Социальная структура населения украинских земель во второй половине XIV — XV в.
- 26-10-2022, 22:46
- 249
7 Клас , История Украины 7 класс Гисем, Мартынюк
§ 21. Социальная структура населения украинских земель во второй половине XIV — XV в.
Прочитав этот параграф, вы узнаете: какие изменения в социальном устройстве населения украинских земель произошли по сравнению с предыдущими периодами; чем было обусловлено появление новых социальных групп; кто такие шляхтичи; как развивалась церковная жизнь на украинских землях в XIV—XV вв.
1. Назовите основные социальные слои общества Руси и Галицко-Волынского княжества. 2. Какие из них были господствующими? 3. В чем это проявлялось?
1. Социальная структура общества. По своей сути общество тех времен было феодальным и делилось на сословия — большие социально-правовые группы людей, отличавшиеся между собой наследственным, закрепленным в законах положением в обществе, определенными правами, привилегиями и обязанностями. Для сословной организации общества, которое обычно состоит из нескольких сословий, характерна иерархическая структура (подчиненность одних сословий другим). Она заключается в неравности положения (разных правах и обязанностях, привилегиях).
Социальная структура украинского общества XIV—XV вв. была довольно разнообразной. К основным сословиям относились шляхта (князья, паны, земяне, бояре), духовенство («церковные люди»), мещане (патрициат, бюргерство, плебс) и крестьянство (слуги, данники, тягловые).
Шляхтичи
Господствующим сословием общества была шляхта. В нее входили князья (богатая титулованная знать), которые делились на «княжат главных» и «княжат-поветников». Первые не подчинялись местной власти, участвовали в заседаниях великокняжеского совета, а в военные походы выступали со своими отрядами под родовыми гербами. Вторые, наоборот, подчинялись местной власти, не входили в великокняжеский совет, а в военные походы шли в составе уездного ополчения.
Шляхту также составляли паны — зажиточная знать, которая не носила княжеских титулов, но отличалась древностью рода, вотчинным (наследственным) характером землевладения и определенными правами. Богатейшие паны вместе с князьями составляли группу магнатов — крупнейших землевладельцев.
Представителей средней служилой шляхты называли земянами. Они были зависимы от князей и панов, а шляхетский статус и наследственное землевладение получали за военную (боярскую) службу. В числе бояр были мелкие шляхтичи-служащие, выполнявшие различные повинности, и «панцирные слуги», состоявшие на военной службе. Бояре происходили от крестьян-слуг, владели удельными землями, пользуясь ими при условии несения своей службы.
Ко второму сословию общества — духовенству — относились «церковные люди» — отдельное привилегированное сословие украинского общества. Они не подлежали светскому суду, а в случае необходимости попадали под суд епископов. Духовенство делилось на верхушку (митрополит, епископы, архиепископы и др.) и рядовых священнослужителей. Основную часть составляли приходские священники.
В число мещан входили: патрициат — самая богатая часть мещанства из наиболее зажиточных и влиятельных купцов, ремесленников-мастеров, бюргерство — средняя часть мещанства, которую составляли цеховые мастера и торговцы среднего достатка, и плебс — мелкие ремесленники, торговцы и прочие жители городов.
К самому бесправному сословию общества — крестьянам — относились: слуги — лично свободные крестьяне, которые состояли на службе, получая за это земельные наделы и освобождение от повинностей; данники — лично свободные и экономически независимые крестьяне-общинники, которые платили государству дань (чинш) натурой (товарами, продуктами и т. д.) или деньгами; тягловые — крестьяне, которые не имели собственной земли и вели хозяйство на земельных участках, принадлежавших государству или землевладельцам. За пользование землей они отрабатывали повинность со своим тяглом (рабочим скотом). Тягловые крестьяне были как лично свободными, так и прикрепленными к своим наделам.
2. Господствующие слои населения. В Польском королевстве и Великом княжестве Литовском социальная структура населения имела определенные отличия. Так, в Польше все господствующие слои общества, то есть феодалы, назывались шляхтой. Сначала это были рыцари, которые состояли на государственной военной службе, получая в пользование земельную собственность. В 1374 г. король Людовик Анжуйский, который одновременно был королем Польши и Венгрии, принял привилей, по которому земельные владения рыцарей стали наследственными. Постепенно шляхта стала господствующим сословием в Польше. Через свои представительные органы (местные сеймики и общий сейм) она определяла политику государства.
В Великом княжестве Литовском господствующее сословие было более разнообразным. Во второй половине XIV — начале XVI в. произошло формирование единого господствующего сословия с равными правами, привилегиями и обязанностями, который стал называться шляхтой.
Шляхта — привилегированное господствующее сословие в Польше, Венгрии, Литве, на украинских и белорусских землях, в XIV—XVIII вв. входивших в состав Польского королевства, Великого княжества Литовского, а с 1569 г. — Речи Посполитой. Принадлежность к шляхетскому сословию обеспечивала человеку широкие права и привилегии, отличавшие его от других сословий общества. Главной обязанностью шляхты была военная служба за собственные средства и уплата небольшого денежного сбора. за несение военной службы шляхта получала различные привилегии.
Шляхтич входил в шляхетскую корпорацию, которая решала вопросы жизни уезда. Он мог быть избран в уездные органы власти и сейм. Его жизнь ценилась дороже чьей-либо. Крестьянину или мещанину, виновному в оскорблении шляхтича, отрубали руку. Шляхта имела широкие привилегии в торговле и землепользовании. Был создан своеобразный кодекс шляхетской чести. В суде слово шляхтича не требовало доказательств. Шляхтич, совершивший преступление, подлежал шляхетскому суду и лишался привилегий.
Шляхетские привилегии были официально утверждены местной властью. В то же время вводились и определенные ограничения на рост численности шляхты за счет перехода из других сословий.
Шляхта была неоднородна в имущественном отношении. Условно ее разделяли на три основные группы — мелкая шляхта, средняя шляхта и магнаты. Мелкие шляхтичи держали от 1 до 50 крестьянских дворов, магнаты — от нескольких тысяч до десятков тысяч.
К господствующему сословию также относилась часть духовенства — высшие иерархи (митрополит, епископы, игумены и др.), образ жизни и доходы которых не уступали шляхетским.
Кроме того, большинство из них были выходцами из шляхетского сословия.
3. Князь Константин Острожский. Особое положение на украинских землях занимали князья. Это были потомки княжеских родов Рюриковичей, Гедиминовичей, Ольгердовичей. Благодаря своему происхождению и богатству они претендовали на высшие должности в государстве. В их владениях действовало княжеское право со своими налогами и судом, у них было собственное войско. Однако централизация государства в Литве и формирование единого шляхетского сословия постепенно приводили к уменьшению власти и влияния князей.
Наиболее могущественным княжеским родом были Острожские. По родовому преданию, они происходили от князя Романа, сына Данила Галицкого.
Выдающимся представителем семьи Острожских был Константин Иванович (ок. 1463—1530 гг.) — великий гетман литовский (главнокомандующий литовскими войсками в течение 26 лет), каштелян виленский. В целом во владении гетмана находилось свыше 30 городов (Полонное, Луцк, Здолбунов, Красилов, Чуднов и др.) и не менее 500 сел, ему принадлежали более 40 тыс. крестьян-мужчин.
Константин Острожский
Битва под Оршей (1514 г.)
Константин Острожский был активным защитником православной церкви от насаждения католицизма, он организовал защиту украинских земель с помощью системы городов и замков, осуществлял походы против татар. Как писал о нем историк Н. Карамзин, Острожский был «братом русских в церкви, но страшным врагом на поле битвы».
Самой выдающейся победой князя Константина Ивановича была битва под Оршей 8 сентября 1514 г. во время литовско-московской войны 1512—1522 гг. В ходе этого вооруженного противостояния он разгромил московское войско, численность которого вдвое превышала литовское. В плен было захвачено более 1,5 тыс. знатных «московитов»; в целом московское войско потеряло около 30 тыс. человек погибшими и пленными.
Сын Константина Ивановича Константин и внук Василий также сыграли заметную роль в истории Украины. Константин основал в Остроге типографию и школу, которая считается первым учебным заведением высшего типа на украинских землях. Только последний из рода Острожских, Януш Константинович отступил от отцовской веры и в начале XVII в. принял католичество.
До пожара 1718 г. в Успенском соборе Киево-Печерской лавры можно было увидеть могильную плиту с надписью: «Москву с татарами положил, одержал 63 победы над ними. Вспомни кровавые воды Роси, днепра, Ольшанки, вспомни церкви, замки, монастыри, построенные им в Остроге и Вильно, вспомни больницы и школы, которые он основал, Марсову академию для людей рыцарского звания и поклонись Константину Ивановичу Острожскому, высочайшему гетману Великого княжества Литовского».
1. Какие заслуги князя упоминаются в документе? 2. Назовите главных противников Литвы в конце XV — начале XVI в.
4. Церковная жизнь во второй половине XIV — XV в. Важную роль в жизни украинского общества XIV—XV вв. играло духовенство, составлявшее почти десятую часть населения. Православное духовенство делилось на белое (приходские священники) и черное (монахи, высшие иерархи).
Присоединение Галичины к Польше привело к насильственному насаждению католицизма. Пользуясь поддержкой польской власти, сюда направились католические миссионеры — доминиканцы и францисканцы, основывая густую сеть своих монастырей. Наряду с имеющимися православными епископствами создавались католические, для еще не существующего прихода. В 1375 г. Папа Римский удовлетворил просьбу польского правительства об основании в Галичине католической митрополии (архиепископства). Ей были подчинены Перемышльское, Холмское, Владимирско-Луцкое, Каменецкое и Молдавское епископства, хотя католиков в крае в то время почти не было.
Польский король Казимир III добился от константинопольского патриарха согласия на создание самостоятельной Галицкой православной митрополии (1371 г.). Однако она просуществовала лишь до 1410 г., а затем перешла в подчинение киевскому митрополиту.
Проблема православной церкви волновала и правителей Великого княжества Литовского. После Кревской унии в Литве стал распространяться католицизм. Это вызвало сопротивление со стороны православной церкви и русских князей. Они поддержали Витовта в борьбе с пропольски настроенным Ягайлом. Укрепив свою власть, Витовт попытался вывести православную церковь на своих землях из подчинения Московской митрополии, однако потерпел неудачу. Позднее в 1415 г. по настоянию Витовта в городе Новогрудке собор православных епископов украинских и белорусских земель избрал отдельного киевского («литовского») митрополита Григория Цамблака. Однако после его смерти в 1420 г. Витовт был вынужден признать власть над православными московского митрополита Фотия.
Закладка Казимиром III Великим католического собора во Львове. Художник Я. Матейко
В XV в. была осуществлена попытка объединить католическую и православную церкви. В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния между Вселенским (константинопольским) патриархом и папой римским. Однако Флорентийскую унию не признали в московских и украинско-белорусских землях. Московское духовенство избрало своим митрополитом Иону, что привело к автокефалии (самостоятельности) московской митрополии. С завоеванием турками в 1453 г. Константинополя влияние московского митрополита усилилось. Литовские правители не хотели оставлять своих многочисленных православных подданных под покровительством московского митрополита. В 1458 г. они восстановили Киевскую митрополию, которая окончательно отделилась от Московской и была подчинена непосредственно константинопольскому патриарху. Киевская митрополия руководила деятельностью десяти епископств, расположенных на украинских и белорусских землях: Киевского, Черниговского, Смоленского, Полоцкого, Луцкого, Владимирского, Турово-Пинского, Галицкого, Холмского и Перемышльского. Митрополитом избрали Григория Болгарина.
В положении православного духовенства в Польском королевстве и Великом княжестве Литовском было много общего, хотя существовали и свои особенности. В украинских епархиях Польши православное духовенство, в отличие от католического, облагалось налогами. Православных епископов не допускали в сенат (верхняя палата польского сейма), частыми были религиозные притеснения православного населения, велась торговля церковными должностями. В Литве отношение к православным было терпимым, но католики всегда имели преимущество. Митрополитской и епископскими кафедрами распоряжался великий князь литовский. На государственных землях он лично определял, кто будет архимандритом или игуменом в православном монастыре, а на частных землях это делали князья и паны. Православная церковь в составе Польши и Литвы находилась в положении второстепенной и зависела от светской власти.
Выводы. К середине XVI в. завершилось становление шляхты как господствующего сословия общества на украинских землях.
В этот период заметно ухудшилось положение украинского крестьянства: росли повинности и налоги, происходил постепенный процесс закрепощения.
Во второй половине XIV — XV в. православная церковь начала терять поддержку государства и приходить в упадок.
В XIV—XV вв. развернулась широкая экспансия католической церкви, поддерживаемая правителями Польши и Литвы.
Вопросы и задания
1. Назовите основные общественные сословия на украинских землях в XIV — первой половине XVI в. 2. Кто принадлежал к господствующему сословию? 3. Какими правами и обязанностями обладали шляхтичи? 4. Как происходил процесс формирования шляхетского сословия? 5. Какие события способствовали распространению католицизма на украинских землях? 6. Назовите особенности социальной структуры населения украинских земель в XIV — первой половине XVI в.
7. Чем была обусловлена сложная религиозная ситуация на украинских землях в XI — первой половине XVI в.? 8. Что побуждало правителей Литвы и Польши к созданию отдельных православных митрополий в своих владениях? 9. Как происходило наступление католической церкви на украинские земли?
10. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Как происходило формирование шляхетского сословия?». 11. заполните сравнительную таблицу «Господствующие слои населения украинских земель» (в тетради).
12. По каким признакам из шляхетского сословия Литвы и Польши можно выделить украинскую шляхту?
Коментарі (0)