«Срединная империя» и «Страна восходящего солнца» в XVI—XVIII вв.
- 22-03-2022, 14:37
- 530
8 Клас , Всемирная история 8 класс Дьячков, Литовченко
§29. «Срединная империя» и «Страна восходящего солнца» в XVI—XVIII вв.
Восточные цивилизации Китая и Японии вместе с другим миром шагнули в Новое время. Однако эти страны отказались приспосабливаться под новые обстоятельства устройства мира и принимать натиск христианской Европы, интересующейся лишь высокими прибылями, накоплением капитала и захватом колоний. Возможно ли закрыться от мира?
Давайте вспомним! 1. Какие последствия для Китая имело монгольское завоевание? 2. Когда и каким образом китайцам удалось избавиться от власти монгольской династии Юань? 3. При каких обстоятельствах произошла «встреча» китайской и европейской цивилизаций во время Великих географических открытий (§2)?
1. Китайское государство.
Тысячелетние традиции китайской цивилизации оказали значительное влияние на развитие «Срединной империи» в XV—ХУЛ вв. Главное место в государственной системе Китая занимал император. Считалось, что его власть имеет божественное происхождение. Восходя на престол, Сын Неба брал новое тронное имя, означавшее девиз его правления: «Истинная Добропорядочность», «Спокойствие, Достойное Восхищения». Император обладал неограниченной властью, был источником закона, «отцом» для всех своих подданных.
Основу Китайского государства составлял многочисленный аппарат чиновников (их было больше миллиона). Управлять огромной империей, раскинувшейся по всей Восточной Азии, было непросто. Правительство формировало единую политику исполнения воли императора. Китай был разделен на провинции, области, уезды. Всех чиновников назначали из столицы. Они зорко следили за выполнением законов, поддерживали порядок и вершили правосудие.
Большую роль играл суд. Здесь рассматривали дело, выслушивали истца и ответчика, опрашивали свидетелей. Женщины могли давать показания только под пыткой. Суд выносил приговор. Как правило, наказанием служили удары легкой или тяжелой бамбуковой палкой, каторжные работы или смертная казнь. Император мог помиловать или изменить наказание.
♦ Рис. 1. Производство фарфора. Китайская миниатюра.
«Небо высоко, император далеко»
Подавляющему большинству китайцев император казался таким же далеким и недостижимым, как и небеса. В повседневной жизни обычный китаец зависел от старосты общины и начальника уезда. Староста головой отвечал за своевременную уплату налогов и выполнение всех трудовых повинностей. Он распределял налоги внутри сельской и городской общины.
Китай — неповторимая цивилизация Востока, которая не подверглась влиянию культуры Запада.
2. Династия Мин (1368—1644 гг.) и ее упадок.
Династия Мин (в переводе означает «свет») возникла в результате свержения жестокого монгольского режима династии Юань. Первым императорам Мин удалось возродить былое величие Китая.
Конец XV — первая половина XVI в. были периодом мира и расцвета Китая.
В период долгого правления императора Ван Ли (1573—1620) наступил кризис династии Мин. Расходы на содержание двора, правительства и армии постоянно росли. Во время раскопок гробницы императора глазам археологов предстали многочисленные сокровища. Китайский деспот мог позволить себе закапывать в землю огромные богатства, в то время как народ, обремененный налогами и трудовыми повинностями, бедствовал. Богатая страна стояла на пороге голода.
Последние средства империи были брошены на безуспешные войны с монголами. Бесславно закончилась дорогая и бессмысленная война с Японией, которая велась за господство в Корее.
Деятельность правительства была остановлена придворными вельможами, имевшими огромное влияние на императора. Ван Ли не подписывал документы, которые прятали вельможи, поэтому тысячи чиновников не могли занять ответственные должности, обеспечивавшие привычную работу государства.
♦ Рис. 2. Китайский город в XVII в.
Кризисные явления в Китае вылились в кровопролитную и разрушительную для страны Крестьянскую войну (1628—1644 гг.). Восставшие захватили Пекин. Последний император династии Мин покончил с собой.
3. Первые столетия династии Цин.
Ослаблением Китая воспользовались маньчжуры. Долгое время маньчжурские племена, проживавшие у северо-западных границ государства, платили императору дань и считались его подданными. В 1644 г. конница маньчжуров ворвалась в Пекин и беспощадно расправилась с восставшими и остатками армии Мин.
Завоеватели основали династию Цин (1644—1912 гг.), что в переводе означает «чистая». Население Маньчжурии не превышало 1 млн человек, а число жителей Китая достигло 150 миллионов. Народ не хотел защищать режим династии Мин. Армия вышла из повиновения, солдаты разбежались, офицеры пошли на службу к новым правителям.
Путем кровавого террора маньчжуры подчинили себе многомиллионный Китай. Последние очаги сопротивления были подавлены в конце XVII в. Новые хозяева Китая не стали менять государственное устройство. Чиновники по-прежнему входили в правящую элиту общества. Маньчжуры не занимались земледелием и торговлей, не могли вступать в брак с китайцами. Они служили в армии или состояли на государственной службе.
Столетие спустя с маньчжурами произошло то же самое, что с монголами в XIV в., — они постепенно слились с китайцами. Завоеватели попали под влияние могучей китайской цивилизации. Они постепенно переняли китайскую культуру, язык, традиции, учение Конфуция. Такой процесс называется ассимиляцией.
Первые императоры маньчжурской династии многого достигли в укреплении своей власти в завоеванной стране. Самым известным правителем был император Канси (1662—1722), взошедший на трон 16-летним юношей и правивший более 60 лет (рис. 3). В 1696 г. 800-тысячная китайская армия осуществила переход через пустыню Гоби и разгромила войско монголов. Так был положен конец угрозе со стороны степных народов. Никогда ранее Китайская империя не была столь огромной. Власть императоров Цин признали Корея, Бирма, Таиланд, Непал, Тибет, Монголия.
♦ Рис. 3. Император Канси существенно расширил границы империи Цин,являлся сторонником развития науки и искусства.
♦ Рис. 4. Китайцу заплетают маньчжурскую косичку. Под страхом смерти завоеватели заставляли всех мужчин пройти через эту унизительную процедуру, подтверждавшую покорность человека новой власти.
К началу XIX в. численность населения Китая превысила 300 млн человек.
Деспотическая власть императора Цин в XVII—XVIII вв., сильная армия и многочисленный аппарат чиновников-бюрократов позволили держать в подчинении огромную страну, достичь внутреннего мира и подъема всех сфер жизни Китая.
4. Культура Китая в XVI—XVIII вв.
Китай всегда считался страной образованных людей. В XVI—XVIII вв. в культуре «Срединной империи» наступил новый период развития науки, образования, всех направлений искусства.
Более 10% китайцев были высокообразованными людьми. В стране ценились книги, хранившиеся в государственных, монастырских, школьных и частных библиотеках. В Китае издавалось огромное количество книг и другой печатной продукции (романы, пьесы, карты, учебники, научные трактаты).
Могуществом и великолепием поражала столица, ставшая центром культурных достижений Китая. В Пекин вела мощенная гранитом дорога с мраморными мостами. Ширина главной улицы города достигала 30 метров. В 1793 г., по словам английского путешественника, Пекин насчитывал 3 млн жителей и был разделен на две большие части: Внутренний город — резиденция императоров и Внешний город, где жили обычные китайцы.
♦ Рис. 5. Китайская джонка. Эти простые и надежные суда почти без изменений просуществовали до нашего времени.
Особых успехов достигла художественная культура Китая, прежде всего живопись. Изобразительные приемы китайской живописи были совсем не похожи на европейское искусство. Китайский художник стремился с помощью красок постичь его тайны: «вместить весь мир вещей в крохотное пространство внутри сердца».
Трудолюбивый и талантливый китайский народ внес весомый вклад в сокровищницу мировой культуры.
5. Китай и Старый Свет.
Китайцы подозрительно и с пренебрежением относились к варварам-европейцам. Поэтому им не удалось повторить в Китае то, чего они достигли в Индии. Китайцы позволили португальцам торговать только в Макао.
В Новое время мир открыл для себя китайские товары, пользовавшиеся большим спросом на рынках Азии, Европы и Америки. Иностранцы покупали чай, шелк, фарфор и расплачивались за них серебром, поскольку их собственные товары мало ценились в Китае. Торговый баланс складывался в пользу Китая. Серебро, вырученное в ходе торговли, позволило стране укрепить армию, снизить налоги.
В середине XVII в. на реке Амур столкнулись интересы маньчжурской династии и русского царя. После нескольких сражений Московское государство добилось почетных условий мира. По договору 1689 г. русским купцам разрешалось один раз в три года отправлять торговый караван в Пекин (у европейских купцов не было подобных привилегий). В столице страны разместилась православная миссия.
Императоры династии Цин в XVIII в. решили оградить страну от иностранного влияния. Сначала они запретили деятельность христианских миссионеров. Потом Китай окончательно «закрылся».
Империя Цин имела все возможности для самостоятельного развития. Однако в результате политики, направленной на изоляцию страны от остального мира, Китай стал серьезно отставать от стремительно развивающейся Европы.
6. Япония в Новое время.
Страна Япония расположена на островном архипелаге в Тихом океане восточнее Китая. Японцы называют свою родину «Страной восходящего солнца». Долгое время на развитие Японии существенное влияние оказывала великая китайская цивилизация.
Однако в XI—XII вв. страна начала самостоятельный исторический путь. Главой японского государства считается император. Он олицетворяет божественное происхождение японской нации и является духовным наставником народа. Династия императоров Японии не прерывается с глубокой древности и до наших дней. В XII в. реальная власть оказалась в руках военного правителя сёгуна. Система управления, получившая название «сёгунат», долгих 700 лет сохранялась в Японии без существенных изменений.
Огромные феодальные владения в Японии обрабатывали зависимые крестьяне. Для защиты своих богатств и влияния в стране крупные феодалы стали создавать отряды вооруженных слуг — самураев (рис. 6).
♦ Рис. 6. Самураи XVI—XVII вв.
Самураи — привилегированное и влиятельное военно-феодальное сословие в Японии, защищавшее интересы правящего класса.
Кодекс чести самурая
Среди самураев сложились нормы этики и поведения «идеального» воина в обществе и на поле боя. Самурай должен в совершенстве владеть всеми видами оружия, включая лук, а также приемами рукопашного боя. Личная отвага и мужество самурая — залог победы над любым противником. Самурай должен иметь хорошее образование, знать математику, астрономию, философию, основы стихосложения. Свою жизнь самурай посвящал служению хозяину, который обеспечивал его землей и зависимыми крестьянами.
Самурай обязан совершить обряд ритуального самоубийства сепуку (харакири), если понимает, что не в состоянии смыть позор оскорбления, сохранить военную тайну, защитить жизнь и честное имя хозяина, избежать плена и другое.
В XIV—XVI вв. страна погрузилась в череду бесконечных междоусобных войн между различными группировками феодалов, опиравшихся на отряды самураев. Экономическое развитие страны замедлилось. В Японии все больше укреплялись позиции европейцев.
В конце XVI в. в Японии развернулась борьба за объединение страны. С этой задачей справился Иэясу Токугава — крупный феодал и самурай, талантливый полководец и дипломат. В 1603 г. Токугаву объявили сёгуном. Резиденцией нового правителя стал город Эдо (ныне Токио). Начался 200-летний период правления сёгуната Токугава, который вошел в историю как период Эдо (рис. 7, 8).
Культура Японии
Островное и поэтому несколько изолированное историческое развитие Японии способствовало возникновению самобытной культуры. Японцы создали неповторимую пейзажную и жанровую живопись, глубокую и разножанровую литературу. Японский театр прославлял подвиги богов и героев, высмеивал жадных феодалов, глупых монахов, пьяниц и гуляк. Гармоничное сосуществование с природой было характерной особенностью японской архитектуры.
Правители Токугава разделили население на четыре сословия, каждое из которых имело свои права и обязанности. Правители Японии считали, что европейцы-христиане разрушают японские традиции и религию, законы и государство. Поэтому они решили «закрыться» от европейцев и провозгласили политику сакоку («страна на цепи»). Местные жители, принявшие христианство, были казнены. Под страхом смерти японцам запрещалось покидать свою страну и строить большие лодки. В 1638 г. из Японии были выселены все иностранцы. Только голландцам-кальвинистам, а также корейским и китайским судам разрешалось два раза в год заходить в порт Нагасаки.
Японцы считают, что в период Эдо произошло становление японского национального единства. Период Эдо — золотой век культуры и прежде всего японской поэзии и литературы.
♦ Рис. 7. Сёгун Токугава.
♦ Рис. 8. Замок Нагоя — резиденция сёгунов периода Эдо. Современный вид.
Вопросы и задания
1. Какое место в государственной системе Китая занимал император? Почему его называли «Сыном Неба»? 2. Чем можно объяснить наличие большого количества чиновников в государственной жизни Китая? Какую роль они играли в китайском обществе? 3. Почему маньчжурским племенам удалось подчинить огромную империю и основать новую династию? 4. Объясните значение термина «ассимиляция», используя примеры из истории Китая. 5. Какие достижения в развитии культуры отличали Китай от европейских стран? 6. Можно ли считать, что торговля с европейскими странами в XVI—XVII вв. была более выгодной для Китая? 7*. Что общего между японским самураем и европейским рыцарем? 8. В чем отличие между китайским и японским императорами? 9*. Почему китайские императоры династии Цин и японские сёгуны стремились «закрыть» свою страну для европейцев? К каким последствиям могла привести подобная политика?
ПОДВОДИМ ИТОГИ. В раннее Новое время восточные цивилизации находились в состоянии стагнации — в своем общественно-политическом развитии они стояли на месте и довольствовались былыми достижениями. В XVI—XVIII вв. в результате бурного развития европейских государств, стремящихся к мировому господству, снова обострился конфликт цивилизаций.
Мусульманский мир был расколот острым религиозным противостоянием между шиитами и суннитами. Кроме того, Персия, Османская империя, Империя Великих Моголов, ослабляя друг друга, вели бесконечные кровопролитные войны за господство в Азии.
После распада Империи Великих Моголов Индия была разъединена на множество небольших княжеств. Развитие страны тормозили социальные предрассудки и религиозные традиции. С новой силой вспыхнула борьба между индусами и мусульманами. Очень богатая, но раздробленная страна со временем стала жертвой колониальных завоеваний европейских государств.
В середине XVII в. китайская империя Мин исчерпала возможности для развития. Безграничная деспотия и огромный бюрократический аппарат работали только на себя. Экономика страны находилась в состоянии глубокого кризиса. Жестокая Крестьянская война и вторжения маньчжуров положили конец империи Мин. Новая иностранная династия Цин на некоторое время стабилизировала положение в стране, но не могла принять вызовы Нового времени и предложить перспективный путь развития великой цивилизации. Обладая огромными возможностями и человеческими ресурсами, китайская империя Цин попыталась «закрыться» от влияния Нового времени. Так она осталась пассивным участником основных событий мировой истории.
Коментарі (0)