Научение. Умственная деятельность
- 25-11-2021, 12:30
- 478
8 Клас , Биология 8 класс Соболь (новая программа)
§ 51. НАУЧЕНИЕ. УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основные понятия и ключевые термины: НАУЧЕНИЕ. УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Вспомните! Что такое высшая нервная деятельность? Что такое приобретённое поведение?
Вступительное упражнение на развитие умственной деятельности
Тест «Числовой ряд»
Найдите закономерность в каждом из числовых рядов:
1) 1 4 9 16 ... ... 49 64 81
2) 8 12 10 16 12 ... ...
3) 24 22 19 15 ... ...
СОДЕРЖАНИЕ
Какие есть виды научения человека?
НАУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - это способы накопления индивидуального опыта в процессе взаимодействия организма со средой.
Благодаря научению у животных и человека формируется приобретённое поведение.
Для животных научение является только процессом изменения опыта с целью приспособления к среде. А у человека кроме этого механизма существует ещё научение, направленное на усвоение социального опыта с использованием речи.
Таблица 43. ВИДЫ НАУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Научение следует отличать от обучения как организованной формы активности, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков.
Таким образом, различные виды научения обеспечивают формирование приобретённых проявлений поведения в ответ на изменения условий существования.
Каковы особенности умственной деятельности человека?
УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, направленная на пополнение опыта с привлечением познавательных форм научения. Этот компонент приобретённого поведения имеет общественную природу, поскольку обеспечивает приспособляемость человека к жизни в обществе и опирается на опыт, накопленный предыдущими поколениями.
У животных (дельфины, приматы, вороновые птицы, осьминоги) существует подобная деятельность, но она имеет простой характер. Учёные называют её элементарной умственной деятельностью, или благоразумной деятельностью. Животные с развитой нервной системой способны улавливать связи между явлениями внешнего мира лишь тогда, когда их непосредственно испытывают с помощью зрения, слуха, обоняния и т. п. Они могут использовать эти связи в новой ситуации для построения поведенческого акта только на инстинктивной основе. О рассудочной деятельности животных свидетельствуют следующие признаки: экстраполяция (способность предвидеть ход какого-либо события благодаря установлению простейших связей между явлениями), использование орудий труда и сложные системы общения.
У человека умственная деятельность является более совершенной благодаря труду, общественному образу жизни, развитой речи и мышлению. Особую роль в формировании умственной деятельности человека играют познавательные формы научения: путём рассуждений и путём формирования понятий.
Человек благодаря языку и абстрактному мышлению способен улавливать связи между предметами и явлениями внешнего мира даже тогда, когда они непосредственно не ощущаются. Это происходит благодаря воображению, которое создаёт в головном мозгу действительность в образах предметов или явлений и делает возможным их использование для поиска связей. Воображение позволяет человеку предвидеть ситуации, события, результат и соответственно конструировать свою деятельность. Так, водитель начинает искать ближайшую АЗС, если в его автомобиле осталось мало топлива, ученик углублённо изучает биологию, если хочет стать врачом.
Человек в отличие от животных благодаря умственной деятельности может не только использовать орудия труда, но и создавать их, сохранять и применять для достижения результата в совместной деятельности с другими людьми.
Итак, особенности умственной деятельности человека определяют такие социальные факторы: труд, общественный образ жизни, речь и абстрактное мышление.
Какие факторы влияют на развитие умственной деятельности человека?
Физиологической основой умственной деятельности являются сложные процессы коры полушарий большого мозга.
- Основой умственной деятельности является мышление, которое обеспечивает познание окружающей среды в его взаимосвязях.
- Умственная деятельность связана с деятельностью сенсорных систем, участвующих в формировании ощущений.
- Умственная деятельность является очень сложной и требует эффективной регуляции процессов. Поэтому очень важна воля, которая влияет на самоорганизованность, дисциплинированность, выбор наиболее благоприятного ритма и последовательности мыслительных операций.
- Важное значение в мыслительной деятельности имеют эмоции. Положительные эмоции способствуют улучшению кровоснабжения мозга, повышению тонуса коры мозга. В результате этого улучшается память и растут творческие возможности мозга. Есть данные, что музыка улучшает умственную деятельность, поскольку действует как раздражитель, формирует положительные эмоции.
- В умственной деятельности человек использует образы, формируемые благодаря восприятию и представлению. Поэтому очень важны тренировки памяти, которая хранит и воспроизводит информацию.
- Ещё одним важным фактором, влияющим на умственную деятельность, является внимание. Этот процесс организовывает поступление информации и её участие в восприятии, мышлении.
- Важным моментом, определяющим ход умственной деятельности, является умственная усталость, очень часто связанная с длительной работой мозга в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Поэтому, если человек занимается умственным трудом, хорошим средством для отдыха является гимнастика или физическая нагрузка, что улучшает кровоснабжение головного мозга и снабжение питательными веществами и кислородом.
Итак, важную роль в умственной деятельности играют ощущения, представления, мышление, память, эмоции, внимание, воля и другие проявления высшей нервной деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учимся познавать
Задача на применение знаний
Применив знания, обоснуйте необходимость соблюдения предложенных в таблице правил умственной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Биология + Литература
В сказке Ивана Франко «Лис Микита» (песнь 9) есть такие строки:
«Наше все життя - війна є,
Кожний боресь в ній, як знає:
Сей зубами, той крильми,
Третій кігтями міцними,
Інший скоками прудкими...
Чим же боремося ми?...
В нас підмога лиш одна єсть -
Се розумна голова».
Почему умственная деятельность человека является самым совершенным компонентом поведения в «борьбе за жизнь»?
РЕЗУЛЬТАТ
Коментарі (0)