Войти
Закрыть

Растения и животные

5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко

 

§ 34. Растения и животные

Изучение параграфа поможет вам:

  • называть особенности растений и признаки животных;
  • ознакомиться с разнообразием растений и животных.

Живая природа Земли отличается разнообразием. Чтобы ориентироваться в ней, учёные выделяют четыре большие группы организмов: растения, животные, грибы, бактерии.

Вспомните, какие органы имеет цветковое растение

Разнообразие растений. Растения на земном шаре растут повсюду. Они имеют разную форму, размеры, продолжительность жизни. Это даёт возможность выделить определённые группы растений. Представители разных групп растений изображены на рис. 103.

Рис. 103. Разнообразие растений: а — одноклеточная водоросль; б — мох; в — плаун; г — хвощ; д — папоротник; е — шиповник

Количество клеток в составе организма растений обусловило их деление на одноклеточные и многоклеточные. По разнообразию стеблей различают деревья, кустарники и травянистые растения. По продолжительности жизни — однолетние, двулетние и многолетние растения. Астра и помидор относятся к однолетним растениям, морковь, капуста — к двулетним, а роза и дуб — к многолетним.

Многие растения обладают лечебными свойствами. Это шалфей, ромашка, подорожник и другие. Такие растения называются лекарственными.

Разнообразие животных. Подобно растениям животные живут в разных уголках нашей планеты. Это наиболее многочисленная по количеству видов группа организмов. Черви, пауки, моллюски, насекомые, раки, лягушки, рыбы, змеи, птицы, звери (рис. 104) — все они относятся к животным.

Рис. 104. Разнообразие животных

По количеству клеток, из которых состоит тело животных, различают одноклеточные и многоклеточные животные.

Имеются животные теплокровные и холоднокровные. Например, птицы и звери относятся к теплокровным. Температура их тела постоянна. А ящерицы, рыбы (рис. 105) — холоднокровные. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

Рис. 105. Холоднокровные животные: а — ящерица; б — карп

Различия растений и животных. Большинство растений нашей планеты имеют зелёную окраску. Это объясняется наличием такого вещества, как хлорофилл. Для питания растения используют органические вещества, которые сами создают из углекислого газа и воды. Происходит это на свету при участии хлорофилла. Углекислый газ листья поглощают из воздуха, воду корень получает из почвы (рис. 106).

Рис. 106. Схема питания растений

Растения питаются органическими веществами, которые создают сами.

Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания большинства организмов.

У животных хлорофилл отсутствует. Они питаются готовыми органическими веществами, потребляя растения или других животных.

Основным отличительным признаком животных от растений является питание готовыми органическими веществами.

Отличительной особенностью животных является активное движение всем телом либо его отдельными частями. Для этого животные имеют органы движения — плавники, ласты, ноги, крылья. Среди животных встречаются и такие, которые ведут прикреплённый образ жизни. Поэтому они могут казаться телами неживой природы или растениями (рис. 107, с. 149)

Рис. 107. Животные, которые ведут прикреплённый образ жизни: а — коралловый полип; б — губка; в — актиния

В отличие от большинства животных растения ведут прикреплённый образ жизни. Двигаться могут отдельные части растений, например, раскрываются и закрываются цветки, поворачиваются к свету листья.

Вы уже знаете, что животные бывают травоядными, хищниками и всеядными. Поскольку они употребляют разную пищу, то имеют определённые приспособления для её получения. Например, хоботок бабочки приспособлен для извлечения жидкого нектара из цветков. У волка — острые зубы, которыми он разрывает добычу. В поисках пищи эти животные активно двигаются. Некоторые животные поселяются на теле других организмов, как, например, блохи и вши, обитающие на коже других животных и человека.

Блоха

Приведите примеры органов растений и животных.

Различными являются органы растений и животных. У животных хорошо развиты органы чувств — органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания (рис. 108). Они помогают ориентироваться в пространстве, различать запахи и звуки, тепло и холод, находить пищу, распознавать врагов, заботиться о потомстве. У растений органы чувств отсутствуют.

Рис. 108. Органы чувств животных: а — нос; б — глаза; в — уши

Таким образом, при наличии общих свойств (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость) растения и животные отличаются по рассмотренным признакам.

Станьте исследователями природы

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян

Вам понадобятся: семена фасоли, 4 стакана, вода.

На этом занятии вы научитесь: определять условия, необходимые для прорастания семян.

Задание 1. В каждый стакан положите по 10 семян фасоли в один слой.

Задание 2. Первый стакан с сухими семенами фасоли поставьте в тёплое место.

Задание 3. Во второй стакан положите хорошо смоченную водой ткань. На ней разместите семена фасоли и также поставьте в тёплое место.

Задание 4. В третий стакан добавьте воды, чтобы она покрывала семена и заполнила полстакана. Оставьте при комнатной температуре.

Задание 5. В четвёртый стакан с семенами фасоли добавьте немного воды и поставьте в холодное место.

Задание 6. Наблюдайте, что происходит с семенами в стаканах. В каком стакане семена проросли? Какие условия прорастания семян вы проверили опытным путём?

Задание 7. Результаты наблюдений запишите в тетради в таблицу.

Проверка знаний

1. Назовите особенности растений.

2. Какие признаки присущи животным?

3. Чем животные отличаются от растений? Что у них общего?

4. Почему в аквариумы необходимо помещать живые растения, а не искусственные?

5. Воспользуйтесь научно-популярной литературой, сетью Интернет и подготовьте сообщение на тему: «Животные прошлого». Исследование выполняйте по плану:

• Когда и в каких условиях проживало животное на нашей планете.

• Размеры, форма, покровы тела животного.

• Способ и органы движения животного.

• Чем питалось животное.

• Как учёные объясняют исчезновение этого животного на Земле.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду