Войти
Закрыть

Развитие образования, науки и музыкальной культуры

8 Клас , История Украины 8 класс Власов

 

§ 35. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Проанализируйте отрывок из стихотворения «De libertate» Г. Сковороды. Как Богдан Хмельницкий, по мнению поэта, послужил утверждению идеалов свободы?

Что такое свобода? Добро в ней какое?

Ины говорят, будто золотое.

Это не так, если сравнивать злато,

Против свободы оно будто блато.

Я не хочу в дурака превратиться,

Чтобы свободы своей не лишиться.

Слава вовек пусть пребудет с тобой,

Свободы отец наш, Богдан-герой!

1. Как развивалось образование? Каков вклад Киево-Могилянской академии в культурно-просветительное развитие Украины?

В конце 18 в. в Российской империи была проведена общегосударственная реформа образования. На Левобережной Украине и в Слобожанщине вводился новый тип школ - главные и малые народные училища. Четырехлетние главные народные училища, открывшиеся в Киеве, Чернигове, Новгороде-Северском, Харькове, Екатеринославе, должны были обучать дворянских детей. В уездных городах были созданы двухлетние малые училища. Таким образом, царские реформы превратили образование в Украине в привилегию для высших слоев населения, оно приняло сословный характер. Кроме того, новые школы царское правительство использовало как мощное средство влияния на украинское население, поскольку обучение в них проводилось на русском языке.

Главным очагом образования, науки и искусства оставалась Киево-Могилянская академия. Однако во второй половине 18 в. усилиями имперского правительства она была превращена в сословное духовное учебное заведение, а в 1817 г. и вовсе закрыта.

Киевская академия имела решающее значение для становления и развития украинской науки, культуры и литературного процесса в 17-18 вв. В ней сформировался один из центров философской мысли славянского мира.

В академии обучались летописцы С. Величко, Г. Грабянка, П. Симоновский, историки М. Бантыш-Каменский, М. Берлинский, художники И. Мигура, Г. Левицкий, Л. Тарасевич, композиторы М. Березовский, А. Ведель, архитектор И. Григорович-Барский. Ее воспитанниками были гетманы Украины.

Киевская академия способствовала становлению украинского литературного языка, здесь сложилась поэтическая школа. Профессора академии написали десятки курсов поэтики, в которых разработали теорию украинского поэтического искусства. В Киевской академии возник и развился украинский театр. Для него писали драмы, диалоги и интермедии.

Воспитанники академии становились известными медиками, основателями лечебных заведений не только в Украине, но и в Беларуси, России, Грузии. Так, доктором медицины Лейпцигского университета был украинец Нестор Максимович-Амбодик. Он работал в госпиталях Петербурга и Кронштадта, был основоположником отечественного акушерства, ботаники и физиотерапии. Данило Самойлович, доктор наук по эпидемиологии, военный врач действующей армии во время русско-турецкой войны, родившийся на Черниговщине, был почетным членом двадцати академий. Впервые обосновал возможность и необходимость прививок против чумы.

Любовь к науке, которую прививали в академии, не угасала в ее воспитанниках всю жизнь. Разъезжаясь по всему миру, они закладывали школы, одаривали библиотеки, создавали книги, чем способствовали развитию литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, науки. В стенах академии взлелеяна без преувеличения вся творческая и научная украинская интеллигенция, а также выдающиеся политики тех времен.

В 18 в. в Украине росла заинтересованность естественными науками. В лекциях профессоров Киево-Могилянской академии использовались знания из астрономии, физики, биологии, медицины. В физику вводили такие разделы, как движение, космология и т. п. Появились курсы натурфилософии - предшественницы природоведения. Во второй половине 18 в. в академии были открыты классы чистой (алгебра и геометрия), а также смешанной математики, где преподавали гражданскую и военную архитектуру, механику, гидростатику, гидравлику, оптику, астрономию.

Перефразируйте предложение в проблемный вопрос и дайте на него аргументированный ответ. • Киево-Могилянская академия во второй половине 17 - первой половине 18 в. была одним из самых влиятельных центров образования, науки, издательского дела в Украине и России. • Назовите известных вам воспитанников Киево-Могилянской академии.

2. Как развивались философские идеи?

Развитие естественных наук происходило в тесной связи с развитием философии. Все известные церковные деятели, ученые, поэты выражали философские идеи или в трактатах, или в произведениях других жанров.

Самым выдающимся философом Украины и поэтом второй половины 18 в. был Григорий Сковорода.

Личность

Григорий Сковорода (1722-1794) учился в Киево-Могилянской академии. Имел яркое музыкальное дарование, был приглашен петь в царский дворец. Оставив службу в придворной капелле, вернулся к обучению в Киево-Могилянской академии. А вскоре отправился в составе дипломатической миссии за границу. Побывал во многих европейских городах, слушал лекции в местных университетах. Вернувшись в Украину, был домашним учителем и преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах курс поэтики, используя наиболее прогрессивные достижения европейского искусства, во многом противоречащие традиционным взглядам. Это вызвало недовольство руководства коллегиумов. Не желая поступиться убеждениями, Г. Сковорода оставил преподавание. Последние 25 лет жизни путешествовал по Украине, проповедуя среди народа свои взгляды. Подытоживая увиденное и пережитое, Г. Сковорода завещал написать на своей могиле: «Мир ловил меня, но не поймал».

Григорий Сковорода.

Косари устали, сложили косы. В такой жаркий день отдых можно было найти у источника, в тени раскидистых дубов. Расположившись под столетним великаном, крестьяне неспешно переговаривались.

- Не знаешь ли, случайно, Петро, что за человек пришел вчера в наше село? - спросил старшего молодой крестьянин.

- Ты о том чудаке спрашиваешь, которого мы встретили вчера на пути? - вмешался в разговор третий. - Я уже кое-что узнал о нем.

И разговорчивый парень начал рассказ:

- Случилось это в одном селе, далеко от нашего.

Пришел откуда-то тот странный человек - дьяк не дьяк, казак не казак, однако образованный и вольный, играл на сопилке и прекрасно пел, слагал стихи и байки, и хотя был совсем беден (всё имущество - сума за плечами), но держался достойно, никогда не разрешал унизить себя, не склонял голову и перед самым важным паном.

Рассказывают, что даже перед царицей не склонился, когда та, путешествуя по нашим землям, захотела поговорить со странствующим чудаком, о мудрости которого слухи дошли и до Петербурга. Царские гонцы нашли его в чабанской хибаре, где он беседовал с овчарами...

- Сопилка и овца мне дороже венца! - услышали послы в ответ и не солоно хлебавши вернулись к царице.

- Царица, говорят, разгневалась так, что даже несколько дней хворала, - услышали неожиданно за спинами крестьяне и оглянулись.

Чудак, о мудрости которого только что говорили, выпил воды и поздоровался:

- Зовусь я Григорий Сковорода. Если хотите что-то обо мне знать - спрашивайте. На то имеете право, ибо со вчерашнего дня пью вашу воду и ем ваш хлеб.

- Говорят, вы хорошо поете, пане Григорий. Будьте добры, порадуйте души песней.

...Шелестел дубовыми листьями ветер, еле слышно плескался источник, тонко звучала сопилка и летела песня:

Не пойду в город богатый.

На полях я буду жить.

Буду век свой коротать там,

Где время бежит.

О дубрава! О зеленая! О мать родная!

В тебе жизнь, в тебе благо, покой, тишина.

Не желаю наук новых, только бы ума,

Только б умностей Христовых желает душа,

О дубрава! О зеленая! О мать родная!

В тебе жизнь, в тебе благо, покой, тишина.

• Почему Г. Сковорода заслужил славу украинского Сократа?

1. Помещение в Переяславском коллегиуме, где работал Г. Сковорода.

2. Жилище Г. Сковороды в Переяславском коллегиуме.

Философские идеи Г. Сковороды воплощены в его литературных произведениях. Самые сложные из них - философские трактаты. Стремясь распространить свои идеи среди украинского народа, мыслитель изобрел для популярного изложения своей философии оригинальный способ. Он воплощал их в художественной форме - в стихах и баснях. Сборник поэзий Г. Сковороды «Сад божественных песней» состоит из 30 стихотворений. Басни собраны в книгу «Байки харьковские». Произведения Г. Сковороды не были напечатаны при его жизни, однако их знали украинцы, они распространялись в списках, песни исполняли кобзари, а басни пересказывались.

3. Что известно о развитии музыкальной культуры Украины?

Киево-Могилянская академия была ведущим центром музыкальной культуры, где изучение музыки и пения считалось обязательным. Еще в 50-х годах 17 в. тогдашний ректор академии Лазарь Баранович организовал специальную музыкально-хоровую школу. Хор студентов насчитывал около 300 человек и был наилучшим киевским хором.

Музыкальные классы открывались и в коллегиумах. В 1729 г. вышел указ о создании школы пения в Глухове, в следующем году она начала действовать. Это было первое специализированное заведение музыкального профиля. Во времена гетмана К. Разумовского Глухов стал музыкальной столицей Украины. Здесь, при дворе гетмана, действовали профессиональный оркестр и оперный театр, основу репертуара которых составляли лучшие образцы западноевропейской музыки. Всё это способствовало становлению украинской профессиональной музыки.

Музыкальную культуру Украины невозможно представить без имен Артемия Веделя, Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского. Все трое с раннего детства проявили огромный музыкальный талант, мечтали о высоком искусстве, творили его, заслужив наивысшие оценки слушателей, однако никто из них не был достойно устроен в жизни. Только один - Д. Бортнянский - не знал нищеты. Однако и он не был счастлив. После обучения в Глуховской певческой школе Д. Бортнянский попал в Петербург. Совершенствовал образование за границей. Написал более сотни произведений хоровой духовной музыки, много светских произведений разных жанров. Вся его музыка пронизана украинскими мотивами.

М. Березовский после обучения попал в Болонскую академию, вскоре получил там звание академика-композитора и стал членом Болонского филармонического общества. Находясь в Италии, поставил оперу «Демофонт». Совсем юный А. Ведель, обучаясь в Киево-Могилянской академии, прославился как самый талантливый киевский дирижер и виртуозный исполнитель музыкальных произведений. Еще до окончания академии его забрали в Москву. В течение нескольких лет А. Ведель руководил хором московского генерал-губернатора. Прославился как автор хоровых церковных концертов.

Проверьте себя

1. Кто из перечисленных деятелей украинской истории не был воспитанником Киево-Могилянской академии: • С. Величко; • Л. Тарасевич; • М. Березовский; • А. Ведель; • И. Григорович-Барский; • В.-К. Острожский; • П. Могила; • Ю. Хмельницкий; • И. Выговский; • П. Дорошенко; • И. Самойлович; • И. Мазепа; • Ф. Орлик; • П. Полуботок; • Д. Апостол; • К. Разумовский?

2. Выскажите свое отношение к размышлениям Г Сковороды: • «Живут на земле такие, кто не мыслит ни о чем, кроме обогатиться, наесться, одеться. В сердце их дурное семя, приносящее желчь и змеиную отраву убивающую душу»; • «Больше думай и тогда решай». Почему Г. Сковороду называют украинским Сократом?

3. Прочитайте отрывок из современной энциклопедии «Украинский язык» и дайте ответы на вопросы.

«Славяноруский язык, вытеснивший староукраинский, был искусственным творением, опиравшимся только на церковнославянский язык. Украинские авторы 18 в., создавая свои произведения, сознательно или несознательно желали влиться в общероссийский культурный контекст. Даже более - они творили его, поскольку русская литература с их участием только-только начала развиваться. Г. Сковорода философские произведения писал на русском языке, сознательно прибегая время от времени к украинизмам. Служа культурным потребностям украинцев, и славяноруский язык, и язык Г. Сковороды вытесняли из употребления уже освященный двумя веками староукраинский литературный язык. Таким образом, оба литературных языка - славяноруский и русский - объективно играли деструктивную роль относительно староукраинского языка. Но, разрушая староукраинский литературный язык и открывая тем самым пространство для распространения в Украине русского литературного языка, эти искусственные языки расчищали место для создания нового украинского литературного языка - уже не на церковнославянской, а на чисто украинской основе».

• Что вы узнали об истории литературных языков в Украине 18 в.? • На какой основе возник славяноруский язык? Почему этот язык назван «искусственным»? • Почему он сыграл по отношению к староукраинскому литературному языку деструктивную роль?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "История Украины 8 класс Власов", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація