Градостроение, архитектура и изобразительное искусство
- 12-09-2022, 09:34
- 304
8 Клас , История Украины 8 класс Власов
§ 9. ГРАДОСТРОЕНИЕ, АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1572-1629 гг. - строительство ансамбля Успенской церкви во Львове. 1591-1629 гг. - строительство Успенской церкви во Львове.
1580 г. - завершение строительства дворца Константина Корнякта во Львове.
К какому виду изобразительного искусства относятся изображения? Какие события положили начало новым явлениям в украинском искусстве?
1. Печатная марка Ивана Федорова из «Апостола». 1574 г.
2. Фронтиспис1 из «Апостола». Изображение евангелиста Луки. 1574 г.
1 Фронтиспис - страница, преимущественно с рисунком, помещенная в начале книги, перед титулом (первой страницей книги).
1. Каковы особенности градостроительства 16 в.?
С распространением в Украине магдебургского права городские зодчие (прежде всего на западноукраинских землях в составе Польши) все чаще начали использовать элементы регулярной застройки, предусматривавшей четкое, в соответствии с геометрической сеткой, расположение основных строений и ансамблей - главной площади, улиц. Центральной частью города, с которой и начиналось строительство, была площадь с ратушей - рыночная площадь - в виде прямоугольника или квадрата. От каждого ее угла отходили по две улицы. Несколько улиц располагались параллельно каждой из сторон площади, важнейшие улицы пересекали весь город.
Оборонительную функцию выполняли стены, которыми обносили город, а также валы и рвы. На стенах возводили башни, было также по нескольку въездных ворот (во Львове). Защитные сооружения ограничивали территорию, поэтому внутренняя застройка города была чрезвычайно плотной. Жилые дома возводили на небольших участках земли, они располагались вплотную друг к другу. На улицу выходил лишь узкий фасад1 с порталом2 и двумя окнами рядом - для освещения сеней и комнат, а на втором и третьем этажах - по три окна (два, расположенные ближе, были в светлице, а третье, отдельное, - в опочивальне), не были редкостью деревянные дома или деревянные пристройки к каменным домам.
Каменницы на площади Рынок во Львове.
• Исторический центр Львова вокруг площади Рынок в 1998 г. включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Помещения на первом этаже таких сооружений использовались для хозяйственных нужд: как магазины, склады, различные конторы. Второй и третий этажи были жилыми. Дома сооружали из камня, поэтому их называли каменницами. Хотя архитектура зданий отвечала обязательным предписаниям, каждую каменницу украшали лишь ей присущей резьбой, что вместе с индивидуальными особенностями планировки делало ее неповторимой. Так, в частности, застраивались жилые кварталы Львова, считавшегося образцом для застройки многих городов. Правда, новая застройка обычно соседствовала с традиционной. Такие города, как Киев, Владимир, Чернигов, Новгород-Северский, сохранили старую планировку, в основе которой лежали особенности рельефа. Жилая застройка этих городов оставалась деревянной.
1 Фасад - лицевая сторона дома или сооружения в архитектуре.
2 Портал - архитектурно оформленный вход в здание.
• На какие детали застройки обратил внимание чужеземец? • Что его особенно поразило в тогдашнем Львове?
Автор древнейшего подробного описания Львова, Мартин Груневег из Гданьска, живший в городе в 1582-1602 гг., рассказывал: «В целом, Львов - хорошо выстроенный город, на всех улицах много каменных зданий, украшенных резьбой и рисунками. Однако все дома покрыты только гонтом (своего рода «деревянная черепица»). Наилучшая застройка на Рынке и Армянской улице... Вокруг Рынка перед домами проложен тротуар, ровно вымощенный тесаным камнем. Он так широк, что на нем могут разойтись четыре человека, или две пары навстречу друг другу.... Посреди Рынка красивая большая ратуша, покрытая желтой и зеленой глиняной черепицей»
2. Какие новые явления характерны для городской архитектуры 16 в.? Какие достопримечательности воплощают в себе черты светского и церковного строительства?
Градостроительство на украинских землях в 16 в. было подвержено заметному влиянию западноевропейского Возрождения, или Ренессанса. Особенно ярко ренессансные черты воплощены в западноукраинских городах. Но это и неудивительно, ведь проекты застройки городов иногда заказывали архитекторам-европейцам. Некоторые из иностранных архитекторов нашли в Украине вторую родину и реализовывали здесь свои творческие замыслы, соединяя полученные в Европе знания (композиционные приемы и типы сооружений, архитектурно-декоративные средства) с местными традициями.
1. Фасад Черной каменницы (фрагмент).
2. Черная каменница - один из наилучших образцов жилищной ренессансной архитектуры во Львове.
Уникальным памятником ренессансной светской арихтектуры является ансамбль сооружений центра Львова - площадь Рынок. Едва ли не самым совершенным ее образцом считается Черная каменница. Такое название памятник получил в середине 19 в., когда его фасад покрасили в черный цвет. Дом был построен в 1588-1589 гг. За свою долгую историю каменница претерпела множество изменений, однако они не затмили ее ренессансного вида. Окна и сейчас украшает белокаменная резьба с мотивами листьев аканта и виноградной лозы.
Дом на площади Рынок, носящий имя Корнякта, - одно из красивейших жилых зданий в городе, а также наиболее выдающийся памятник светского ренессансного строительства во Львове. Дом Корнякта - единственное сооружение в застройке города того времени, построенное на двух строительных участках, что дало возможность распланировать внутренний двор с открытыми аркадами1-лоджиями, окружающими двор с трех сторон. Дом построил в 1580 г. архитектор Петр Барбон при участии Павла Римлянина.
1. Дом-дворец Корнякта во Львове.
2. Внутренний двор дворца Корнякта во Львове.
Среди памятников ренессансных церковных сооружений того периода наиболее известным является ансамбль Львовского Успенского братства, состоящий из Успенской церкви, часовни2 Трех Святителей и колокольни (башни Корнякта).
Интересна судьба Успенской церкви. Сооружение, сохранившееся до наших дней и, как считается, наделенное выразительными ренессансными чертами, является, по сути, четвертой Успенской церковью. Автором проекта и руководителем строительных работ был итальянец Павел Римлянин - с ним Успенское братство в 1591 г. заключило договор о строительстве.
1 Аркада - ряд одинаковых по форме и размерам арок, опирающихся на столбы или колонны.
2 Часовня - небольшое сооружение без алтаря для церковных служб и молитв.
1. Ансамбль Успенской церкви во Львове. Реконструкция.
2. Церковь Сошествия Святого Духа в с. Потеличи (Львовщина).
Пока отстроенная церковь не стала действовать, ее функции выполняла часовня Трех Святителей, пристроенная к церкви с северной стороны.
Рядом с Успенской церковью и часовней Трех Святителей возвышается 65-метровая башня Корнякта - здание, сразу же ставшее символом Львова. По красоте и совершенству форм эта башня не уступает лучшим образцам европейской архитектуры того периода. Ее построил в 1572-1578 гг. архитектор Петр Барбон. Здание объединяет традиции ренессансной и украинской архитектуры, воплощением которой являются деревянные башни-колокольни храмов.
В церковном строительстве, как и раньше, использовали камень и дерево. И хотя деревянное строительство существенно преобладало, однако уцелело сооружений из дерева немного. До сих пор сохранилась Церковь Сошествия Святого Духа в с. Потеличи на Львовщине. Это деревянный двухуровневый храм, самый старый из уцелевших в Украине: он построен в 16 в. (называют 1502 г.) на средства гончаров Потеличей на месте предыдущего храма.
3. Какие изменения произошли в строительстве оборонительных сооружений?
В течение 16 в. строительство оборонительных сооружений не только не утратило своего значения, но и приобрело размах. В условиях постоянной угрозы неожиданных нападений черты оборонной архитектуры появляются даже в отдельных церквах, монастырских сооружениях, синагогах.
Украинские архитекторы применяли до конца 17 в. выработанную в предыдущие века башенную систему укреплений, когда основу фортификации составляли высокие и толстые стены, на которых сооружали башни. При этом городские укрепления строили преимущественно из дерева. Деревянная крепость была тогда непременным атрибутом города.
1. Каменная башня Острожского замка.
2. Круглая, или Новая, башня Острожского замка.
3. Острожский замок. Макет-реконструкция.
В 16 в. отстраивали и модернизировали старые крепости, однако строили и новые. В начале века был восстановлен Киевский замок, на сооружении которого работали 20 тыс. плотников.
Новые черты приобрел Острожский замок, развитие которого приходится на конец 14-16 в. Он был одним из самых неприступных замков Волыни.
К концу 16 в. комплекс сооружений замка свели в единую фортификационную систему, состоявшую из квадратной Каменной башни с глухими стенами - самой старой части замка, северной стены Богоявленской церкви, а также сооруженной в конце 16 в. Круглой (Новой) башни, украшенной сверху ренессансной короной. Интересно, что «некоронованный король Руси» князь В.-К. Острожский жил в деревянном дворце, расположенном между Каменной башней и Богоявленской церковью.
Особенности архитектуры периода ярко воплотил Меджибожский замок. Это сооружение, так же как и Каменец-Подольская крепость, не имело правильной формы, поскольку во время строительства архитекторы стремились учитывать особенности рельефа. Замок возвели на высоком мысе, где сливаются реки Южный Буг и Бужок. Памятник служит примером замка переходного типа — от сооружений с оборонительными стенами и башнями к замкам-дворцам.
Меджибожский замок.
4. В чем своеобразие изобразительного искусства эпохи?
В 16 в. бурно развивалось искусство скульптуры, что было обусловлено развитием архитектуры, поскольку скульптурные изображения применялись для украшения архитектурных сооружений. В скульптурных изображениях также воплощались ренессансные идеи. Так, львовские здания Черной каменницы, дома Корнякта, часовни Трех Святителей, Успенской церкви и другие украшены скульптурными рельефами и пышной резьбой.
Скульптура - вид изобразительного искусства, произведениям которого присущи объемность, трехмерность, они выполняются из твердых или пластичных материалов. Имеет две основные разновидности - круглую (статуя, бюст и т. п.) и рельеф (объемное изображение на плоскости).
Получил распространение и скульптурный портрет. Он выполнял роль надгробного памятника. Надгробия заказывали правители, представители купеческой верхушки, чтобы прославить образ умершего, увековечить его для потомков. В 1579 г. в Успенской церкви Киево-Печерской лавры было установлено надгробие К.И. Острожского: облаченный в рыцарские доспехи князь почивал на ложе (по ренессансным традициям умершего изображали спящим).
Со второй половины 16 в. начинает развиваться украинская декоративная резьба обрамления икон и их ансамблей - иконостасов. Иконостасы, изготовленные из дерева, украшают резными растительными орнаментами.
На протяжении 16 в. развивалась иконопись - наиболее популярный и распространенный вид живописи, в котором преобладал ансамбль из нескольких рядов икон. Мощным центром украинской религиозной живописи до середины века был Перемышль. Большинство украинских икон 16 в. относится к наследию живописцев именно этого города. Работал там и автор первой в истории украинского искусства иконы с авторской подписью - Успения Богородицы и Богородицы Одигитрии с пророками (1547) из церкви архангела Михаила в Смельнике - Алексей Горошковий.
Надгробный памятник К.И. Острожскому. 1579 г.
1. Икона Успения Богородицы. Художник Алексей Горошкович. 1547 г.
2. Икона Благовещения. Художник Федуско. 1579 г.
Традиции перемышльской школы развиваются в нескольких провинциальных центрах, среди которых выделяется Самборский, где работали несколько мастеров во главе с Федуском - автором иконы Благовещения (1579) из церкви в Иваничах. Со второй четверти столетия возросло значение львовского центра.
В конце 16 в. появляется светская портретная живопись, образцом которой является портрет Стефана Батория, созданный для львовской ратуши Войцехом Стефановским (1576). Однако из оригинальных памятников сохранился лишь портрет сяноцкого каштеляна и перемышльского старосты Яна Гербурта. В более поздних копиях известны портреты членов семьи князей Острожских.
Портрет польского короля Стефана Батория. 1576 г.
1. Портрет Яна Гербурта. После 1577 г.
• Образец сакрального портрета, на котором портретированный изображен на коленях, с молитвенно сложенными руками, в темном наряде. Прослеживается очень заметное влияние иконописи.
2. Страничная миниатюра Пересопницкого евангелия.
На 16 в. приходится взлет книжной живописи. В украшении книг проявляется все больше ренессансных черт. Начали появляться также отдельные детали, выхваченные из жизни. Ярким образцом использования мастерами орнаментальных мотивов европейского Возрождения являются миниатюры Пересопницкого евангелия. Рукопись украшают четыре миниатюры - изображения евангелистов за работой.
В 1574 г. с появлением первой напечатанной Иваном Федоровым в Украине книги - «Апостола» - возникает книжная гравюра. Новое художественное направление открывают изображение евангелиста Луки и печатная марка Ивана Федорова.
Гравюра (от франц. graver - вырезать) - вид искусства графики, охватывающий различные способы ручной обработки досок или металлических пластин и печатания с них оттисков.
Проверьте себя
1. Сколько лет назад на наших землях была создана первая книжная гравюра?
2. Где расположены наиболее известные архитектурные сооружения эпохи?
3. Выберите из перечня памятники, созданные в 16 в.: • Десятинная церковь в Киеве; • гравюры Львовского «Апостола»; • миниатюры Пересопницкого Евангелия; • икона Богородицы из Успенской церкви в с. Дорогобуж; • икона Успения Богородицы Алексея Горошковича; • Меджибожский замок; • Луцкий замок; • дом Корнякта.
4. Какие из сооружений относятся к ренессансным памятникам Львова: • дом Корнякта; • Успенская церковь с башней Корнякта; • часовня Боимов; • Софийский собор; • часовня Кампианов; • Черная каменница; • часовня Трех Святителей; • Золотые ворота?
5. Дайте определение понятиям и терминам: • каменница; • часовня; • скульптура; • гравюра.
6. Дайте ответы на вопросы: • Чем отличаются градостроительство и архитектура 16 в. от предыдущих веков? • Что было особенного в строительстве оборонительных сооружений? • Каковы особенности украинской скульптуры и живописи второй половины 16 в.?
Коментарі (0)