Войти
Закрыть

Крестовые походы

7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк

 

§ 8. Крестовые походы

Прочитав этот параграф, вы узнаете: что заставило Европу отправиться в крестовые походы в Палестину; почему со временем крестоносцы изменили направление своих походов; какое значение имели крестовые походы для развития Европы.

1. Причины крестовых походов. Крестовые походы — это военные экспедиции, которые организовывал западный христианский мир против мусульман с целью завоевания Иерусалима и Палестины. Всего с 1095 по 1291 г. было совершено восемь крестовых походов в Святую Землю. Для того чтобы понять, почему начались крестовые походы, необходимо рассмотреть, что представлял собой христианский мир в конце XI в. Благодаря реформам Папы Григория VII католическая церковь оказывала существенное влияние на европейские дела. Призыв, который прозвучал из Рима от Папы, считался обязательным для всех католиков.

Европейское рыцарство находилось в довольно сложной ситуации. По праву майората (первенства в наследовании) имение феодала наследовал только его старший сын, а младшие вынуждены были сами искать средства к существованию. Безземельные рыцари стали настоящим бедствием. Свободных земель на это время в Европе уже не осталось, а работать или торговать считалось для рыцаря позором.

На протяжении семи лет европейские страны страдали от голода, эпидемий чумы и других болезней. К этому добавились непривычно суровые зимы и наводнения 1089—1094 гг. Все ждали Божьей кары за свои грехи и были готовы искупить их паломничеством в Святую Землю или спастись другим подвигом за веру. Паломники, возвращавшиеся из Иерусалима, где находился Гроб Господень (место погребения Иисуса Христа), рассказывали о преследовании христиан турками-сельджуками. В результате родилась идея особого паломничества — войны за Христа и освобождение Гроба Господня из-под власти неверных.

Папа Урбан II во главе Клермонского собора. Миниатюра ХV в.

Отъезд крестоносцев в Святую Землю. Миниатюра XIII в.

Ситуация, сложившаяся на Востоке в конце XI в., была благоприятной для вмешательства правителей Западной Европы. Византийская империя переживала трудные времена. Из-за набегов турок-сельджуков она теряла свои владения в Малой Азии. Постоянные нападения сельджуков сделали опасными дороги, по которым христианские паломники шли в Святую Землю. Византийский император Алексей I Комнин обратился с просьбой о помощи к папе римскому. Призыв императора был услышан. 27 ноября 1095 г. в южнофранцузском городе Клермон состоялся большой церковный собор. По его завершении Папа Урбан II обратился с речью к многочисленной толпе крестьян, мещан и рыцарей, собравшихся на площади.

Он призвал всех к походу на Восток во имя освобождения Палестины из-под власти неверных и возвращения христианам Гроба Господня. Всем освободителям Святой Земли Папа обещал искупление грехов. К тому же Папа упомянул о богатой добыче, которая ждет воинов на Востоке.

«Так хочет Бог!» — повторяла толпа папские слова, которые проповедники разнесли по всей Европе. Во Франции, Германии, Италии люди нашивали на свои одежды кресты, называя себя паломниками, а свой поход — паломничеством, или священным путем. Лишь намного позднее эти походы в Святую Землю получили название крестовых, а их участников стали называть крестоносцами.

2. Первый крестовый поход (1096—1099 гг.). Основные силы крестоносцев, которые отправились в поход, состояли из четырех армий общей численностью около 4 тыс. рыцарей и 25 тыс. пехотинцев. Хотя у крестоносцев не было единого руководства, но рыцари были хорошо вооружены и умели воевать. Для того чтобы подготовиться к походу, многим из них пришлось продать или заложить свое имущество.

Весной 1097 г. войска крестоносцев собрались у стен Константинополя. По приказу Алексея I Комнина все они были переправлены в Малую Азию. В июне крестоносцы захватили Никею и двинулись дальше. Решающая битва произошла 4 июля 1097 г. у долины Дорилеи, где турки-сельджуки потерпели полное поражение. Путь на Восток был открыт.

После тяжелого перехода крестоносцы подошли к Антиохии. Семь месяцев продолжалась осада неприступной крепости. Крестоносцы почти потеряли надежду захватить город. Только благодаря предательству одного из горожан им удалось взять Антиохию. Изможденные и озлобленные голодом крестоносцы грабили город, и вдруг сами оказались в осаде.

Антиохию окружила большая армия турок-сельджуков. Надежды на спасение не было, и все пали духом. Только чудо могло спасти крестоносцев, и оно произошло. Один из воинов заявил, будто во сне апостол Андрей сказал ему, что крестоносцы спасутся, когда найдут наконечник копья, которым римский воин пронзил тело распятого Иисуса, и указал место, где спрятана реликвия. Наконечник был найден, и воодушевленные крестоносцы разбили огромную армию сельджуков. (Правда, некоторые заподозрили обман, так как наконечник выглядел слишком уж новым.)

Пройдя по побережью и захватив приморские города, июньским утром 1099 г. крестоносцы увидели Иерусалим. После длительной подготовки и нескольких неудачных штурмов 15 июля 1099 г. город был взят. На Западе, в Европе, захват Иерусалима вызвал невиданную радость, а мусульмане и иудеи надолго запомнили иерусалимскую резню, устроенную христианами.

3. Государства крестоносцев. Духовно-рыцарские ордена. Завоеванные на Востоке земли крестоносцы считали своей собственностью и основали на них свои государства: Иерусалимское королевство, княжество Антиохийское, графство Эдесское и графство Триполи. Главным среди них было Иерусалимское королевство, а его монарх считался защитником Гроба Господня.

Осада Антиохии крестоносцами. Средневековая миниатюра

Штурм Иерусалима. Средневековая миниатюра

Для защиты христианских владений от мусульман крестоносцы создали духовно-рыцарские ордена, которые главной целью своей деятельности считали не молитву, а войну. Вступая в орден, рыцари давали три обета (послушания, бедности, безбрачия) и, в отличие от обычных монахов, брали на себя обязательство с оружием в руках защищать христианскую веру.

Крестоносцы организовали на Востоке три ордена. Самый первый — Орден госпитальеров, или иоаннитов. В Иерусалиме еще до крестовых походов существовал дом для отдыха паломников — госпиталь (приют) имени Святого Иоанна, патриарха Александрийского (VII в.). Монахи сначала ухаживали за ранеными, а потом сами начали воевать против неверных. В 1113 г. Папа официально признал существование госпитальеров и утвердил устав ордена, согласно которому они были обязаны бороться против врагов христианства. После отвоевания мусульманами в 1309 г. Палестины госпитальеры овладели островом Родос, а когда турки-османы в 1522 г. захватили и его, орден переместился на Мальту. С тех пор орден называется Мальтийским, он существует и в наше время, занимается благотворительностью.

В начале XII в. возник Орден тамплиеров, или храмовников. Его основали в 1118—1119 гг. девять французских рыцарей. Резиденция ордена находилась в Иерусалиме, на месте храма Соломона. История возникновения Ордена тамплиеров окутана тайнами. В течение десяти лет основатели скрывали его создание. Лишь в 1128 г. Папа утвердил его устав. Целью ордена была провозглашена защита дорог в Святую Землю и самих паломников. Тамплиеры пользовались большой популярностью в Европе.

Духовно-рыцарские ордена — объединения рыцарей, главным делом которых была борьба против врагов христианской веры; давали клятву не вступать в брак и жить в бедности.

Щит госпитальеров

Щит тамплиеров

Щит тевтонцев

В 1190 г. немецкие крестоносцы основали в Палестине Тевтонский, или Немецкий, орден Святой Девы Марии. В отличие от других орденов, в него вступили преимущественно немецкие рыцари. В Палестине орден оставался недолго. Тевтонцы защищали венгерские земли от половцев, а затем по приглашению польской знати переселились в Восточную Прибалтику. Изначально целью тевтонцев была защита польских земель от нападений племен пруссов, но приблизительно за полвека орден завоевал все прусские земли и образовал на них свое государство.

Ордена крестоносцев подчинялись непосредственно Папе.

Поверх доспехов «братья-рыцари» носили очень длинные плащи — мантии. У иоаннитов это был черный плащ с белым восьмиконечным крестом, у тамплиеров — белый плащ с красным восьмиконечным крестом, у тевтонов — белый плащ с простым черным крестом.

4. Второй и Третий крестовые походы. Положение крестоносцев на Востоке не было прочным. В середине XII в. сельджуки перешли в наступление. Они провозгласили джихад — священную войну ислама против христиан. Иерусалимский король, лишившись большинства своих владений, обратился за помощью к Папе, который в ответ объявил Второй крестовый поход (1147—1149 гг.). Несмотря на значительные военные силы (50 тыс. воинов), которыми располагали германский император Конрад III и французский король Людовик VII, поход закончился полным поражением. Город Дамаск, взятие которого было целью похода, выдержал осаду крестоносцев.

Во второй половине XII в. положение крестоносцев на Востоке еще больше ухудшилось из-за походов египетского султана Салах ад-Дина, или Саладина, как его называли европейцы. Саладин возглавил борьбу мусульман против крестоносцев. Он захватил Иерусалим и потребовал за жизнь его населения огромный выкуп.

В ответ Запад организовал Третий крестовый поход (1189—1192 гг.). Возглавили его три европейских короля: французский, английский и германский. Но с самого начала участникам похода не везло. Во время переправы через горную реку в Сирии утонул германский император Фридрих I Барбаросса, после чего большинство немецких рыцарей вернулись домой. Французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце были давними врагами и вместо того чтобы действовать сообща, только мешали друг другу.

Высадившись в 1191 г. в Сирии, английские и французские войска окружили крепость Акра и после продолжительной осады захватили ее. Однако Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце рассорились окончательно, и французы вернулись домой.

Ричард I Львиное Сердце трижды пытался взять Иерусалим, но так и не достиг цели. В 1192 г. он заключил с Саладином соглашение, по которому султан гарантировал христианским паломникам беспрепятственное посещение в течение трех лет святых городов — Иерусалима, Назарета и Вифлеема.

Второй и Третий крестовые походы показали, что западный христианский мир уже не имел былого религиозного подъема. Католическая церковь больше не могла решать споры между государствами Европы с помощью высокой идеи служения христианству.

Четвертый крестовый поход (1202—1204 гг.). В начале XIII в. стало очевидно, что решающее значение для судьбы Святой Земли имеет Египет, султан которого постоянно посягал на владения крестоносцев. Папа Иннокентий III начал готовиться к новому крестовому походу.

Чтобы попасть в Египет, руководители похода обратились к Венеции, имевшей лучший флот, с просьбой переправить их войска. Дож Венецианской республики Энрико Дандоло согласился перевезти крестоносцев за огромную сумму — 85 тыс. марок серебром. Но руководители похода смогли собрать лишь часть необходимой суммы. Тогда дож предложил отложить платеж при условии, что крестоносцы помогут ему уничтожить торгового соперника — город Задар на восточном побережье Адриатического моря. Несмотря на запрет папы воевать против христиан, организаторы похода согласились на это предложение. В ноябре 1202 г. они захватили и разграбили Задар. Папа Иннокентий III отлучил Венецию и крестоносцев от церкви, но пообещал снять отлучение, если поход все-таки состоится.

Однако дож Венеции уговорил крестоносцев на поход против еще одного своего соперника — христианского Константинополя (Византии). Поводом к войне стало желание сына византийского императора Исаака II Ангела отобрать у дяди Алексея престол, который тот захватил, ослепив брата. Было обещано щедрое вознаграждение, так необходимое крестоносцам, — 200 тыс. марок серебром.

Дож — глава Венецианской или Генуэзской республики; избирался пожизненно.

Вступление крестоносцев в Константинополь. Художник Э. Делакруа

Летом 1203 г. крестоносцы начали осаду Константинополя. Захватив город, они вернули престол Исааку II. Следовало рассчитаться с «освободителями», но в императорской казне не нашлось такой суммы. Когда деньги начали насильно взимать с населения, вспыхнуло восстание. Исаак II попытался защитить город от «освободителей». Крестоносцы начали новый штурм Константинополя и 13 апреля 1204 г. овладели городом, разграбив его и истребив тысячи жителей.

После победы крестоносцы разделили между собой земли империи. Латиняне (так называли крестоносцев византийцы) образовали на руинах империи свои владения, которые на Западе называли Латинской Романией, а историки впоследствии нарекли Латинской империей. О продолжении похода, разумеется, не могло быть и речи.

Четвертый крестовый поход и, в частности, уничтожение центра восточного христианства — Византийской империи — показал глубокий кризис движения крестоносцев. Все последующие четыре крестовых похода уже не направлялись в Палестину.

После прекращения крестовых походов государства крестоносцев были обречены. В 1291 г. египтяне завоевали Акру — последнюю столицу Иерусалимского королевства. Эпоха крестовых походов завершилась.

6. Значение и последствия крестовых походов. Крестовые походы как военные экспедиции с целью освобождения Святой Земли потерпели крах. Они повлекли за собой значительные человеческие потери как среди населения стран Востока, так и среди их участников. Во время походов было уничтожено огромное количество памятников культуры, библиотек, дворцов. Вследствие Четвертого крестового похода был разрушен Константинополь — центр восточной христианской культуры. Крестовые походы привели к ухудшению отношений между Европой и странами Востока, христианским и исламским мирами.

Однако эпоха крестовых походов не прошла бесследно для Европы. Значительно оживилась торговля на Средиземном море. Особенно большие преимущества получили итальянские города-государства — Венеция, Генуя, Пиза, к которым перешло первенство в торговле со странами Востока. Византия как торговый соперник итальянских городов-государств после Четвертого крестового похода исчезла. Торговые связи Востока и Запада за время крестовых походов стали регулярными. Объем товаров, которые привозили европейские купцы с Востока, увеличился в десятки раз.

Европейцы познакомились с производством сахара, шелковых тканей и стеклянных зеркал, позаимствовали у Востока голубиную почту и ветряные мельницы. Знакомство с Востоком оказало большое влияние и на быт европейцев. Рыцари усвоили восточные манеры, придворный этикет. Именно с тех пор на Западе вошло в привычку мыть руки перед приемом пищи, принимать ванны и мыться в горячих банях. В рыцарских замках появилась новая увлекательная игра — шахматы.

Вопросы и задания

1. Что такое крестовые походы? 2. Когда состоялся Первый крестовый поход? 3. Назовите государства, основанные крестоносцами на завоеванных землях Востока. 4. Какие три европейских монарха возглавили Третий крестовый поход? 5. Чем закончился Четвертый крестовый поход? 6. Какое событие завершило эпоху крестовых походов?

7. Охарактеризуйте положение христианского мира накануне крестовых походов. Какими были их причины? 8. Как проходил Первый крестовый поход? 9. Охарактеризуйте духовно-рыцарские ордены, образованные крестоносцами в Палестине. 10. Что вы знаете о Втором, Третьем и Четвертом крестовых походах?

11. Проследите по карте атласа направления крестовых походов и изменения, к которым они привели на Востоке. 12. Составьте таблицу «Крестовые походы» (в тетради).

13. Удалось ли крестоносцам благодаря своим походам достичь поставленной цели? Свою точку зрения обоснуйте.

Практическое занятие «Последствия крестовых походов»

Цель: определить основные последствия крестовых походов.

Задание для подготовки к практическому занятию: подготовьте сообщение на тему «Результаты и последствия крестовых походов».

Задания для работы на практическом занятии

1. Объединитесь в малые группы и обсудите результаты, которые вы получили, работая над сообщениями.

2. Можно ли считать крестовые походы эпохой в истории средневековой Европы? Свою точку зрения обоснуйте.

3. Объясните, как вы понимаете утверждение: «Крестовые походы оказали существенное влияние на общий ход развития христианских государств».

4. Сделайте вывод согласно цели занятия.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація