Вклад выдающихся учёных-натуралистов в изучение природы

5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко

§ 5. Вклад выдающихся учёных-натуралистов в изучение природы

Изучение параграфа поможет вам:

• называть имена ученых-натуралистов;
  • узнать о вкладе ученых-натуралистов в изучение природы.

Вспомните, какое значение имеет кислород.

Кого называют натуралистами. Учёные — это люди, которые целенаправленно изучают явления окружающего мира. Учёных, исследующих явления природы, называют натуралистами. В прошлом, изучая преимущественно растения и животных, натуралисты искали ответ на вопросы об их строении, жизнедеятельности, происхождении, разнообразии, взаимодействии между собой.

Учёные-натуралисты не только наблюдают и описывают природу, но и проводят эксперименты. Один из таких экспериментов провел в XVIII в. английский натуралист Джозеф Пристли. В результате этого эксперимента было установлено, что растения выделяют кислород — «газ жизни».

Джозеф Пристли

Исследованиям натуралистов способствовали географические путешествия.

Не все взгляды натуралистов остаются до сих пор правильными. Частично они устарели. Но это не преуменьшает вклад учёных-натуралистов прошлого в формирование современных естественных наук. Своими трудами они положили начало целенаправленному исследованию тел живой и неживой природы, что способствовало развитию физики, биологии, химии, географии, астрономии.

Значительное внимание ученые-натуралисты прошлого уделяли исследованию организма человека. Всемирно известный врач Парацельс (1493-1541 гг.) также был натуралистом. Он отстаивал мысль о том, что живая и неживая природа имеет одинаковый состав. Это позволило ему успешно подбирать вещества для лечения больных.

Парацельс

Достижения врача и натуралиста Парацельса открыли широкие горизонты для развития медицины. С тех пор прошло много времени, а учёные продолжают исследования и создают новые лекарства.

Натуралисты ведут наблюдения за природой, изучают её в процессе исследований, описывают увиденное. Благодаря научной деятельности учёных-натуралистов сформировались естественные науки — астрономия, биология, физика, география, химия.

М. В. Ломоносов (1711-1765). Выдающийся естествоиспытатель Михаил Ломоносов сделал много открытий. В частности, он пришёл к выводу, что на Земле постоянно происходят изменения, и они являются причиной изменчивости растений и животных. Учёный открыл закон сохранения массы веществ, существование атмосферы у планеты Венера. Михаил Ломоносов некоторое время учился в Украине в Киево-Могилянской академии. Позже вместе с другими лучшими учениками он продолжил обучение за границей.

Михаил Ломоносов

Чарльз Дарвин (1809-1882). Английский ученый-натуралист Чарльз Дарвин вошёл в историю естественных наук как исследователь происхождения видов живых организмов на Земле. Исследованиям способствовало пятилетнее кругосветное плавание в 1831-1836 гг. За это время он собрал много ценных для науки материалов (остатки ископаемых животных, многочисленные образцы растений, описания наблюдений за природой в разных уголках Земли). Благодаря собранной учёным коллекции растений и животных стало известно о распространении организмов на нашей планете. Чарльз Дарвин пришёл к выводу, что и вымершие животные, и живущие ныне имеют общее происхождение, но последние существенно изменились. Свои взгляды исследователь изложил в книге «Происхождение видов путём естественного отбора». Все экземпляры книги были раскуплены в течение дня, что свидетельствует о выдающихся успехах ученого.

Чарльз Дарвин

В. И. Вернадский (1863-1945 гг.). Украина гордится своим соотечественником — выдающимся учёным мирового уровня Владимиром Вернадским. Он стал организатором и первым президентом Академии наук Украины, был инициатором создания научно-исследовательских институтов по изучению природы. Исследователь был убеждён в том, что живые организмы играют главную роль в природе и создал учение о биосфере — особой оболочке Земли, в которой распространена жизнь. Своё учение он изложил на страницах книги «Биосфера» (1926 г.). Владимир Вернадский был родом из запорожских казаков, искренне желал Украине стать независимой.

Владимир Вернадский

Копилка знаний

Земля — единственная из всех известных планет, где существует жизнь. Оболочка, в которой распространена жизнь, называется биосферой. Она охватывает часть атмосферы (до высоты 20 км от поверхности Земли), часть литосферы — твердой оболочки (глубиной 5 км) и всю гидросферу — водную оболочку Земли.

Станьте исследователями природы

Сейчас юными натуралистами называют школьников, которые под руководством учителя изучают растения и животных в школьных уголках живой природы, на станциях юных натуралистов и т. п. Вы также можете приобщиться к работе в одном из кружков. При этом можно самостоятельно провести несложное наблюдение (продолжительностью не меньше месяца) за поведением, питанием, образом жизни домашнего животного. Для фиксирования результатов наблюдения по возможности используйте фотографирование. Подберите из разных источников интересные сведения о наблюдаемом животном. Выясните, персонажем каких сказок, легенд, песен это животное является.

Проверка знаний

• 1. Как называют учёных, изучающих природу?
  • 2. Назовите известных вам учёных-натуралистов. Какой вклад в изучение природы они сделали?
  • 3. Какие методы исследования применяют учёные-натуралисты?

Даний матеріал відноситься до підручника "Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)