Культура Руси-Украины во второй половине ХI — первой половине ХІІІ в.
- 27-10-2022, 18:19
- 289
7 Клас , История Украины 7 класс Гисем
§ 14-15. Культура Руси-Украины во второй половине ХI — первой половине ХІІІ в.
1. Образование. Развитие научных знаний
Во второй половине XI — первой половине XIII в. на Руси продолжали существовать и развиваться государственные и церковные школы, частная учеба. Летописец утверждал, что «тот, кто часто читает книги, тот с Богом беседует или со святыми мужьями».
В государственных школах учились деть ближайшего окружения князя с целью воспитания грамотных государственных деятелей. Церковные школы готовили пономарей и священников.
Ведущим образовательным центром Руси был Софийский собор, при каком продовжевала действовать школа, основанная Ярославом Мудрым. В 1068 г. дочь князя Всеволода Ярославича Янка открыла при Андреевском монастыре школу для девушек. По свидетельству летописей, развитому была и частная учеба. Да, Феодосий Печерский получил образование в небольшом городке Курск, учась у «единственного учителя».
Берестяные грамоты — надписи на кусках бересты (коре березы), сделанные специальными писалами — острых металлических палочках.
Существующие исторические источники удостоверяют распространение образования среди широких слоев населения Руси. Свидетельством этого являются берестяные грамоты, найденные преимущественно в северных городах Руси (в Новгороде — свыше тысяч), граффити на стенах культовых сооружений (наиболее ценные — на стенах Софийского собора в Киеве), надписи на ремесленных изделиях, предметы для письма.
Для продолжения и углубления образования служили библиотеки, которых на Руси были много (в Киеве, Чернигове, Переяславе, Галичьи, Владимире и тому подобное). Но самая первая и наиболее значительная содержалась в Софії Киевской. По подсчетам ученых, книжный фонд Руси складывал по меньшей мере 130-140 тыс. томов. Существовали библиотеки при соборах, монастырях, княжеских палатах. Немало было и частных книгосборников.
Для распространения книг действовали центры из переписывания книг (скриптории) в Киеве, Новгороде, Галичьи, Чернигове, Владимире, Переяславе, Ростове и других городах.
Переписчик
Повсеместная потребность в книгах породила на Руси своеобразную отрасль ремесла. Кроме книгописців и переплетчиков, были редакторы, переводчики, художники, мастера пергамента, ювелиры.
В ХІ-ХІІІ в., как свидетельствуют византийские источники, за одну книгу можно было купить большой городской дом или 12 гектаров земли. Вероятно, не менее ценной была книга и на Руси.
В древнерусских школах и библиотеках воспитывалось много выдающихся летописцев и литераторов, богословов и философов, публицистов. Имена некоторых чудом сохранились до наших дней. К ним принадлежат летописцы Никон Великий, Нестор, Сильвестр, митрополиты Илларион и Клим Смолятич, епископ Кирилл Туровський, Данила Заточник и др.
Хотя в Киевском государстве, как и во всей Европе, не существовало такой отрасли деятельности человека, как наука, неотложные потребности жизни требовали развития достоверных и точных прикладных знаний. Они передавались устно из поколения в поколение как профессиональные секреты специалистами из определенных ремесленных специальностей. Металлургия, кузнечное и ювелирное дела требовали знаний из металловедения. Для изготовления стекла, эмалей и других искусственных материалов следовало знать их химические свойства. Чтобы осуществить паломничество к святым местам, нужны были знания из географии. Без знаний математики невозможно возвести здание или осуществлять торговые операции. Да, кирпич и декоративная керамическая плитка изготовлялись за определенными стандартами. Мастера знали и пользовались числом π. Знания из астрономии давали возможность ориентироваться в пространстве, предусматривать природные явления, вести летоисчисление.
Также знания брались из книг. Обычно, это были переводные книги античных, византийских, арабских, западноевропейских авторов из разных областей знаний: истории, географии, философии, биологии, математики и тому подобное. Самыми популярными на Руси были: «Хроника» Георгия Амартола, которая охватывала описание исторических событий от сотворения мира до 842 г. «Источник знаний» Иоанна Дамаскіна, «Шестоднев» Иоанна, болгарского экзарха, где подано толкование библейского рассказа о шести днях сотворения мира Богом, «Физиолог» неизвестного автора, который содержал рассказы о реальных и сказочных, мистических (сирены, феникс) зверях и тому подобное. В произведении Козьмы Индикоплова «Христианская топография» рассказывалось, что земля — четырехугольник, окруженный океаном; центром земли считался Иерусалим. Сочетание реальных и вымышленных событий было особенностью тогдашних научных знаний.
Важна и более-менее достоверная информация из географии Ближнего Востока содержит «Хождение» игумена Дмитрия (Даниїла), который посетил Палестину около 1107 г. Он подал детальное описание Єрусалима и его святых мест. «Хождение» для многих поколений паломников стало настоящим путеводителем в Святую землю.
В письменных источниках сохранились сведения о деятельности врачей, в частности монаха Киево-печерского монастыря Агапіта. В 1076 г. Святославу Ярославичу даже была проведена хирургическая операция из удаления опухоли на шее. А внука Владимира Мономаха Євпраксія написала медицинский трактат «Мази».
- Из каких источников черпались научные знания во времена Киевского государства?
2. Устное народное творчество
В народном творчестве периода второй половины XI — первой половины XIII в. прослідковуються те же тенденции, что и в предыдущие годы. Продолжали развиваться такие виды устного народного творчества, как переводы и легенды, былины, разнообразные песни, колядки и щедрівки, сказки, пословицы и присказки.
Среди народного творчества, присущего именно этому периоду, следует отметить дружинный эпос, в котором воспевались победы вождя-князя и его жены. Былины дополняются новыми сюжетами о борьбе с половцами. Немало сказок посвящаются борьбе героев с злыми силами — Котигорошка, Вернигори, Вырвидуба, Кирилла Кожум’яки и тому подобное.
До этих суток принадлежат сказки, где вспоминается Змей Горыныч. Летописец неоднократно называет половецкого хана Тугоркана «змієвичем», а рассказывая о победе 1103 г. над половцами, говорит, что Владимир Мономах «сокрушив председателя змеям». Следовательно, ученые считают Змея Горыныча обобщенным образом половцев.
Котигорошко
3. Книжные достопримечательности. Летописание
Как вам уже известно, книжная культура Руси-Украины формировалась по византийским и болгарским образцам, но уже скоро породила собственную литературу, расцвет которой приходится на период второй половины XI — первой половины XIII в.
До нашего времени сохранилась лишь небольшая часть творческой наработки в те сутки.
Самой давней книгой Руси-Украины, которая сохранилась на нынешний день есть Остромирово Евангелие, переписанное в 1056-1057 гг. в Киеве диаконом Григорием на заказ новгородского посадника Остромира.
Эта достопримечательность имеет исключительно художественное значение благодаря своему богатому оформлению.
Своеобразной энциклопедией разных знаний в те сутки были «Изборники» — сборники разных за тематикой произведений преимущественно византийских ученых, которые растолковывают некоторые сложные для понимания библейские сюжеты, а также поучают и дают установки. В «Изборнике» 1076 г. значительное место уделено правилам, которыми человек должен руководствоваться в жизни. Впервые отмечается на существовании конфликта между бедными и богатыми, который призывается решать на принципах христианской морали, проповедуя общую любовь и всепрощение. «Изборник» 1073 г. имеет и большое художественное значение. Жемчужиной древнерусской художественной литературы является «Слово о полке Игоревом». Главное мнение произведения — единство князей в борьбе с внешней опасностью для Руси.
Страница Остромирового Евангелия
Содержательный исторический материал содержится в составленном в начале XIII в. «Киево-печерскому патерику» — сборнику рассказов о жизни святых. В частности, в нем есть интересная информация о строительстве Успенской церкви Печерского монастыря, живописца Алімпія и вообще жизни Киева в те сутки.
Самой оригинальной формой древнерусской литературы были летописи. Традиции летописания сложились в Киеве, но впоследствии распространились на все регионы Руси.
Летописи представляют одно из самых заметных историко-литературных явлений средневековья. В отличие от европейской хроники, они писались на родном языке, что делало их популярными. Они читались и переписывались на протяжении нескольких веков, благодаря чему сохранились до нашего времени. Авторами летописей были монахи, священники, игумены придворных монастырей, приближенные к князю и сами князья. Практически все летописи в своей основе имеют общий киевский летописный свод, известный под названием «Повесть временных лет» (конец XI — начало XII в.). Близко середины XII в. наблюдается разветвление летописи на ряд хроники, главным содержанием которой стали местные события.
Нестор-летописец (гравюра XVIII в.)
К «Повести.»., вероятно, вошли все предыдущие летописные своды, которые не сохранились до нашего времени, — церковные наставления, устные переводы. Датированные события в летописи доказаны до 1110 г. Считается, что автором свода был летописец Нестор, хотя некоторые исследователи придерживаются мыслей, что к нему причастный летописец Сильвестр, игумен Михайловского Видубецького монастыря.
Страница «Повести временных лет» с примером декоративного язя наверху листа
Свое главное задание летописец определил в названии: рассказать следующим поколениям «откуда пошла земля Русская, кто начал в Киеве первым княжить и как возникло государство Русь».
Летописец добросовестно рассказал о героической борьбе наших предков с врагами, об их нелегкой истории и тяжелой жизни. Летопись имеет и художественную ценность как литературное произведение, написанное совершенным стилем и с патриотическим пафосом.
Непосредственным продолжением «Повести...» является Киевский летописный свод конца XII в. Заключен игуменом Моисеем в Видубецькому монастыре, он представляет совокупность летописей, написанных разными авторами и для разных князей. В Киевском своде нашли отображение летописные традиции Чернигова, Володимира-Волинського и Галича.
- Какие книги времен Руси-Украины дошли до наших дней? Какое название имеет основной летописный свод Руси, который стал основой для всех дальнейших?
4. Архитектура
Во времена Ярославичей и Владимира Мономаха в Киевском государстве длилось развитие архитектуры. Как и раньше, архитектурный вид городов и сел определялся, в первую очередь, деревянными зданиями, которые были много декорированы. Из дерева строились укрепления городов и возводились храмы. Летопись говорит о существовании 600 деревянных храмов Киева в начале XII в. Однако главные храмы строятся из кирпича и камня.
Из второй половины XI в. наблюдается настоящее поднесение монументального строительства. Да, во второй половине XI — в начале XII в. в Киеве были построенные соборы Дмитриевского, Михайловского Золотоверхого, Видубецького, Печерского и Кловського монастырей. Внедряется новый тип монастырского храма: шестистовпное здание с одним куполом.
Михайловский Золотоверхий собор (современный вид и реконструкция)
Церковь Богородице Пирогощой в Киеве (современный вид)
П’ятницька церковь в Чернигове (современный вид)
Новый тип храма положил начало Успенскому храму Печерского монастыря (1078 г.). Впоследствии по его образцу Владимир Мономах построил храм в Росту. В 1108 г. по типу Успенский был возведен Михайловский Золотоверхий собор в Киеве.
Начиная с 30-х годов XII в., архитектура Руси приобретает новые черты. Это было связано с усилением политической роли удельных княжеств и развитием их столиц. Значительно увеличивается количество сооружений, но уменьшаются их размеры. Также упрощаются и архитектурные формы. Шестистовпні здания медленно вытесняются чотиристовпними. Изменяется техника кладки стен. Формируются киевская, черниговская, переяславська архитектурные школы, но их объединяет единственное стилевое направление. Характерными достопримечательностями этого периода является храм Федоровского монастыря (1131 г.), церковь Богородице Пирогощей (1132 г.), Кириловская (1146 г.) и Василовская (1183 г.) церкви в Киеве, Юрьевская (1144 г.) в Каневе, Борисоглибский (1128 г.) и Успенский (40-е гг. XII в.) храмы в Чернигове.
В то же время формируется и собственная галицкая архитектурная школа, которая много заимствует из западноевропейской архитектуры (романского стиля): колонны, углубления в стенах, резьба по камню, витражи и тому подобное.
В конце XII — в начале XIII в. внешние формы монументальных сооружений опять усложняются, распространенными становятся высшие конструкции. Новый архитектурный стиль наиболее ярко проявился в виде Пятницкой церкви в Чернигове (начало XIII в.).
- Какие новые явления в архитектуре начали проявляться во второй половине XI — в начале XIII в.?
5. Киево-печерская лавра
С принятием христианства Церковь начала играть ведущую роль в развитии культуры и духовной жизни Руси. Важными центрами этой жизни были монастыри. Здесь работали мыслители, художники, писатели, действовали врачи, иконописные мастерские и другие заведения. Ведущее место среди монастырей занимала Киево-печерская лавра (лаврами называли східнохристиянські монастыри), основанная 1051 г. вблизи княжеской резиденции Берестовый на околице Киева, которую положил началу монах Антоний. Во времена княжества Владимира Великого он осуществил паломничество в Грецию на гору Афон, чтобы поклониться их святыням. Захоплений увиденным, он постригся в монахи и принял имя Антония в честь святого Антония Великого, который был основателем монашества.
Успенский собор Киево-печерской лавры (реконструкция и план)
Успенський собор (сучасний вигляд)
После возвращения в Киев он поселился отдельно в пещере на околице города. По некотором времени до Антония начали приходить люди, которые желали вместе с ним разделить трудности монашеской пещерной жизни. Когда монахов стали пятнадцать, они выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь и кельи для себя. Однако Антоний желал жить затворником, потому он назначил монахам игумена (настоятеля) Варлаама, а сам вместе с несколькими учениками отошел на соседний холм, где построил себе новую пещеру. Из нее в будущем появились Ближние пещеры, а из той, которая была выкопана сначала, — Дальние.
Количество монахов в Киевских пещерах постоянно росли. По просьбе Антония киевский князь Изяслав предоставил во владение монахам всю гору, где они устраивали пещеры. На ней построили деревянную церковь и новые кельи. Игуменом монастыря после Варлаама по просьбе братии Антоний назначил Феодосия.
Новый настоятель прослыл тем, который упорядочил жизнь русского монашества на основании сурового устава греческого Студитського монастыря. Отныне киево-печерские монахи не должны были иметь ни одной собственности, должны были постоянно работать и молиться. Они собственноручно делали вещи, продавали их, а на полученные средства покупали хлеб, который делили поровну. Игумен всегда работал и молился вместе со всеми, объясняя при этом, что старшим может быть лишь тот, кто работает больше других. Составленный Феодосием устав впоследствии переняли все другие монастыри на Руси-Украины.
Киево-печерская лавра (современный вид)
На средства, что их дарили и завещали лавре верующие, Феодосий решил построить величественный каменный храм — Успенский собор. Игумен первым начал его возведение в 1073 г., но до завершения строительства не дожил.
Христианская церковь достойно отметила духовный подвиг больших подвижников Антония и Феодосия, прилучивши их к лику святых. Основанная ими Киево-печерская лавра стала одной из наибольших святынь Руси-Украины и всего христианского мира. Ее монахом был «отец украинской истории» Нестор-летописец. В стенах лавры работали самый выдающийся тогдашний иконописец Алімпій, известные целители Агапит, Дамиан, Прохор Лободник. Монахи монастыря старательно хранили память о деятельности своих духовных братьев. Впоследствии они объединили эти рассказы в большой книге под названием «Киево-печерский патерик».
Воспитанники лавры занимали епископские кафедры в Киевской митрополии и распространяли в обществе понимание христианских моральных идеалов.
- Кто считается основателем Киево-печерской лавры? Какая роль Киево-печерской лавры в христианизирования Русые?
6. Искусство
С архитектурой церквей тесно связана монументальная живопись, представленная мозаиками и фресками.
Мозаиками были украшены храмы Михайловского Золотоверхого монастыря и Успенский собор Печерского монастыря. Мозаика этих храмов по композиционной схеме напоминала Софийский собор, но разрушение этих храмов в XX в. уничтожило эти произведения давнего искусства. Однако кое-что удалось спасти. Из Михайловского храма сохранились композиция «Евхаристия», изображение Дмитрия Солунского, Стефана и Фадея. В сравнении с Софийским собором мозаики Золотоверхого насыщены более яркими цветами, имеют более четкие линии, большую динамику, а его персонажи наделены индивидуальными чертами.
Фресковые росписи Кириловской церкви в Киеве (современный вид)
Мозаичная композиция «Евхаристия» из Михайловского Золотоверхого храма
От начала XII в. храмы начинают украшаться преимущественно фресками, мозаики уже не используются. Однако за своим стилем выполнения фрески напоминают мозаики. Они, как правило, украшали все стены храмов. Во фресковой живописи тоже прослідковуються изменения: изображения делаются тонкими линиями, фигуры становятся более динамическими, краски — более яркими. Наиболее интересными являются фрески Кирилівської церкви, церкви Спаса на Бересту.
Выдающимся живописцем Руси-Украины был Алипий (Алимпий, Олимпий) Печерский (прибл. 1050-1114). Живописи он учился у византийских мастеров, которые расписывали храмы Киева. Алипий участвовал в росписи Успенского собора Киево-печерской лавры. Впоследствии он стал монахом и прославился написаниям икон, некоторые из которых считаются чудодейственными. По преданию, именно он производил мозаичные работы для Михайловского Золотоверхого собора в Киеве. Похоронен в Ближних пещерах Киево-печерской лавры.
Алимпий (Алипий)
Выдающимся достижением искусства Руси-Украины является иконопись.
Икон времен Руси-Украины сохранилось очень мало. Каждая из них является высокодуховным произведением искусства всемирного значения.
Украинские ученые доказали, что все иконы этого периода написаны в Киеве. Стиль выполнения и размеры киевских икон напоминают мозаику и фрески.
Особенным видом искусства Руси-Украины была книжная миниатюра. Это — неотъемлемая составляющая искусства рукописной книги. Говоря современным языком, миниатюра — это иллюстрация к книге. Небольшие размеры этого художественного произведения предопределяют и особенно утонченную манеру его выполнения.
Икона «Благовещения» (XII в.)
Остромирове Евангелие (миниатюры)
Самые давние миниатюры, которые дошли до нас от времен Руси, внесены к «Остромирового Евангелия». Здесь на отдельных листах умещены три миниатюры с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки. Художник, который придерживался всех тогдашних канонов, сумел создать яркие психологические обиды, что свидетельствует о его неординарном умении. Все линии выполнены золотом, а фон заполнен яркими красками. Это напоминает перегородчатую эмаль ювелиров Руси. Миниатюры окаймляют орнаменты, подобные тем, что можно увидеть в Софийском соборе Киева.
О высоком мастерстве книжного письма и ілюстрування свидетельствует также «Изборник» 1073 г., создан для великих киевских князей Ізяслава и Святослава Ярославичів. Книга открывается интересным разворотом, на левой стороне которого изображен князь Святослав с семейством — первый групповой портрет реальных людей в древнерусском искусстве, на правом — Спас на престоле. На третьем листе изображен орнаментируемый триверхий храм, дальше — четыре портретных миниатюры. В тексте «Изборника» встречаются красивые заставки, инициалы, на берегах книги размещенные знаки зодиака.
Крещение Владимира (миниатюра из Радзивильской летописи)
Особенное внимание привлекают миниатюры Радзивильской летописи начала XV в., какой является копией Владимирского летописного свода 1206 г. Книга содержит 618 цветных миниатюр, которые иллюстрируют события времен Руси. Рисунки выполнены в произвольной манере, дают ценные сведения об архитектурных сооружениях Руси-Украины, одел, оружие, вещи домашнего потребления. У них отображены события, которые происходили на протяжении трех веков: поход русичей на Царгород, строительство Софийского собора, восстания киевлян в 1068 и 1147 гг., битвы с кочевниками и княжеские усобицы и тому подобное.
В XIII в. появляется вязь — особенное декоративное письмо, которое использовалось в рукописях, на фресках, иконах, могильных плитах и тому подобное.
Образец декоративно-прикладного искусства Руси-Украины
Также было распространенным и резьба по камню. Им украшались храмы преимущественно извне. Сохранилось несколько резных шиферных плит Спасского собора Чернигова, Михайловского Золотоверхого и Печерских монастырей. На них вирізьблювали орнаменты, «святых воинов», античные и библейские сюжеты. Выдающимся достижением древнерусских резчиков являются небольшие каменные иконы. Чаще всего на них было изображено первых русских святых Бориса и Глеба, а также Дмитрія Солунського, Богородицу, Спаса, св. Николая и тому подобное.
Высокого уровня развития на Руси достигло прикладное искусство. Его особенностью было то, что на изделиях сосуществовали элементы языческой и христианской символики. Прикладное искусство представлено ювелирными изделиями, декорированиям предметов быта, посуды, оружию, резьбе по кости.
В XI-XIII в. достигли расцвета технологии русских ювелирных мастеров перегородчатой эмали, зерне и черни.
Технология перегородчатой эмали предусматривала напаивание на ценные вещи, изготовленные преимущественно из золота, специальных перегород, которые образовывали полости, которые заливались разноцветной эмалью. Цветная гамма эмалей была яркой, но не контрастной. Использовались эмали синего, желтого, красного, белого, зеленого и коричневого цветов. Эмалями укрывали диадемы, колти, сережки, бусы, подвески, хрести-складні, обиды. Даже украшены эмалью дорогие переплеты книг.
Шедевром ювелиров является золотая диадема, которая была найдена в сокровище вблизи села Сахновка на Черкащине в 1900 г. Диадема была частью парадного наряда княгини. Она состояла из девяти золотых пластин. На центральной пластине белой, синей, зеленой, красной и желтой эмалью изображен человек с короной на голове и двух грифонов. По легенде, это Александр Македонский, что поднимается на небо колесницей, запряженной грифонами.
Женские украшения
Древнерусские костяные шахматы
Диадема из сокровища с. Сахновка
Технология зерне предусматривала напаивание небольших золотых шариков на изделие, которые образовывали соответствующий орнамент.
С помощью техники черни (специальное очернение серебра и золота) ювелиры изготовляли браслеты, колти, перстни, кресты и другие разнообразные украшения.
Лучшими изделиями, изготовленными в технике черни в XII-XIII в., есть широкие пластинчатые браслети-наручі из серебра. На их створках, разделенных на несколько частей, изображались фантастические звере и птицы, цветы, растительные плетения, сюжетные композиции с языческой символикой и тому подобное. На каждой части в рамке видим двух птиц-собак (Сімаргів), птицы, гусляра в головном уборе и длинной вышитой рубашке, женщину в танцы со спущенными рукавами и мужчину с мечом и щитом. Сюжетные изображения на браслетах-наручах напоминают башни Софії Киевской.
Распространенным видом художественного ремесла на Руси-Украине была резьба по дереву и кости. Резьбой украшались деревянные жилища, вещи домашнего потребления, лодки, сани и тому подобное. Резьба была плоской, орнамент — геометрическим, редко — растительно-геометрическим.
Резьбе по кости древнерусские мастера получили себе международное признание. Их изделия были известны во всех странах Европы. Особенную популярность имели резные шкатулки, обиды, рукоятка ножей, зеркал, ложки, шахматы и шашки.
- Какие виды искусства были распространены во второй половине XI — в начале XIII в.? В какой технике работали ювелирные мастера Руси?
6. Киевское государство в истории Европы
Древнерусское государство оставило яркий след в мировой истории ІХ-ХІІІ в. Ее взнос к средневековой, политической, экономической, общественной и культурной жизни был чрезвычайно большим. Киевское государство постепенно перешло от военных столкновений с соседними странами к равноправному участию в политической жизни Европы и Ближнего Востока. Киевское государство, будучи империей, играло значительную роль в межгосударственных отношениях в Восточной Европе в те сутки.
Киевские князья заключали соглашения с Византией и Священной Римской империей, Польшей и Венгрией, Литвой и ятвягами, скрепляя их порою, что было нормой международных отношений средневековья, династическими браками. Русские князья поддерживали династические связи с Францией, Швецией, Англией, Священной Римской империей, Венгрией, Норвегией, Византией.
Большой международный авторитет и военная мощь государства сочетали с высоким уровнем экономического развития. Высокопроизводительным было земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы. Важное место занимали международные торговые связки Киевского государства. Русью пролегал важный торговый путь «из варягов в греки». Энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Киев оставался центром международной торговли. Иностранные купцы торговали в русских городах.
По мнению исследователей, за уровнем развития городов и торговли в X-XI в. Киевское государство даже опережало страны Западной Европы. Недаром варяги называли ее «страной городов» (гердерика), а немало современников сравнивало Киев с «столицей мира» — Константинополем. Целесообразно обратить внимание на веротерпимость, которое господствовало на Руси-Украине. В частности, во многих русских городах были колонии евреев, немцев, поляков, армянов, варягов и других народов.
На Руси-Украине сформировалась богатая духовная и материальная культура. Своеобразная и неповторимая, она впитала у себя лучшие достижения Запада и Востока и в то же время ощутимо влияла на культурное развитие стран мира. Далеко за пределами своей родины были известны киевские ювелиры, иконописцы, оружейники. Изготовлены русскими мастерами изделия поражали современников своей утонченностью и красотой. Только в тогдашнем Киеве работали мастера 60 специальностей.
Могучее государство средневековой Европы Русь-Украина ускорила экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян, стала этапом формирования восточнославянских народностей, отстояла свои земли от врагов. Благодаря государственному единству русских земель взаимообогащались уклад жизни, язык, материальная и духовная культура их населения.
Каменная литейная форма
Киевское государство содействовало экономическому и культурному развитию многих неславянских народов, которые издавна проживали на ее территории или в соседних землях.
В целом на Поднепровье, Галичине и Волыни, в Причерноморье и Приазовье закладывались традиции независимой государственности на территории Украины. Именно тогда украинская народность получила могучий стимул для своего хозяйственного, политического и культурного развития. По мнению выдающегося украинского историка и политического деятеля Михаила Грушевского, «Киевская Русь является одной из первых форм украинской государственности». Его многотомный труд так и называется — «История Украины-Руси».
Традиции Руси-Украины оказались настолько крепкими, что сохранились до нашего времени, получив новую жизнь в материальной и духовной культуре украинцев, россиян, белорусов и других народов.
ВЫВОДЫ
Хотя от времен Киевского государства до нас дошла лишь незначительная часть культурного наследия, но даже те одиночные произведения искусства свидетельствуют о высоком уровне развития культуры. Под воздействием христианства на Руси-Украине появились новые виды искусства: возведение каменных христианских храмов, монументальная живопись — фрески и мозаики, станковая живопись в виде икон, книжная миниатюра. Распространилась письменность и «книжная наука». Местные мастера за непродолжительное историческое время смогли не только овладеть этими видами творчества, но и развить их, создав самобытное лицо искусства Руси-Украины, которое повлияло на искусство соседних народов и дальнейших веков. Выросла самобытная литература, которая подарила нам произведения мирового значения («Слово о полку Ігоревім» и др.). Оригинальным и непревзойденным оставалось ювелирное искусство.
Культура Руси-Украины питалась из разных источников. В ней тесно переплелись христианские и языческие традиции.
ЗАКРЕПИМ ЗНАНИЯ
- 1. Где на Руси можно было получить образование?
- 2. Какие изменения случились в летописании в середине XII в.?
- 3. Развитию каких видов культуры способствовало христианство?
- 4. Почему мозаика в начале XII в. исчезает как элемент отделки храмов?
- 5. Какие разновидности народного творчества имели распространение на Руси-Украине?
- 6. Назовите основные книжные достопримечательности Руси-Украины второй половины XI — началу XIII в.
- 7. Назовите выдающиеся достопримечательности архитектуры Руси-Украины второй половины XI в.
- 8. началу XIII в., какие сохранились до нашего времени.
- 9. Кем были Нестор, Алимпий, Агапит?
- 10. Какую достопримечательность архитектуры можно считать символом этого периода в истории
- 11. Киевского государства?
- 12. Каким является историческое значение Киевского государства в истории украинского народа и Европы?
ВОПРОС И ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ЗА ТЕМОЙ «КИЕВСКОЕ ГОСУДАРСТВО (РУСЬ-УКРАИНА) ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII В».
1. Сложите хронологическую таблицу основных событий истории Русые второй половины XI — первой половины XIII в.
2. Объясните значение понятий и сроков: «княжеские съезды», «вотчина», «вече», «политическая раздробленность», «феодальная раздробленность», «удельное княжество», «междоусобные войны», «династия», «престолонаследие», «летопись», «монументальная живопись».
3. Какая роль княжеских съездов в истории Руси-Украины?
4. Сложите исторический портрет князя Владимира Мономаха.
5. Привело ли появление самостоятельных княжеств к прекращению существования Киевского государства? Свое мнение обоснуйте.
6. Выполните задание за исторической картой:
- Покажите, с какими государствами граничила Русь-Украина во второй половине XI — в начале XIII в.
- Покажите на карте княжества, которые появились на территории Русые на начало XIII в.
- Определите главные политические и культурные центры Русые в период роздробленості.
- Выясните, имели ли место территориальные изменения Русые во второй половине XI — в начале XIII в.
- Покажите княжества, которые испытывали опустошительные нападения половцев.
- Покажите места, где происходили княжеские съезды.
7. Почему в период раздробленности велась такая острая борьба отдельных князей за киевский престол?
8. Заполните таблицу «Объективные и субъективные причины раздробленности Руси-Украины». Сделайте соответствующие выводы.
Субъективными причинами называются те обстоятельства, которые зависят от действий и стремлений людей. Объективными — те, которые складываются под воздействием внешних факторов, независимо от воли людей.
9. Какая роль половцев в истории Русые? Можно ли говорить лишь об их негативной роли?
10. Как можно оценить период правления Ярославичів в истории Руси-Украины?
11. Сравните Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Вопрос для сравнения определите самостоятельно.
12. Сравните события, которые состоялись после смерти Ярослава Мудрого в Руси-Украине, с теми, которые случились во Франкской империи после смерти Карла Великого. Назовите причины упадка этих государств. Определите общее и отличное в их развитии.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ «КИЕВСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII В».
1. Киевский князь Владимир Всеволодович известен под прозвищем ... .
- А Великий
- Б Мудрый
- В Мономах
- Г Окаянный
2. Какие сыновья Ярослава Мудрого после его смерти образовали триумвират?
- А Вячеслав, Владимир, Олег
- Б Святополк, Ярослав, Мстислав
- В Изяслав, Всеволод, Святослав
- Г Роман, Данило, Василько
3. В каком году состоялся Любецький съезд князей?
- А 1068 г.
- Б 1072 г.
- В 1086 г.
- Г 1097 г.
4. Какой город на протяжении XII — первой половины XIII в. находилось в центрі борьбы князей, которые стремились установить свою пренебрежительность в Киевском государстве?
- А Киев
- Б Галич
- В Владимир
- Г Переяслав
5. Какой из князей стал великим киевским князем за приглашением народного вече?
- А Владимир Великий
- Б Ярослав Мудрый
- В Владимир Мономах
- Г Мстислав Великий
6. Политическая раздробленность Руси-Украины в XII — первой половине XIII в. предопределяла:
- А рост могущества отдельных удельных княжеств
- Б поднесения Киева как хозяйственного центра
- В падение роли вотчинного землевладения
- Г упадок городской жизни и торговли
7. Деятельность князя Ярослава Осмомисла способствовала поднесению ... .
- А Волынского княжества
- Б Киевского княжества
- В Переяславского княжества
- Г Галицкого княжества
8. Что из отмеченного было одной из причин раздробленности Руси-Украины?
- А рост влияния на политику князей народного вече
- Б развитие и рост вотчинного землевладения
- В монгольское нашествие и установление золотоординського господства
- Г ввода христианства как государственной религии
9. Какое утверждение является одним из решений Любецького съезда князей 1097 г.?
- А «Если не появится кто завтра на реке — богатый, убогий ли, старец ли, раб ли, — то тот противником будет».
- Б «Отныне соединимся в одно сердце и обережем Русскую землю. Каждый пусть держит отчину свою».
- В «Кто убьет княжеского человека, а община вбивцю не ищет, то веру за него 80 гривен платить той общине».
- Г «...кто хочет веры йняти волхва — пусть за ним идет, а кто же верует у креста — пусть идет к нему».
10. Прочитайте отрывок из исторического источника и дайте ответ на вопрос. «Пришли иноплеменники на Русскую землю. А Изяслав, и Святослав, и Всеволод вышли против них на реку Альту. И когда наступила ночь, разрушали они друг против друга. За грехи наши напустил Бог на нас плохих, и побежали русские князья, и были побеждены».
З ким зійшлися в битві руські князі?
- А хозарами
- Б печенегами
- В монголами
- Г половцами
11. Установите последовательность событий.
- А первое упоминание названия «Украина» в письменных источниках
- Б образования Галицкого княжества
- В Любецький съезд князей
- Г разграбления Киева князем Андреем Боголюбським
12. Установите соответствие между обозначенными на карте княжествами и их названиями.
- А Киевское
- Б Галицкое
- В Волынское
- Г Черниговское
- Д Переяславское
Коментарі (0)