Распространение Реформации и Контрреформации
- 26-03-2022, 01:44
- 690
8 Клас , Всемирная история 8 класс Гисем, Мартынюк
§ 10. Распространение Реформации и Контрреформации
1. Почему католическая церковь не была заинтересована в распространении Реформации? 2. Кто такие еретики? Против чего они выступали? Как церковь боролась с еретиками?
Протестантизм — одно из основных (наряду с католицизмом и православием) направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в результате Реформации. Его начальными формами были лютеранство, кальвинизм и англиканство.
1. Лютеранство. Аугсбургский мир 1555 г. Борьба между сторонниками и противниками идей М. Лютера в Германии продолжалась еще 30 лет после окончания Крестьянской войны. Лютеране в Северной Германии реформировали католическую церковь. Главой церкви в каждом княжестве стал князь, отменялись дорогие обряды, почитание икон, богослужение осуществлялось на родном языке. Все церковные владения конфисковывались.
В 1529 г. на заседании рейхстага в Шпайере католическое большинство приняло решение, по которому католические церковные службы должны были стать обязательными на территории княжеств и в городах, поддерживавших лютеранство. В ответ пять князей и 14 городов — сторонников лютеранства — выступили с протестом, в котором заявили, что в вопросах веры нельзя подчиняться решению большинства. С тех пор сторонников лютеранства стали называть протестантами, а лютеранскую церковь — протестантской.
Распространение Реформации в Европе
Лютеранство — направление в протестантизме, возникшее в ходе Реформации в Германии в XVI в. В его основе лежит учение М. лютера.
Борьба затянулась на долгие годы. Со временем в это противостояние вмешался император Карл V. Он решил подчинить себе католических и протестантских князей. Угроза утраты независимости заставила князей объединиться. Общее войско выступило против Карла V и едва не пленило его. Карл V вынужден был согласиться на перемирие. В 1555 г. на имперском рейхстаге в городе Аугсбург был заключен религиозный мир, по которому признавалось равноправие католиков и протестантов. Право определять религию в своих владениях получили князья, подданные должны были придерживаться той веры, которую исповедовал князь, по принципу «чья власть, того и вера». Хотя Аугсбургский мир и не решил всех проблем, он прекратил споры между католиками и протестантами.
Осознавая, что Аугсбургский мир подтвердил фактический распад империи, а его замыслы провалились, Карл V отрекся от престола.
2. Жан Кальвин и Реформация в Швейцарии. Кальвинизм. Среди европейских стран наибольшее распространение, не считая Германии, реформационное движение получило в Швейцарии.
События в соседней Германии оказали большое влияние на кантоны — отдельные независимые земли, объединившиеся в Швейцарский Союз. Большинство населения здесь также было недовольно католической церковью, выступало за ограничение ее влияния и секуляризацию (конфискацию) владений. Центром реформационного движения стал богатый город Женева. Горожане поддержали лютеранских проповедников и вынудили католическое духовенство покинуть город. Окончательную победу Реформация получила в Женеве, по прибытии туда француза Жана Кальвина (1509—1564), бежавшего от религиозных преследований. Он стал известен среди сторонников реформирования церкви благодаря своему главному труду «Наставление в христианской вере». В 1541 г. Кальвин окончательно поселился в Женеве и оставался религиозным и политическим лидером города до самой смерти.
Кальвин создал учение, в основу которого была положена идея о божественном предназначении. Он считал, что судьба каждого человека заранее предопределена Богом. Только Бог решает, попадет человек в ад или в рай. Всю свою земную жизнь человек должен трудиться, не стремиться к комфорту и наслаждениям, быть добросовестным и копить деньги. Если человеку выпадает возможность получить доход и он не воспользуется ею, это будет большим грехом. Если католицизм считал богатство грехом, то Кальвин, наоборот, представлял его как признак Божьего благословения. Кальвин оправдывал ростовщичество, считал возможным существование рабовладения.
Кальвинизм — направление в протестантизме, возникшее в ходе Реформации в Швейцарии в XVI в. В его основе лежит учение Ж. Кальвина.
Жан Кальвин
В Европе Женеву стали называть «протестантским Римом», а Кальвина — «женевским Папой». Кальвинистская церковь в Швейцарии контролировала все сферы жизни; были запрещены танцы, песни, праздничная одежда, украшения. За любые проступки людей жестоко наказывали. Известно, что по решению Кальвина был казнен семилетний мальчик за то, что он ударил свою мать. Тех жителей Женевы, которые не хотели подчиняться новым порядкам, лишали гражданских прав и выгоняли из города или приговаривали к смерти. Всех поразила судьба испанского врача-католика Мигеля Сервета. За выступления против католической церкви его преследовала инквизиция, и он надеялся найти спасение в Женеве. Однако Кальвину также не пришлась по душе его привычка во всем сомневаться. «Женевский Папа» обвинил Сервета в ереси и приговорил к сожжению на костре.
Несмотря на крайности, кальвинизм в целом отвечал запросам нового общества, находящегося в периоде становления. Взгляды Кальвина распространились из Женевы в те страны, где начали развиваться рыночные отношения, и стали основой идеологии «делового человека» Нового времени.
Контрреформация. Тридентский собор. В связи с распространением влияния протестантизма католическая церковь начала собственную реформу, получившую название Контрреформация. Ее представители хотели созвать церковный собор для внедрения преобразований в жизни католической церкви. Вместе с тем таким образом они стремились активнее противостоять натиску протестантизма.
Когда возникла опасность распространения лютеранских идей в Италии, Папа Павел III (1534—1549 гг.) создал в 1542 г. Конгрегацию верховной инквизиции — Высший апостольский трибунал, — призванную бороться с ересями. Со временем ее влияние распространилось почти на все католические государства. С особой жестокостью инквизиция действовала в Испании и Португалии, где всех подозреваемых, «остатки лютеран» и «сторонников эразмизма» приговаривали к сожжению.
Контрреформация — меры, предпринятые католической церковью в 40-е гг. XVI — 60-е гг. XVII в., направленные на собственное обновление и против распространения протестантизма.
Тридентский собор. 1563. Художник Тициан
Пытки инквизиции
В следующем году был составлен «Индекс запрещенных книг». Внесенные в «Индекс...» книги изымали у книготорговцев и сжигали на площадях вместе с портретами их авторов. Виновным в чтении или хранении запрещенных книг грозил суд инквизиции. Одновременно с этим Папа поручил совету церковных ученых разработать проект реформы, направленной на укрепление католической церкви. Утвердить эту реформу должен был церковный собор в городе Тридент. Тридентский собор заседал с перерывами в 1545—1563 гг. и получил от Папы полную свободу действий в обсуждении вопросов церковной жизни.
Собор призвал к очищению церкви от недостойных ее членов, запретил продажу индульгенций и церковных должностей, установил строгий надзор за поведением священников. Церковь вернулась к своему главному делу — заботиться о душах людей и помогать бедным; монахи открыли двери монастырей больным и нищим. На Тридентском соборе были также утверждены основные католические принципы. Решения собора вдохновили сторонников католицизма, но его категорический отказ вести диалог с протестантами усилил религиозный раскол в Европе.
4. «Общество Иисуса» (Орден иезуитов). Особую роль в борьбе против Реформации сыграло «Общество Иисуса», или Орден иезуитов (от лат. Jesus — Иисус), созданное испанским дворянином Игнатием
Лойолой (1491—1556). Утвержденный Папой в 1540 г. орден стал основным орудием папства в борьбе против реформационного движения.
Главной особенностью ордена была жесткая дисциплина, предусматривавшая полное подчинение членов ордена их руководителям. Руководители отвечали за поступки своих подчиненных. В совершенстве организованная работа позволила ордену действовать довольно эффективно и в короткие сроки достигать поставленной цели, используя любые методы. Однако это не было объединением людей, слепо выполнявших приказы руководителей. «Общество Иисуса» собрало в своих стенах интеллектуалов, получивших блестящее образование, обладавших незаурядными способностями и осознанно посвятивших себя делу возрождения могущества церкви. Достичь своей цели иезуиты стремились не только путем политических интриг и заговоров, а и влияя на мысли и души людей. Занятие политикой не было главным в деятельности ордена.
Папа Павел III принимает от И. Лойолы книгу с уставом Ордена иезуитов
Из письма И. Лойолы к императору Карлу V
Для борьбы со злом, которое распространяется и свирепствует в Германии, необходимо прежде всего отдать предпочтение такому средству, как университеты, которые служат примером религиозной жизни, целостности католического учения и ведут учеников к добру...
1. К чему призывал императора автор письма? 2. Какие возможности для борьбы с распространением Реформации, по вашему мнению, могли дать католической церкви учебные заведения?
Одним из основных направлений в деятельности ордена стало образование. Две трети всех организаций «Общества Иисуса» в XVII—XVIII вв. составляли школы и университеты, а 4/5 от общего количества его членов были студентами и преподавателями. В своих учебных заведениях иезуиты достигли высокого уровня образованности, одновременно воспитывая учеников в духе католицизма. Их целью было путем влияния на молодежь постепенно изменить отношение в обществе к католической церкви.
Не менее влиятельным направлением в деятельности ордена было миссионерство. Иезуиты-миссионеры старались не вмешиваться в местные обычаи и традиции, мирно согласовывая их с требованиями христианской религии. Они гневно осуждали факты грубого нарушения норм христианской морали колонизаторами, становясь на защиту местного населения. В 1556 г., когда умер И. Лойола, орден насчитывал более 100 миссий в разных странах мира.
Выводы
Благодаря Аугсбургскому миру в Европе впервые побеждает идея веротерпимости, ставшая одним из проявлений формирования культуры Нового времени.
В середине XVI в. Ж. Кальвин, сформулировав теорию о предназначении человека, развил идеи Реформации. Женева, где он поселился, стала одним из центров Реформации в Европе.
Учение Кальвина и созданная им церковь завоевали в мире еще больше сторонников, чем лютеранство. Реформированию и укреплению католической церкви способствовала Контрреформация.
Решения Тридентского собора в основном определили облик современного католицизма.
Главным орудием осуществляемой католическим Римом политики Контрреформации стало «Общество Иисуса» (Орден иезуитов).
Вопросы и задания
1. Как возникло название «протестанты»? 2. Что такое лютеранство? 3. Как назывался главный труд Ж. Кальвина? 4. В каких странах в ходе распространения Реформации утвердилась кальвинистская церковь? 5. Что такое Контрреформация? 6. Кто был основателем Ордена иезуитов?
7. Как происходило становление лютеранской церкви? 8. Чем кальвинизм привлекал предпринимателей Нового времени? 9. Чем устройство кальвинистской церкви отличалось от католической? 10. Охарактеризуйте причины и основные составляющие Контрреформации. 11. Какова роль Ордена иезуитов в борьбе с распространением реформационных идей?
12. Составьте в тетради сравнительную таблицу «лютеранство и кальвинизм».
13. Составьте исторический портрет Ж. Кальвина или И. лойолы (по выбору).
Миссионерство — проповедь христианства, осуществляемая в самых отдаленных уголках планеты.
Коментарі (0)