Практическое занятие. Богдан Хмельницкий как политик и человек
- 12-09-2022, 15:42
- 293
8 Клас , История Украины 8 класс Гисем, Мартынюк
Практическое занятие. Богдан Хмельницкий как политик и человек
1. Какие факты биографии Б. Хмельницкого до начала войны известны историкам? 2. Приведите факты, свидетельствующие об организаторском, дипломатическом и военном таланте гетмана.
Цель: сформировать представление о гетмане Б. Хмельницком как о политике и человеке.
Задание для подготовки к практическому занятию: повторите материал учебника (§ 21, и. 4) и подготовьте эссе* на тему «Мое отношение к гетману Богдану Хмельницкому как политику и человеку».
Ход работы
1. Объединитесь в малые группы, обсудите свои эссе и представьте классу выводы, к которым вы пришли.
* Эссе — сочинение с кратким изложением мыслей автора по какой-либо проблеме в свободной форме.
2. Объясните, как вы понимаете высказывания украинских историков. Разделяете ли вы их оценку деятельности Б. Хмельницкого?
Обоснуйте свою точку зрения.
1) Мощное движение народное, поднятое Хмельницким, сообщило новый строй всей Восточной Украине — Гетманщине. (М. Грушевский)
2) Он... нанес аристократическому строю Польши такой удар, после которого этот строй уже не мог держаться в нравственной силе. (Н. Костомаров)
3) Хмельницкий стал руководителем Освободительной войны благодаря тому, что получил доверие масс. Он рос и жил среди казачества, понимал его чаяния и интересы. Народные массы встретили Хмельницкого с полным доверием, понимая, что он является настоящим защитником их интересов. (И. Крипякевич)
4) Он вел себя так, будто был монархом суверенного государства, и развил широкую дипломатическую акцию на международном поле для укрепления своего положения. (Д. Дорошенко)
5) Великий гетман навсегда останется в памяти благородного украинского народа. Ведь при его гетманстве украинская земля впервые стала широко известной в мире, а на его резиденцию в Чигирине обращали взоры властители многих стран. (В. Петровский, Л. Радченко, В. Семенченко)
6) Он впервые на протяжении XIV—XVII вв. смог направить энергию народа на развитие соборного государства и отвоевание независимости, а также сформулировал основные принципы государственной идеи, которая стала знаменем освободительных движений украинцев последующих веков. (В. Смолий, В. Степанков)
3. Ознакомьтесь с точкой зрения зарубежных историков о деятельности Б. Хмельницкого и дайте ответы на вопросы.
1) Польский историк Л. Кубала сравнивал Б. Хмельницкого с предводителем Английской революции середины XVII в. Оливером Кромвелем и утверждал, что, в отличие от последнего, гетман «не имел в своем распоряжении вышколенной интеллигенции и средств старого сильного государства. Войско, финансы, государственное хозяйство, администрация, отношения с соседними государствами — все это надо было создать... Он должен был отбирать и учить людей. Был то человек с каждой точки зрения необычайных измерений, он перерастал талантливых людей настолько, что переступал границы постижимого».
Сравните деятельность О. Кромвеля и Б. Хмельницкого. Разделяете ли вы приведенную характеристику? Почему?
2) Американский историк П. Магочий в работе «Украина. История ее народов» называет Б. Хмельницкого центральной фигурой украинской истории XVII в., обращая внимание на то, что Б. Хмельницкому удалось установить контроль над большинством центральноукраинских земель и управлять этой территорией как независимым государством.
Приведите факты, подтверждающие высказывание историка.
3) Историк из Йельского университета в США Г. Вернадский писал: «Богдана можно назвать отцом модерной Украины. Конечно, украинская революция произошла бы и без него, но именно благодаря его умелому руководству различные составные части этого движения — политические, социальные, национальные, религиозные — были объединены для создания или, скорее, возрождения украинской нации. Хотя государство, выстроенное им, просуществовало не более века, один лишь факт его существования в течение этого времени дал большой толчок украинскому национальному духу».
В чем видит исследователь значение деятельности Б. Хмельницкого?
4. Сделайте выводы согласно цели занятия.
Коментарі (0)