали события конца XVII — первой половины XVIII в. В сельском хозяйстве дворяне продолжали политику огораживания. Их действия поддерживал парламент, издававший законы о проведении огораживаний. Сотни тысяч крестьян потеряли свои земли и были вынуждены переселиться в города. В конце XVIII в. во владениях дворян пахали землю и пасли овец не крестьяне, а наемные рабочие — батраки, не имевшие собственной земли и вынужденные продавать свой труд. Число английских крестьян стремительно сокращалось. В конце XVIII в. в Англии завершилась аграрная революция — феодальное хозяйство полностью сменилось капиталистическим, наступила эпоха индустриальной цивилизации. Крестьяне были готовы браться за любую работу в городе, чтобы прокормить себя и свои семьи. Появилось огромное количество дешевой и свободной рабочей силы, которую владельцы мануфактур могли нанимать на новые предприятия....

Становление Российской империи

8 Клас

В 1645 г. после смерти Михаила Федоровича Романова царем стал его 16-летний сын Алексей Михайлович (1645—1676) (рис. 1). В период правления Алексея Михайловича был почти упразднен последний пережиток сословно-представительной монархии — Земский собор. Окончательно сформировалась система бюрократического управления государством — приказы. Был принят новый кодекс законов — Соборное уложение 1649 г., по которому влияние царя и дворянства еще больше усилилось. Соборное уложение фактически вводило в государстве крепостное право для крестьян, которые жили на помещичьих землях. Однако окончательное закрепощение крестьян тормозило развитие мануфактурного производства. На мануфактурах некому было работать и некому продавать товары, так как крепостной крестьянин не мог уйти с земли и у него не было денег, чтобы покупать продукцию мануфактур. Поэтому в Московском царстве развивались в основном государственные мануфактуры, обеспечивающие потребности царского двора и армии. Закрепощение крестьян и рост налогов вызвали новую волну народных волнений. В столице вспыхнули «соляной» и «медный» бунты. В 1667 г. на Дону началось восстание под предводительством атамана донских казаков Степана Разина (рис. 2). Повстанцы взяли Царицын и Астрахань, подошли к Симбирску. Многие города от Волги до Слободской Украины выступили в его поддержку. Участились мятежи и бунты в царских войсках. Восстание охватило огромную территорию и вылилось в крестьянскую войну. Однако восставшие не смогли объединить свои силы в единое войско. Зачастую крестьяне, разгромив усадьбу своего помещика, отказывались идти дальше с восставшими. В конце концов царю удалось собрать сильную армию и разбить войско С. Разина под Симбирском. В 1671 г. донские власти выдали Разина, и после жестоких пыток он был казнен в Москве....

Навігація