Войти
Закрыть

Начало промышленного переворота. Просвещение

8 Клас , Всемирная история 8 класс Дьячков, Литовченко

 

§23. Начало промышленного переворота. Просвещение

Изменения в политический системе Англии привели к значительным преобразованиям в экономике страны. В промышленности внедряются новые технические изобретения. Наука, в свою очередь, распространяет свое влияние не только на производство, но и на политическое и социальное развитие стран Европы.

Давайте вспомним! 1. Как повлияла английская революция на положение «новых дворян» (§16)? 2. Изменилось ли положение крестьян после революции в Англии (§16)? 3. Какие изменения произошли в торговле (§ 16)?

1. Предпосылки промышленного переворота.

Во второй половине XVIII в. в Англии произошли заметные изменения в развитии промышленности. Объем выпуска товаров возрос в сто, а то и в тысячу раз. На смену небольшим мануфактурам с двумя десятками рабочих пришли фабрики, где трудились сотни людей. В Англии начался промышленный переворот (промышленная революция).

Промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Предпосылками промышленного переворота стали события конца XVII — первой половины XVIII в. В сельском хозяйстве дворяне продолжали политику огораживания. Их действия поддерживал парламент, издававший законы о проведении огораживаний. Сотни тысяч крестьян потеряли свои земли и были вынуждены переселиться в города. В конце XVIII в. во владениях дворян пахали землю и пасли овец не крестьяне, а наемные рабочие — батраки, не имевшие собственной земли и вынужденные продавать свой труд. Число английских крестьян стремительно сокращалось. В конце XVIII в. в Англии завершилась аграрная революция — феодальное хозяйство полностью сменилось капиталистическим, наступила эпоха индустриальной цивилизации.

♦ Рис. 1. Лондон в XVIII в.

Крестьяне были готовы браться за любую работу в городе, чтобы прокормить себя и свои семьи. Появилось огромное количество дешевой и свободной рабочей силы, которую владельцы мануфактур могли нанимать на новые предприятия.

Безземельные крестьяне, устроившись работать на мануфактуру, не только превращались в рабочих, но и становились покупателями. Крестьяне почти все необходимое изготавливали в своем хозяйстве, и потому покупали очень мало промышленных товаров. У рабочих же не было своего хозяйства, и любую мелочь им приходилось приобретать на рынке. Поэтому в XVIII в. в Англии (особенно в заморских владениях) начал быстро расти спрос на промышленные товары. Мануфактуры уже не могли обеспечить товарами всех желающих.

В руках зажиточных слоев английского общества в XVIII в. сосредоточились огромные средства, за которые можно было строить новые предприятия. Источником доходов стали грабежи колоний в Азии и Америке, колоссальные богатства англичане вывозили из Индии. Кроме того, огромную прибыль приносила работорговля — продажа африканского населения плантаторам в Северной и Южной Америке. Многие купцы и работорговцы вкладывали свои средства в производство товаров в Англии.

В XVIII в. в Англии сложились условия для осуществления промышленного переворота.

♦ Рис. 2. Собор Святого Павла в Лондоне. Усыпальница почетных англичан. Современный вид.

♦ Рис. 3. Мануфактура.

♦ Рис. 4. «Прялка Дженни».

♦ Рис. 5. Машина С. Кромптона.

2. Технические изобретения.

Использование механизмов в промышленности было невозможно без научных открытий и технических изобретений. Применение машин облегчало организацию труда на мануфактуре. Изготовление товаров было разделено на ряд несложных операций, выполнявшихся вручную. Некоторые операции были очень простыми, и их можно было заменить механизмами (рис. 3).

Успешнее всего технические усовершенствования внедрялись в текстильной промышленности, особенно на предприятиях по переработке хлопка и изготовлению хлопчатобумажных тканей. Эти ткани пользовались очень высоким спросом, и владельцы, желая увеличить производительность своих мануфактур, были готовы вкладывать значительные средства в производство и закупку машин.

В 1765 г. ткач Дж. Харгривс создал механическую прядильную машину «Дженни», изготавливавшую хлопчатобумажную нить без помощи человека (рис. 4). Рабочий только приводил в движение механизм прялки. В 1779 г. С. Кромптон усовершенствовал «Дженни», подсоединив к ней водяной двигатель. Производство выросло в сотни раз, ручные ткацкие станки не успевали обрабатывать такое количество пряжи (рис. 5). В 1784 г. Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок, позволивший значительно ускорить процесс изготовления ткани.

♦ Рис. 6. Паровая машина Дж. Уатта.

Нововведения коснулись и других отраслей промышленности: горнодобывающей, металлургической. Однако большинство машин приводились в действие либо силой человека, либо силой животных, либо силой падающей воды. Возникла необходимость создать новый мощный двигатель, который можно было применять с различными механизмами. В 1784 г. Дж. Уатт запатентовал (зарегистрировал) универсальную паровую машину. Двигатель Уатта можно было использовать с различными машинами. Очень скоро паровая машина стала основным видом двигателя на производстве и транспорте (рис. б).

В 60-е гг. XVIII в. в Англии началось внедрение в производство машин — это ознаменовало начало промышленного переворота.

В ходе промышленного переворота в Англии место мануфактуры, где применялся ручной труд, заняла фабрика — крупное предприятие, основанное на машинном производстве.

Первая фабрика

Первая фабрика в Англии была основана в 1771 г. предпринимателем Р. Аркрайтом. На ней работали прядильные машины, которые приводил в движение водяной двигатель. Очень скоро фабрики начали создаваться и в других отраслях промышленности. Со временем такие предприятия распространились в странах Европы и Северной Америки.

3. Изменения в социальной структуре общества.

Развитие промышленности привело к значительным изменениям в английском обществе. Окрепла буржуазия — собственники средств производства, на которых трудились наемные рабочие. Рост доходов буржуазии привел к усилению ее влияния в парламенте.

Большую часть населения Англии теперь составляли не крестьяне, а наемные рабочие. В отличие от крестьян, владевших землей и орудиями труда, рабочие были лишены собственных средств производства. Поэтому им приходилось идти работать на предприятия, чтобы спастись от голодной смерти. Владельцы фабрик знали о том, что рабочий не сможет прожить без работы на фабрике, и платили им меньше, чем те зарабатывали. Весьма охотно буржуазия принимала на работу женщин и детей, так как им можно было платить еще меньше, чем мужчинам.

Условия труда на многих фабриках были очень тяжелыми. Рабочие без устали трудились в душных полутемных цехах по 12—14 часов в сутки. Заработная плата была крайнє низкой, ее едва хватало на еду и самое дешевое жилье.

♦ Рис. 7. Фабрика в Англии.

ПРИЗНАКИ МАНУФАКТУРЫ И ФАБРИКИ

Рабочие пытались бороться за свои права, устраивали забастовки, требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда. В Англии получило распространение движение луддитов — разрушителей машин. Луддиты считали, что использование машин ведет к снижению оплаты рабочим и усилению эксплуатации. Они ломали станки, механизмы, громили целые фабрики. Власть беспощадно боролась с луддитами, за порчу машин была введена смертная казнь.

В ходе промышленного переворота в Англии окончательно сформировались новые общественные группы — буржуазия и наемные рабочие.

Шотландский ученый Адам Смит (1723—1790) разработал новую теорию экономического развития общества, основанную на фабричной промышленности. По его мнению, благосостояние государства с развитой промышленностью должно расти независимо от того, какие цели преследуют производители товаров. Используя понятие «невидимая рука рынка», А. Смит стремился доказать, что капиталистическая экономика является саморегулирующейся системой, поэтому государство не должно вмешиваться в экономику.

4. Начало Просвещения в Европе.

Результатом важных изменений, произошедших в Европе в XVII в., стало начало нового этапа развития общества — эпохи Просвещения.

Причиной зарождения идей Просвещения стали научные открытия, сделанные учеными в XVII веке, который часто называют «столетием гениев». Открытия позволили сформировать основные законы природы и объяснить существующий мир с точки зрения науки, а не религии.

Второй причиной Просвещения стал кризис религии, вызванный падением авторитета церкви в ходе борьбы католиков и протестантов в XVI—XVII вв.

Эпоха Просвещения — время широкого распространения научных знаний о мире и обществе.

Прогресс в точных науках вызвал интерес к устройству общества и государства. Религиозное объяснение незыблемости феодального сословного государства уже не устраивало ученых. Первыми изучать общество начали англичане, поскольку в Англии раньше, чем в других странах, революция XVII в. изменила государственное устройство. Английский философ Джон Локк (1632—1704) в конце XVII в. выступил с решительной критикой абсолютной монархии и обосновал справедливость парламентского правления в Англии. Локк утверждал, что люди создают государство для своей защиты, но должны отдавать власти только часть собственных прав. Основные права — свободу слова, свободу совести и право собственности — никакая власть у человека отобрать не может. Если власть нарушает права человека, то народ имеет право ее сменить.

Религиозные разногласия и бурное экономическое развитие в XVII в. привели к распространению в Англии и Франции масонских лож — тайных организаций, объединявших представителей городской буржуазии и либерального дворянства. Масоны считали, что феодальные порядки, существующие в Европе, тормозят развитие общества и отдельного человека.

Зародившись в Англии, идеи Просвещения быстро распространились в большинстве стран Европы. Наивысшего расцвета они достигли во Франции.

5. Взгляды просветителей.

Среди мыслителей эпохи Просвещения особое место занимают французские философы: Монтескьё, Вольтер и Руссо, которых называют «великими просветителями». Именно их идеи снискали мировую популярность и стали основой для теорий общественного устройства многих государств в будущем.

Граф Шарль Монтескьё (1689—1755), представитель древнего дворянского рода, по всем признакам должен был стать защитником феодализма и абсолютной монархии (рис. 8). Однако пытливый ум ученого открыл ему все недостатки французского государства и подтолкнул к поиску выхода из тупика, в котором оказалась французская абсолютная монархия. В 1748 г. Монтескьё опубликовал в Женеве труд «Дух законов», в котором изложил свои взгляды на возникновение и устройство государства. Труд был издан без указания фамилии автора — анонимно, так как многие идеи Монтескьё могли стать поводом к преследованию со стороны королевской власти и католической церкви.

Французский просветитель отвергал учение церкви о том, что все в мире развивается по воле Бога. С точки зрения Монтескьё, на судьбу народов огромное влияние оказывали расположение и размеры государства — географическая среда. Однако ученый не считал, что народ не может изменить свою судьбу. Путем реформ можно добиться создания справедливого государства, в котором благосостояние населения будет основываться на соблюдении законов. Монтескьё выступал против абсолютной монархии, стоящей вне закона, защищал идеи равенства прав всех граждан, гарантии основных гражданских прав и свобод. Основой благосостояния государства Монтескьё, как и Локк, считал принцип разделения властей. Однако французский мыслитель расширил и упорядочил идеи английского философа.

♦ Рис. 8. Шарль Монтескьё.

Монтескьё предложил разделить государственную власть на три ветви, которые будут уравновешивать друг друга и не позволят какой-либо одной из них усилиться и установить абсолютное правление. Первая ветвь власти — законодательная — призвана принимать законы. Это парламент, нижнюю палату которого избирает народ. Вторая ветвь власти должна исполнять законы — исполнительная власть, во главе которой стоит король. Третья ветвь власти обязана следить за соблюдением законов — это судебная власть, представленная судом присяжных. Если три ветви власти будут находиться в равновесии, тогда государство сможет справедливо управлять народом.

Идеи Монтескьё о разделении властей быстро нашли сторонников в большинстве стран Европы и стали основным принципом современного демократического государства.

Сын судейского чиновника Вольтер (1694— 1778) (рис. 9) не был творцом новых теорий об устройстве справедливого общества, но именно его острое перо обеспечило невероятную популярность идей Просвещения в Европе. За свои взгляды Вольтера преследовало правительство, он сидел в парижской тюрьме, неоднократно был вынужден скрываться за границей. Его книги сжигали, а самого мыслителя проклинала католическая церковь. Однако именно Вольтеру было суждено стать «вождем общественной мысли».

«Я не разделяю ваших убеждений, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать» (Вольтер)

В своих произведениях Вольтер подвергал острой критике привилегии дворянства и самоуправство королей. Он выступал в защиту равенства прав всех граждан, за неприкосновенность частной собственности.

♦ Рис. 9. Вольтер.

♦ Рис. 10. Жан-Жак Руссо.

Особенно резко Вольтер осуждал церковь, считая ее виновницей бесчисленных бед человечества. Мыслитель даже призывал «раздавить гадину», то есть уничтожить католическую церковь. Однако великий просветитель настаивал на сохранении религии — веры в Бога, так как был уверен, что только страх перед Господом не дает простому народу проявлять свои самые низменные качества. Вольтер вообще без особого почтения относился к простым людям, был противником распространения идей Просвещения среди городских низов: «...когда чернь начинает рассуждать — все пропало». Он считал, что изменения в государстве должны происходить не в ходе революции, а путем реформ «просвещенного монарха». Взгляды Вольтера нашли поддержку у многих коронованных особ Европы.

Иначе представлял будущее общества Жан-Жак Руссо (1712—1778), выходец из семьи швейцарских ремесленников (рис. 10). Поэт, писатель, художник и философ утверждал, что все беды людей выходят из неравенства и несправедливой государственной власти. Наиболее решительно Руссо выступал против крупной частной собственности, утверждая, что только общество из мелких собственников может быть справедливым. Народ, по словам философа, может свергнуть деспота-монарха и обрести свободу. Идеалом Руссо было государство, где вся власть принадлежит народу и выборным органам управления. При этом ученый считал, что интересы одного человека должны быть подчинены интересам всего общества. Выступая против церкви, Руссо, как и большинство просветителей, убеждал в необходимости сохранения религии как способа удерживать людей от плохих поступков.

♦ Рис. 11. Дени Дидро.

Значение прогресса

Своеобразными были взгляды Руссо на научный прогресс, который для большинства просветителей служил основой благосостояния государства. Руссо считал прогресс виновником ухудшения морали и усиления неравенства. Научные открытия, по его мнению, приводили к разрушению патриархального общества, в котором существовало всеобщее равенство.

Идеи Руссо нашли сторонников среди радикальной молодежи и стали программой для многих будущих революционеров.

«Великие просветители» Ш. Монтескьё, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо сыграли решающую роль в распространении идей Просвещения в Европе.

Развитие науки требовало систематизировать и объединить немало новых знаний, сделать их доступными для читателей. Многие просветители участвовали в издании коллективного труда — «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», в которой были собраны сведения обо всех достижениях человечества. Руководил изданием «Энциклопедии» французский ученый Дени Дидро (1713—1784) (рис. 11, 12).

Передовые мысли и новейшие научные открытия, о которых писали энциклопедисты, пугали католическую церковь. Издание было запрещено, но продолжало выходить тайно.

♦ Рис. 12. Титульная страница «Энциклопедии».

Появление «Энциклопедии» способствовало распространению научных знаний и идей Просвещения среди широких слоев населения Европы.

Вопросы и задания

1 Объясните, каким образом политическая ситуация в Англии способствовала развитию экономики. 2. Охарактеризуйте предпосылки промышленного переворота. Почему он начался именно в Англии? 3. Назовите отличия мануфактуры от фабрики. 4*. Можно ли считать фабрикой угольную шахту? 5. Сравните положение крестьян и наемных рабочих. Какой из этих слоев населения был способен активно отстаивать свои интересы? Почему? 6. Охарактеризуйте причины возникновения идей Просвещения. 7*. Почему теория Монтескьё о разделении властей имела революционные последствия для развития государства и общества? 8. Почему Вольтер выступал против церкви, но в защиту религии? 9. Охарактеризуйте взгляды Руссо на общество и отношения между людьми. 10. С какой целью просветители издавали «Энциклопедию»?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Дьячков, Литовченко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація