Войти
Закрыть

Персидское царство Сефевидов и Империя Великих Моголов в Индии

8 Клас , Всемирная история 8 класс Дьячков, Литовченко

 

§28. Персидское царство Сефевидов и Империя Великих Моголов в Индии

Персидское царство династии Сефевидов и огромная Империя Великих Моголов в Индии играли ведущую роль во всем мусульманском мире и среди других стран Азии. Почему же период могущества быстро сменился упадком и зависимостью от других стран?

Давайте вспомним! 1. Когда мусульмане разделились на шиитов и суннитов? 2. Что такое Варны и касты? 3. Когда возникло государство Делийский султанат? 4. Кто и когда открыл восточный морской путь в Индию (§2)?

1. Возвращение Персии и ее упадок.

После развала государства непобедимого Тимура среди мелких княжеств Среднего Востока наступила пора междоусобиц. В 1502 г. молодой и талантливый шах Исмаил из династии Сефевидов объединил под своей властью обширные территории Ирана и Азербайджана. Молодое государство стало главным противником Османской империи, стремившейся расширить границы своих владений до самой Индии (рис. 1).

Жестокие войны между турками-суннитами и персами-шиитами не выявили победителя, но значительно ослабили эти азиатские государства.

Новое усиление Сефевидской Персии происходило во времена правления Аббаса I (1587—1629), который вошел в историю Ирана под почетным именем Мирза (Великий). Он укрепил свою единоличную власть и жестоко расправился с внутренними врагами. Аббас Мирза поддерживал развитие ирригационного земледелия, торговли и ремесла. Успехи в экономике позволили персам активно бороться с Османской Турцией за господство в Передней Азии, им даже удалось на какое-то время захватить Багдад.

Исфахан — «половина мира»

Именно так называли столицу Персии во времена правления Аббаса I. Считалось, что тот, кому посчастливилось увидеть Исфахан с его 600-тысячным населением, увидел половину мира. При дворе шаха жили выдающиеся ученые и художники, поэты и философы. Европейские путешественники дивились величию персидской столицы, которая в XVII в. по размерам существенно превосходила Лондон. Город украшали парки, площади, просторные улицы, библиотеки и мечети.

♦ Рис. 1. Индия и Китай в XVI—XVII вв.

Однако успехи Аббаса I оказались кратковременными. В начале XVII в. Сефевидская Персия столкнулась с серьезными трудностями. Опустели караванные пути, теперь восточные товары поступали в Европу по морю. Страну охватили восстания угнетенных народов (армян, грузин, афганцев), обострились разногласия между тюрками, населявшими страну, и персами. Аббас Мирза стремился решить все проблемы с помощью террора и массовых казней своих противников. Смерть деспота не изменила ситуацию к лучшему. В начале XVIII в. афганские племена установили в Персии свою власть. Соседние государства (Турция, Россия, Великие Моголы) отобрали у Персии богатейшие земли.

Культура Персии

Развитие культуры народов Персии в XVI—XVII вв. основывалось на неисчерпаемом наследии прошлых эпох. Жителям страны удалось соединить достижения мусульманской культуры периода халифата и традиционные культурные достояния Древней Персии. Центрами культурного развития были города Герат, Исфахан, Тебриз. Здесь развивались литература, музыка, архитектура, орнаментальная живопись. Персидские рукописные книги с их блестящим уровнем каллиграфии и неповторимыми миниатюрами специалисты считают настоящими произведениями искусства.

2. Образование государства Великих Моголов.

Трехвековое господство в Индии правителей Делийского султаната (1206—1526 гг.) иногда называют периодом «общего бесплодия». Султаны-мусульмане использовали завоеванную индусскую страну исключительно в целях собственного обогащения. В начале XVI в. султанат находился в состоянии глубокого политического кризиса.

В 1526 г. в пределы Индии вторглось небольшое, но хорошо вооруженное и обученное войско афганского правителя Захиреддина Мухаммада Бабура (1526—1530). Он быстро разгромил войско Делийского султаната и захватил столицу.

♦ Рис. 2. Персидская книжная миниатюра XVII в.

Поэт с тигриной хваткой

Выходец из Средней Азии Бабур (в переводе с персидского — Тигр) был потомком великих завоевателей — Чингисхана и Тимура. Таким образом, в его жилах текла монгольская кровь. Династию, которую он основал, считали монгольской и на персидский манер назвали «моголами». Родство с великими предками давало Бабуру право рассматривать любую восточную страну как временно утраченные владения. Бабур был талантливым полководцем. Он получил отличное образование. Бабур обладал и незаурядным поэтическим даром. Вершиной его творчества стала книга стихов «Бабур-наме». Специалисты считают Бабура одним из лучших тюркоязычных поэтов.

Дальновидный Бабур отменил унизительную джизъю — дань за «неверность», которую платили все немусульмане. Кроме того, он снизил плату за пользование землей до 1/3 урожая. Правитель разрешил смешанные исламско-индусские браки, приглашал ко двору талантливых индусов, назначая их на высокие государственные должности. Внутренняя политика Бабура способствовала укреплению нового государства, которое вошло в историю под названием Империя Великих Моголов (1526—1754 гг.).

♦ Рис. 3. Стоянка Бабура во время путешествия. Миниатюра XVI в. Ученые называют Бабура своеобразным просветителем, сведущим в истории и географии.

3. Хозяйство и повседневная жизнь.

Индия — богатая природными ресурсами страна, основой экономики которой было пашенное земледелие. Кроме риса, хлопка и сахарного тростника важными зерновыми культурами стали пшенин;а и ячмень. Благоприятные природные условия позволяли собирать по два урожая в год. В середине XVII в. урожайность пшенип;ы в Индии составляла 12,6 н;ентнера с гектара, а в европейских странах — только 7—8 н;ентнеров. Индийские крестьяне выращивали множество огородных культур и фруктов. После Великих географических открытий в Индию проникли и постепенно обрели популярность «американские» культуры: кофе, табак, кукуруза. С появлением англичан в стране начали выращивать и употреблять чай.

Помимо разнообразной растительной пищи важное место в питании индусов занимали молоко и кисломолочные продукты, сливочное масло и сыр. Однако из религиозных убеждений скотоводство было развито однобоко. В Индии успешно использовали мускульную силу слонов, буйволов, верблюдов и зебу. Хотя мясо индусы употребляли крайне редко. Многие животные, например коровы, до сих пор считаются в Индии священными.

Как и во многих южных странах Азии, дома простых людей в Индии строили из сырцового (необожженного) кирпича или деревянных жердей, покрытых в несколько слоев пальмовыми листьями.

♦ Рис. 4. Возделывание поля в Индии.

В целом индусы отдавали предпочтение духовной жизни, а к материальным благам относились довольно спокойно. К тому же кастовые законы ограничивали уровень благосостояния человека в соответствии с его положением в обществе.

В XVI—XVII вв. Индия была очень богатой страной, но основную часть ее населения составляли бедные люди.

4. Великие Моголы во времена Акбара

«Золотым веком» Моголов называют время правления внука Бабура, падишаха Джелал-ад-Дина Акбара (1556—1605) (рис. 5), взошедшего на трон в 13-летнем возрасте. Мудрый и решительный правитель оказался жестоким завоевателем. За время правления Акбара Моголы подчинили себе почти всю Индию. Государственная казна наполнилась сказочными богатствами захваченных индийских княжеств.

Гибель Виджаянагары

Опасным и сильным противником Акбара было княжество Виджаянагара (юг полуострова Индостан). Государство возглавлял преемственный правитель махараджа. Основу могущества махараджи составляли богатые города-крепости. Они вели очень прибыльную торговлю тканями, кораллами, жемчугом, медью, рабами, пряностями и слоновой костью. На доходы от торговли содержали большое и боеспособное войско. Португальские путешественники убеждали, что у махараджи было войско из 50 тыс. солдат и тысячи «похожих на демонов слонов размером с гору» (рис. 6). В 1565 г. Акбар разгромил княжество и сжег его столицу — город Виджаянагар («город победы»). Более 40 лет город лежал в руинах и зарос джунглями.

Во внутренней политике Акбар ввел грамотную систему налогов, размеры которых запретил увеличивать под страхом смерти. Политика Акбара способствовала укреплению централизованного государства. Он установил единую систему мер и весов, провел денежную и административную реформы.

Правитель Моголов прославился как религиозный реформатор. Он являлся убежденным сторонником восточной мудрости: «Истина одна, только мудрые идут к ней разными путями». Все религии он признавал одинаково истинными, направленными на познание Бога. В столице Акбар открыл «Ибадат-хану» (молитвенный дом). Здесь могли встречаться мусульмане, индусы, буддисты, иезуиты для мирных дискуссий на религиозные темы.

♦ Рис. 6. Дворец для слонов правителя княжества Виджаянагара (современный вид). Это княжество было одним из крупнейших государств Южной Индии.

♦ Рис. 5. Акбар.

Жизнь падишаха

Акбар был отважным охотником на тигров, любил подвижные игры, особенно конное поло и хоккей на траве. Падишах увлекался игрой в шахматы, кости и карты.

Личная жизнь правителя сложилась непросто. Из пяти его сыновей до взрослого возраста дожил только один — Селим, в свое время поднявший мятеж против отца. Мятеж был подавлен, а единственного сына — наследника трона — Акбар простил.

В XVI — первой половине XVII в. Великие Моголы были одними из самых могущественных правителей мира.

5. Расцвет индийской культуры.

С древних времен Индия отличалась высоким уровнем развития науки и литературы, изобразительного искусства, архитектуры и градостроения. В период Великих Моголов в стране сложилась уникальная культура, вобравшая в себя лучшие достижения восточных цивилизаций.

Как правило, культурная жизнь была сосредоточена в городах. Среди них заметно выделялись Агра и Лахор. Моголы вели активное строительство дворцов и мечетей, роскошных мавзолеев и загородных усадьб. При этом в стране возводились крепости, мосты, открывались постоялые дворы и школы. Богатства могущественного государства позволяли строить великолепные, редкие по красоте дома, в которых гармонично сочетались персидский, исламский и индусский архитектурные стили.

♦ Рис. 7. Мечеть-мавзолей Тадж-Махал. Современный вид.

Тадж-Махал — памятник любви

У Шаха Джахана (1627—1658) была очень красивая супруга Мумтаз Махал, которую он любил без памяти. Верная супруга и мудрая помощница правителя умерла во время очередных родов. Смерть любимой супруги потрясла шаха. Он поклялся построить мавзолей, достойный любви к ней. Десятки тысяч рабочих были привлечены к грандиозному строительству, в течение 18 лет не прекращавшемуся ни на день.

Мавзолей Тадж-Махал («Венец Моголов») стал вершиной архитектурного искусства эпохи Моголов (рис. 7). В Индии его называют «слезинкой на щеке вечности».

В деспотическом государстве развитие культуры во многом зависело от правителя. Это была придворная культура, отражавшая желания и прихоти правителей.

6. Упадок Империи Великих Моголов.

Правнук Акбара падишах Аурангзеб (1658—1707) оказался религиозным фанатиком и развернул террор против индусов и шиитов. По его приказу разрушались индусские храмы, была восстановлена джизья. Шаткий внутренний мир многонационального государства был нарушен. Кровавые войны ослабили хозяйство, крестьяне бежали от непомерных налогов, были разорваны торговые связи. В богатейшей стране Азии начался страшный голод.

После смерти Аурангзеба от былого величия Моголов не осталось и следа. Государство распалось на мелкие самостоятельные княжества. Теперь в Индии не было силы, способной противостоять натиску европейцев.

С конца XVI в. в Индию начали проникать англичане, голландцы, а позднее французы. Ост-Индские торговые компании Голландии и Англии заметно потеснили на мировых торговых путях слабеющую Испанию и Португалию. Они опирались на поддержку своих правительств и добились разрешения не только вести торговлю, но и содержать свои войска, объявлять войну и подписывать мир. После смерти Акбара англичанам удалось получить торговые привилегии в империи Моголов. Сначала были основаны торговые фактории (Мадрас, Пуликат). После краха Великих Моголов у англичан больше не осталось достойных противников в Индии.

Опираясь на промышленное, торговое и военно-морское могущество, в середине XVIII в. Англия приступила к покорению Индии.

Вопросы и задания

1. Что общего между Сефевидской Персией и Османской Турцией? 2. Как Аббас I Мирза пытался усилить свое государство? Охарактеризуйте состояние хозяйства Индии в начале Нового времени. 3. Почему Бабуру удалось быстро завоевать значительную часть Индии и основать новое государство? 4. Назовите наиболее интересные, на ваш взгляд, особенности повседневной жизни индийцев. 5*. Имя Акбар означает «Великий». Справедливо ли его так назвали современники? 6. Какие шаги предпринимал Акбар для укрепления централизованной власти в империи? 7*. Сравните религиозную политику индийского падишаха Акбара и его современника испанского короля Филиппа II. 8. Назовите основные особенности развития культуры в Индии в период Великих Моголов. Почему европейцам удавалось сравнительно легко осуществлять свои колониальные замыслы в Индии?

Из письма Ф. Бернье, путешественника и врача падишаха Аурангзеба, к министру финансов Франции Ж.-Б. Кольберу

...На этом громадном пространстве много чрезвычайно плодородных земель, некоторые из них... превосходят Египет не только изобилием риса, пшеницы и прочих необходимых для жизни продуктов, но также теми ценными товарами, которых Египет не знает, каковы шелка, хлопчатобумажные изделия, индиго и многое другое...

Из этих земель многие достаточно населены и довольно хорошо возделаны; местные ремесленники... старательно трудятся, изготавливая ковры, парчу, золотые и серебряные ткани и всякого рода изделия из шелка и хлопка...

...В Индостане есть несметное количество золота и серебра... Великий Могол... получает большие доходы и владеет огромными богатствами.

1. Какими словами Ф. Бернье описывает богатства Индии? 2. Кому принадлежали богатства Индии, с точки зрения французского путешественника?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Дьячков, Литовченко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація