Мышление и сознание
- 29-11-2021, 20:47
- 426
8 Клас , Биология 8 класс Задорожный (новая программа)
47. Мышление и сознание
Прежде чем приступить к изучению особенностей мышления и сознания человека, вспомните, как устроена его нервная система. Какая часть нервной системы отвечает за умственную деятельность? Почему в коре головного мозга много борозд и извилин?
Функциональная асимметрия мозга
Проведенные исследования выявили качественную особенность мозга человека — функциональную асимметрию. Выяснилось, что левое и правое полушария неодинаковы по своему функциональному значению: правое отвечает преимущественно за образное мышление, левое — за абстрактное.
Функцией левого полушария являются чтение и счет, преобладает оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринятым и осознанным объектам.
Приобретенное поведение человека
К типичным формам приобретенного поведения относят динамические стереотипы, умения (навыки) и привычки.
Динамический стереотип необходим для успешного взаимодействия организма со средой. Повторение одних и тех же движений и действий, одинаковых актов поведения, похожих реакций организма обеспечивает ему успех в деятельности, удовлетворении своих потребностей. Примером динамического стереотипа являются манера походки, почерк, осанка, которые вырабатываются у каждого человека.
Навык — это способность выполнять действия в соответствии с заданными критериями (например, качества), которая приобретается в процессе обучения или жизненной практики (рис. 47.1).
Первым этапом в выработке навыка является умение, которое формируется путем многократного повторения необходимой последовательности действий в стандартных условиях. Примером такого умения может быть, скажем, умение шить иглой. Если это умение станет автоматическим, то оно превратится в привычку.
Рис. 47.1. Умение ездить на велосипеде — это навык
Рис. 47.2. Грызть ногти — это вредная привычка
Привычки, как и навыки, вырабатываются путем упражнений. Благодаря этому человек становится способным выполнять определенное действие рационально, с надлежащей точностью и скоростью, без лишних затрат физической и нервно-психологической энергии (рис. 47.2.). Но, в отличие от навыков, привычки не вырабатываются целенаправленно, а возникают благодаря простому многократному повторению однообразных действий, которые человек выполняет бессознательно. Скажем, когда перед выходом из дома вы мимоходом бросаете взгляд в зеркало — это и есть привычка.
Мышление
Мышление — это психический процесс самостоятельного поиска и открытия существенно нового. То есть это процесс опосредования и обобщения отображения действительности при ее анализе и синтезе. Оно возникает на основе практической деятельности и опыта. Выделяют такие виды мышления: наглядно-действенное, теоретическое, наглядно-образное, практическое, словесно-логическое, творческое.
Наглядно-действенное мышление — это решение задач, представленных в наглядной форме, путем практических действий. Например, представим, что у вас есть задание — составить из кубиков определенную фигуру. Если вы просто в произвольном порядке будете складывать кубики вместе, пока через какое-то количество попыток у вас не получится нужная фигура, это и будет примером применения наглядно-действенного мышления (рис. 47.3, с. 164).
Наглядно-образное (образное, пространственное) мышление — это решение задач путем идеального преобразования их условий. Примером такого мышления будут ваши попытки составить фигуру из кубиков мысленно, не сдвигая их с места.
Рис. 47.3. Собирание конструктора — пример наглядно-действенного мышления
Рис. 47.4. Во время игры в шахматы применяется словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление — это теоретическое освоение действительности, которое имеет характер рассуждения и осуществляется путем таких мыслительных действий, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. То есть если, приступая к решению задачи с кубиками, вы сначала обдумаете, по какому принципу соединяются кубики, то это будет примером словесно-логического мышления (рис. 47.4.).
Теоретическое мышление можно считать разновидностью словесно-логического. Это средство целенаправленного теоретического освоения действительности, воспроизведение ее в понятиях. Теоретическое мышление направлено, как правило, на построение обобщенного и в значительной степени осознанного образа мира.
Каждый вид мышления реализуется с помощью определенных психологических механизмов — составляющих процесса мышления.
Сознание
Сознание — это отражение в психике человека идеальных образов действительности, своей деятельности, самого себя. Его не следует отождествлять со всей психикой. Это особый психический процесс или их совокупность, форма психической деятельности, ориентированная на отображение и преобразование действительности.
Необходимой составляющей сознания являются знания, и без них не существует сознания. Осознать какой-либо объект — значит включить его в систему своих знаний и отнести к определенному классу предметов, явлений. Другой необходимой составляющей сознания является переживание человеком того, что для него в окружающей действительности является значимым. Сознание не дано человеку от рождения. Оно формируется не природой, а обществом.
Явления человеческой психики очень разнообразны. Психическая деятельность может не достигать уровня сознания — так называемое досознателъное, или предсознателъное, состояние. Также она может опускаться ниже порога сознания — это подсознательное. Совокупность психических явлений, которые находятся вне сферы разума, неподотчетны ему и по крайней мере в конкретный момент не поддаются контролю, относятся к бессознательному.
Сознание у человека выполняет очень важные функции. Благодаря ему мы накапливаем знания о природе, обществе и о самих себе. Также с помощью сознания человек может прогнозировать и моделировать будущее и создавать несуществующие формы. Именно человеческому сознанию мы должны быть благодарны за появление кораблей и самолетов, автомобилей и компьютеров — вещей, не существующих в природе, но которые человек смог представить и воплотить в действительность.
Еще одна важная функция сознания — самоконтроль. Именно сознание человека регулирует его поведение и взаимоотношения с окружающим миром. Поэтому мы и не конфликтуем со всеми подряд. Сознание помогает нам понять, что человек является частью общества и не может существовать без других людей. А для нормального сосуществования необходимо уметь находить компромиссы и определять общие интересы.
Важную роль в жизни человека играют приобретенные формы поведения — динамические стереотипы, навыки, привычки. Высшими формами умственной деятельности человека являются мышление и сознание.
Проверьте свои знания
1. Что такое функциональная асимметрия?
2. Что такое динамический стереотип?
3. Как вырабатываются навыки?
4. Чем навыки отличаются от привычек?
5. Какие существуют виды мышления?
6. Что такое сознание?
7. Что такое подсознательное?
8*. Каковы особенности наглядно-действенного мышления?
9*. Каковы особенности словесно-логического мышления?
10*. Какие особенности присущи теоретическому мышлению?
Коментарі (0)