Войти
Закрыть

Индия

8 Клас , Всемирная история 8 класс Лихтей

 

§ 30. Индия

Вспомните

1. Какие государства существовали на полуострове Индостан в средние века?

2. Какие религии исповедовало население Индии?

3. Назовите отличия каст и варн. Какую роль играла в экономической жизни Индии сельская община?

4. Чем занимались Ост-Индские компании, созданные в Нидерландах, Англии, Франции?

1. Государство Великих Моголов

В начале XVI в. Индия была раздроблена. Делийский султанат, образованный ещё в 1206 г., формально продолжал существовать, но его правители владели лишь остатками былого государства. На территории полуострова Индостан возникло множество больших и малых государств. Население говорило почти на 40 диалектах языка хинди. В Северной Индии проживало до 20 больших и 1000 малых народов.

Основой экономики оставалось сельское хозяйство. Большинство населения проживало в сельской местности. Жители сёл объединялись в общины. Изделия ремесленников — хлопковые ткани, шерстяные платки, ювелирные украшения, оружие — пользовались спросом во многих странах.

Делийский султан Ибрахим Лоди (1517-1526) не смог усмирить бывших вассалов. Среди его придворных возникла идея пригласить в Индию Бабура — правителя Кабула. В 1526 г. Бабур вторгся в Индию, разбил войско Ибрахима Лоди, занял Дели и провозгласил себя падишахом («великим царём»). Делийский султанат пал, а на его руинах возникло мусульманское государство - Империя Великих Моголов (1526-1754), основателем которой стал Бабур (1526-1530). Столицей государства стал г. Агра.

Великие Моголы — мусульманское государство, существовавшее на территории современной Индии, Пакистана и Северо-Восточного Афганистана с середины XVI в. и до начала XVIII в., контролировавшее большую часть Южной Азии.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

Талантливый воєначальник и поэт Захир ад-дин Мухаммед Бабур (1482-1530) считал себя потомком Тамерлана и Чингисхана. В возрасте 11 лет он стал правителем Ферганы, однако в борьбе с узбекскими ханами потерял свои владения, бежал в Афганистан и захватил власть в Кабуле. Его целью было завоевание Индии. Эта мечта осуществилась, однако Бабур правил страной только 5 лет. Он был автором мемуаров «Бабур-наме». Перед смертью Бабур разделил свои владения между сыновьями. Индию он отдал своему любимцу — Хумаюну («Счастливому»), завещав другим сыновьям ему подчиняться. Но выбор Бабура был неудачным, поскольку сын не обладал достоинствами отца.

Бабур. Миниатюра. 1605-1615 гг.

Часть афганских воинов Бабура после завоевания Индии с богатой добычей вернулась домой. Те же, кто остался, не ломали индийских традиций. Земля на завоёванных территориях принадлежала падишаху. Воины Бабура получали её в пользование, при условии пребывания на службе. Часть земельных владений сохранили местные раджи, платившие падишаху ежегодную дань. Кроме того, они обязывались принимать участие в войнах. Крестьяне-общинники вносили в качестве налога часть урожая. Они также выполняли разнообразные обременительные повинности по строительству каналов, дорог, крепостей. Формально крестьяне были лично свободны, но покидая свою общину, они теряли все права и везде считались чужаками.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

1530 г. Из воспоминаний Захира ад-дин Бабура «Бабур-наме»

Одной из больших проблем Хиндустана (Индии) является отсутствие проточной воды. Везде, где приходилось обустраиваться, я приказывал установить водяное колесо, подвести воду и чётко по плану разбивать [сад]. Через несколько дней после прибытия в г. Агру мы перешли ради этого реку Джун, чтобы осмотреть места, где можно было бы разбить сад. Вначале выкопали большой колодец, из которого и теперь берут воду для бани, потом начали работать в том месте, где растут финиковые пальмы и находится восьмиугольный водоём... После этого разбили сад вокруг моих личных покоев и возвели сами комнаты; затем построили баню. Так в этом неприметном и необустроенном Хиндустане появились чудесные сады... В каждом уголке были устроены живописные поляны, на которых идеально упорядоченно росли роскошные розы и кусты шиповника.

В Хиндустане мы страдали от трёх вещей: во-первых, от жары; во-вторых, от сильного ветра; в-третьих, от пыли. Баня устраняет все три [неприятности]: пыль и ветер в бане не донимают, а в жару там так свежо, что человека пробирает холод...

• Что заставило Бабура разбивать в Индии сады и обустраивать бани?

• Какие неприятности ожидали Бабура и его окружение в Индии?

Падишах Бабур оставил своему сыну Хумаюну небольшую, но крепкую империю. Но против Хумаюна выступили его братья и бенгальский наместник Шер-хан. В 1540 г. Шер-хан захватил Дели и провозгласил себя правителем. Он успел провести некоторые реформы и укрепить центральную власть: упорядочил налоговую систему, начал перепись земель, приказал проложить дороги, соединившие Дели с другими районами. После смерти в 1545 г. Шер-шаха в течение 10 лет за власть боролись несколько претендентов, чем воспользовался Хумаюн, чтобы вернуться на трон, хотя и ненадолго.

На трон взошёл его 13-летний сын Джелал ад-дин Акбар (1556-1605), чьё правление стало «золотым веком» в истории Империи Великих Моголов. Он вошёл в историю под именем Акбар («Великий»),

2. Правление Акбара и Шах-Джахана

Полноправным правителем Акбар стал в 18 лет. Это был мудрый, смелый, хитрый политик и дипломат, который, несмотря на усилия педагогов, так и не научился ни читать, ни писать. Он брал на службу умных и преданных ему людей, опирался и на мусульман, и на индусов, пытался не допустить вражды между ними. Унаследовав небольшой регион, Акбар сумел разными путями расширить свои владения и объединить почти всю Северную Индию и большую часть Афганистана.

Акбар провёл ряд реформ, способствовавших превращению Империи Великих Моголов в сильное государство. В результате административной реформы империя была разделена на провинции, возглавляемые наместниками. Была введена единая система мер и весов, а также календарь, при создании которого были использованы последние достижения в области астрономии. Во время проведения налоговой реформы земельный налог, составлявший треть урожая, заменили денежным. Чтобы заплатить налог, крестьяне должны были продать свой урожай на рынке, что способствовало развитию товарно-денежных отношений. Стараниями падишаха начали чеканить золотую монету — мохур. Она весила 11 г и оставалась денежной единицей Индии до конца XIX в.

Наибольшую славу принесла Акбару религиозная реформа, в рамках которой он упразднил унизительный подушный налог для немусульман — джизью. Падишах провозгласил свободу вероисповедания, позволил индусам открыто читать свои молитвы, отмечать праздники, запретил есть и свинину, и говядину. Впоследствии он сознательно начал изучать индуизм1, джайнизм, христианство. По его просьбе в Индию прибыли три миссии иезуитов. Результатом стало введение новой религии божественной веры (дин-и-илахи), объединившей традиционные религии Индии. За это шейхи объявили Акбара еретиком.

1 Индуизм — одна из мировых религий. Её основу составляет учение о переселении душ умерших в другие тела (сансара), происходящее по законам кармы — совокупности всех поступков человека, что и определяет его судьбу в будущем.

Акбар I Великий. Миниатюра. XVII в.

Правление Акбара стало временем экономического расцвета государства. В основном развивалось ткачество. Одеяние падишаха было изготовлено из 100 видов ткани. Кроме того, в Индии добывали железо и цветные металлы, соль, селитру, производили бумагу, масло, сладости, ювелирные украшения. Увеличивался оборот внутренней и внешней торговли. Строились города.

После смерти Акбара падишахом стал его сын Селим, принявший имя Джахангир — «Завоеватель мира» (1605-1627). Он продолжил захватническую политику отца, однако пренебрегал государственными делами, доверив власть любимой жене Нур-Джахан и её семье. Это привело к мятежам, в которых участвовал сын падишаха Шах-Джахан («Властитель мира»). После смерти Джахангира он вступил на престол и, чтобы предотвратить мятежи, приказал убить всех братьев и близких родственников. При нём империя достигла наивысшего могущества. Он покорил почти всю Индию. Ещё при жизни Шах-Джахана появились признаки кризиса и распада. Его сын Аурангзеб - «Краса престола» (1658-1707), пришедший к власти в результате дворцового переворота и двухлетней войны со своими тремя братьями, получил непростое наследство. Аурангзеб совершил много завоевательных походов. Спасение империи он видел в насаждении ислама и с этой целью снова ввёл джизью, повысил налоги для индусов, запретил им отмечать свои праздники, приказал разрушать их храмы. Во время правления его преемников государство ещё больше ослабло, чем воспользовались англичане.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

Шах-Джахан очень любил свою жену Мумтаз-Махал. Он приказал построить для неё в г. Агре прекрасный мавзолей из белого мрамора, инкрустированный драгоценными камнями, — Тадж-Махал. Шах-Джахан планировал построить такой же и для себя, из чёрного мрамора, но не успел.

Аурангзеб, заключив отца в тюрьму, спросил о его желании. Шах-Джахан ответил, что хочет хотя бы из маленького окошка видеть Тадж-Махал. Это было самое дорогое напоминание о прошлой счастливой жизни.

Тадж-Махал (Индия). Современное фото

3. Проникновение европейцев в Индию, установление английского владычества

В 1498 г. португальцы открыли морской путь в Индию. Вследствие нескольких военных экспедиций они захватили территорию Гоа на западном побережье Индии. Португальцы скупали за бесценок пряности и ткани, а затем продавали их в Европе. В своих индийских владениях португальцы жестоко эксплуатировали население, насильственно вводя христианство. Со временем португальцы утратили своё влияние в Индии, постепенно их вытеснили англичане и французы.

Флаг британской Ост-Индской компании

В 1600 г. была основана британская Ост-Индская компания. С 1657 г. она получила специальную хартию О. Кромвеля, а затем ещё несколько хартий, разрешавших компании объявлять войну, заключать мир, содержать собственное войско, чеканить монеты. Центрами английских владений в Индии стали города Бомбей, Калькутта и Мадрас. По примеру англичан, Ост-Индскую компанию учредили и французы. Свою деятельность в Индии активизировали также голландцы и датчане. Европейские торговые компании закупали тут ткани, пряности, хлопок, пряжу, красители, сахар, рис и др.

Британская Ост-Индская компания активно противостояла голландской и французской компаниям и стала основным орудием колониального завоевания страны. В 1750-1760-х годах между Англией и Францией усилилось соперничество за влияние в Индии. Разгромив в 1757 г. французские войска, Англия захватила Бенгалию. По условиям мирного договора 1763 г. Франция отдавала Англии свои владения в Индии, оставляя себе лишь пять прибрежных городов. Последующие войны и завоевания англичан под флагом Ост-Индской компании привели к установлению их господства над всей Индией.

4. Религиозная и культурная жизнь

Религия всегда играла важную роль в жизни индийцев. Кроме широкого введения ислама, что было связано с мусульманской экспансией, господствующее положение сохранял традиционный индуизм. Однако появились и другие «реформаторские» религиозные течения. В начале XVI в. распространилось религиозное учение бхакти, что означает «любовь к Богу». Оно основывалось на идее о том, что посредством бхакти можно изменить свою судьбу. Последователи бхакти отрицали кастовое неравенство и аскетизм, как форму доказательства любви к Богу.

В XVI в. в Индии возникла новая религия — сикхизм. От индуизма и многочисленных общин бхакти сикхизм отличался верой в одного Бога. Сикхизм провозглашал равенство всех людей перед Богом, осуждал аскетизм и проповедовал безоговорочную покорность духовному наставнику — гуру. Идеалы сикхов выражает триединая формула — «молиться, трудиться, делиться».

Среди научных достижений Индии следует отметить развитие математических знаний и астрономии. В постановлениях падишаха Акбара, касавшихся программ обучения в медресе, астрономию причисляли к обязательным предметам. Астрономия сосущестовала с астрологией. Без советов астролога ничего не предпринималось ни в знатной, ни в бедной семье.

В XVI-XVII вв. было написано много трактатов по практической химии. Например, трактат «Собрание ремёсел» содержал советы по изготовлению красителей, чернил и т. п. Среди естественных наук особенно славилась медицина. Индийские врачи умели лечить много опасных болезней, правильно понимали процессы жизнедеятельности организма.

Рамаяна. Фреска. X в.

Были развиты механика и инженерное дело. Выдающимся индийским инженером считали Фатхулу Ширази, придворного падишаха Акбара. Под его руководством была создана мощная система водоподъёмных сооружений в городах Агре и Фатехпур-Сикри.

В период правления Акбара в Индии наблюдается расцвет культуры. При дворе падишаха была создана специальная палата переводов, где лучшие учёные и поэты переводили на персидский (фарси) священные книги, литературные памятники индуизма, научные трактаты, чтобы сделать их доступными для образованных мусульман, говоривших по-персидски. Из исторических произведений заслуживают внимания труды Абул Фазла, в которых описывалась история Индии с древнейших времён («Книга Акбара» и др.).

Художественная литература развивалась на персидском и хинди. Величайшими поэтами, писавшими на персидском языке, были Файзи, Саиб Тебризи и Абул Кадир Бедиль. Однако персидскую поэзию и прозу могли читать лишь представители знати и образованные люди. Среди простонародья популярными были произведения на местных языках, в частности поэмы Тулсидаса и Сурдаса на языке хинди. По сюжету известного индийского эпоса «Рамаяна» Тулсидас создал поэму «Море подвигов Рамы». Про индийского бога Кришну рассказывает Сурдас в «Океане Сура».

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

Саиб Тебризи (1601-1677) родился в семье купца Мирзы Абдапь-Рахима. Много путешествовал по Азии. Был популярен в Индии, Средней Азии. Участвовал в поэтических состязаниях и дебатах в Индии.

Творческое наследие автора — 7 диванов (сборник лирических произведений). Он написал на азербайджанском языке 17 газелей. Философские вопросы, поднятые Саибом Тебризи, развивают поэты «индийского стиля».

Его дядя Шамсаддин Тебризи был известным придворным летописцем. За блестящие каллиграфические способности его называли Ширин Гелям, что в переводе означает «сладкое перо».

Страница из рукописи Саиба Тебризи на азербайджанском языке. Институт рукописей НАН Азербайджана

Лирические песни на стихотворения поэтессы Миры Баи и сегодня популярны в Индии. После смерти мужа она бежала из дворца. Странствования вдохновили её на создание песен о вере, надежде и любви.

Каллиграфия (греч. kalligraphia) — искусство писать чётким и красивым почерком.

Мавзолей Салима Чишти. г. Фатехпур-Сикри (Индия). Современное фото

Дворец Ветров (Хава-Махал). г. Джайпур (Индия). Современное фото

Архитектура и искусство эпохи Великих Моголов — это сочетание традиций ислама и индуизма. Немало зданий, возведённых во времена правления Акбара, как будто воплощали в камне его религиозную политику. Наиболее ярким примером является г. Фатехпур-Сикри, строившийся как новая столица империи. Духовным центром города стал мраморный мавзолей шейха Салима Чишти. В центральной части города были возведены роскошные дворцы императора и его придворных. И хотя инженер Фатхула Ширази разработал сложную систему водоснабжения, воды постоянно недоставало. Это привело к тому, что после смерти Акбара Фатехпур-Сикри пришёл в упадок.

Своего расцвета архитектура периода Великих Моголов достигла в годы правления Шах-Джахана. Он вернул столицу в Дели и на берегу р. Джамны построил величественный Красный форт. За его мощными бастионами располагались беломраморные дворцы и павильоны, стены которых были украшены резьбой и драгоценными камнями. На территории форта благоухали сады и цветники, журчали фонтаны. Архитектурным шедевром мирового значения считается мавзолей Тадж-Махал.

Выдающиеся архитектурные сооружения были построены не только в столице Империи Великих Моголов. Известны дворцы и крепости в других индийских городах, особенно в Джайпуре, основанном в начале XVIII в. Здесь очаровывает Дворец Ветров (Хава-Махал). Его фасад украшают выпуклые балкончики, обеспечивающие сквозную вентиляцию и создающие иллюзию ветра.

В изобразительном искусстве развивалась миниатюра. Этой техникой владели приглашённые иранские мастера, но индийские художники создали собственную школу миниатюры. Сначала миниатюра была сугубо книжной иллюстрацией, а со временем стала самостоятельным жанром. На миниатюрах изображали битвы и походы, сцены придворной жизни, природу. Приобретают популярность портреты членов семьи падишаха и религиозных деятелей. В то же время большим спросом пользовались и произведения европейских художников.

При Великих Моголах активно развивались музыка (в частности духовная и народные песни) и танцевальное искусство. В домах горожан устраивались музыкальные вечера, а во дворцах вельмож и правителей — спектакли и концерты. Представления создавались по сюжетам индийской мифологии.

Таким образом, культура Индии XVI-XVIII вв. не только сохранила древние традиции, но и приумножила это богатое наследие новыми достижениями в разных сферах искусства.

Ислам, индуизм, Империя Великих Моголов, падишах, колония, империя; 1526, 1556-1605, 1627-1658, 1660, 1757, 1763; Бабур, Акбар, Шах-Джахан.

1. Покажите на карте:

• путь Васко да Гамы в Индию;

• территорию Империи Великих Моголов, крупные города;

• центры английского господства на территории Индии.

2. Кто «открыл» Индию — моголы или европейцы? Обоснуйте своё мнение.

3. Определите уровень развития индийской культуры. Докажите свою точку зрения.

4. Объясните, почему европейские государства активно боролись за господство в Индии.

5. Пахотную землю при Акбаре измеряли не верёвками, а бамбуковыми палками. Как вы думаете, почему?

Поработайте в группах

6. Определите, что могло привлекать человека в религиях, существовавших в Индии.

Подискутируйте

7. Могла ли Индия сохранить независимость? Была ли сила, способная объединить население в борьбе против европейских поработителей?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Лихтей", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація