Войти
Закрыть

Христианская церковь в V—XI вв.

7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк

 

§ 5. Христианская церковь в V—XI вв.

Прочитав этот параграф, вы узнаете: каким было представление людей о Боге в Средние века; что представляла собой христианская церковь в Раннем Средневековье; как происходила христианизация Европы; почему единая христианская церковь раскололась на западную (католическую) и восточную (православную).

1. Средневековый человек и Бог. Религия и церковь в Средние века играли огромную роль. Вся жизнь человека, его сознание были пронизаны верой. Представления жителя средневековой Европы о Боге, мире и человеке много веков формировались на основе христианства. Согласно христианской традиции, человека создал Бог, наделив его особыми качествами: душой, умом, речью, чувствами, красотой, силой. Сама природа, живые существа были созданы Богом ради человека. Однако первые люди — Адам и Ева — ослушались Бога, совершив первый, или первородный, грех. За это они были изгнаны из рая. Человек стал смертным, слабым, несчастным. Душа любого человека страдает, потому что заключена в греховном теле.

Хорошие качества, чувства, поступки людей называли добродетелями, плохие — грехами.

Врагами человека были семь его «смертных грехов»: гордыня, зависть, гнев, лень, алчность, расточительство, чревоугодие. Эти грехи толкали человека на ложь и преступления.

Все верующие должны были приходить к священнику на исповедь. Идеалом средневекового человека был аскет. Так называли людей, которые из любви к Богу отказывались от своих близких, намеренно лишали себя удовольствий и богатств. Люди верили, что после смерти душа попадает или в ад, или в рай. Ада очень боялись. На Западе постепенно сложилось представление о чистилище — месте, где душа может очиститься от мелких грехов и попасть в рай.

В Средневековье считали, что время создано Богом, и потому вся жизнь людей протекала по звону церковных колоколов. Сам отсчет времени велся от рождения Христа.

Аскетизм — форма поведения, предусматривающая подавление желаний, отказ от роскоши и большинства удобств, ограничение в пище и сне, причинение себе физических страданий с целью искупления грехов.

2. Христианская церковь в IV—VI вв. С тех пор как в 313 г. император Константин I Великий позволил христианам открыто исповедовать свою веру и до того момента, как прекратила свое существование Римская империя, христианская церковь превратилась в могущественную организацию, которую не смогло уничтожить даже нашествие варваров. Авторитет римского епископа постепенно возрастал. Это объяснялось тем, что для людей того времени Рим был одним из центров мира. Римского епископа стали называть, как и верховного жреца Древнего Рима, великим понтификом или «отцом церкви» (папой).

Сад земных наслаждений (фрагмент). Художник И. Босх

Первым римским епископом считали одного из ближайших учеников Иисуса Христа — апостола Петра, поэтому все папы римские называли себя преемниками этого апостола.

На первом церковном соборе 325 г. в городе Никея римский епископ был признан единственным патриархом (главой) церкви на Западе. На Востоке христианскую церковь возглавляли четыре патриарха: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. На Никейском соборе арианство было объявлено ересью — «ложными взглядами», отступлением от христианского учения, а тех, кто поддерживал еретические взгляды, называли еретиками.

На Никейском соборе начали, а на Константинопольском (381 г.) закончили составлять основные положения (догматы) христианства — Символ веры. Среди разных описаний жизни Иисуса Христа правильными (каноническими) были признаны только четыре — Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти Евангелия вместе с Деяниями Святых апостолов, Посланиями Святых апостолов и Откровением Святого апостола Иоанна Богослова составили Новый Завет. Он стал продолжением Ветхого Завета — собрания древних священных текстов, общих для христиан и иудеев. Ветхий и Новый Заветы составили христианскую Библию, или Священное Писание.

Папа Римский — глава католической церкви.

Епископ в литургийном одеянии

Христианское духовенство делилось на две большие группы: белое и черное. К белому духовенству, которое должно было нести службу среди людей, принадлежали дьяконы, священники, епископы и патриархи. Дьяконы помогали священникам отправлять церковные службы. Священники несли христианскую веру населению прихода, в который входило несколько сел или кварталов города. Прихожане платили особый налог на содержание церкви — десятину.

Несколько церковных приходов объединялись в епископство, возглавляемое епископом. Из епископств образовывались архиепископства. На Востоке архиепископства называли митрополиями, а их глав — митрополитами. На Западе епископы подчинялись папе римскому — епископу Рима.

Черное духовенство (монашество) зародилось на Востоке, в Египте. Его основатель, Святой Антоний, 21 год провел отшельником в египетской пустыне. К нему приходили люди, которые были наслышаны о его святости, и селились рядом. Так возникла одна из первых монашеских общин. Основателем западного монашества считают Святого Бенедикта, который жил в первой половине VI в. По примеру восточных монахов он составил для западных монахов устав — правила жизни, основой которой были труд и молитва.

Монахи отказывались от мирской жизни, которая мешала сосредоточиваться на молитвах, и жили отдельно от людей — в горах, пустынях или лесах. Если монахи селились рядом с людьми, например в городах, то они отделялись от других людей высокими стенами и создавали свою общину — монастырь. На Западе большие монастыри стали называть аббатствами (а их руководителей — аббатами); на Востоке — лаврами. В период Раннего Средневековья монастыри стали центрами христианской культуры и образования. В IV—VI вв. христианская церковь постепенно превращалась во влиятельную силу, заложившую основы для становления новой европейской цивилизации.

Аббат — настоятель католического монастыря.

Монастырь — обитель монахов, отделенная стенами от внешнего мира.

3. Христианизация Европы. На момент падения Западной Римской империи большинство ее населения составляли христиане. Проповедование христианства имело успех и среди варварских племен. Так, христианство в форме арианства приняли вестготы, остготы, вандалы и другие народы. Лишь франки крестились по западноримскому образцу. Благодаря поддержке франкских королей именно римская церковь окрепла и окончательно утвердилась на Западе.

Большую роль в христианизации Европы также играли бродячие ирландские монахи. Свое предназначение они видели в том, чтобы не только хранить, а и распространять знания. Они создавали удивительные по красоте рукописные книги религиозного и светского содержания. На небольших лодках они плыли к далеким берегам Европы, неся Слово Божье варварам, основывали монастыри.

После завоевания Британии ирландские монахи стали обращать в христианство англосаксов. Именно они окрестили северную часть страны. Наконец папа римский взял на себя всю миссионерскую деятельность среди варварских племен.

Новая волна христианизации Европы началась в VIII в. и продолжалась в течение двух веков. В процесс христианизации был вовлечен и Константинополь. Так, благодаря деятельности проповедников Кирилла и Мефодия в IX в. христианство распространилось среди болгар, сербов в Великоморавском государстве, а со временем и на Руси. В свою очередь, Рим распространил свое влияние на поляков, чехов, венгров, скандинавские народы.

4. Клюнийское движение. Схизма 1054 г. Церковь зависела от светских правителей. Поскольку церковные должности обеспечивали огромные доходы, герцоги и графы раздавали их своим родственникам и друзьям. Духовенство гораздо больше заботилось о приумножении своих богатств, чем о спасении душ верующих. В среде церкви зрело недовольство. Так, монахи аббатства Клюни на востоке Франции требовали освободить церковь от подчинения светской власти, установить строгую дисциплину для всего духовенства — от монахов до папы римского.

Аббатство Клюни (Франция). Современный вид

Клюнийское движение, как его назвали, начало постепенно распространяться. Некоторые монахи-клюнийцы становились епископами, аббатами и начали наводить порядок в церковной жизни. Наконец один из них стал Папой Григорием VII. Он развернул борьбу за воплощение в жизнь идей клюнийцев. В 1073—1085 гг. им были проведены реформы.

В своем стремлении укрепить власть папства Григорий VII столкнулся с противодействием со стороны светской власти. В историю вошло противостояние Григория VII и германского императора Генриха IV. И хотя эта продолжительная и изнурительная борьба завершилась смертью Папы, но реформы, осуществленные Григорием VII, заложили основы могущества папства в последующие века.

Еще одно важное событие в жизни христианской церкви пришлось на XI в. Споры между христианством Запада и Востока в 1054 г. привели к расколу — схизме и делению христианской церкви на две ветви — католическую (западную) и православную (восточную). Поводом к расколу стало нежелание византийского патриарха подчиняться папе римскому. Папа римский и константинопольский патриарх прокляли друг друга.

Реформы — изменения, преобразования каких-либо сфер жизни.

Схизма — раскол христианской церкви.

Католическая церковь (от греч. «вселенская») — одна из крупнейших христианских общин, которая в своей вере и названии отождествляет себя со вселенской церковью. Окончательно сформировалась после 1054 г.

Православная церковь (от греч. «истинная») — одна из крупнейших христианских общин, которая существует с 1054 г. В отличие от католической церкви, у нее нет единого духовного центра и единого главы (ее возглавляют патриархи и митрополиты).

Католическая и православная церкви имели определенные отличия. Во-первых, в догматах веры. Православная церковь не признает учение о главенстве папы и его непогрешимости, отвергает использование индульгенций (освобождение от грехов за плату). Православие признает существование только ада и рая, а католицизм провозглашает также существование чистилища.

Во-вторых, в обрядах. Католики обряд крещения совершают окроплением, а православные — погружением в воду; обряд миропомазания у католиков проводит исключительно епископ и только после достижения сознательного возраста. Также католики в субботу придерживаются поста. В православных церквях используют иконы, а в католических — живопись.

В-третьих, в управлении церковью. Католическая церковь запрещает мирянам читать Библию. Также у католиков существует должность кардинала; с IX в. введен целибат (запрет монахам вступать в брак). У православных священники делятся на белое (могут вступать в брак) и черное (брак запрещен) духовенство.

В-четвертых, в обычаях. У католиков богослужение совершается только на латыни, используются колокольчики для привлечения внимания к наиболее важным местам проповеди. Кроме того, все места в католической церкви сидячие, в отличие от православной церкви.

Вопросы и задания

1. Назовите семь «смертных грехов» средневекового человека. 2. Кто принадлежал к белому духовенству? 3. Кто и где основал черное духовенство? 4. Какую роль в христианизации средневековой Европы играли ирландские монахи? 5. Когда произошел раскол христианской церкви? 6. Что такое Клюнийское движение?

7. Какими были отношения человека и Бога в Средние века? 8. Как происходило становление христианской церкви в IV—VI вв.? 9. За что выступали представители Клюнийского движения? 10. Как происходила христианизация средневековой Европы? 11. Как произошел раскол христианской церкви? 12. Составьте сравнительную таблицу «Католическая и православная церковь» (в тетради).

13. Проанализируйте место христианской церкви в Средние века и в современной жизни европейцев.

Практическое занятие «Замок. Рыцарские традиции. Жизнь крестьян»

Цель: определить основные особенности жизни феодалов и крестьян. Задание для подготовки к практическому занятию: подготовьте сообщение по одной из предложенных тем:

1) Рыцарские традиции. Замки.

2) Жизнь крестьян.

Задания для работы на практическом занятии

1. Объединитесь в малые группы по темам подготовленных сообщений и обсудите результаты, полученные в ходе работы.

2. Рассмотрите иллюстрацию «Замок Бомарис в Уэльсе (Великобритания). Современная реконструкция» и дайте ответы на вопросы.

Замок Бомарис в Уэльсе (Великобритания). Современная реконструкция. Замок Бомарис был построен у моря, что позволяло заполнять ров морской водой. Второй ряд стен защищал, когда врагу удавалось преодолеть первое укрепление

1) Опишите внешний вид средневекового замка.

2) Какой была система укреплений замка?

3. Рассмотрите иллюстрацию «Средневековый земледельческий календарь». Проанализируйте циклы крестьянской жизни в Средние века по рисункам. Дайте ответы на вопросы.

1) Определите род занятий, изображенных на средневековых рисунках.

2) Какие орудия труда использовали крестьяне?

3) Сгруппируйте эти занятия по сезонам.

4) Как природа влияла на жизнь крестьянина?

Сделайте вывод согласно цели практического занятия.

Средневековый земледельческий календарь

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація