Войти
Закрыть

Словарь

7 Клас

Абиотические экологические факторы — условия неживой природы (например, температура, давление). Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических в своем теле. Акклиматизация — приспособление организмов к новым биоценозам. Амебоидное движение — вид движения, который характерен для одноклеточных амеб и некоторых других клеток многоклеточных организмов, не имеющих постоянной формы. Они могут будто «перетекать» на новое место, образуя специальные выросты, которые называют ложноножками. Антропические факторы среды — влияние людей и их деятельности. Аорта — самая крупная артерия, в которую кровь выталкивается из сердца. Аппарат Гольджи — внутриклеточный комплекс из канальцев, полостей, пузырьков, образованных мембранами, расположенный вблизи ядра. На мембранах комплекса Гольджи синтезируются углеводы и жиры. Артериальная кровь — кровь, насыщенная кислородом. Артерии — сосуды, по которым кровь течет от сердца. Б Безусловные рефлексы — рефлексы, характерные для всех представителей вида. К ним относятся дыхание, кашель, чихание, отдергивание руки от горячего предмета и т. п. Бесполое размножение — размножение, которое осуществляется без участия половых клеток. Бинарная номенклатура — система двойных названий, которая используется в систематике. Название вида животных, как и растений, состоит из двух слов (еж ушастый, заяц европейский), где первое слово является названием рода (род Еж, род Заяц). Кроме основных таксонов, используются промежуточные: подтип, подкласс, сверхкласс и т. п....

Экскурсии

7 Клас

Цель: расширить знание учеников о животном мире; ознакомить с представителями животного мира, обитающими в их ближайшем окружении; совершенствовать умение проводить наблюдения в природе; учить применять полученные знания на практике; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппарат, бинокль, определители животных, птичьих гнезд и т. п. Проведение экскурсии I. Получите задание у учителя. II. Выполните задание в соответствии с инструкционной карточкой. Инструкционная карточка 1. Найдите муравейник, опишите его строение, определите его размеры. Выясните количество муравьиных троп, куда они ведут, их длину. Отследите, что муравьи несут в гнездо. Сделайте вывод, чем питаются муравьи, каково их значение в природе. 2. Рассмотрите растения вашего участка, отметьте наличие или отсутствие повреждений растений животными. Сделайте предположение о том, какие животные могут причинять вред растениям....

Практические работы

7 Клас

Тема. Выявление примеров приспособления к образу жизни у насекомых. Цель: выявить примеры приспособления к образу жизни у насекомых в особенностях их строения. Оборудование и материалы: коллекции насекомых, таблицы, фотографии, слайды. Ход работы 1. Рассмотрите представителей насекомых. Презентация 5 2. Определите форму и цвет тела, строение и число крыльев, тип ротового аппарата. Результаты работы занесите в таблицу. Тема. Выявления примеров приспособления к образу жизни у различных экологических групп птиц. Цель: выявить примеры приспособления к образу жизни у различных экологических групп птиц. Оборудование и материалы: чучела птиц, таблицы, фотографии, слайды. Ход работы 1. Рассмотрите представленные виды птиц. Презентация 6 2. Определите особенности их строения: размеры, длину ног, шеи, форму клюва, число и расположение пальцев на ногах, наличие или отсутствие перепонок между пальцами....

Лабораторные исследования

7 Клас

Цель: определить характерные особенности внешнего строения дождевого червя, его соответствие условиям жизни в почве; наблюдать за его передвижением и реакциями на раздражение. Оборудование и материалы: препаровальные иглы, стеклянные палочки, пинцет, лупа, линейка, лист бумаги; дождевые черви. Ход работы 1. Рассмотрите дождевого червя. Сравните увиденное с рисунком и обозначьте части тела червя. Определите форму его тела, цвет и характер членения. Презентация 1 2. Пользуясь лупой, определите передний и задний концы тела. Что на них расположено? 3. Определите и запишите, на каком конце тела находится утолщение — поясок. Сколько члеников его образуют? 4. Установите длину и толщину тела дождевого червя. Определите спинную и брюшную части тела. Чем они отличаются? 5. Рассмотрите и опишите покровы червя. Каково их значение для жизни червя? 6. Возьмите червя с помощью пинцета, положите его на бумагу и понаблюдайте за его передвижением. Свои наблюдения запишите. Какие особенности строения помогают ему передвигаться?...

Обобщение. Сходство бактерий, грибов, животных — свидетельство единства живой природы

7 Клас

Мы с вами переворачиваем последние страницы учебника биологии для 7-го класса. Вы изучаете биологию в школе уже два года и продолжите изучение увлекательного мира живых организмов в течение всей жизни. Наверное, больше всего вас удивило многообразие жизненных форм: организмы отличаются и по форме, и по размерам, и по способам питания, и по приспособлению к определенным условиям. Подытоживая все, чему вы научились, все, о чем узнали во время интересных незабываемых уроков, давайте сделаем выводы. Наряду с многочисленными отличиями мы видим определенное единство, общие черты, похожие приспособления у бактерий, растений, животных и грибов. Давайте подробнее остановимся именно на чертах сходства и их причинах. Все они имеют общие признаки живых организмов. Для них характерны обмен веществ (питание, дыхание, выделение), рост, развитие, движение, размножение и раздражимость. Все они характеризуются сходством химического состава. В их телах по массе преобладает вода, которая выполняет важные функции в каждом организме. Липиды, белки, углеводы и нуклеиновые кислоты выполняют в организме важные функции, они являются определяющими в жизнедеятельности организма....

Основы охраны природы. Природоохранные территории. Красная книга Украины

7 Клас

Ситуация на нашей планете сложилась таким образом, что охрана природы — это не только акт гуманизма по отношению к другим биологическим видам, это — условие выживания человека как биологического вида. Причины вымирания животных Главной причиной исчезновения видов животных является разрушение человеком среды их обитания. Распахивая степи, вырубая деревья, осушая болота, человек обрекает на гибель целые сообщества. Это также влияет на климат. Кроме того, в результате хозяйственной деятельности человека постоянно загрязняется окружающая среда. В водах морей и океанов люди затапливают ядовитые и радиоактивные отходы, воздух загрязняется выхлопными газами миллиардов машин, дымом фабрик, заводов. Применение ядохимикатов в полях, садах и огородах приводит к накоплению ядов в телах животных, нарушению процессов их развития и в итоге — к гибели. Нельзя не вспомнить о варварском истреблении животных из-за красивого меха, перьев или просто ради развлечения. Ужасна история исчезновения с лица Земли нелетающей птицы дронта (рис. 53.1), которого просто ради развлечения забивали палками. Стеллерова корова (рис. 53.2), уникальное морское млекопитающее, также стала легкой добычей человека и исчезла навсегда. Численность странствующего голубя в Северной Америке была настолько большой, что когда эти птицы пролетали, становилось темно. Люди убивали голубей ради забавы. Последний представитель вида умер в 1914 г. в зоопарке....

Влияние человека и его деятельности на организмы

7 Клас

Человек влияет на природу намного больше, чем любой биологический вид. Это влияние часто имеет отрицательные последствия и может привести не только к гибели многих биологических видов, но и к гибели или существенному ухудшению условий существования самого человечества. Влияние человека на организмы В процессе своей хозяйственной деятельности человек не замечает, как разрушает природу, подрывает основы собственного существования. Чтобы сохранить видовое многообразие природы, необходимо изучать ее состояние и предотвращать отрицательное влияние технического прогресса, жить в гармонии с природой. В природе не существует вредных или полезных животных. Исчезновение любого компонента среды ослабляет природу, снижает ее стойкость, порождает другие изменения. Необходимо вводить рациональное природопользование (от латин, «рацио» — ум) и восстанавливать виды, которые находятся на грани исчезновения. Экологическая этика Экологическая этика — область знаний, объединяющая различные дисциплины и занимающаяся моральными и духовными аспектами отношения человека к природе....

Экосистема. Цепи питания

7 Клас

Экологическая система — это связанные в одно целое организмы и неживая природа, в которой они обитают. Организмы хорошо приспособлены друг к другу и к условиям своего места обитания. Их можно условно разделить на три группы: производители, потребители и разрушители органического вещества. Организмы-автотрофы (зеленые растения) превращают простые, неорганические вещества (воду и углекислый газ) в органические. Из них они строят свое тело. Растения служат пищей для других обитателей экосистемы, поэтому они являются производителями, или продуцентами. Кроме того, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания. Животные являются гетеротрофами и не могут превращать неорганические вещества в органические. Они питаются растениями или другими животными и получают органические вещества вместе с пищей, поэтому животные в экосистеме являются потребителями, или консументами. Кроме того, животные дышат кислородом, который вырабатывают растения, а выделяют необходимый растениям углекислый газ....

Популяции, экосистемы и факторы среды

7 Клас

Отдельные особи животных не существуют изолированно от внешнего мира. Они взаимодействуют с другими особями и окружающей средой. Это достаточно сложные процессы, но именно благодаря им возможно существование жизни на нашей планете. Популяции Как вы знаете, у любого живого существа имеется свойство размножаться, поэтому на определенной территории всегда существует некоторое количество животных одного вида. Даже если эти животные ведут одиночный образ жизни, они все равно взаимодействуют между собой: необходимо поделить участки для питания и проживания; искать партнера для размножения; заботиться о потомстве и т. д. Такую совокупность особей одного вида, которые воспроизводят себе подобных на протяжении множества поколений и продолжительное время занимают определенную территорию, называют популяцией. Но всегда ли особи одного вида на определенном участке территории — это популяция? Представим, что мы собрали группу сайгаков на острове, где есть все условия для их жизни (рис. 50.1). Но они еще не будут популяцией. Они будут просто группой животных одного вида. А вот когда они проживут на этом острове определенное время, то могут стать популяцией. Так как популяция — это несколько поколений организмов....

Элементарная умственная деятельность. Эволюция поведения

7 Клас

Любой хозяин домашнего животного знает, что его собака (кошка, попугай и т. д.) — очень умное животное. А что свидетельствует о разумности животного с точки зрения науки? Умение использовать орудия труда? Или умение разговаривать? Попробуем разобраться. Использование животными орудий труда В давние времена существовало мнение, что человек отличается от животных тем, что может использовать орудия труда. Но прошло время и оказалось, что использование орудий труда не является исключительным признаком человека. Достаточно много животных также вполне успешно ими пользуются. Как оказалось, для использования орудий труда даже наличие большого мозга не является обязательным условием. Небольшие одиночные осы из родов Сфекс и Аммофила используют камешки, строя норки для своего потомства в сыпучем песке. Чтобы сделать этот песок более плотным, они его утрамбовывают камешками. Достаточно популярны орудия труда и у птиц. Попугаи часто пользуются кусочками пластмассы или металла для того, чтобы поднять крючок на дверце своей клетки. Интересно обращается с орудиями труда дятловый вьюрок с Галапагосских островов. Для добывания личинок насекомых из-под коры он использует острые веточки или колючки кактусов....

Навігація