Характеристики тела, их измерение
- 1-02-2022, 04:00
- 351
5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко
§ 6. Характеристики тела, их измерение
Изучение параграфа поможет вам:
- характеризовать тела;
- сравнивать тела по признакам;
- пользоваться приборами для измерения массы и размеров тел.
Природные и рукотворные тела. Вы уже знаете, что различают природу живую и неживую. Используя рис. 8, назовите тела живой и неживой природы.
Рис. 8. Живая и неживая природа
Кроме природных тел, существуют также рукотворные (искусственные) тела, созданные человеком. Например, днём комнату освещает природное тело Солнце, а вечером мы пользуемся искусственными телами — настольной лампой либо люстрой. Моря и реки — природные тела, а бассейн и пруд — искусственные. Они отличаются по форме, размерам, массе, объёму.
Характеристики тел. Указанные характеристики дают возможность различать тела. Согласитесь, сложно перепутать школьный учебник и куриное яйцо, поскольку они имеют разную форму. Учебник — тело правильной формы. Можно измерить его длину, ширину и высоту. Измерить размеры куриного яйца невозможно, поскольку это тело неправильной формы.
Описывая горы, мы говорим, что эти тела неживой природы имеют крупные размеры, чего не скажешь о колоске пшеницы.
Нет необходимости взвешивать арбуз и вишню, чтобы безошибочно определить, что арбуз гораздо тяжелее. Масса — это ещё одна характеристика тел.
Охарактеризовать тела можно и по объёму. Ведро имеет значительно больший объём, чем чашка. Объём тела прямоугольной формы определяют, умножив значения его длины, ширины и высоты. Чтобы измерить объём тела неправильной формы, надо погрузить его в воду. Объём тела равен объёму вытесненной им воды.
Характеристики тел — это признаки, по которым они различаются. К характеристикам тел относятся форма, размеры, масса, объём. Линейные размеры, массу и объём тел измеряют с помощью приборов.
Характеризуя тела, обращают внимание на их агрегатное состояние. Различают твёрдое тело, жидкость, газ. Монета «копейка» — это твёрдое тело, роса — жидкое, а воздух — газообразное. Большинство природных тел находятся в твёрдом состоянии.
Вода в твёрдом, жидком и газообразном состояниях
Форма тел воспринимается визуально, то есть посредством зрения. Используя рис. 9, попытайтесь сравнить тела по форме и размерам.
Рис. 9. Тела разных размеров и форм
Описание тела по плану. Используя характеристики, тела можно описывать по плану: 1) форма; 2) размеры; 3) масса; 4) объём. Ознакомьтесь с описанием моркови (рис. 10, с. 28). Измерения показывают, что её длина равна 12 см, масса — 100 г. Чтобы определить объём моркови, надо погрузить её в мерный цилиндр с водой и зафиксировать показатели объёма воды на шкале цилиндра до и после погружения моркови. Разность объёмов и будет объёмом моркови. В указанном примере он составляет приблизительно 30 мл.
Рис. 10. Измерение размера, массы и объёма тела неправильной формы
Проведённые измерения позволяют так охарактеризовать морковь: тело неправильной формы длиной 12 см, массой 100 г и объёмом 30 мл.
По этим же признакам вы можете самостоятельно сравнивать разные природные и искусственные тела.
С помощью размеров, массы, формы и объёма тел можно не только описать тело, но и сравнить его с другими.
Станьте исследователями природы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Измерение массы и размеров разных тел
Вам понадобятся: новый ластик прямоугольной формы, спичечный коробок, две разные книги, приборы для измерения массы и линейных размеров тел.
В ходе измерения не забывайте определять цену деления измерительного прибора!
Задание 1. Проведите измерение массы тел — ластика и спичечного коробка. Сравните полученные результаты. Какое тело имеет большую массу?
Задание 2. Измерьте линейные размеры ластика и спичечного коробка. Самостоятельно выберите прибор для измерения. Какое из исследуемых тел имеет большую длину, а какое — большую ширину?
Результаты запишите в тетрадь.
Проверка знаний
1. Чем природные тела отличаются от искусственных? Приведите примеры природных и искусственных тел.
2. Какие характеристики тел вам известны?
3. Какими приборами и инструментами можно измерить линейные размеры и массу тела?
4. Сравните по размерам: а) тетрадь и дверь классной комнаты; б) чайную и столовую ложки.
5. Исключите «лишнее» слово в цепочке: а) самолёт, орёл, пчела; б) экран телевизора, учебник, мяч. Объясните свой выбор.
6. Подумайте, о каких характеристиках тел говорится в пословицах:
Воробей мал, а сердечко имеет.
Ложкой моря не вычерпать.
Коментарі (0)