Войти
Закрыть

Христианская церковь в XII—XV вв.

7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк

 

§ 14. Христианская церковь в XII—XV вв.

Прочитав этот параграф, вы узнаете: что такое ереси и как с ними боролась церковь; как и почему возникли нищенствующие ордена; почему некогда могущественная власть римских пап с XIV в. начала ослабевать.

1. Еретики и борьба с ними. Инквизиция. В первые века существования христианской церкви помимо официально принятых взглядов на природу Христа и Божественной Троицы, в обществе было распространено и множество других. Такие взгляды назывались еретическими, а людей, которые их высказывали, осуждали и проклинали как еретиков.

Почему же возникали ереси? Одной из главных забот людей Средневековья было спасение души. Но люди видели, что церковь, проповедуя смирение и отказ от земных благ, накопила значительные богатства и получила огромную политическую власть. Среди ремесленников, купцов, рыцарей, простых священников и монахов, иногда даже знати, время от времени появлялись люди, которые задумывались над противоречиями между евангельским учением и тем, что они наблюдали в жизни. Они приходили к мнению, что церковь учит неправильно. Только полный отказ от богатства и власти может спасти душу человека. То есть еретиками становились люди, которые сомневались, что официальное учение церкви способно спасти их душу, а также те, кто стремился к более справедливому социальному устройству. Таким образом, ереси носили как религиозный, так и социально-религиозный характер.

Основными центрами движений еретиков становились города. Здесь люди обменивались знаниями и своими мнениями. Именно в городах проживало большинство грамотных людей, которые могли читать и толковать Священное Писание.

Одной из наиболее распространенных ересей было учение катаров («чистых»), или альбигойцев (по названию города Альби — центра распространения ереси). Это учение в XII—XIII вв. охватило юг Франции. Катары считали, что Земля и порядки на ней — не божье творение, а порождение дьявола; человек лишь тогда сможет спасти свою душу, когда разорвет связи с земным миром. Катары вели строгий образ жизни и во имя своей веры готовы были даже принять мученическую смерть.

Ересь — религиозное учение, не признанное христианской церковью.

Еретик — последователь ереси.

Альбигойская ересь (из анонимного источника начала XIII в.)

Группа еретиков, живущих в наших краях, верят и имеют смелость утверждать, что существуют два божества: первое — добрый Бог и второе — странное божество... Они заявляют, что мир и все, что в нем можно ощутить прикосновеньем, создано злым богом. Они отвергают крещение детей, ибо у них нет веры, и, цитируя Евангелие, говорят, что тот, у кого нет веры, будет осужден. Они не верят в воскресение плоти... Они называют обряды католической церкви пустыми и бессмысленными, потому что, говорят они, эти учения от людей и не имеют опоры...

1. Каковы основные положения учения альбигойцев? 2. Как автор документа относится к альбигойцам?

Пьер Вальдо. Статуя в городе Вормс (Германия)

Примерно в то же время возникла другая ересь — вальденсов. Основатель учения Пьер Вальдо — богатый купец, которого настолько впечатлили строки из Библии о «святой бедности», что он роздал свое имущество нуждающимся и стал проповедовать Евангелие.

Катары и вальденсы отрицали необходимость существования церковной иерархии и призывали к созданию религиозных общин времен Христа и его учеников-апостолов. Идея создания «бедной церкви» была близка тем, кто стремился к «дешевой» церкви и независимости от пап.

Преследования вальденсов и катаров не могли остановить распространение ереси в Европе. Тогда Папа Иннокентий III призвал всех христиан к крестовому походу против земель, «пораженных ересью». Крестовые походы против еретиков на юге Франции получили название Альбигойские войны (1209—1229 гг.).

Христианское воинство огнем и мечом прошлось по богатым провинциям страны. Альбигойцы оказывали отчаянное сопротивление, но были истреблены.

Крестовый поход против альбигойцев. Средневековая миниатюра

Эта победа над ересью способствовала объединению Франции, но в то же время привела к разорению городов, гибели тысяч жителей.

Папы понимали, что побежденные ереси могут возникнуть снова. Для борьбы с ними были предприняты серьезные меры. Всем мирянам запрещалось иметь, читать и толковать Библию. Это могли делать только люди, имевшие церковное образование. Главная книга христианства стала еще менее доступной для большинства христиан.

В епископствах создавались специальные постоянные комиссии, которые должны были расследовать любые проявления ереси, допрашивать и судить еретиков. За этими комиссиями впоследствии закрепилось название инквизиционных трибуналов. Инквизиторам разрешалось применять пытки, чтобы добиться от еретиков признания в самых страшных грехах, после чего их публично сжигали на костре.

Однако многие еретики отказывались от покаяния даже под пытками. Религиозные убеждения как католиков, так и еретиков отличались фанатизмом: люди были абсолютно уверены в том, что только их вера является истинной, поэтому еретики были готовы идти в огонь, а инквизиторы не сомневались в правоте приговора. Однако несмотря на все усилия церкви, искоренить ереси она не смогла.

2. Нищенствующие ордена монахов. Не все люди, задумывавшиеся о спасении души, были еретиками. Духовные искания просвещенных людей Средневековья вели их по пути собственного осознания учения Иисуса. Часть людей, недовольных существующими в церкви порядками, стремилась действовать на грани между ересью и официальной церковью.

Известным деятелем, выступавшим за обновление христианства, был Франциск Ассизский (1182—1226). Благодаря его усилиям проповедь приобрела особое значение, а он стал одним из основателей новых организаций христиан — нищенствующих орденов.

Святой Доминик и альбигойцы. Художник П. Берругете

Франциск родился в семье купца в итальянском городе Ассизи. Его молодость прошла в пирах и забавах, но знакомство с Евангелием изменило жизнь Франциска. Решив во всем подражать Христу, он отказался от имущества, оставил дом и, живя как нищий, все силы отдавал молитвам, посту и проповедям Слова Божьего. Не имея церковного образования, он обращался к слушателям на понятном им простом языке.

Святой Франциск отказывается от всех мирских благ. Художник Джотто ди Бондоне

У Франциска нашлись последователи, из которых затем и образовался монашеский орден францисканцев. Они создали новый вид монашества. Живя в евангельской бедности, францисканцы не были отшельниками, а шли к народу и несли Слово Божье. Нищенствующие монахи быстро завоевали популярность среди простого люда.

Появление нового ордена поставило перед Папой задачу: признать его или объявить монахов еретиками. Папа Иннокентий III осознал, что новый орден может стать опорой папства и поднимет авторитет католицизма.

Одновременно с францисканцами возник орден Святого Доминика. Его основатель монах Доминик (1170—1221) своими проповедями пытался бороться против идей еретиков-альбигойцев. У него возникла идея создать братство монахов, которые бы боролись против еретических учений. В отличие от францисканцев, доминиканцы большое внимание уделяли изучению Священного Писания. Монахи-доминиканцы славились своей ученостью, часто возглавляли кафедры в лучших университетах.

Так, выдающиеся богословы Средневековья Альберт Великий и Фома Аквинский были доминиканцами.

Наиболее подготовленные для диспутов с еретиками, доминиканцы играли главную роль в трибуналах, проводя допросы и верша суд над еретиками. Доминиканцы называли себя «псами господними» (латин. Domini canes). Они должны были просвещать людей, проповедовать истину и ревностно охранять церковь от учений еретиков. На эмблеме ордена был изображен пес, несущий в пасти горящий факел.

3. Церковный кризис. Упадок папства. Идея объединения христианского мира под духовной и светской властью пап не отвечала реалиям времени, поскольку в жизни Европы на первый план вышли государственные и национальные интересы. Идею универсального государства, которое объединяло бы всех христиан, сменила идея национального государства, объединявшего людей только по определенному признаку: тогда это было подданство какому-либо королю. С этим не соглашались римские папы, которые стремились вернуть утраченное положение в обществе. Конфликт обострился в ходе противостояния между Папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом IV, который оставил средства, собранные как церковная десятина, в государственной казне. Папа готовился отлучить Филиппа IV от церкви. Однако король Франции направил в Рим войско во главе со своим советником Гийомом Ногаре, который должен был арестовать Папу, чтобы тот предстал перед французским судом. Между Бонифацием VIII и советником короля произошел спор, в разгар которого тот ударил Папу по щеке железной перчаткой. Через несколько недель Папа Бонифаций VIII скончался. Новым Папой стал Климент V. Папская резиденция была перенесена в город Авиньон, находившийся под влиянием Филиппа IV. Началось почти 70-летнее «авиньонское пленение» пап (1309—1377 гг.) и постепенный упадок папства.

При отсутствии пап приходил в упадок и Рим. В городе продолжалась борьба за власть. Со временем Папа Григорий XI вернул папский престол в Рим, но вскоре умер. Его преемником стал Урбан VI. Он настолько злоупотреблял властью, что его свергли кардиналы и новым Папой избрали Климента VII. Однако Урбан VI отказался подчиниться, и на папском престоле оказалось два папы: один был в Риме, другой — в Авиньоне. Оба папы отлучили друг друга от церкви. Началась путаница и на других уровнях: на одну церковную должность претендовало по два священника. Никто не знал, какой же папа настоящий и, соответственно, кто должен был занимать должность епископа и т. д. Раскол католической церкви получил название Великая схизма (1378—1417 гг.).

Большинство людей стали склоняться к мнению, что вопросы церкви нужно решать всем — священнослужителям и мирянам, то есть созвать собор. Первая попытка решить проблему на соборе в Пизе закончилась очередным расколом: обоих пап объявили еретиками и избрали нового. Однако те не признали решения собора, поэтому католики получили трех пап. В 1414 г. в городе Констанце был созван новый собор, завершивший спор. Папой Римским стал Мартин V.

Возвращение Папы Григория XI в Рим. Фреска Дж. Вазари

Раздор в церкви заставил задуматься, правилен ли путь, по которому общество идет к Богу. Движения еретиков начали повторяться; самое масштабное выступление за обновление церкви произошло в Чехии (гуситские войны). Хотя оно и было подавлено, его события стали предупреждением для католической церкви, что главная причина недовольства народа государством не устранена.

Вопросы и задания

1. Каковы причины возникновения ересей и появления еретиков? 2. Назовите основные движения еретиков в Средневековье. 3. Какие нищенствующие ордена возникли в Западной Европе? 4. Что такое инквизиция? С какой целью она была создана? 5. Что такое Великая схизма? Какими были ее причины и последствия?

6. Охарактеризуйте взгляды катаров и вальденсов. Чем их взгляды отличались от учения католической церкви? 7. Назовите причины и последствия Альбигойских войн. 8. Какова цель возникновения нищенствующих орденов монахов? 9. Повлияло ли «авиньонское пленение» на католическую церковь?

10. Составьте план рассказа на тему «Движения еретиков в Средние века».

11. Почему в Средние века католическая церковь могла подавлять движения еретиков?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація