Процессы пищеварения в ротовой полости и желудке
- 23-11-2021, 00:43
- 434
8 Клас , Биология 8 класс Матяш (новая программа)
§ 9. ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И ЖЕЛУДКЕ
Вспомните строение зубов млекопитающих. Какие разновидности зубов существуют у млекопитающих?
Каково строение ротовой полости? Вы уже знаете, что пищеварительный канал начинается с ротовой полости. В ней оценивается вкус пищи, определяется ее пригодность (съедобная или несъедобная), начинаются процессы механического (измельчение) и химического (расщепление при участии ферментов) превращения пищи. Снаружи ротовая полость ограничена губами и щеками. Верхнюю стенку ротовой полости образует нёбо. Передняя его часть - это твердое нёбо, основу которого составляют кости, а задняя - мягкое нёбо, образованное мышцами. Обе части нёба покрыты слизистой оболочкой (рис. 42).
Язык и определение вкуса пищи в ротовой полости. Язык - это подвижный мышечный орган, образованный мышечной исчерченной тканью, на слизистой оболочке которого находятся вкусовые рецепторы. Благодаря этим рецепторам мы различаем кислое, сладкое, соленое, горькое и таким образом определяем вкус пищи, а также качество веществ, попавших в ротовую полость (непищевые или вредные вещества рефлекторно удаляются из нее). Кроме того, язык участвует в пережевывании пищи, глотании, а вместе с губами и зубами - в формировании членораздельных звуков речи.
Зубы и механическая обработка пищи. В ротовой полости находятся зубы, служащие для захвата, откусывания и пережевывания пищи. Они закреплены в лунках зубных отростков нижней и верхней челюстей (зубных альвеолах). Слизистая оболочка, покрывающая зубные отростки челюстей, образует дёсны (см. рис. 42). Рассмотрим внешнее строение зубов (по муляжам или моделям) во время выполнения лабораторного исследования.
Рис. 42. Строение ротовой полости: 1 - зубы; 2 - дёсны; 3 - язык; 4 - нёбо
Рис. 43. Внешнее строение (А) и размещение зубов на челюстях (Б): 1 - резцы; 2 - клыки; 3 - малые коренные; 4 - большие коренные
ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Внешнее строение зубов
Оборудование и материалы: модели зубов, нижней и верхней челюстей.
1. Рассмотрите на модели нижней и верхней челюстей расположение зубов.
2. Обратите внимание на размеры зубов, их форму.
3. Сравните внешнее строение разных типов зубов и объясните их назначение.
Все зубы имеют в целом одинаковое строение. Каждый зуб состоит из коронки, шейки и корня (рис. 44). Коронка выступает над деснами и снаружи покрыта твердой зубною эмалью. Она предотвращает стирание зуба и проникновение в него микроорганизмов. Под эмалью находится вещество, по строению похожее на костную ткань, - дентин (от лат. дент - зуб). Внутри зуба имеется полость, заполненная рыхлой соединительной тканью, сосудами и нервами, - пульпа. Место перехода коронки в корень называется шейкой зуба. Она погружена в десны. Корень зуба окружен твердым веществом - зубным цементом. Он прикрепляет зуб к кости челюсти. Корень зуба имеет отверстие, через которое в него входят кровеносные сосуды и нервы. Зубы имеют разное количество корней: один корень имеют резцы (по 4 на каждой челюсти) и клыки (по 2), два корня - малые коренные зубы (по 4) и три корня - большие коренные зубы (рис. 43). Резцы и клыки откусывают кусочки пищи, а малые и большие коренные зубы ее измельчают. Зубы растут дважды: сначала у человека появляются 20 молочных, а потом 28— 32 постоянных зуба.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ! Приблизительно с шестимесячного возраста у ребенка появляются временные молочные зубы. Рост этих зубов завершается в конце второго или в начале третьего года жизни. Процесс замены молочных зубов на постоянные начинается в возрасте 5-8 лет и длится до 13-16-го года жизни. Последними, на 16-30-м году жизни, появляются две пары зубов - так называемые зубы мудрости.
ЗАПОМНИТЕ! Самая распространенная болезнь зубов - кариес (от лат. кариес - гниение) - разрушение твердых тканей зуба с образованием пустот в его стенках (рис. 45).
Рис. 44. Строение зуба: 1 - коронка; 2 - шейка; 3 - корень. Задание. Рассмотрите рисунок и выберите на нем составляющие части зуба; охарактеризуйте особенности эмали (4), дентина (5), пульпы (6) и цемента (7)
Рис. 45. Развитие кариеса. Задание. Рассмотрите рисунок и объясните, как образуется кариес.
Профилактика кариеса заключается в неуклонном соблюдении гигиенических требований:
• после еды полость рта следует прополоскать теплой водой;
• не употреблять горячую пищу сразу после холодной, и наоборот;
• не раскусывать очень твердую пищу (орехи, твердые конфеты и т. п.);
• ежедневно утром и перед сном нужно чистить зубы противовоспалительными зубными пастами;
• периодически проходить медицинское обследование у зубного врача;
• своевременно лечить больные зубы.
Химическая обработка пищи в ротовой полости. Процессы ферментативного переваривания пищи начинаются в ротовой полости. В этом процессе участвует слюна, которую выделяют слюнные железы. У человека имеется три пары больших слюнных желез: околоушные, подчелюстные и подъязычные (рис. 46). За сутки все слюнные железы вместе выделяют в ротовую полость 0,5-2 л слюны. Кроме больших слюнных желез, слизистая оболочка рта усеяна многочисленными мелкими слюнными железами.
Слюна - это бесцветная слизисто-клейкая слабощелочная жидкость, в состав которой входят вода (около 98,5 %), ферменты (лизоцим, амилаза и мальтаза) и муцин. Лизоцим обеззараживает микроорганизмы, способствует заживлению ран слизистой оболочки рта. Пищеварительные ферменты амилаза и мальтаза частично расщепляют сложные углеводы на более простые. Муцин увлажняет и обволакивает пищу, обеспечивает лучшее проглатывание пищевого комка.
ЗАПОМНИТЕ! Тщательно пережеванная пища полностью пропитывается слюной. Таким образом, ферменты слюны способны действовать на всю пищу.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ! Усиленное выделение слюны при употреблении очень кислых фруктов разбавляет (уменьшает концентрацию) кислоту, которая могла бы разрушить нежные клетки слизистой оболочки.
Как человек глотает? Пережеванную, смоченную слюной и частично расщепленную пищу (пищевой комок) язык проталкивает к глотке. Потом благодаря сокращению мышц языка и глотки пища попадает в пищевод, то есть человек глотает. Стенки пищевода волнообразно сокращаются, способствуя продвижению пищевого комка к желудку.
Каково строение желудка и какие его функции? Желудок - расширенный отдел пищеварительного канала. В нем различают входную часть - дно желудка, среднюю часть - тело и исходную часть - привратник (рис. 47). Форма и объем желудка заметно изменяются в зависимости от его наполнения, положения тела и т. п.
Рис. 46. Слюнные железы: 1 - околоушная; 2 - подъязычная; 3 - подчелюстная; 4 - мелкие железы щек и губ
Рис. 47. Строение желудка: 1 - дно; 2 - тело; 3 - привратник; 4 - сфинктер; 5 - мышечная оболочка; 6 - серозная оболочка; 7 - складчатая слизистая оболочка; 8 - подслизистая оболочка
У взрослого человека длина желудка составляет 21—25 см, а его вместимость — 1-3 л.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ! Желудок может растягиваться и на больший объем. Однако чрезмерное растягивание желудка мешает дыхательным движениям диафрагмы. Способность желудка вмещать значительное количество пищи называют депонированием. Благодаря этому человек может питаться лишь 3-4 раза в день, не чувствуя голода в промежутках между приемами пищи.
Стенка желудка образована типичными для пищеварительного канала оболочками (рис. 47). В месте перехода желудка в двенадцатиперстную кишку кольцевой слой мышц образует утолщение, формируя мышцу-зажим - сфинктер. Он регулирует поступление пищи из желудка в кишечник. Сокращения мышц желудка перемешивают пищу и периодически продвигают ее к кишечнику.
В слизистой оболочке желудка содержится несколько типов секреторных клеток, выделяющих пищеварительные ферменты, хлоридную кислоту и слизь. Смесь этих веществ вместе формирует кислый желудочный сок. За сутки у человека выделяется 2-3 л желудочного сока. Основным его ферментом является пепсин (от греч. пепсис - пищеварение). Он обеспечивает начальное расщепление белков. Начальное расщепление углеводов под воздействием ферментов слюны (в частности, амилаза) в желудке прекращается. Кислый желудочный сок делает ферменты слюны неактивными. Пепсин, напротив, выделяясь в неактивной форме, активизируется только в кислой среде, которую создает хлоридная кислота. Фермент липаза расщепляет измельченные на капельки жиры (например, жиры молока). Активность липазы высока у детей и почти отсутствует у людей зрелого возраста.
Хлоридная кислота, кроме того, что создает оптимальные условия для действия пепсина, обезвреживает болезнетворные и гнилостные бактерии. Она также способствует набуханию белков. Это значительно облегчает их переваривание.
Слизь покрывает стенки желудка и защищает их от переваривания пепсином. В слизистой оболочке образуется гормон гастрин (от греч. гастер - желудок), участвующий в регуляции желудочной секреции, и особенный белок, обеспечивающий всасывание витамина В12 в тонком кишечнике. Этот витамин играет важную роль в образовании клеток крови - эритроцитов, которые переносят кислород.
Продолжительность нахождения пищи в желудке зависит от ее состава. Жирная пища задерживается около шести-восьми часов, углеводная - около четырех часов. В желудке всасываются в кровь только вода, минеральные соли, алкоголь, некоторые лекарства и незначительное количество глюкозы.
Ключевые термины и понятия: язык, слюнные железы, зубы, кариес, слюна, желудок, желудочный сок, пепсин.
ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ
• Пищеварительный канал начинается с ротовой полости. В ней определяется вкус пищи, ее качество, происходит механическая (измельчение, перемешивание) и химическая (первичное расщепление углеводов под действием пищеварительных ферментов) обработка.
• Процесс пищеварения в ротовой полости завершается формированием пищевого комка. Дальше он попадает через глотку и пищевод в желудок.
• Во время пищеварения в желудке белки расщепляются на более простые химические соединения. Этому способствуют хлоридная кислота и фермент желудочного сока пепсин.
ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Каково строение ротовой полости? Какие функции она выполняет? 2. На какие группы делятся зубы человека? Каковы их функции? 3. Какое строение имеют зубы человека? 4. Каковы функции языка? 5. Какой химический состав слюны и какова ее роль в процессах пищеварения? 6. Каково строение желудка? Каков состав желудочного сока? 7. Как осуществляется пищеварение в желудке?
Выберите один правильный ответ
1. Выберите ряд зубов у взрослого человека: а) 8 резцов, 4 клыка, 20 коренных; б) 4 резца, 8 клыков, 20 коренных; в) 4 резца, 4 клыка, 26 коренных; г) 10 резцов, 8 клыков, 10 коренных.
2. Укажите фермент слюны: а) лизоцим; б) пепсин; в) муцин; г) трипсин.
3. В какой среде активны ферменты желудка: а) слабощелочной; б) кислой; в) нейтральной; г) щелочной?
4. Укажите фермент, который производят железы желудка: а) лизоцим; б) амилаза; в) пепсин; г) мальтаза.
ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ гигиенические требования по уходу за зубами и подготовьте памятку «Как ухаживать за зубами».
Решите задачу. За сутки в желудке выделяется 800 мл желудочного сока (σ = 1,056 г/см3). Рассчитайте массу натрий хлорида, необходимого для образования хлоридной кислоты, которая содержится в желудочном соке (массовая доля хлоридной кислоты в желудочном соке - 0,5 %). Укажите правильный ответ: а) 6,8 г; б) 12,4 г; в) 24,5 г; г) 68 г.
Вместе со взрослыми выполните исследовательский практикум. Исследуйте действие ферментов слюны на крахмал.
Оборудование и материалы: два хорошо накрахмаленных лоскутка белой ткани, вата, спичка, раствор йода.
1. Лоскуток накрахмаленной белой ткани опустите в раствор йода.
2. На другом лоскутке накрахмаленной ткани спичкой, на конце которой накручена вата, смоченная слюной, напишите слово «амилаза» и также опустите его в раствор йода.
3. Сравните результаты опытов.
Коментарі (0)