Войти
Закрыть

Россия во второй половине XVIII в.

8 Клас , Всемирная история 8 класс Лихтей

 

§ 26. Россия во второй половине XVIII в.

Вспомните

1. Объясните, что такое дворцовые перевороты.

2. Почему XVIII в. в истории России называют «женским»?

3. Как Екатерина II стала императрицей? Имела ли она право на престол?

4. Какие сословия были заинтересованы в дворцовых переворотах? Обоснуйте своё мнение.

5. Представители какой династии правили в России? Принадлежала ли к ней Екатерина II и её потомки?

1. Дворцовые перевороты

Пётр I умер 28 января 1725 г. Кому Пётр I хотел завещать государство осталось загадкой. Ведь его единственный сын, царевич Алексей, был обвинён в государственной измене и в 1718 г. казнён.

При поддержке гвардейских полков и соратников Петра I на престол была возведена жена покойного императора Екатерина I (1725-1727). После этого в России начинается эпоха дворцовых переворотов — смены власти, осуществляемой узким кругом придворных и гвардейцами.

Однако Екатерина I была неспособна управлять страной и власть фактически сосредоточилась в руках Алексея Меншикова и созданного им Верховного тайного совета. В мае 1727 г. Екатерина I умерла и трон, согласно её завещанию, перешёл к 11-летнему Петру II (1727-1730). Вездесущий А. Меньшиков хотел женить императора на своей дочери Марии, но его сумел не только обойти, но и устранить Иван Долгорукий. Князь А. Меншиков попал в немилость и был арестован. Следствие установило, что он разворовывал государственные деньги и брал огромные взятки. Вместе с семьёй А. Меншиков был сослан в сибирскую деревню Берёзов.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

После ареста всё состояние А. Меншикова было конфисковано. В прошлом всесильный вельможа поехал в с. Берёзов немощным и нищим. Когда в дороге умерла его жена, яму для её захоронения А. Меншиков вырыл голыми руками. Через полгода в Берёзове от оспы умерла старшая дочь Мария, двоих других детей он чудом выходил. Сам Меншиков умер в 1729 г. Бывшего генералиссимуса и адмирала похоронили без пушечного салюта и надлежащих почестей около построенной им церкви.

В январе 1730 г. Пётр II заболел оспой и скончался. С его смертью наступил династический кризис, потому что прямых наследников Петра I по мужской линии не осталось. Верховный тайный совет решил посадить на трон вдову курляндского герцога Анну Иоанновну, племянницу Петра I, т. е. дочь его старшего брата-соправителя Ивана Алексеевича. Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне подписать так называемые кондиции — условия вступления на трон, предусматривавшие ограничение её власти.

Подписав «кондиции», Анна Иоанновна прибыла в Москву на коронацию. Дворяне, однако, потребовали, чтобы она приняла полноценную самодержавную власть. Опираясь на сторонников самодержавия и гвардию, Анна Иоанновна сумела осуществить дворцовый переворот, завершившийся публичным уничтожением «кондиций» и роспуском Верховного тайного совета.

О. Антропов. Елизавета I. Середина XVIII в.

При Анне Иоанновне (1730-1740) большинство важных должностей в стране заняли прибалтийские немцы. Часть из них служила ещё Петру I, а некоторые приехали с императрицей. Решающее влияние на государственные дела имел фаворит Анны Иоанновны курляндский немец Эрнст-Иоганн Бирон. Между её придворными шла постоянная борьба за власть, влияние и монаршие милости.

В октябре 1740 г. Анна Иоанновна умерла, завещав трон сыну своей племянницы, младенцу Ивану VI Антоновичу (1740-1741). Регентом (опекуном) при нём стал Э. И. Бирон. Но уже в ноябре 1740 г. фельдмаршал Б. К. Миних осуществил дворцовый переворот — арестовал Бирона и заключил его в Петропавловскую крепость, а власть передал матери Ивана VI. Однако в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. произошёл новый дворцовый переворот. Солдаты гвардейского Преображенского полка возвели на престол дочь Петра I — Елизавету I (1741-1761).

С приходом к власти Елизавета Петровна восстановила полномочия сената как высшего государственного органа. Был уменьшен размер подушной подати, но увеличены цены на соль и вино, продажа которых была монополией государства. Елизавета I приостановила исполнение смертных приговоров, предоставила дворянам больше прав относительно зависимых крестьян. В Украине она восстановила должность гетмана, которую занял К. Разумовский.

Основным направлением внешней политики Елизаветы I стало противостояние России с Пруссией. В 1756 г. Россия в союзе с Францией и Австрией вступила в войну против прусского короля Фридриха II. Вследствие боевых действий российские войска оккупировали Восточную Пруссию. Полному разгрому войск Фридриха II помешала смерть Елизаветы I.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

1760 г. Французский дипломат Жан-Луи Фавье о Елизавете I

Сквозь её доброту и гуманность... нередко просвечивают гордость, высокомерие, порой даже жестокость, но более всего — склонность к подозрительности. Исключительно ревнивая к своему величию и верховной власти, она легко пугается всего, что может ей угрожать уменьшением или разделом этой власти... Зато императрица Елизавета вполне владеет искусством притворяться... Она ни под каким видом не позволяет управлять собой одному какому-либо лицу, министру или фавориту, но всегда показывает, будто делит между ними свои милости и своё мнимое доверие.

• В чём проявляется противоречивость характера Елизаветы I?

• С чем связана её осторожность?

Наследником Елизаветы стал её племянник (сын сестры Анны) Пётр III (1761-1762). Он был ярым сторонником Фридриха II и поспешил заключить с ним мир. Непредсказуемым Пётр III оказался и во внутренней политике. Так, в 1762 г. своим манифестом царь освободил дворян от государственной службы. Также был издан указ о секуляризации церковных владений. Вероятно, готовились и другие радикальные изменения, но им не суждено было сбыться. Жена императора Екатерина Алексеевна возглавила заговор, и 28 июня 1762 г. Пётр III был свергнут. Через неделю бывший император был убит. Этот дворцовый переворот принёс власть Екатерине Алексеевне. На российский трон она взошла под именем Екатерины II (1762-1796). Эпоха дворцовых переворотов закончилась. Наступил «золотой век» Екатерины II.

2. «Просвещённое» правление Екатерины II

С воцарением в 1762 г. Екатерины II начинается новая страница российской истории, связанная с крупными достижениями во внешней и внутренней политике.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

Полное имя императрицы — София-Фредерика-Августа, герцогиня Ангальт-Цербская. Она родилась 21 апреля 1729 г. в городе Штеттине (в настоящее время г. Щецин на севере Польши). Её отец был прусским генералом и командовал полком, расквартированным в этом городе. Детство Софии-Фредерики-Августы прошло преимущественно в Штеттинском замке. Она росла резвой, разговорчивой, в играх стремилась быть лидером. Своего будущего мужа впервые увидела в 10-летнем возрасте.

В начале 1744 г. императрица Елизавета Петровна пригласила Софию-Фредерику-Августу вместе с матерью в Россию. Елизавета I намеревалась выдать девушку замуж за своего племянника — великого князя Петра, наследника российского трона. Сразу по прибытии в Россию невеста начала изучать русский язык. Уже 28 июня 1744 г. её окрестили по православному обряду и назвали Екатериной Алексеевной. Через год она стала женой великого князя Петра. Однако отношения венценосной пары были прохладными. Только на девятом году супружеской жизни у них родился сын, будущий император Павел I.

Основу политической программы Екатерины II составили идеи французского Просвещения. Большое влияние на императрицу оказали труды Ш. Монтескье и его учение о трёх формах правления — республике, монархии и деспотии. Екатерина II была убеждена, что для такого огромного государства, как Россия, приемлема только монархическая форма власти, т. е. самодержавие. Роль монарха заключалась в создании фундаментальных законов, регулирующих важнейшие сферы жизни государства и обеспечивающих правовую защиту населения.

Другая важная политическая задача заключалась в подготовке образованных подданных. Каждый человек воспринимался как полноценный член общества, который должен сознательно выполнять свою обязанность перед государством.

Неизвестный художник. Екатерина II. XVIII в.

В первые годы правления Екатерина II пыталась усовершенствовать систему управления и укрепить финансовое положение страны. В 1763 г. была проведена реформа сената, в результате которой его поделили на 6 департаментов с чётко определёнными функциями. Екатерина II лишила православную церковь её владений. Впоследствии было решено созвать Уложенную комиссию для разработки нового законодательства. Для комиссии Екатерина II даже написала специальный программный документ — «Наказ».

В состав Уложенной комиссии в 1667 г. было избрано свыше 550 депутатов, представлявших разные слои населения. Однако работа комиссии обнаружила неготовность большей части депутатов решать общегосударственные вопросы, поэтому в декабре 1768 г. Екатерина II её распустила. Это был первый опыт открытого обсуждения вопросов государственной важности в России.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

1764-1766 гг. Из «Наказа» Екатерины II

6. Россия является европейским государством...

9. Государь есть самодержец; ибо никакая другая, как только соединённая в его лице власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства.

11. Любое другое правление не только было бы для России вредным, но и полностью опустошительным.

12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

34. Равенство граждан заключается в том, чтобы все они подчинялись одним и тем же законам.

• Почему Екатерина II считала монархическую форму правления идеальной для России?

Вопреки попыткам императрицы положение низших слоёв населения ухудшалось. В эпоху Екатерины II 95 % населения страны составляли крестьяне. По мнению историков, их положение было наихудшим за всю историю России, «крепостничество развивалось вглубь и вширь», что, по сути, противоречило идеям Просвещения.

В 1773 г. вспыхнуло восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Он объявил себя чудом спасённым императором Петром III. Решающую роль в восстании играли донские и уральские казаки, стремившиеся приобрести статус, который приравнял бы их к дворянству. Восстание охватило большую территорию Поволжья и Приуралья. Восставшие хотели создать «казацкое царство». В воззваниях Е. Пугачёв обещал вернуть старые обычаи, традиционную одежду, право носить длинные бороды, а также уничтожить уральские металлургические заводы. Это нашло поддержку среди крестьян, рабочих, представителей других народностей (башкир, калмыков, татар, чувашей, мордвы и др.). Но в 1775 г. восстание было подавлено, Е. Пугачёва и несколько десятков его соратников казнили.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Неудачный опыт Уложенной комиссии и восстание Е. Пугачёва убедили Екатерину II в необходимости продолжения реформ. В 1775 г. был издан манифест, провозгласивший право свободного предпринимательства для всех категорий населения, кроме крепостных. В этом же году была проведена новая губернская реформа. Страна была поделена на губернии с населением 300-400 тыс. человек. Сначала было 25 губерний, а затем их количество увеличилось до 50. Губернии поделили на уезды с населением 25-30 тыс. человек. Одним из последствий губернской реформы стало увеличение количества чиновников, что обусловило существенное увеличение расходов на бюрократический аппарат.

В последние годы правления Екатерина II была озабочена событиями революции 1789 г. во Франции. Российская императрица разорвала отношения с Францией. Она призывала изолировать Францию от других европейских стран и даже решила направить войска на помощь антифранцузской коалиции. Однако осуществить задуманное не удалось.

3. Культура

Эпоха Екатерины II имела большое значение для культурного и духовного развития российского общества. Важную роль сыграла сама императрица. Она переписывалась с просветителями, занималась журналистикой, интересовалась научными достижениями, собирала коллекцию живописи, положившую начало знаменитому музею Эрмитаж, открыла в Петербурге публичную библиотеку.

Во второй половине XVIII в. было создано несколько закрытых учебных заведений, предназначенных прежде всего для детей дворян. Это Сухопутный шляхетский кадетский корпус и Пажеский корпус, готовивший дворян для придворной службы. Открытие Смольного института благородных девиц способствовало женскому образованию. Появились также профессиональные художественные училища: Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве и т. п. Первой государственной школой живописи, архитектуры и скульптуры была Академия искусств. Одним из центров образования стал Московский университет, основанный в январе 1755 г. Впоследствии при нём открылась Учительская семинария — первое в России педагогическое учебное заведение.

В 1782-1786 гг. была проведена школьная реформа, предусматривавшая создание сети народных училищ (наподобие средней школы). В губернских городах открывали четырёхклассные народные училища, а в уездных — двухклассные. Преподавали математику, историю, географию, физику, архитектуру, русский и иностранные языки. Появление народных училищ было важным шагом на пути создания в России системы школьного образования на классно-урочной основе.

Ведущим научным центром была Петербургская академия наук. Здесь работало много европейских учёных, среди них — выдающийся математик Леонард Эйлер (1707-1783). Его открытия в области математического анализа, физики, техники существенно повлияли на развитие науки.

Основателем российской национальной науки считается Михаил Ломоносов (1711-1765). Он изучал геологию, физику, химию, астрономию и другие науки, интересовался горным делом, металлургией, производством стекла, возродил в России искусство мозаики. Важнейшие открытия М. Ломоносова — закон сохранения материи и движения, открытие атмосферы на планете Венера.

Вторая половина XVIII в. — время важных технических изобретений. Так, мастер одного из алтайских заводов Иван Ползунов в 1765 г. построил паровую машину. Механик Иван Кулибин изобрёл трёхколёсный самокат (прототип велосипеда), семафорный телеграф, «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), протезы для инвалидов и т. п. Однако большинство его изобретений широко не использовалось.

Ведущим направлением русской литературы второй половины XVIII в. был классицизм (М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Н. Карамзин и др.). В 1756 г. в Петербурге был основан государственный театр.

Михаил Ломоносов. Гравюра. 1757 г.

Зимний дворец. г. Санкт-Петербург (Россия). Современное фото

Памятник Петру I. г. Санкт-Петербург (Россия). Современное фото

При Елизавете Петровне в архитектуре преобладал стиль барокко. Его выдающимся представителем был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Главными сооружениями Растрелли являются Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, собор Воскресения Смольного монастыря и Зимний дворец в Петербурге. По проектам Растрелли в Киеве были сооружены Андреевская церковь и Мариинский дворец.

Во второй половине XVIII в. в искусстве России утвердился классицизм. В архитектуре его основателями стали Василий Баженов и Иван Старов. Главное сооружение В. Баженова — дом Пашкова в Москве, И. Старова — Таврический дворец в Санкт-Петербурге. С именем Матвея Казакова связано сооружение в Москве зданий сената и университета.

Влияние классицизма заметно и в скульптуре. Утверждается жанр светской скульптуры. Талантливый мастер Федот Шубин создал галерею скульптурных портретов М. Ломоносова, П. Румянцева и др. Шедевром мировой скульптуры стал памятник Петру I в Санкт-Петербурге, известный как «Медный всадник», работы французского скульптора Этьена Фальконе.

В изобразительном искусстве самым распространённым был жанр исторической живописи.

Таким образом, культура России времён Екатерины II развивалась как в духе национальных, так и общеевропейских традиций.

4. Повседневная жизнь

Наследуя Екатерину II, богатые вельможи стремились собирать собственные коллекции произведений искусства, библиотеки, создавать домашние театры и оркестры, переписываться с просветителями, заниматься благотворительностью и даже пробовать свои силы на литературном поприще.

Дворяне пытались как можно быстрее уйти в отставку с государственной службы и заняться обустройством поместий и предпринимательской деятельностью. Возвратившись в провинцию, они строили усадьбы, разбивали парки, фруктовые сады и оранжереи по европейским образцам. Большую часть своего времени дворяне проводили на охоте, приёмах, светских раутах.

После губернской реформы 1775 г. значительно увеличилось количество чиновников — выходцев преимущественно из семей дворян и духовенства, изредка — горожан. Чиновники не стеснялись брать взятки, заискивать перед начальством, бывали случаи расхищения государственных средств. Мечтой каждого чиновника было собрать деньги, купить деревеньку и жить за счёт крестьян.

В повседневной жизни и быте купечества соединились старые традиции и новые обычаи. Имея крупные состояния, купцы стремились подражать дворянам в роскоши. Часто были меценатами. При этом порой проявлялись грубый нрав, отсутствие элементарной этики. Женщины носили и национальный русский наряд, и западноевропейское платье. Кокошник постепенно заменили чепцы с лентами, а традиционную одежду — мантильи и немецкие кофты. Входили в моду корсеты, платочки, шали.

Традиционность и новизна сочетались и в быту богатых купцов. Скоромную пищу чередовали со строгим соблюдением постов, заграничные сладости и вина — с традиционным мёдом и квасом, старинные иконы висели рядом с немецкими зеркалами, лавки ставили рядом с модными стульями. Начали использовать новую посуду — чашки с блюдцами, кофейник. В конце XVIII в. появился самовар.

Быт крестьян практически не изменился. В особенно тяжёлых условиях проживали рабочие мануфактур. Немногие из них имели свои дома, большинство жило в холодных, грязных и тёмных помещениях мануфактур. Спали там же, где и работали. Питались, как крестьяне: ели хлеб, капусту, тюрю, пили квас. Многие из них ели в трактирах, как правило, в долг. Рабочий день длился 14-15 часов. Мануфактуры обычно были окружены кабаками, где истощённые тяжёлым трудом рабочие оставляли последние копейки. В таких условиях молодёжь не стремилась создавать семью. Пожилые рабочие, не способные работать по состоянию здоровья, нищенствовали. За наименьшую вину рабочих били, заковывали в кандалы, отдавали в рекруты, ссылали в Сибирь.

Просвещённый абсолютизм, империя; 1762-1796, 1775, 1796-1801; Екатерина II, Михаил Ломоносов.

1. Какие идеи просветителей положены в основу «просвещённого» правления Екатерины II?

2. Вспомните из истории Украины, к каким последствиям привела ликвидация Гетманщины и Запорожской Сечи?

3. Определите направления внешней политики Екатерины II.

4. Покажите на карте, какие территории на западе и юге вошли в состав империи при Екатерине II.

5. Установите соответствие между датой и событием.

1 1741-1761 гг.

2 1773-1775 гг.

3 1755 г.

4 1762-1796 гг.

А правление Екатерины II

Б основание Московского университета

В восстание Е. Пугачёва

Г правление Елизаветы I

6. Подумайте, в чём заключаются особенности «просвещённого» правления Екатерины II.

7. Какие факторы тормозили развитие мануфактурного производства?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Лихтей", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація