Культура Украины в конце XVI — первой половине XVII в. Развитие театра, музыки, архитектуры и изобразительного искусства
- 12-09-2022, 15:33
- 254
8 Клас , История Украины 8 класс Гисем, Мартынюк
§ 15. Культура Украины в конце XVI — первой половине XVII в. Развитие театра, музыки, архитектуры и изобразительного искусства
Прочитав этот параграф, вы сможете: характеризовать развитие театрального искусства на украинских землях; определять особенности украинского музыкального искусства; описывать выдающиеся памятники архитектуры и изобразительного искусства; называть имена деятелей культуры, произведения архитектуры и изобразительного искусства; объяснять понятия и термины «декламация», «мистерия», «интермедия», «вертеп», «кант», «казацкое (украинское) барокко», «бастион».
1. Укажите особенности развития архитектуры и градостроения на украинских землях в XVI в. 2. Назовите архитектурные памятники того времени. 3. Какие жанры изобразительного искусства существовали в Украине в XVI в.? 4. Назовите известные вам памятники изобразительного искусства этой эпохи.
1. Театр.
В конце XVI — первой половине XVII в. на украинских землях возник школьный театр. В славяно-греко-латинских школах учили составлять и читать стихи, прозу. Исполнители выходили и декламировали фрагменты произведения, объединенные общей темой. В 30-х гг. XVI в. во Львовской братской и Киевской лаврской школах были основаны школьная драма и театр.
Первым известным памятником украинской пасхальной драмы считаются изданные в 1631 г. размышления учителя Львовской братской школы Иоанникия Волковича «О муке Христовой». Развитию школьного театра в Киево-Могилянском коллегиуме способствовали программы обучения в классах поэтики и риторики.
В первой половине XVII в. появились первые мистерии — духовные драмы на библейские сюжеты. Так, в это время на Волыни или в Галичине было создано «Слово о разрушении ада». Мистерии исполняли на площадях городов странствующие актеры в дни церковных праздников. Между действиями мистерии, а со временем школьной драмы разыгрывались интермедии.
В XVII в. в Украине стал популярным рождественский кукольный театр — вертеп. Это был специальный ящик, разделенный на два и более ярусов, с боковой дверцей, через которую «заводили» кукол. На верхнем ярусе разыгрывали сцены на рождественскую тематику, а на нижнем — сказки, легенды, комедийные бытовые сценки. Популярности вертепного театра способствовали учащиеся Киево-Могилянского коллегиума, которые ходили с вертепом по людным местам и домам, зарабатывая этим себе на жизнь.
Декламация — искусство выразительного чтения литературных произведений, в частности стихов.
Драма — литературно-театральное произведение, построенное в форме диалога без авторской речи и предназначенное для исполнения на сцене.
Интермедия — короткая сценка обычно комического характера, разыгрываемая в перерывах между актами основного спектакля драмы.
Вертеп — старинный передвижной кукольный театр, где исполнялись пьесы на религиозные и светские темы.
2. Музыка.
Отражением высокого уровня духовной культуры украинского народа были достижения в музыкальном искусстве. В песенном творчестве, как и в предыдущие века, распространялись обрядовые, лирические, шуточные, эпические, танцевальные песни. В эпическом жанре возник ряд таких глубоко драматических песен о набегах татар, как «За рекой огни горят». Своеобразными музыкальными рассказами о важнейших событиях становятся исторические песни. Так, о казацких восстаниях 20—30-х гг. XVII в. идет речь в песне «О Сулиме, Павлюке, еще и о Яцке Острянице».
Вертепный ящик
Лира
Бандура
Кобза
Высокого мастерства достигло партесное (многоголосое) пение без нот и музыкального сопровождения. Его стали использовать в православных церквях, где оно сопровождалось игрой на органе. Для записи церковных напевов стали использовать нотное письмо.
В это время появились новые жанры светской музыки. На основе стихотворной поэзии составлялись канты — церковные и светские песни для трехголосого ансамбля или хора. Существовали торжественнопоздравительные, нравоучительные, шуточные, сатирические и другие канты. Развивалась также сольная песня с сопровождением. В этом жанре, в отличие от канта, отображались внутренний мир человека, его жизнь и отношение к различным явлениям в обществе. Развитие жанра инструментальной музыки связано с музыкальными цехами по типу ремесленных, существовавшими в некоторых городах. Основной целью их создания было удовлетворение бытовых потребностей населения в музыке — сопровождение к танцам во время народных гуляний, на свадьбах, крестинах, похоронах и т. д.
Развитию музыкального искусства способствовали также казацкие военные музыканты. Они играли в походах, во время празднования побед, на разных торжествах. В качестве инструментов чаще всего использовались горны, трубы, котлы, кобзы, торбаны. Казацкие музыканты исполняли марши, танцевальную музыку (гопак, казачок) и лирические напевы.
3. Архитектура.
В начале XVII в. в украинской архитектуре все чаще использовались элементы европейского стиля барокко, которые в районах Среднего Поднепровья сочетались с местными традициями. В результате этого складывались условия для возникновения своеобразного архитектурного стиля, который называют казацким (или украинским) барокко. Так, черты барокко в архитектуре деревянных церквей проявлялись в строительстве срубов в форме восьмерки, удлинении их пропорций и замене шатрового верха на грушевидный купол.
К выдающимся памятникам архитектуры первой половины XVII в. принадлежат украинские деревянные церкви (церковь Параскевы в селе Радруж и церковь Воздвижения в Дрогобыче). Памятниками церковной каменной архитектуры того времени являются собор Молчанского монастыря в Путивле (начало XVII в.), Покровская церковь в Сулимовке (1622—1629 гг.), церковь Николы Притиска в Киеве (1631 г.), Пятницкая церковь во Львове (1644 г.).
В первой половине XVII в. в Украине по-прежнему строили много оборонительных сооружений. На рубеже XVI—XVII вв. изменился их внешний вид. Вместо стеновых замков начали возводить роскошные дворцы магнатов, окруженные бастионами.
Наиболее интересными образцами сочетания дворца и бастионных укреплений, построенными в этот период, считаются замки в Збараже и Подгорцах. Новые черты появляются также в градостроении. Строители Бродов, Станислава, Полонного стремились совместить характерную для более раннего времени шахматную сетку расположения улиц с бастионными укреплениями.
В первой половине XVII в. при поддержке польской власти в Украине сооружаются католические храмы. Так, в 1610 г. в Киеве на Подоле большой костел построили доминиканцы, а вокруг возвели здания доминиканского монастыря. Выдающимся архитектурным памятником того времени является костел бернардинцев во Львове, построенный в 1600—1630 гг. К костелу прилегают монастырские корпуса, образующие закрытый двор. С появлением иезуитов во
Барокко — направление в европейском искусстве конца XVI — середины XVII в., для которого характерны празднично-монументальные ансамбли, театральные и музыкальные постановки, живопись, скульптура, отличающиеся грандиозностью.
Казацкое (украинское) барокко — название архитектурного стиля, распространенного на украинских землях в XVII—XVIII вв. Возник в результате объединения местных архитектурных традиций и европейского барокко.
Бастион — старинное укрепление в виде боевого сооружения (форта) на углу крепостной стены.
Львове связано строительство в 1610—1630 гг. костела иезуитов — первого в городе храма в стиле раннего барокко. В этом же стиле был построен в 1642—1644 гг. львовский костел Сретения. Интересными архитектурными памятниками Львова того времени являются часовни Боимов и Кампианов — родовые усыпальницы богатых купеческих семей. Их стены отличаются роскошной архитектурной отделкой, украшены резными декоративными композициями, выполненными в стиле барокко.
4. Изобразительное искусство.
В первой половине XVII в. в украинском изобразительном искусстве продолжали развиваться жанры, сформировавшиеся в предыдущий период. Основными его видами оставались настенная роспись и иконопись.
Почти полностью сохранились росписи, выполненные в 1620 г. на стенах церкви Святого Духа в селе Потелич. В росписях заметно своеобразное сочетание традиционных приемов с новыми реалистическими чертами. По мнению исследователей, «страстной» цикл этих росписей (изображение мук Христовых) будто перекликается с идеями «Протестации» И. Борецкого, где он описывает страдания украинского народа и призывает его бороться против угнетателей. Сохранились также росписи церкви Воздвижения в Дрогобыче. Их особенностью является сочетание библейских сюжетов и декоративных цветочных орнаментов.
Церковь Николы Притиска в Киеве. 1631 г. Современный вид
Часовня Боимов во Львове. 1609—1611 гг. Современный вид
Надгробие князя К.-В. Острожского в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. 1579 г.
В этот период совершенствуется техника резьбы по камню и дереву. В орнаментах преобладают растительные мотивы. При этом изображение растений имеет определенное значение. Так, распространенные в орнаментах изображения лозы и гроздьев винограда в христианстве известны как символ веры. Во второй четверти XVII в. растительные орнаменты сменяются различными масками, эмблемами и т. д.
Памятниками портретной резьбы того времени считаются надгробные портреты. Их композиция усложнилась, углубилось стремление передать черты характера персонажа. Таковым является надгробие киевского воеводы Адама Киселя, установленное в его родовой церкви-усыпальнице в селе Низкиничи на Волыни. В полный рост, в рыцарских доспехах изображены Ян и Станислав Жолкевские на их надгробии в костеле в Жолкве.
Дальнейшее развитие искусства гравюры связано с распространением его светского жанра. Первые светские гравюры появились в 1622 г. в качестве иллюстраций к «Стихам на жалостное погребение... гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного» К. Саковича.
В «Евангелии учительном» (1637 г.) помещена гравюра «Притча о богаче и смерти», изображающая крестьянский труд. Выдающимся гравером был мастер Илья, который с 1636 г. работал в Киеве и выполнил гравюры к «Требнику» П. Могилы и «Печерскому патерику».
Изображение Божьей Матери. Фрагмент росписи церкви Воздвижения в Дрогобыче. Около 1636 г.
Портрет Варвары Лангиш. Художник Н. Петрахнович. 1635 г.
В украинской живописи ведущее место занимает жанр портрета. Памятники портретной живописи Приднепровья почти не сохранились. Примером этого жанра могут служить портреты мастеров львовской школы. Кисти Николая Петрахновича приписывают портрет дочери львовского купца Варвары Лангиш, которая считалась самым привлекательным женским образом в украинской живописи той эпохи. Известный живописец Федор Сенькович является автором портретов украинской и польской знати — львовского старосты Станислава Мнишека и подканцлера Томаса Замойского. Характерным признаком портретной живописи этого периода является стремление передать не только внешние черты персонажа, но и особенности его характера и внутреннего мира.
Выводы. В украинском театральном искусстве первой половины XVII в. развивались жанры декламации, драмы, мистерии, интермедии, кукольный театр — вертеп.
• В музыке получили развитие жанры партесного (многоголосого) пения, канта, сольной песни с сопровождением, инструментальной музыки.
• В архитектуре возник стиль казацкого (украинского) барокко.
• Новым типом оборонительных сооружений вместо крепостей и замков стали дворцы с бастионными укреплениями.
• В украинском изобразительном искусстве первой половины XVII в. развиваются жанры настенной росписи, иконописи, резьбы, гравюры и портрета.
Вопросы и задания
1. Какие жанры театрального искусства развивались в первой половине XVII в.? 2. Где и когда в Украине были основаны школьные драма и театр? 3. Какие музыкальные жанры развивались в Украине в то время? 4. Что такое партесное пение? 5. В чем проявлялись черты барокко в украинской архитектуре? 6. Какие новые виды оборонительных сооружений появились в это время? 7. Назовите основные жанры украинского изобразительного искусства первой половины XVII в.
8. Охарактеризуйте развитие театрального искусства в Украине. 9. Назовите памятники украинской архитектуры первой половины XVII в., которые вам известны. 10. Укажите основные достижения изобразительного искусства Украины того времени.
11. Закончите составление таблицы «Развитие украинской культуры в первой половине XVII в.».
12. Посетите местный художественный музей и подготовьте сообщение о произведениях украинского изобразительного искусства первой половины XVII в., которые присутствуют в его экспозиции.
Коментарі (0)