Искусство Древней Греции. Практическое занятие 8
- 22-04-2022, 00:54
- 401
6 Клас , Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов
§ 36. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8
1. В чем своеобразие архитектуры древних греков? Какие памятники прославили архитектуру Древней Греции?
Самым ярким свидетельством расцвета архитектуры Древней Греции были храмы. Достижение древнегреческих художников - новый тип храмового сооружения, которое стало центром важнейших событий общественной жизни. Храмы располагали в центре акрополя или городской площади. Греческие храмы имели прямоугольную форму и были со всех сторон окружены колоннами. Колонны строили в нескольких стилях. Самыми древними были дорические колонны, которые олицетворяли мужественный и воинственный характер дорийцев, - они были тяжелые и массивные. Верхняя часть колонны имела вид круглой подушки и положенной на нее тяжелой плиты. Колонны другого стиля - ионического - нарядные и стройные. Им присуща легкость, утонченность, капризность линий. Верхняя часть колонны украшена двумя большими завитками. Позже появляются колонны коринфского стиля: еще более изысканные, с верхней частью, похожей на корзину с цветами. Греки украшали колоннами не только храмы, но и театры, гимнасии, палестры. Иногда в небольших храмах колонны заменяли скульптурами женских фигур (девушек в длинных, украшенных платьях). Такие колонны называют кариатидами.
Одним из самых известных храмов Древней Греции был храм Артемиды в Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время Турция), построенный в 6-5 вв. до н. э. Его считали одним из семи чудес света. Протяженность храма Артемиды в ширину 51 м, а в длину - 105 м. Высота храма с колоннами — 18 м.
Храм украшали 127 колонн. В 356 г. до н. э. храм был сожжен жителем Эфеса
Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция.
Геростратом, который хотел увековечить свое имя в истории любой ценой. Поэтому высказывание Геростратова слава значит - позорная слава.
Самым ярким архитектурным памятником Древней Греции стал комплекс зданий на афинском Акрополе. После победы над персами здесь началось большое строительство. Инициатором его стал Перикл. Он привлек к строительству своего друга Фидия, и за короткое время был построен целый комплекс зданий, который стал символом расцвета и могущества Афин.
Мраморная лестница вела к парадным воротам Акрополя, которые назывались Пропилеи. Слева располагалась картинная галерея - пинакотека. Справа от Пропилей стоял храм Ники - богини победы, скульптуру которой афиняне лишили крыльев ради того, чтобы победа никогда не оставляла город.
Центральным сооружением Акрополя был храм Парфенон. Его строили как памятник в честь победы греков над персами и как символ могущества Афинского государства. Он расположен на верхней террасе Акрополя, на высоте 150 м над уровнем моря. Его было видно даже с кораблей, которые подходили к Афинам. Храм строили архитекторы Иктин и Калликрат. Прямоугольный в плане храм окружали 46 колонн. Украшали его 92 изображения разных сцен из мифов и рельеф, посвященный играм в честь Афины (так называемые большие Панафинейские игры). В храме установили статую богини Афины, которую изготовил Фидий из золота и слоновой кости. В центре Акрополя возвышалась фигура Афины в золотых доспехах работы Фидия.
1. Современный вид Парфенона. 2. Кариатиды. Эрехтейона.
Еще один храм Акрополя - Эрехтейон, по легенде, построен на месте спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. Южную сторону храма украшают шесть мраморных фигур девушек-кариатид.
Какие сооружения возводили древние греки? Расскажите об афинском Акрополе как о святыне Афин, важнейшем религиозном центре.
1. Определите, к какому стилю принадлежат изображенные колонны. 2. Укажите сооружения Акрополя в соответствии с цифрами. 3. Подберите слова и словосочетания для рассказа об этих сооружениях.
2. Какие самые выдающиеся произведения древнегреческой скульптуры?
Самые древние скульптурные изображения, изготовленные древнегреческими мастерами, не слишком поражают: их выделяет неподвижная поза, прижатые к телу руки, направленный вперед взгляд. Однако с 5 в. до н. э. греческая скульптура приближается к реальности. Фигуры становятся динамичными и анатомически правильными. Человеческую красоту и совершенство - вот что стремились воссоздать греческие скульпторы.
Художники создавали статуи богов и героев, украшали храмы рельефами. Кроме того, в скульптурных изображениях увековечивали государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх. Статуи выливали из бронзы или вырезали из мрамора. Самыми известными скульпторами 5 в. были Фидий, Мирон и Поликлет. Фидий, как вы уже знаете, был творцом статуи Зевса Олимпийского, установленной в храме Зевса в Олимпии, - одного из чудес древнего мира. Ему принадлежат и статуи Афины, о которых шла речь выше.
Статуи Мирона и Поликлета преисполнены жизни и движения. Их произведения - образцы первых объемных скульптур в греческом искусстве, которые можно рассматривать с разных сторон, обходя вокруг. Самая известная статуя Мирона «Дискобол»: атлет изображен в момент размаха перед бросанием. «Дорифор» («Копьеносец») - статуя работы Поликлета. Копьеносец изображен так, как будто он опирается только на одну ногу.
С 4 в. до н. э. художники стремились передать в скульптуре внутренний мир человека. Самым известным скульптором того периода был Пракситель. Он значительно разнообразил позы статуй, сделал их легче и грациознее. Так, в самой известной мраморной статуе Гермеса художник изобразил юношу, который опирается на ствол дерева и задумчиво поглядывает на младенца Диониса, которого держит на руках. Другая его статуя - Афродита Книдская, является изображением богини, которая, собираясь зайти в воду, сбрасывает одежду на вазу, стоящую рядом. Уже в те времена произведение считали самой совершенной скульптурой.
Образец древнегреческой скульптуры 6 ст. до н. э.
1. Рассмотрите статую фараона Рамзеса II. Что общего между произведениями древнеегипетских и древнегреческих художников, а что их существенно отличает? 2. Почему о греческой скульптуре 5-4 вв. до н. э. говорили современники: «Она жива, она дышит, вот-вот что-то скажет»?
Работаем самостоятельно. Задание 2. Рассмотрите иллюстрации и выполните задания.
1. Могла ли быть создана такая скульптура, как «Дискобол», в странах Древнего Востока? Почему?
2. Почему греки стремились изображать человека физически совершенным? Чем это можно объяснить?
3. Установите имена скульпторов - авторов изображенных ниже статуй.
3. Как возник греческий театр? Какие представления играли в греческом театре?
Яркая страница жизни греческих городов - театр. Этот вид искусства возник из пышных праздников - Дионисий, которые греки устраивали в честь Диониса - бога виноградарства и виноделия. Во время Дионисий выступали хоры одетых в козьи шкуры певцов, которые исполняли торжественные песни - дифирамбы. Эти обряды дали начало театральным представлениям - трагедиям, в переводе с греческого - «песня козлов». Дионисии заканчивались праздничными обрядами с песнями, танцами и пирами, которые называли «комос». От этого слова происходит название других представлений - комедий.
Сначала не было специальных помещений для представлений, и зрители размещались на склонах холмов. Впоследствии действа проходили в специально построенных сооружениях - театрах. Места для зрителей располагались полукругом, разделенным проходами. Их называли «театрон», с греческого - смотрю. Греческие театры вмещали несколько десятков тысяч зрителей. Театр как сооружение состоял еще из нескольких частей: площадка - орхестра, где происходило представление, скене - палатка для переодевания актеров, на месте которой впоследствии стали сооружать постоянные здания, а на ней - вешали декорации. Артисты начали одеваться в хорошие костюмы, на лицо надевали маски - веселую или грустную - в зависимости от роли. Актеры носили обувь на высоких каблуках - котурны, чтобы их можно было увидеть издалека. Актерами были лишь мужчины, которые исполняли и женские роли.
Театральные представления обычно происходили как соревнования, которые длились 2-3 дня, а зрители решали, чье представление лучшее. Во время правления в Афинах Перикла беднякам выдавали деньги, чтобы они посещали театр.
Рассмотрите современный вид одного из самых больших греческих театров в Эпидавре на 20 тысяч зрителей. (В Эфесе театр вмещал 60 тысяч человек). Что общего имеет это сооружение с современным театром, каковы отличия? Соответствуют ли тогдашние названия частей театра современным?
Подумайте, почему в Древней Греции театр называли «школой для взрослых», а авторов трагедий - «вождями мудрости».
1. Определите в соответствии с цифрами части и элементы древнегреческого театра.
2. Рассмотрите тогдашние театральные маски. Какие чувства, по вашему мнению, передавала каждая из масок? Почему вы сделали такие выводы?
3. О чем свидетельствует изображения грустной и веселой масок, которые и сегодня олицетворяют искусство театра?
Что в материале урока поразило больше всего? О чем свидетельствует тот факт, что много греческих слов употребляются и в современных языках?
Коментарі (0)