Войти
Закрыть

Научение. Умственная деятельность

8 Клас

УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, направленная на пополнение опыта с привлечением познавательных форм научения. Этот компонент приобретённого поведения имеет общественную природу, поскольку обеспечивает приспособляемость человека к жизни в обществе и опирается на опыт, накопленный предыдущими поколениями. У животных (дельфины, приматы, вороновые птицы, осьминоги) существует подобная деятельность, но она имеет простой характер. Учёные называют её элементарной умственной деятельностью, или благоразумной деятельностью. Животные с развитой нервной системой способны улавливать связи между явлениями внешнего мира лишь тогда, когда их непосредственно испытывают с помощью зрения, слуха, обоняния и т. п. Они могут использовать эти связи в новой ситуации для построения поведенческого акта только на инстинктивной основе. О рассудочной деятельности животных свидетельствуют следующие признаки: экстраполяция (способность предвидеть ход какого-либо события благодаря установлению простейших связей между явлениями), использование орудий труда и сложные системы общения. У человека умственная деятельность является более совершенной благодаря труду, общественному образу жизни, развитой речи и мышлению. Особую роль в формировании умственной деятельности человека играют познавательные формы научения: путём рассуждений и путём формирования понятий....

Условные рефлексы человека. Приобретённое поведение

8 Клас

И. П. Павлов обратил внимание на то, что высшая нервная деятельность связана не только с влиянием безусловных раздражителей, но и зависит от условий, сопровождающих эти раздражения. Например, у собаки слюноотделение начинается не только тогда, когда пища попадает в рот, но и на вид и запах пищи. И. П. Павлов объяснил это явление, разработав теорию условных рефлексов. Каковы же основные особенности отличают условные рефлексы от безусловных? - Условные рефлексы возникают в ответ на действие условных раздражителей (прежде безразличный раздражитель, ставший сигнальным раздражителем для определённой приобретённой реакции). - Эти реакции являются приобретёнными, то есть могут возникать на основе безусловных и низших условных рефлексов. - Условные рефлексы являются индивидуальными приспособительными реакциями, которые проявляются по-разному у разных особей вида. - Это временные реакции, то есть постоянно образуются и исчезают в зависимости от конкретных условий. - Условные рефлексы собственных рефлекторных дуг не имеют и поэтому осуществляются через функциональные временные нервные связи, возникающие между корковыми центрами жизненных функций и центрами сенсорных систем, связанных с действием условного раздражителя. - Образуются и осуществляются при участии высших отделов ЦНС (коры и подкорки), в которых и происходит образование временных нервных связей. - Могут объединяться в сложные цепи условных рефлексов - динамические стереотипы, которые являются физиологической основой умений, навыков, привычек и способов деятельности....

Безусловные рефлексы человека. Врождённое поведение человека

8 Клас

Рефлекс (от лат. reflexus - отражённый) - реакция организма на любое раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Впервые термин «рефлекс» ввёл французский учёный Рене Декарт (1596-1650). В создании рефлекторной теории участвовали Я. Прохазка (1837-1888), И. М. Сеченов, И. П. Павлов и другие. Любой рефлекс имеет основу в виде рефлекторной дуги. Функциональное значение рефлексов заключается в том, что с их помощью организм способен быстро и целенаправленно реагировать на различные изменения внутренней и внешней среды. И. П. Павлов разделил все рефлексы на безусловные и условные. Функциональной основой врождённых форм поведения человека являются безусловные рефлексы, имеющие следующие особенности: - возникают в ответ на действие безусловных раздражителей (раздражитель, имеющий важное значение - пища, воздух, вода, свет - для организма, и вызывает ответную реакцию); - являются врождёнными и наследственными, то есть формируются и действуют в соответствии с генетической программой; большинство из них проявляется сразу после появления человека на свет (дыхательный, сосательный, мигательный); некоторые безусловные рефлексы (например, половые) формируются при развитии; - имеют видовой характер, то есть являются специфическими для всех представителей вида; - осуществляются через анатомически выраженные рефлекторные дуги; - нервные центры расположены в стволе головного мозга и спинном мозге; - могут объединяться и образовывать сложные цепи безусловных рефлексов - инстинкты....

Высшая нервная деятельность

8 Клас

Деятельность нервной системы условно разделяют на низшую и высшую. Низшая нервная деятельность - совокупность безусловнорефлекторных реакций, направленных на работу внутренних органов и поддержания гомеостаза. Эти реакции являются врождёнными, а их центры находятся в спинном мозгу и стволе головного мозга. Безусловно-рефлекторная низшая нервная деятельность одинакова у разных людей. А каковы же особенности и значение ВНД? Высшими отделами ВНД являются кора полушарий большого мозга и подкорка. Кора полушарий - это совокупность нейронов в составе серого вещества, обеспечивающих возникновение в течение жизни условных рефлексов. Подкорка, или базальные ядра полушарий мозга, - это нейронные узлы, погружённые в белое вещество большого мозга. В подкорке расположены центры важнейших безусловных рефлексов, что является основой этих условных рефлексов. Подкорковые ядра обеспечивают высокий уровень активности клеток коры полушарий, участвующих в формировании приобретённых реакций. Вместе с тем деятельность подкорки контролируется корой. Основными нервными процессами, которые координируют высшую нервную деятельность, являются возбуждение и торможение. Возбуждение начинается как реакция нейронов - повышение их активности. Возникает возбуждение в нервных центрах, а затем распространяется по нервным волокнам в виде нервных импульсов. Торможение также является активным процессом, который подавляет возбуждение или предотвращает его. Возбуждение и торможение у человека имеют индивидуальный характер, поскольку в каждом организме количество нейронов, длина их отростков, активность внутренних процессов различны. Основателями учения о ВНД являются И. М. Сеченов (1829-1905) и И. П. Павлов (1849-1936). В своих исследованиях они доказали, что ВНД является неразрывным единством врождённых и приобретённых форм приспособленности, т. е. безусловных и условных рефлекторных реакций. В поведении человека достаточно часто выделяют ещё рассудочную (умственную) деятельность, основанную на сложной ассоциативной деятельности мозга....

Обобщение темы 8. Связь организма человека с внешней средой. Сенсорные системы

8 Клас

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИЛИ АНАЛИЗАТОРЫ, - совокупность структур, воспринимающих раздражения (круглосуточно), передающих их в соответствующие зоны коры большого мозга (нервное проведение возбуждения) и анализирующих полученную информацию (корковое формирование ощущений). Учение об анализаторах разработал И. П. Павлов, а само понятие введено в научную терминологию в 1909 году. Сенсорные системы в организме человека получают информацию из внешней и внутренней среды, её анализируют и формируют ощущения, что является основой для реакций организма человека на воздействие раздражителей. Кроме того, ощущения для человека стали источником его знаний об окружающем мире. Самоконтроль знаний Тест-конструирования 9. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ 1. Где осуществляется преобразование энергии раздражителей в нервные импульсы? Д в рецепторах Е в чувствительных нервах Є в подвижных нервах Ж в коре полушарий 2. Какие структуры сенсорных систем осуществляют нервное проведение возбуждения?...

Сенсорные системы осязания, температуры, боли

8 Клас

Кожные рецепторы разбросаны по всей поверхности тела. В среднем на каждый 1 см2 приходится 100-200 болевых, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых и 25-30 осязательных рецепторов. Эти чувствительные клетки и нервные окончания являются основой для трёх видов кожной чувствительности - тактильной, температурной и болевой. СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА ОСЯЗАНИЯ - это функциональная система, которая воспринимает механические воздействия на кожу и обеспечивает формирование ощущений прикосновения, вибрации и давления. Органом осязания у человека является кожа, содержащая осязательные (тактильные) рецепторы. У человека рецепторная поверхность сенсорной системы осязания огромна - от 1,4 до 2,1 м2. Наибольшая чувствительность свойственна нервным окончанием кончиков губ, языка, меньше - кончикам пальцев рук, ладоням. Низкой чувствительностью к прикосновению характеризуется кожа спины, стоп, живота. Характер осязательных (тактильных) ощущений зависит от частоты действия раздражителя. Если она постоянна, возникает ощущение давления, если кратковременна - ощущение прикосновения, а при высокой частоте смены силы раздражителя - ощущение вибрации. Жизненное значение этих ощущений особенно возрастает у людей, лишённых зрения. Благодаря осязанию они учатся читать (с помощью шрифта Брайля) и познавать окружающий мир....

Сенсорные системы равновесия и движения

8 Клас

Гравитация, или сила тяжести, которую первым начал изучать Исаак Ньютон, - это та сила, которая удерживает любой предмет или живой организм на Земле, не давая ему улететь в космос. С гравитацией нам приходится сталкиваться на каждом шагу. Хождение, езда на велосипеде, прыжки, катание на коньках, плавание, бег и падение были бы невозможны без гравитации. А какие сенсорные системы отвечают за ориентацию и движения тела и органов в гравитационном поле Земли? СОДЕРЖАНИЕ Какое значение имеет сенсорная система равновесия? СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА РАВНОВЕСИЯ (или гравитационная сенсорная система) - это функциональная система, специализирующаяся на восприятии гравитационного поля и обусловливает ориентацию тела в нём. Этот анализатор воспринимает ускорение, положение тела в пространстве, изменения положения головы и туловища, координирует движения и сохраняет равновесие тела. Орган равновесия у человека - вестибулярный аппарат, который является частью внутреннего уха. Состоит из преддверия, в котором различают овальный и круглый мешочки и 3 полукружных канала с ампулами. Вся эта система заполнена жидкостью. Первый этап восприятия - гравитационную механорецепцию - осуществляют волосковые клетки, в которых возникает возбуждение после механического раздражения жидкостью внутреннего уха.  ...

Сенсорные системы вкуса и обоняния

8 Клас

Попробуйте одним словом ответить на эти 5 вопросов. Почему букетик фиалок, поставленный на рояле, мешает певцу брать высокие ноты? Почему после натирания чесноком ступни ноги вы почувствуете во рту вкус чеснока? Почему вдыхание бергамотового масла повышает остроту зрения в сумерках? Почему хлороформ при вдыхании вызывает вкусовое ощущение сладкого? Почему ментоловая жевательная резинка вызывает температурное ощущение холода? СОДЕРЖАНИЕ Какое значение имеет обонятельная сенсорная система? ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА - это система, обеспечивающая восприятие химических летучих раздражений и формирование обонятельных ощущений. Чувствительность обонятельной сенсорной системы человека очень велика: один обонятельный рецептор может возбуждаться отдельными молекулами ароматного вещества. Ещё одним свойством обонятельного анализатора является его тесная связь с центрами слуховой и вкусовой сенсорных систем. Нюх - это совокупность процессов в обонятельной сенсорной системе, осуществляющих восприятие химической информации воздуха. Органом обоняния является нос с обонятельными рецепторами, количество которых достигает 10 млн. Расположены хеморецепторы в слизистой оболочке верхних носовых ходов и осуществляют обонятельную хеморецепцию. Поскольку количество обонятельных рецепторов с возрастом уменьшается, дети обычно различают больше запахов, чем взрослые. В нервном проведении возбуждения участвуют не только волокна обонятельного нерва, но и волокна тройничного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Поэтому обонятельные ощущения сохраняются и при нарушении функции обонятельного эпителия (например, в случае насморка)....

Слуховая сенсорная система

8 Клас

Звук - колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газе, жидкости или твёрдом теле. Большинство явлений в природе сопровождается характерными звуками, которые воспринимаются и распознаются ухом человека и служат для ориентирования и общения. А какие звуки человеческое ухо не воспринимает? СОДЕРЖАНИЕ Какое значение имеет слуховая сенсорная система? СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА - это совокупность анатомических образований, обеспечивающих восприятие звуковых колебаний и формирование слуховых ощущений. Человек воспринимает звуковые колебания в диапазоне от 16 до 20 000 Гц, и для нее характерен пространственный бинауральный слух (восприятие звуков парными органами слуха). Инфразвуки (частота менее 16 Гц) и ультразвуки (частота более чем 20 000 Гц) орган слуха человека не способен воспринимать. Слуховая сенсорная система воспринимает информацию о направлениях и источниках звуков, позволяет ориентироваться в пространстве и формирует в коре полушарий слуховые ощущения. Их роль в жизни человека особенно возрастает во время восприятия речи и музыки. Слуховые ощущения в процессе развития человека очень тесно связаны с языком. Ребёнок, потерявший слух в раннем возрасте (до того, как научилась говорить), теряет и речевую способность, хотя её голосовой аппарат остается невредимым....

Зрение человека. Нарушение зрения

8 Клас

Утверждают, что глаза - зеркало души. Достаточно взглянуть в глаза другому человеку, чтобы понять - интересен он или нет, приятен он или не стоит доброго слова. Глаза умных людей словно светятся внутренним светом, притягивают к себе, вызывают желание понять их глубину. А влияет ли на внутренний мир человека качество восприятия световой информации? СОДЕРЖАНИЕ Как происходит восприятие световой информации в человека? ЗРЕНИЕ - вид чувств или совокупность процессов в зрительной сенсорной системе, которые осуществляют восприятие световой информации. У человека бинокулярное (стереоскопическое) цветное зрение, которое обеспечивает восприятие света двумя глазами одновременно для восприятия объёмности пространства и различия электромагнитных волн видимого спектра, определяющих цвета. Глаз человека воспринимает световые лучи, которые отражаются от предметов среды. Восприятие информации, несущей отражённые лучи, обеспечивают следующие процессы: оптическая светопроводимость, рецепторное световосприятие, нервное проведение возбуждения, корковое формирование ощущений. Оптическая светопроводимость - процессы глаза, которые обеспечивают направление отражённых лучей на сетчатку. В состав этой оптической системы входят роговица —> влага камер глаза —> зрачок —> хрусталик —> стекловидное тело. Роговица, влага камер глаза и стекловидное тело осуществляют частичное преломление лучей. Зрачок благодаря мышцам рефлекторно изменяет свой диаметр и регулирует поступление света на сетчатку, чем предотвращает её повреждение. Фокусировка лучей на сетчатку осуществляется изменением кривизны хрусталика. Сокращение ресничной мышцы увеличивает кривизну хрусталика и его преломляющую силу, расслабление - наоборот. Благодаря этому глаза приспособлены к чёткому видению предметов, расположенных на различных расстояниях. Эта способность глаза называется аккомодацией....

Навігація