Войти
Закрыть

Факторы среды обитания на планете Земля

5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко

 

§ 38. Факторы среды обитания на планете Земля

Изучение параграфа поможет вам:

  • выяснить, что называют средой обитания;
  • называть факторы среды обитания;
  • описывать влияние на организмы факторов неживой природы.

Вспомните, какое значение имеют воздух, вода и почва для существования организмов.

Понятие о среде обитания. Из всех планет Солнечной системы жизнь существует только на Земле. Здесь имеются все необходимые условия: воздух, вода, достаточно света и тепла. Одни организмы живут в воде, другие — на суше либо в почве.

Условия, в которых живут организмы, называют средой обитания.

На относительно небольшой площади на суше по обе стороны экватора живёт намного больше организмов, чем на материке Антарктида. Чем это можно объяснить? Вблизи экватора достаточно света, тепла и влаги, никогда не бывает зимы. В Антарктиде света и тепла недостаточно. Лето короткое и холодное. То есть в районе экватора условия жизни намного благоприятнее для организмов.

Всё, что воздействует на организмы и способствует либо мешает их существованию и расселению, называют факторами среды обитания.

На организмы оказывают влияние факторы неживой природы (рис. 124). Это освещённость, температура, воздух, влажность (для многих организмов — наличие питьевой воды).

Рис. 124. Факторы неживой природы

Кроме факторов неживой природы, на организмы также оказывают влияние другие организмы. Такое влияние называют факторами живой природы. Кто знаком с выращиванием картофеля, знает, что колорадские жуки и их личинки питаются его листьями. Кроны деревьев мешают солнечному свету проникать к травянистым растениям, растущим под ними. Некоторые животные разносят семена растений, что способствует их расселению. Птицы, питающиеся насекомыми, защищают сад от вредителей (рис. 125). Всё это примеры влияния факторов живой природы на организмы.

Рис. 125. Факторы живой природы

Непосредственное влияние человека на организмы также является фактором живой природы. Человек создаёт заповедные территории для сохранения и увеличения численности организмов. Например, если бы не были созданы благоприятные условия для жизни зубров, их сегодня не осталось бы в живой природе (рис. 126).

Рис. 126. Зубры

Бесконтрольная охота на животных и вылов рыбы отрицательно воздействуют на среду обитания организмов.

Всё ощутимее становится влияние хозяйственной деятельности человека. Прокладывание дорог, вырубка лесов на больших площадях, возведение плотин неблагоприятно сказываются на условиях жизни обитающих там организмов.

Разнообразные факторы среды обитания организмов можно объединить в три группы: факторы неживой природы, факторы живой природы, хозяйственная деятельность человека.

Приведите примеры животных, которые ведут дневной или ночной образ жизни

Освещённость как фактор неживой природы. Этот фактор неживой природы определяет суточные, месячные и сезонные изменения в поведении большинства животных, а также их способность ориентироваться в пространстве. Животные, у которых хорошо развиты органы зрения, успешно добывают пищу в светлое время суток. Например, ласточки активны днём и отдыхают ночью, когда света мало. Летучие мыши, напротив, вылетают из своих укрытий с наступлением темноты. Человеку и многим животным свет необходим, чтобы видеть предметы вокруг себя.

Скворец

Как вы уже знаете, под воздействием света растения образуют органические вещества из неорганических. При этом выделяется кислород, необходимый для существования человека и животных.

Свет влияет на рост, цветение и плодоношение растений.

На освещённых солнцем местах растут светолюбивые растения (сосна, берёза, василёк), а тенелюбивый папоротник растёт в тени.

Василёк — светолюбивое растение

Температура. Особое значение для среды обитания организмов имеет температура. Она влияет на скорость химических явлений, постоянно происходящих в телах живых существ. В разных уголках Земли животные и растения требуют различного количества тепла.

Умеренная температура благоприятна для многих организмов (ласточек, скворцов, берёзы, дуба, сирени). Температура, при которой возможно существование некоторых бактерий, превышает +100 °C. Пингвины живут при температуре, которая бывает ниже -50 °C. Некоторые ящерицы могут выдерживать температуру до +50 °C. Но для большинства видов животных неблагоприятна температура среды +40 °C и выше.

Температура среды обитания имеет особое значение для холоднокровных животных (ужей, гадюк, лягушек). Они активны только в тёплое время года.

Влажность. Тела организмов содержат значительное количество воды. Растениям она нужна для поглощения растворимых неорганических веществ из почвы. Вещества ко всем органам растения также транспортирует вода. Она принимает участие и в процессах питания растений. Следовательно, влажность воздуха и почвы — это важные факторы среды обитания.

Лягушки, дождевые черви и некоторые моллюски способны жить только в увлажнённых местах. А для многих организмов, например рыб, медуз, водных растений, вода является средой обитания. Без воды не происходит переваривание пищи у животных и человека. Необходимую им воду организмы получают с потреблённой пищей либо во время водопоя.

Улитка — обитатель увлажнённых мест

Воздух. Большинство организмов дышат кислородом, содержащемся в воздухе. Поэтому наличие достаточного количества воздуха является важным условием жизни. Углекислый газ, который входит в состав воздуха, необходим растениям для питания. Но увеличение его количества задерживает процессы дыхания, отрицательно влияет на жизнь организмов.

Для организмов имеют значение влажность и температура воздуха. Поэтому их не случайно сообщают в прогнозе погоды.

Освещённость, температура, влажность, наличие воздуха являются определяющими факторами неживой природы, которые оказывают влияние на организмы.

Станьте исследователями природы

Исследуйте влияние температуры, освещённости, влажности на растение. Для этого выберите растение своей местности и наблюдайте за ним не менее одного месяца. Фиксируйте изменения, которые происходят в растении под влиянием факторов среды и в самых факторах. По результатам наблюдения подготовьте сообщение о влиянии факторов среды на растение.

Проверка знаний

1. Что называют средой обитания организмов?

2. Какие факторы неживой природы вы знаете?

3. Какое значение имеет свет для организмов?

4. Как влияют на организмы влажность и температура воздуха?

5. Представьте, что в лесу исчез углекислый газ. Для каких организмов это наиболее опасно: улитки, маслёнка, клёна, подосиновика, ландыша, амёбы, крота, орешника? Почему?

6. Кислород в большом количестве используется для дыхания, горения, производства веществ. Однако его содержание в воздухе с течением времени мало изменилось. Как вы полагаете, почему?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду