Развитие опорно-двигательной системы человека в процессе его индивидуального развития
- 23-11-2021, 01:25
- 403
8 Клас , Биология 8 класс Матяш (новая программа)
§ 34. РАЗВИТИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Вспомните особенности строения опорно-двигательной системы человека. Какое значение для нормального функционирования организма человека имеют изгибы позвоночника? Что такое статическая и динамическая работа мышц?
Каковы возрастные особенности опорно-двигательной системы? В процессе роста и развития человека происходят значительные изменения опорно-двигательной системы. Так, у него постепенно формируются четыре изгиба позвоночника (рис. 132).
Рис. 132. Схема формирования прямохождения и изгибов позвоночника в первый год жизни ребенка. Задание. Подумайте, какова роль этих изгибов для нормального функционирования нашего организма
Постепенно происходит и рост костей. В длину кости растут неравномерно. Интенсивнее всего - в первые два года жизни. Следующее повышение интенсивности роста приходится на 7-8 лет, а потом у девочек - в 12-13 лет, а у мальчиков - в 13-14 лет. В возрасте 22-24 лет рост костей в длину прекращается. Мышцы до 13-14 лет увеличиваются медленно. Наиболее активно они растут в возрасте от 14 до 16 лет. Это самый лучший период для начала занятий силовыми видами спорта (рис. 133).
ЗАПОМНИТЕ! В детском и подростковом возрасте изменения опорнодвигательной системы связаны в первую очередь с ростом костей, их окостенением, формированием осанки.
Что такое осанка? Каковы условия правильного ее формирования? Каждому человеку присуща осанка, то есть определенное положение тела в состоянии покоя и во время движений. Осанка формируется с раннего детства в период роста организма и развития скелета и мышц. Она может изменяться на протяжении жизни человека. Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышечной системы, особенно мышц туловища.
Рис. 133. Разные виды спорта. Задание. Дополните перечень собственными примерами
Рис. 134. 1. Правильная осанка человека. 2. Нарушение осанки: а - патологический лордоз, б - грудной кифоз (горб), в - сколиоз
Правильная осанка делает фигуру человека красивой. Характерные признаки правильной осанки такие: плавные изгибы позвоночника, симметричные развернутые плечи и лопатки, ноги прямые, хорошо развиты мышцы тела, прямые ноги с нормальным сводом стоп, красивая походка (рис. 134, 1). У людей с правильной осанкой голова всегда держится прямо, грудная клетка выступает над животом, живот подтянут. При неправильной осанке голова у человека наклонена или выдвинута вперед, грудная клетка вжата, плечи сведены к груди, живот выступающий и т. п.
ЗАПОМНИТЕ! Осанка имеет не только эстетическое1 значение, но и влияет на функционирование всего организма. При нарушении осанки, особенно в период роста, могут возникнуть нарушения формы скелета, что ухудшает кровообращение, работу сердца, легких, пищеварение, вызывает расстройства деятельности нервной системы и т. п.
У детей осанка может нарушаться в результате заболеваний (рахита, ожирения и т. п.), неправильного режима труда и отдыха, плохо подобранной одежды, обуви и по другим причинам. Примером неправильной осанки может быть сутулость, вызванная слабым развитием мышц спины. При этом грудной отдел позвоночника значительно выступает назад, образуя так называемую круглую спину, голова наклоняется вперед, а грудная клетка сплющивается.
Здоровье человека. Основными причинами возникновения сутулости является малоподвижный образ жизни, длительное сидение во время работы за неправильно подобранным по высоте столом, сон на слишком мягкой кровати и т. п.
1 Эстетический (от греч. аистезис - ощущение, чувство) - удовлетворяющий требования эстетики (науки о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве).
Нарушение осанки может сопровождаться появлением чрезмерных, или патологических, изгибов позвоночника, таких как изгибы вперед (патологический поясничный лордоз), назад (патологический грудной кифоз, или сутулость) и боковые искривления (сколиоз) (рис. 134, 2). Чаще всего эти изгибы возникают у детей в возрасте от 5 до 10 лет, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани. Самыми распространенными причинами нарушения формирования осанки является несоблюдение гигиенических правил (рис. 135): несоответствие высоты стола росту ребенка; сон на очень мягкой или вогнутой кровати; неправильная поза во время сидения за рабочим столом или партой. Это приводит к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины; может повлечь искривление позвоночника.
К развитию нарушений осанки приводят также несбалансированное питание, недостаток витаминов. Продолжительные негативные эмоции, переутомление снижают тонус мышц и их роль в поддержании осанки.
ЗАПОМНИТЕ! При искривлении позвоночника уменьшается его подвижность. Возникают мышечные боли в спине. В особо тяжелых случаях меняется положение внутренних органов, которое приводит к расстройствам в их деятельности, а соответственно - к снижению работоспособности человека.
Здоровье человека. Лечение искривлений позвоночника основывается на выполнении специальных гимнастических упражнений под присмотром специалиста. Чтобы предотвратить искривления, необходимо избегать непомерных нагрузок на позвоночник, кровать должна быть твердой и ровной, сон - достаточным, еда - разнообразной и богатой витаминами. Освещение рабочего места должно быть достаточным, а положение за столом - правильным.
ЗАПОМНИТЕ! Перенося грузы, равномерно нагружайте обе руки; за столом сидите ровно, не наклоняясь в сторону; регулярно выполняйте физические упражнения для улучшения осанки. Важно помнить: предотвратить нарушения осанки легче, чем их устранить.
К нарушениям развития опорно-двигательной системы в детском возрасте относится и плоскостопие (рис. 136, 2) - сплющивание свода стопы, из-за чего он уменьшается. Как следствие, сжимаются кровеносные сосуды, нарушается кровообращение стопы, постоянно раздражаются ее нервные окончания. Это, в свою очередь, вызывает болевые ощущения в ногах и изменение походки. У человека с плоскостопием ноги быстро устают. Плоскостопие развивается в результате слабости мышц стопы, чрезмерной массы тела, ношения обуви на высоких каблуках. Плоскостопие может быть как врожденным (достаточно редко), так и приобретенным.
Рис. 135. Причины нарушения осанки. Задание. Назовите меры профилактики нарушений осанки
Рис. 136. Нормальна стопа (1), плоскостопие (2)
ЗАПОМНИТЕ! К плоскостопию может приводить ношение тесной обуви. Для профилактики плоскостопия нужно следить за своей осанкой, правильно подбирать обувь. Полезны занятия гимнастикой, спортом, а также хождение босиком по песку. При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу-ортопеду1. В обувь людей, страдающих плоскостопием, вкладывают специальные стельки. Чем раньше выявлено плоскостопие, тем легче его лечить.
Что такое гиподинамия? Каково ее влияние на развитие опорно-двигательной системы? В наше время одним из самых вредных факторов, негативно влияющим на процессы роста и развития человека и вызывающим разные хронические болезни, является гиподинамия. Это сниженная двигательная активность. Она особенно опасна в детском и школьном возрасте, потому что негативно влияет на формирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем, снижает сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней.
Уменьшение двигательной активности приводит к снижению интенсивности обмена веществ и энергии и даже при нормальном питании вызывает увеличение под кожей слоя жировой ткани. Как вы помните, чрезмерное развитие жировой ткани негативно влияет на функционирование нашего организма. Высокая концентрация жира в крови приводит к образованию его нерастворимых соединений с солями, оседающих на стенках сосудов, просвет которых при этом сужается, вызывая нарушение кровообращения. Соответственно уменьшается кровоснабжение тканей питательными веществами и кислородом.
При гиподинамии уменьшается интенсивность выделения пищеварительных соков. Вследствие этого ухудшается переваривание и усвоение питательных веществ.
Гиподинамия вызывает снижение не только физической, но и умственной работоспособности, жизненного тонуса, а это приводит к ограничению социальной активности, стремления преодолевать трудности. Появляется эмоциональная неустойчивость.
Как взаимосвязаны физическая культура и здоровье? Правильная осанка, гармонично развитое тело всегда привлекали к себе внимание. Они воспеты поэтами, отображены в многочисленных произведениях художников и скульпторов. В сочетании с духовностью, умом и здоровьем гармония тела представляет наибольшее сокровище, которым может владеть человек.
Правильное формирование опорно-двигательной системы в первую очередь требует систематической работы мышц. Это способствует увеличению их массы, что, в свою очередь, вызывает усиленный рост костей, к которым прикреплены мышцы. Активная работа мышц обуславливает интенсивный кровоток - кости получают больше питательных веществ и кислорода. Следовательно, чем лучше развита скелетная мускулатура, тем крепче становится скелет.
1 Ортопед - врач, который занимается профилактикой и лечением устойчивых нарушений формы позвоночника и конечностей.
ЗАПОМНИТЕ! Даже кратковременные упражнения, если их выполнять ежедневно, способствуют росту силы мышц. Правильно дозированные физический труд и упражнения, а также периоды учебы обеспечивают гармоничное развитие личности: они повышают физическую и умственную работоспособность.
Ключевые термины и понятия: осанка, лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие, гиподинамия.
ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ
• Правильная осанка является условием нормального развития и функционирования внутренних органов и предотвращения возникновения нарушений опорнодвигательной системы. Формирование правильной осанки обеспечивает нормальный рост и развитие организма. Главная роль в формировании правильной осанки принадлежит физической культуре и соблюдению правил гигиены.
• Слабые мышцы не способны поддерживать туловище в правильном положении, что может привести к сутулости, искривлениям позвоночника, плоскостопию и другим нарушениям гармоничного развития человеческого организма, а следовательно, негативно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и т. п.
• Гиподинамия - это сниженная двигательная активность. Она негативно влияет на все физиологические функции и процессы в организме. Двигательная активность стимулирует процессы роста и развития организма, способствует нормальной жизнедеятельности.
ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Какие возрастные изменения происходят в опорно-двигательной системе человека? 2. Что такое осанка? Каковы признаки правильной и неправильной осанки? 3. Назовите правила предотвращения нарушений осанки. 4. Каковы условия нормального формирования опорно-двигательной системы человека? 5. Почему и как плоскостопие влияет на организм? 6. Как гиподинамия влияет на развитие опорно-двигательной системы и деятельность внутренних органов?
Выберите один правильный ответ
1. Укажите последствия гиподинамии: а) болезни сердечно-сосудистой системы; б) плоскостопие; в) гармоничное развитие тела; г) физическое здоровье.
2. Выберите значение занятий физкультурой: а) повышают устойчивость организма к болезням; б) снижают устойчивость организма к болезням; в) способствуют плоскостопию; г) замедляют развитие организма.
ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ. I группа. Охарактеризуйте негативные факторы, влияющие на развитие опорно-двигательной системы. II группа. Раскройте взаимосвязь физической культуры и здоровья человека.
ПОДУМАЙТЕ. 1. Одним из последствий гиподинамии является низкая мышечная деятельность. Объясните, как она связана с обменом веществ в организме. 2. Почему не следует постоянно перегружать мышцы в детском возрасте?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1. Обратите внимание на рисунок и напишите, у какого ученика (А или Б) возникло заболевание опорно-двигательной системы. Чем оно вызвано?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2 (групповая работа). Выполните проект (на выбор) с использованием компьютерной презентации. 1. Гиподинамия - враг современной цивилизации. 2. Двигательная активность - основа физического здоровья.
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
Выберите один правильный ответ
1. Укажите вещества, обеспечивающие упругость костей: а) кальций карбонат; б) кальций ортофосфат; в) соединения Феррума; г) органические вещества.
2. Что придает костям твердость: а) костная ткань; б) хрящевая ткань; в) эпителиальная ткань; г) сухожилия?
3. Укажите мышцу, которая сгибает конечность в локтевом суставе: а) двуглавая мышца плеча; б) трехглавая мышца плеча; в) четырехглавая мышца; г) дельтовидная мышца.
4. Укажите мышцу, которая сгибает колено: а) двуглавая мышца бедра; б) портняжная мышца; в) четырехглавая мышца бедра; г) икроножная мышца.
5. Укажите функции красного костного мозга: а) разрушение костей; б) утолщение костей; в) образование клеток крови; г) рост костей в длину.
6. Укажите, какой становится мышца при сокращении: а) более толстой; б) более тонкой; в) более длинной; г) ее форма не меняется.
7. Укажите составляющие костей, обеспечивающие их питание: а) надкостница; б) красный костный мозг; в) нервные окончания; г) надхрящница.
8. Укажите факторы, обеспечивающие рост костей в длину: а) наличие желтого костного мозга; б) деление клеток хрящевой ткани, расположенной между головками и телом кости; в) деление клеток надкостницы; г) наличие красного костного мозга.
9. Укажите факторы, от которых зависит сила мышцы: а) количество кровеносных сосудов; б) количество и диаметр мышечных волокон; в) частота нервных импульсов, поступающих к мышце; г) количество жировой ткани.
Образуйте логические пары
10. Установите соответствие между частями скелета конечностей и костями, входящими в их состав.
1 бедро
2 предплечье
3 голень
4 стопа
А кости запястья
Б малая берцовая кость
В локтевая кость
Г кости плюсны
Д бедренная кость
11. Установите соответствие между движениями в суставах и мышцами, которые их двигают.
1 сгибание предплечья в локтевом суставе
2 разгибание предплечья в локтевом суставе
3 сгибание коленного сустава
4 разгибание коленного сустава
А двуглавая мышца
Б трехглавая мышца
В икроножная мышца
Г четырехглавая мышца бедра
Д портняжная мышца
12. Рассмотрите на рисунках скелеты: А - собаки, Б - гориллы и В - человека. Объясните, как их строение связано с характером передвижения.
13. К какому заболеванию опорно-двигательной системы может привести постоянное нарушение гигиенических норм сидения за рабочим столом? Как оно влияет на деятельность внутренних органов?
14. Самая длинная кость - бедренная. Обычно она составляет до 25 % от роста человека. Определите размер своей бедренной кости. Какой процент от вашего роста она составляет?
15. В теле ребенка 300 костей, а в теле взрослого человека их 206. С чем это связано?
16. Объясните связь опорно-двигательной системы с системой кровообращения. Составьте схему.
17. Установите связь между занятиями физкультурой и развитием опорно-двигательной системы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Понаблюдайте за влиянием физических упражнений на формирование скелетных мышц. Если вы не делаете физическую зарядку и не занимаетесь спортом, то начните это делать регулярно. Если вы занимаетесь спортом регулярно, то постепенно увеличивайте нагрузку на мышцы. Перед началом наблюдений измеряйте объем плеча в самом широком месте двуглавой мышцы при сокращении. Измеряйте также объем голени вытянутой ноги в самом широком месте икроножной мышцы. Ежемесячно повторяйте эти измерения, занося результаты в таблицу.
Коментарі (0)