Войти
Закрыть

Распространение Реформации. Контрреформация в Европе

8 Клас , Всемирная история 8 класс Лихтей

 

§ 10. Распространение Реформации. Контрреформация в Европе

Вспомните

1. Что такое Реформация? Почему она началась в начале XVI в.?

2. Охарактеризуйте взгляды М. Лютера. Какие слои населения его поддерживали?

3. Как вы считаете, почему немецкая Реформация переросла в Крестьянскую войну?

4. Какой принцип был провозглашён в 1555 г. в Аугсбурге? К каким последствиям это привело?

5. Что больше всего возмущало католическую церковь в проповедях М. Лютера?

6. Что такое инквизиция и с какой целью она была создана?

1. Появление кальвинистской церкви

Постепенно Реформация начала распространяться по всей Европе. Одним из её центров стала Швейцария.

Экономическая и политическая жизнь Швейцарии во многом напоминала Германию в канун Реформации. Страна состояла из нескольких независимых земель — кантонов, условно поделённых на лесные и городские. Лесные кантоны были преимущественно сельскохозяйственными, менее развитыми, чем городские, в них процветали ремёсла, торговля, банковское дело.

Во всех кантонах были сильные позиции у католической церкви. Кантонами управляли дворяне и городской патрициат. Они наживались, поставляя швейцарских наёмных солдат иностранным правителям. Бесчинство местной аристократии вызывало недовольство швейцарского бюргерства, мечтавшего об объединении страны, сильной центральной власти и возвращении земель церкви в собственность государства.

Реформационное движение в Швейцарии развернулось под влиянием идей М. Лютера. Страна раскололась на католиков и протестантов.

Одним из центров Реформации стал крупный и богатый город Женева. Местные бюргеры хотели реформировать церковь, а потому доброжелательно принимали протестантских проповедников из других стран. Среди них был и француз Жан Кальвин (1509-1564), которому пришлось покинуть родину из-за обвинений в лютеранской ереси.

Жан Кальвин родился во французском г. Нуайоне в набожной католической семье. Получив основательное начальное образование, хотел стать священником. Но по совету отца отказался от своего намерения и начал изучать право. После окончания студий Ж. Кальвин оказался в Париже, где на него оказали сильное влияние реформационные идеи. Он отказался от карьеры юриста и начал изучать Святое Письмо. Духовные поиски привели к разрыву с католицизмом. Поскольку во Франции к сторонникам Реформации относились враждебно,

Ж. Кальвин в 1536 г. прибыл в Женеву. Здесь он положил начало течению в протестантизме, названному в его честь кальвинизмом. Его основные положения он сформулировал в трактате «Наставление в христианской вере» (1536).

X. Гольбейн. Жан Кальвин. 1497-1543 гг.

Согласно убеждениям Ж. Кальвина в этом мире господствует Божья воля. Судьба каждого человека определена Богом заранее: одни избраны для вечного спасения, другие прокляты на вечные муки. Христианин должен верить, что он избран для спасения. Показателем избранности служит успех в мирских делах. Кем бы человек ни был — ремесленником, слугой или богатым купцом, он должен стремиться достичь признания в своей профессии. Именно это обеспечит ему жизнь в раю. Всё это побуждает людей к добросовестному труду, благочестию и повиновению властям, также исходящим от Бога. Беднякам надлежит быть скромными и терпеливыми, лишь бы ими были довольны господа. Мастера, предприниматели, купцы должны приумножать своё состояние не ради богатства как такового, а чтобы узнать о своей судьбе. Проклятые люди могут причинить вред избранным, поэтому их следует принуждать жить по Божеским законам.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

1536 г. Из сочинения Жана Кальвина «Наставление в христианской вере»

...Господь своим неопровержимым и неизменным планом определил тех, кого избрал раз и навсегда для спасения, и тех, кого, напротив, Он решил обречь на уничтожение. Отдавая должное избранным, мы, тем не менее, заявляем, что этот план был создан Его милосердием независимо от добродетелей конкретного человека; относительно проклятых, то своим справедливым, однако непреклонным решением Он закрыл перед ними двери жизни.

...Если самый большой грешник среди грешников, недостойный наименьших почестей, будет наделён властью, эта власть — священна, поскольку дана Словом Господним исполнителям его истинной и справедливой воли. ...он должен почитаться своими подданными со всем благоговением и уважением, так, будто бы он лучший из королей.

• Как вы считаете, человек, по мнению Ж. Кальвина, мог свободно определять свою судьбу или его судьба была предопределена Богом?

• Как Ж. Кальвин трактовал происхождение власти?

Основу кальвинистской церкви составляла община верующих, избирающая своих старшин — пресвитеров и проповедников — пасторов. Руководила духовными и светскими делами общины консистория. Основное внимание в церковной службе уделялось проповеди и исполнению псалмов. Осуждалось поклонение святым мощам и иконам, поощрялись доносы на не выполнявших предписания.

Кальвинизм — протестантское религиозное течение, возникшее в XVI в. в процессе Реформации, основанное французским богословом Ж. Кальвином, возглавившим реформационное движение в Швейцарии.

В Женеве Ж. Кальвин установил настоящую диктатуру, хотя сам не занимал никакой должности. Нередко консистория давала указания, обязательные и для светской власти. Запрещались игры, развлечения, музыка, танцы. Жители должны были носить скромную тёмную одежду. Когда-то яркая, весёлая и беззаботная Женева превратилась в мрачный город, который стали называть «протестантским Римом». Самого Ж. Кальвина именовали «женевским Папой». Непокорных отправляли в тюрьму, выгоняли из города или казнили.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

Трагической оказалась судьба талантливого испанского врача, автора богословских и медицинских трудов Мигеля Сервета (1511-1553). Летом 1553 г., спасаясь от инквизиции, он приехал в Женеву, где его узнали и выдали городским властям. По иронии судьбы, следователь-кальвинист задавал ему те же вопросы, что и инквизитор. Оказалось, что последние восемь лет М. Сервет переписывался с Ж. Кальвином, которому сознался, что не разделяет некоторых его взглядов. Поэтому в Женеве доверчивого М. Сервета ждала смерть: по совету непримиримого к оппонентам Ж. Кальвина он был осуждён как еретик и сожжён.

• Как вы считаете, Ж. Кальвин поступил с М. Серваном по-христиански?

Хотя Ж. Кальвин был похоронен в безымянной могиле в Женеве, его учение имело большой успех, особенно среди городского населения Европы. Из Женевы оно постепенно распространилось в других кантонах Швейцарии, а также в Нидерландах, Англии, Шотландии, на юге Франции, в некоторых германских княжествах, Северной Америке.

2. Переход папства к Контрреформации

Успехи протестантов нанесли ощутимый удар по католической церкви, постепенно терявшей власть над христианским миром. Длительное время в Риме не осознавали возможных последствий реформационного движения. Только в середине XVI в., с утратой политического влияния в Италии и в Европе в целом, папство стало искать пути противодействия Реформации. Решительное наступление на протестантов и начало реформирования католической церкви связаны с понтификатом Папы Римского Павла III (1534-1549).

Эта система мероприятий известна в истории как Контрреформация. Её активно поддержали правители Испании, Франции, части германских и итальянских княжеств, в которых официальной религией оставался католицизм.

В проведении Контрреформации важная роль принадлежала: 1) инквизиции; 2) книжной цензуре; 3) новым религиозным орденам, в частности ордену иезуитов; 4) деятельности и постановлениям Тридентского собора.

Тициан. Папа Римский Павел III, 1543 г.

• Какова роль Папы Римского Павла III в Контрреформации?

Контрреформация (от латин. contra reformatio) — система мероприятий, направленных на внутреннюю реорганизацию и укрепление позиций католической церкви, а также на борьбу за искоренение протестантских идей.

РЕФОРМАЦИЯ и КОНТРРЕФОРМАЦИЯ в ЕВРОПЕ

Противники Реформации считали, что надо использовать насильственные методы. Это задание возлагалось прежде всего на «Святую инквизицию». Организация существовала ещё с XIII в. и активно боролась с ересью. В 1542 г. по инициативе кардинала Джованни Караффы был создан Верховный инквизиционный трибунал в Риме. Трибунал получил неограниченную власть в делах католической веры и должен был вести процессы против еретиков-протестантов по всему миру. В разные страны посылали комиссаров «Святой инквизиции», которые пытались контролировать не только дела, но и помыслы людей.

От вездесущих инквизиторов не было спасения. Католическая церковь поощряла доносы и поклёпы на сторонников новой веры. От имени инквизиции были осуждены и сожжены тысячи протестантов по обвинению в ереси. Их имущество передавали доносчикам. Жертвами инквизиции стали образованные люди эпохи, выдающиеся учёные Джордано Бруно, Томмазо Кампанёлла, Галилео Галилей и многие другие.

Террор инквизиции дополнялся суровой книжной цензурой. В 1543 г. кардинал Караффа запретил издавать книги без разрешения инквизиции. Появились первые списки запрещённой литературы, а в 1559 г. в Риме был опубликован «Индекс запрещённых книг», обязательный для всей католической церкви. Он состоял из произведений протестантов и книг тех авторов, чьи идеи не совпадали с нормами жизни католической церкви. В «чёрный список» попали труды Эразма Роттердамского, произведения Джованни Боккаччо, Ульриха фон Гуттена и др. Среди запрещённых оказалась даже книга, одним из авторов которой был сам кардинал Караффа.

3. Орден иезуитов

Инквизиция и книжная цензура использовались как своеобразная мера пресечения. Главным же наступательным оружием католической церкви для борьбы с Реформацией стал орден иезуитов. Основателем ордена был испанский дворянин Игнасио Лойола (1491-1556), происходивший из обедневшего испанского рода. В 1521 г. в битве с французами он был тяжело ранен и навсегда остался хромым. Во время длительного лечения И. Лойола читал жития святых и решил посвятить свою жизнь Богу. Он начал изучать философию и богословские науки в университетах Алькалы и Саламанки. Параллельно обучал крестьянских детей Закону Божьему. За ним неустанно следила инквизиция, его дважды брали под стражу. Гонения заставили И. Лойолу оставить Испанию и переехать в Париж.

В 1534 г. в Париже в церкви Святой Марии на Монмартре И. Лойола и несколько его товарищей дали обет безбрачия и бедности. Они поклялись отправиться миссионерами в Палестину или поступить на службу к Папе Римскому. Однако осуществить миссию в Палестину не удалось. Тогда И. Лойола и его единомышленники стали священниками, начали проповедовать в Италии и решили создать новый религиозный орден.

Устав ордена «Общество Иисуса», более известного как орден иезуитов, (от латин. Jesus — Иисус) был утверждён Папой Римским Павлом III в 1540 г. Целью ордена было укрепление позиций католической церкви и борьба с еретиками. Кроме традиционных монашеских обетов — бедности, безбрачия и послушания, иезуиты приняли четвёртый — беспрекословное повиновение Папе Римскому.

Неизвестный художник. Игнасио Лойола. XVI в.

Орден иезуитов — католический орден, официально основанный в 1540 г. И. Лойолой. Главным заданием ордена иезуитов было распространение и защита католицизма.

Чтобы стать полноправным членом ордена, претенденту надлежало преодолеть 4 уровня. Самый низкий занимали послушники. Возглавлял «Общество Иисуса» генерал, имевший неограниченные полномочия. Эта должность была пожизненной. Первым генералом ордена стал И. Лойола. Свои богословские взгляды он изложил в трактате «Духовные упражнения».

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

1548 г. Из трактата Игнасио Лойолы «Духовные упражнения»

...Тишина — опаснее и хуже шторма, и опаснейший враг — это отсутствие врагов! Те, кто трудится в винограднике Господнем, должны опираться на землю лишь одной ногой, другая должна быть уже приподнята для продолжения пути.

Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля.

Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, на самом деле чёрное — мы должны немедленно признать это...

• Какими чертами характера и добродетелями должны обладать верующие?

• Как вы считаете, к чему может привести такая слепая преданность?

Одежда иезуитов напоминала одежду учёных XVI XVII вв. Они носили чёрный кафтан, плащ и широкополую шляпу. Из-за одежды и большого авторитета ордена генерала иезуитов стали называть «чёрным Папой».

Иезуиты активно участвовали в политической и общественной жизни Европы, руководствуясь принципом «цель оправдывает средства». Ради дела они могли пойти на убийство, что в христианской религии считалось страшным грехом. Члены ордена подготовили ряд покушений на протестантских правителей и политических деятелей во Франции, Англии и Нидерландах, были участниками католических заговоров в протестантских странах.

Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию и образованию. Они открывали коллегии и школы, дававшие прекрасное образование. Обучение было рассчитано преимущественно на молодёжь из высших сословий, однако иезуиты бесплатно учили и способных выходцев из низших слоёв общества. В XVI-XVII вв. иезуиты считались лучшими преподавателями в Европе. Кроме того, они открывали детские приюты, госпитали, дома престарелых.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

В конце XVI в. немало иезуитских коллегий появилось на украинских землях, в частности в Ярославе (современная Польша), Львове, Луцке, Каменце-Подольском, Остроге, Перемышле (современная Польша), Виннице, Киеве и др. За приблизительными подсчётами, с конца XVI до середины XVII в. выпускниками иезуитских школ, расположенных на украинских землях, стало около 2,5-3 тыс. юношей. Среди них были Богдан Хмельницкий и Лазарь Баранович.

Наилучшей считалась иезуитская коллегия во Львове, открытая в 1606 г. В середине XVII в. здесь училось более 700 учеников. При Львовской иезуитской коллегии действовала и собственная типография. Иезуиты упорно добивались превращения этого учебного заведения в академию. И наконец 20 января 1661 г. польский король Ян II Казимир подписал диплом, предоставляющий иезуитской коллегии Львова «достоинство академии и титул университета». Так на территории Украины появилось первое учебное заведение, имевшее статус университета. В 1661-1773 гг. Львовский университет пребывал под контролем иезуитов и подчинялся генералу ордена в Риме.

Широкий размах приобрела миссионерская деятельность иезуитов. Уже в XVI в. члены ордена проповедовали в Японии, Индии и Китае, колониях Испании и Португалии в Южной Америке. В 1610 г. иезуиты создали собственное государство в Парагвае, просуществовавшее более 150 лет.

Когда умер И. Лойола (1556), в ордене иезуитов состояло почти 1000 человек. В 1622 г. Папа Римский Григорий XV признал И. Лойолу святым.

4. Тридентский собор

Одним из требований сторонников Реформации был созыв Вселенского собора для реформирования христианского вероучения. Однако такой собор собрался лишь тогда, когда произошёл полный разрыв католицизма и протестантизма. Инициатива созыва собора принадлежала императору Священной Римской империи Карлу V. Он настаивал на проведении реформы церкви, надеясь с помощью определённых уступок примирить протестантов с католиками. Однако Папа Римский Павел III и его преемники отнеслись к созыву собора отрицательно, опасаясь вмешательства императора в дела церкви.

Собор был созван в 1545 г. в г. Тренто (на границе Италии и Германии), латинское название города — Тридент. Поэтому в историю он вошёл как Тридентский собор. Он работал с перерывами до 1563 г. Менялось и место проведения заседаний собора. Это был собор исключительно католиков, обеспокоенных борьбой с Реформацией. Таким образом, его можно назвать собором Контрреформации.

На Тридентском соборе были подтверждены все католические догматы, осуждена свобода вероисповедания. Кроме того, были приняты решения, направленные на повышение образовательного уровня священников, их духовности, усиление церковной дисциплины. В постановлениях Тридентского собора учение протестантов было предано анафеме, осуждалась торговля индульгенциями. Подтверждалось проведение католической церковью мессы, осуществление таинств, поклонение иконам и мощам. Была усилена власть епископов, укреплена инквизиция. В то же время сохранялись традиционные прерогативы римских пап, в частности их безраздельное право толковать соборные постановления, т. е. провозглашался принцип верховенства папства над собором.

На основании решений Тридентского собора папский Рим провёл несколько важных реформ, обновивших католическую церковь и со временем усиливших её позиции.

Следствием Реформации и Контрреформации стала утрата церковного единства в Европе. Всё это повлияло на психологию человека раннего Нового времени, ведь религия тесно переплелась с общественно-политической жизнью. Споры о сущности веры разделяли народы, государства, семьи. Вера уже не воспринималась как что-то традиционное, унаследованное от предков. Каждый человек самостоятельно решал, какую религию ему выбрать ради спасения своей души.

Кальвинизм, Реформация, Контрреформация, орден иезуитов, Тридентский собор; 1540, 1542, 1545-1563, 1559; Жан Кальвин, Игнасио Лойола, Папа Римский Павел III.

1. Сравните реформационные идеи М. Лютера и Ж. Кальвина. Кто из них больше думал о человеке? Докажите свою точку зрения примерами.

2. Кому принадлежат приведённые высказывания и по какому поводу они были произнесены?

• «Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля»;

• «Бог своим неопровержимым и неизменным планом определил тех, кого он избрал для спасения, и тех... кого он решил обречь на уничтожение»;

• «Чья власть — того и вера».

3. Установите соответствие между событием и датой.

1 1517 г.

2 1555 г.

3 1542 г.

4 1559 г.

5 1540 г.

А публикация «Индекса запрещённых книг»

Б создание ордена иезуитов В начало Реформации в Германии Г подписание Аугсбургского религиозного мира Д утверждение устава ордена иезуитов

4. Назовите и покажите на карте страны, в которых были распространены протестантизм и католицизм.

5. Установите соответствие между понятием и его определением.

1 Реформация

2 кальвинизм

3 «Индекс запрещённых книг»

4 иезуиты

5 Контрреформация

А одно из основных течений протестантизма, возникшее в 1536 г.

Б социальное и религиозное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в. за реформу церкви, против католического учения и духовенства

В члены ордена «Общество Иисуса»

Г список книг, которые католикам запрещалось читать

Д система мероприятий, направленных на укрепление позиций католической церкви и борьбу против протестантизма

6. Почему орден иезуитов уделял много внимания воспитанию и образованию молодёжи?

7. Прокомментируйте высказывание французского писателя и философа Вольтера: «Кальвин широко открыл двери монастырей, но не для того, чтобы монахи вышли из них, а для того, чтобы загнать туда весь мир».

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Лихтей", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація