Войти
Закрыть

Принципы биологической систематики и разнообразие покрытосеменных

6 Клас , Биология 6 класс Костиков

 

§ 44. Принципы биологической систематики и разнообразие покрытосеменных

Вы узнаете, как классифицируют живые организмы, и о разнообразии покрытосеменных.

Растения чрезвычайно разнообразны. Разнообразие живых организмов изучает особая наука — биологическая систематика, а раздел систематики, посвящённый разнообразию растений, называется систематикой растений. Карл Линней (рис. 186) впервые отобразил знания о разнообразии организмов в форме классификации, в которой виды распределены в подчинённые друг другу группы. Каждому уровню такой классификации он дал своё название. В современной систематике растений приняты такие основные уровни классификации:

  • царство;
  • отдел;
  • класс;
  • порядок;
  • семейство;
  • род;
  • вид.

Биологическая систематика — это наука о разнообразии живых организмов.

Рис. 186. Карл Линней (1707-1778)

Группы видов в биологической системе устанавливают по совокупности всех признаков растения. Покрытосеменные являются одним из отделов царства растений. В этом отделе выделяют два класса — двудольные и однодольные. На рисунке 187 вы видите положение в биологической системе хорошо известного растения — пшеницы твёрдой.

Рис. 187. Место пшеницы твёрдой в системе организмов

К основным семействам двудольных покрытосеменных относятся лютиковые (рис. 188). среди которых много ядовитых и лекарственных растений, а также сорняков. Представители других семейств двудольных изображены на форзаце. Среди них много декоративных, лекарственных растений, плодово-ягодных культур и сорняков, относящихся к семейству розоцветных. Бобовые широко известны как сельскохозяйственные культуры с высоким содержанием белков в семенах. Много овощных и технических культур среди крестоцветных. Известный всем картофель относится к паслёновым. Но нужно помнить, что в этом семействе много ядовитых видов. Самое обширное семейство двудольных — сложноцветные, получившие своё название по соцветию-корзинке, внешне напоминающему цветок.

Рис. 188. Лютиковые: а — лютик едкий; б — борец

Обзор даже небольшой части семейств двудольных растений свидетельствует об их чрезвычайном разнообразии и большом значении для человека.

К самым распространённым семействам однодольных, которые также изображены на форзаце, относятся лилейные с типичным для класса очень красивым цветком и подземными запасающими органами — луковицами. Самое многочисленное семейство однодольных и всех покрытосеменных — орхидные (рис. 189), получившие распространение не только в тропических странах, но и у нас. Среди его представителей много редких видов. В тропиках человек широко использует пальмовые и в хозяйственной деятельности, и как источник продуктов питания. А к злаковым относятся основные зерновые культуры мира, а также кормовые травы и сорняки.

Рис. 189. Орхидные: а — венерин башмачок; б — булатка красная

ВЫВОДЫ

  • 1. Биологическая систематика изучает разнообразие организмов и классифицирует их по совокупности всех признаков.
  • 2. Основными уровнями классификации растений являются царство, отдел, класс, порядок, семейство, род и вид.
  • 3. Двудольные и однодольные являются классами отдела покрытосеменных, относящихся к царству растении.
  • 4. Представители семейств покрытосеменных являются источником сырья для промышленности, основой сельскохозяйственного производства и источником продуктов питания, лекарственного сырья. Однако среди них много ядовитых растении и сорняков.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗНАТЬ

Биологическая систематика.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Что изучает биологическая систематика?
  • 2. Какие уровни классификации растений вы знаете?
  • 3. Какое значение в жизни человека имеют представители двудольных?
  • 4. Какое значение в жизни человека имеют представители однодольных?

ЗАДАНИЯ

По образцу (рис. 192) определите положение шиповника собачьего в системе растительных организмов и заполните пропуски в схеме, которую предварительно начертите в тетради.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 6 класс Костиков", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду