Войти
Закрыть

Эпоха Петра Великого

8 Клас , Всемирная история 8 класс Подаляк, Лукач, Ладыченко

 

§ 21. ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Назовите основные результаты правления Ивана IV Грозного для Московского царства.

1. Стрелецкие бунты. Первые попытки внести изменения в организацию государственной власти в Московии произошли во второй половине XVII в. Царь получил титул самодержца, прекратился созыв Земских соборов. В Московском царстве начался переход от сословно-представительской монархии - самодержавия с Боярской думой - к чиновничье-дворянской монархии - абсолютизму.

Вспомните! Как складывался абсолютизм во Франции?

Царевичи Петр Алексеевич и Иван Алексеевич. Миниатюра. Первая пол. XVIII в.

«Потешные игры» Петра І. Миниатюра. XVIII в.

После недолгого правления Федора Алексеевича (1676-1682) трон должен был перейти к его брату Ивану. Однако 15-летний царевич оказался болезненным, и бояре решили провозгласить царем сына Алексея Михайловича и его второй жены Наталии Нарышкиной Петра - здорового, крепкого и сообразительного 10-летнего мальчика. В борьбу за власть вступила умная и энергичная царевна Софья, намеревшаяся править вместо слабоумного брата Ивана. Она использовала восстание недовольных своими начальниками стрельцов. По их требованию царями назвали Ивана и Петра, а регентшей до достижения ими совершеннолетия стала Софья.

В годы правления Софьи (1682-1689) Петр вместе с матерью жил в подмосковных царских усадьбах. Царевич рано проявил склонность к военному делу и почти все время проводил в военных играх. Специально для них из окрестных сел - Преображенского и Семеновского - собрали мальчиков в «потешные» полки. Со временем они превратились в одноименные первые гвардейские полки.

В 1689 г. Петр женился и с тех пор считался совершеннолетним. Теперь он имел все права на престол. Столкновение с Софьей и ее сторонниками становилось неизбежным. Однажды августовской ночью Петра разбудили и сообщили, что стрелецкие полки подняты по тревоге и готовы схватить его. Петр бежал в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре с развернутыми знаменами сюда пришли вызванные им преданные Преображенский и Семеновский полки. Петра поддержало большинство бояр и дворян, московский патриарх и даже несколько стрелецких полков. Софью заточили в монастырь. В 1696 г. после смерти царя Ивана Петр І стал единовластным правителем Московского государства.

Взятие Азовской крепости. Миниатюра

Петр І издал указ брить бороды. Лубок. XVIII в.

2. Великое посольство. Свою главную задачу Петр видел в продолжении войны с Крымом, начавшейся еще в правление Софьи. Однако из-за отсутствия кораблей первый поход на турецкую крепость Азов закончился неудачно. Петр энергично принялся за строительство флота. В течение года было сооружено несколько больших и сотни малых судов, а также вдвое увеличена армия. Блокировав Азов с моря, армия Петра взяла его в 1696 г.

Между тем, Петр понимал, что война еще не закончилась. Стремясь укрепить положение Московского государства и союз против Турции, а также наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми государствами, царь организовал Великое посольство для поездки в Западную Европу. Оно включало 250 человек и имело целью набор иностранных специалистов для создаваемых Петром новых армии и флота, а также закупку оружия, приборов, карт. Сам царь присоединился к посольству. Петр обучался корабельному мастерству на верфях Голландии и Англии, посещал музеи и крепости, школы и монетные дворы, мануфактуры и обсерватории. Он общался с государственными мужами, учеными, дипломатами, обычными моряками; неутомимо работал и извлек от пребывания в Европе максимальную пользу.

В 1698 г. Петр I вернулся на родину. Разительный контраст между заграничными впечатлениями и отечественной действительностью усилил в нем жажду преобразований. Царь издал указ носить европейскую одежду, брить бороды. Летоисчисление начали вести уже не от сотворения мира, а от Рождества Христова, то есть Новый год праздновали не 1 сентября, а 1 января. У Петра сложились и новые представления о целях внешней политики Московского государства. Теперь он видел их в борьбе со Швецией за выход к Балтийскому морю, что привело к Северной войне (1700—1721), которая также сильно повлияла на характер петровских преобразований.

Санкт-Петербург. XVIII в.

3. Государь-реформатор. В ходе войны армия Петра захватила устье Невы. Здесь в 1703 г. Петр основал город Санкт-Петербург - будущую столицу, морские ворота и символ новой России. Одержав победу над Швецией, Россия по условиям Ништадтского мира получила выход к Балтийскому морю. Петру I удалось «прорубить окно в Европу». В октябре 1721 г. Россия была провозглашена империей. Она превратилась в настоящую мировую державу, с которой теперь должны были считаться все европейские страны.

Акт о поднесении Петру І титула Императора Всероссийского, 22 октября 1721 г.

В 20 день сего октября по совету в Сенате вместе с духовным Синодом, намерение воспринято, его величество, на показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особенно во время прошлой шведской войны явить изволил, и всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего мира через единое токмо свое управление привел, как то всем довольно известно, именем всего народа российского просит, дабы изволил принять, по примеру других, от них титул: отца отчизны, императора всероссийского, Петра Великого.

Вопрос к документу. За какие заслуги Петру I предоставили титул императора всероссийского?

В течение всего правления Петра проводились реформы. Их характер и направленность главным образом определялись потребностями Северной войны - вооружать, кормить и одевать армию и флот. Специального плана преобразований не существовало, поэтому реформы не всегда оказывались последовательными и завершенными.

Существует много портретов Петра І. Подумайте, какую главную идею художник вложил именно в этот портрет.

Жан Марк Наттье. Петр І

Наиболее заметные изменения произошли в промышленности. Возникло около двухсот новых мануфактур, особенно быстрыми темпами развивались металлургия и текстильное производство. Успешно работали новые отрасли - судостроение, шелкопрядение, изготовление стекла и фарфора. Господство крепостничества крайне ограничивало использование в промышленности вольнонаемного труда. Собственникам мануфактур приходилось покупать крестьян без земли и, оставляя их крепостными, переселять на заводы. Это тормозило становление в России капитализма.

Подумайте! Что мешало отменить крепостной уклад в России в начале XVIII в.?

Петр I создал новые органы государственного управления. Вместо Боярской думы появился Сенат, который разрабатывал новые законы, контролировал государственные финансы и администрацию. На смену громоздкой и запутанной системе приказов пришли 11 коллегий. Каждая из них управляла определенной отраслью: Коллегия иностранных дел - внешними отношениями, Адмиралтейская - флотом и т. д. Страну поделили на губернии, где власть полностью сосредоточилась в руках губернаторов.

Подумайте! Какое влияние на политику Петра I имел Сенат?

Главным условием для продвижения на государственной службе стал принцип личной выслуги, закрепленный в «Табеле о рангах» в 1722 г. Табель разделяла все должности на 14 рангов. Достичь каждого последующего можно было лишь после прохождения всех предыдущих, что открывало путь наверх людям способным и предприимчивым. Служащие получали жалованье и полностью зависели от государя и государства. Своеобразной коллегией стал Синод - коллегиальный орган управления церковью. Царь создал его, отменив должность главы российской церкви - патриарха. Надзор за деятельностью Синода осуществлял государственный чиновник, что стало еще одним шагом на пути подчинения церкви государству.

Вследствие этих преобразований в России сложилась единая для всей страны централизованная система управления. Решающую роль в ней играл монарх, а опорой ему служило дворянство.

При Петре І российская армия и флот вошли в число сильнейших в Европе. Царь ввел рекрутскую повинность: 20 крестьянских дворов выставляли на пожизненную службу одного рекрута. Так была создана регулярная армия, достигшая к концу петровского царствования почти 200 тыс. человек. Содержание армии требовало огромных средств. Именно на плечи податного населения легла основная тяжесть петровских реформ, проводившихся с неслыханной жестокостью и неоднократно сопровождавшихся народными бунтами и восстаниями.

Петр I - подлинный преобразователь России. Благодаря его реформам мощный толчок получило развитие промышленности, были созданы боеспособная армия и флот, возник действенный государственный аппарат, а сама Российская империя приобрела широкое международное признание. Главная особенность петровских преобразований состоит в том, что они затронули все слои общества - от знатного боярина до беднейшего крестьянина. Их проведение - важный рубеж в истории России, разделивший ее на допетровскую и послепетровскую эпохи.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. При каких обстоятельствах Петр І стал единовластным правителем Московского государства?

2. С какой целью царь Петр І организовал Великое посольство?

3. Почему впечатления от поездки в Западную Европу усилили жажду царя осуществить в России преобразования?

4. Какими военными успехами ознаменовалось правление Петра І? Какие последствия они имели?

5. В каких сферах внутренней политики Российской империи были осуществлены важнейшие реформы Петра І?

6. Каким образом в Российской империи сложилась централизованная система управления?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

В тетрадях составьте таблицу «Реформы Петра І», разделив ее на следующие колонки: 1) в политической сфере; 2) в военной; 3) в религиозной; 4) в административной; 5) в промышленности; 6) в быту.

ТВОРЧЕСКИ ПОРАБОТАЙТЕ

Напишите произведение-размышление о реформах Петра І, которые стали рубежом в истории России и началом новой - послепетровской - эпохи.

ЗАПОМНИТЕ ДАТЫ

1696 — Петр І стал единовластным правителем Московской державы

1700—1721 — Северная война

1721 — провозглашение России империей

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Подаляк, Лукач, Ладыченко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація