Безусловные рефлексы человека. Врождённое поведение человека
- 25-11-2021, 12:26
- 378
8 Клас , Биология 8 класс Соболь (новая программа)
§ 49. БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ЧЕЛОВЕКА. ВРОЖДЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Основные понятия и ключевые термины: БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. ИНСТИНКТ.
Вспомните! Что такое рефлекс и рефлекторная дуга?
Вступительные упражнения на развитие мышления
Тест «Найди общее»
- Человек зажмуривается, когда солнечные лучи попадают в глаза;
- неожиданный шум заставляет человека повернуть голову;
- повышение температуры вызывает усиленное потоотделение;
- на конфету, которая раздражает язык, выделяется слюна.
Что общего между названными реакциями человека?
СОДЕРЖАНИЕ
Каковы особенности безусловных рефлексов?
Рефлекс (от лат. reflexus - отражённый) - реакция организма на любое раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Впервые термин «рефлекс» ввёл французский учёный Рене Декарт (1596-1650). В создании рефлекторной теории участвовали Я. Прохазка (1837-1888), И. М. Сеченов, И. П. Павлов и другие. Любой рефлекс имеет основу в виде рефлекторной дуги. Функциональное значение рефлексов заключается в том, что с их помощью организм способен быстро и целенаправленно реагировать на различные изменения внутренней и внешней среды. И. П. Павлов разделил все рефлексы на безусловные и условные.
Функциональной основой врождённых форм поведения человека являются безусловные рефлексы, имеющие следующие особенности:
- возникают в ответ на действие безусловных раздражителей (раздражитель, имеющий важное значение - пища, воздух, вода, свет - для организма, и вызывает ответную реакцию);
- являются врождёнными и наследственными, то есть формируются и действуют в соответствии с генетической программой; большинство из них проявляется сразу после появления человека на свет (дыхательный, сосательный, мигательный); некоторые безусловные рефлексы (например, половые) формируются при развитии;
- имеют видовой характер, то есть являются специфическими для всех представителей вида;
- осуществляются через анатомически выраженные рефлекторные дуги;
- нервные центры расположены в стволе головного мозга и спинном мозге;
- могут объединяться и образовывать сложные цепи безусловных рефлексов - инстинкты.
Ил. 109. Рефлекторная дуга мигательного рефлекса: 1 - рецепторы век; 2 - чувствительный нейрон; 3 - вставочный нейрон ЦНС 4 - двигательный нейрон; 5 - круговая мышца глаза, осуществляет мигание
К безусловным рефлексам относятся двигательные (коленный, зрачковый, хватательный), дыхательные (рефлексы вдоха и выдоха), вегетативные (обеспечивают работу внутренних органов), ориентировочные (рефлексы «Что это такое?»), защитные (чихание, кашель), пищевые (выделение слюны или желудочного сока на пищу), половые и др.
Биологическая роль безусловных рефлексов: а) обеспечивают постоянство внутренней среды и процессы размножения; б) обусловливают существование организма сразу же после рождения; в) являются основой для формирования многих условных рефлексов.
Итак, БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС - это врождённые постоянные реакции организма на действие раздражителей, которые обеспечивают приспособляемость к жизненно важным стабильным условиям существования.
Каковы признаки и значение врождённого поведения человека?
ВРОЖДЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - совокупность сложных врождённых поведенческих реакций, связанных в своём возникновении с биологическими потребностями и низшими эмоциями. Следует отметить, что врождённое поведение играет значительно меньшую роль, чем приобретённые формы поведения. Но нельзя недооценивать значение инстинктивных проявлений в питании, размножении, самосохранении, деятельности внутренних органов. Каковы же особенности врождённого поведения человека?
1. Функциональной основой врождённых форм поведения человека являются безусловные рефлексы и инстинкты. Инстинкт (от лат. instinctus - побуждение к действию) - врождённая приспособительная форма поведения в виде системы безусловных рефлексов, возникающая в ответ на внешнее или внутреннее раздражение. Общепринятым в теории инстинктов является выделение трёх групп инстинктов, которые называют основными, или базовыми. Это инстинкты самосохранения (оборонительный, ориентировочный), инстинкты питания (питьевой, пищевой) и инстинкты размножения (родительский, материнский). Кроме них довольно часто называют ещё социальные инстинкты, инстинкты самосовершенствования (исследовательский, игровой) и инстинкты внутривидовой агрессии (инстинкт борьбы).
2. Проявления врождённого поведения возникают при соответствующих биологических потребностях (низших мотивациях). Ведущими биологическими потребностями для человека являются те, которые необходимы для жизни. Это потребность в пище, в воде, безопасности, половая потребность и т. п., которые и будут мотивационными сигналами. Так, если возникает потребность в пище, появляется чувство голода, и человек начинает активно исследовать окружающую среду. Это поисковая фаза поведенческого акта. Именно на этой стадии у человека к его природным поведенческим реакциям добавляются приобретённые реакции, улучшающие результат. У человека эта фаза является очень изменчивой и существенно корректируется культурой и традициями.
3. Врождённое поведение високоадаптивно и не требует предварительного научения. Так, страх перед змеями является проявлением инстинкта самосохранения. Человека никто не учит, как реагировать, неожиданно увидев змею на каменистом берегу реки.
4. Врождённое поведение видотиповое, то есть врождённые реакции одинаковы у всех представителей вида во время действия одинаковых факторов среды. Так, одинаковыми являются инстинктивные движения мышц женщины во время родов, мимические выражения лица людей в состоянии гнева или страха.
5. Врождённые реакции генетически запрограммированы и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта человека. Эта особенность отчётливо проявляется в реакциях заключительной фазы поведенческих актов, которые отличаются сложностью, независимостью от влияний среды. Поведенческие проявления этой стадии всегда происходят в определённом порядке. Такие комплексы действий являются очень устойчивыми, и только длительные изменения условий существования могут вызвать в ней сдвиги.
6. Основные центры, контролирующие возникновение проявлений врождённого поведения, расположены в подкорке, промежуточном мозге, лимбической системе и стволе головного мозга. Эти структуры участвуют в регуляции вегетативной деятельности организма и возникновении низших врождённых эмоций (радость, удивление, горе, отвращение, гнев и страх).
Врождённое поведение человека является наследственным, но, в отличие от животных, человек способен видоизменять её, учитывая потребности других людей. Так, потребление человеком пищи за хорошо сервированным столом основывается не только на инстинкте питания. Те врождённые пищевые реакции, возникающие на еду, согласуются с правилами этикета.
Итак, врождённое поведение человека имеет биологический характер, состоит из безусловных рефлексов и инстинктов, проявляется поведенческими актами из двух стадий и обеспечивает жизнедеятельность, сохранение жизни и формирование сложных приобретённых форм поведения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учимся познавать
Лабораторное исследование. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАКЦИИ ЗРАЧКОВ НА СВЕТ
Цель: развивать умение наблюдать и описывать физиологические явления на примере изучения реакции зрачков на свет. Оборудование: источник света (фонарик, настольная лампа).
Теоретические сведения
Зрачковый рефлекс - сужение зрачка при освещении глаза, происходит вследствие сокращения мышц радужной оболочки. Этот рефлекс имеет как защитное, так и ориентировочно адаптивное значение: предотвращает чрезмерный распад в сетчатке зрительного пигмента, обеспечивает сохранение зрительной ориентации организма в среде при сильном освещении. Радиальные мышечные волокна мышц-суживателей и мышц-расширителей радужной оболочки являются гладкими и сужаются медленно. Сужение зрачка в ответ на яркий свет является безусловным вегетативным рефлексом.
Ход работы (работа выполняется в паре)
1. Ученик, который проводит исследования, направляет свет фонарика на глаза испытуемого и обращает внимание на диаметр зрачков каждого глаза и на то, одинаков ли он.
2. Ученик, который проводит исследования, выключает свет фонарика и обращает внимание на диаметр зрачков подопытного и на то, как он изменился в каждом глазу.
3. Ученик просит подопытного прикрыть правый глаз ладонью руки и направляет свет фонарика на его лицо. Через 10-15 с он просит забрать руку и обращает внимание на диаметр зрачков глаз и на то, одинаков ли он.
4. Итог работы.
Биология + Литература
И ранним утром жизни, по росе,
Особенно прилипчивы болезни.
Пока наш нрав не искушён и юн,
Застенчивость наш лучший опекун.
Перевод Б. Пастернака
В рамке приведены строки из произведения В. Шекспира «Гамлет, принц датский». Почему в подростковом возрасте и юности следует больше опасаться болезней?
Биология + Геометрия
В одной из научно-популярных статей об инстинктах написано: «Спрашивать, от чего зависит врождённое поведение человека, от генотипа или условий среды, - это все равно, что спрашивать, от чего зависит площадь геометрической фигуры, от длины или ширины». А как измеряется площадь прямоугольника? Примените знания о более сложных геометрических фигурах и докажите сложность формирования врождённого поведения человека.
РЕЗУЛЬТАТ
Коментарі (0)