Войти
Закрыть

Словарь понятий и терминов 8 класс Гисем, Мартынюк

8 Клас

Абсолютная монархия — форма государственного правления, при которой монарх наделен неограниченной властью. Аграрная революция (переворот) — изменения в сельском хозяйстве, основанные на капиталистических производственных отношениях. В результате аграрной революции в сельском хозяйстве происходит переход от натурального к товарному производству; мелкие крестьянские хозяйства ликвидируются и вся земля переходит в руки крупных землевладельцев; вводится наемный труд. Англиканская церковь — церковь, возникшая в Англии в XVI в. в результате Реформации. Главой англиканской церкви был король. Все католические догматы и обряды сохранялись, земли и ценности монастырей конфисковывались и переходили в собственность короля. Буддизм — мировая религия, основные положения которой таковы: жизнь — это страдание; чтобы избежать страданий, следует отречься от всех желаний и достичь полного успокоения — нирваны. Буржуазия — первоначальное название горожан в противовес высшим сословиям феодального общества (дворянству и духовенству). В период становления капитализма превратилась в господствующий социальный слой. Владела основными средствами производства, использовала наемную рабочую силу. Возрождение — эпоха в развитии культуры стран Западной и Центральной Европы. Характеризовалась распространением идеалов гуманизма, подъемом общественнополитического и культурного движений. Гёзы — прозвище, которым испанцы наделили нидерландских дворян, с 1565 г. вставших в оппозицию к испанским властям. Впоследствии это название распространилось на всех, кто боролся против испанского господства....

Обобщение знаний по разделу VI «Мир Востока в XVI—XVIII вв.»

8 Клас

Период XVI—XVIII вв. был эпохой больших перемен в жизни людей и их мировоззрении. Благодаря Великим географическим открытиям границы мира, известного европейцам, значительно расширились. Новые торговые, политические, культурные связи пролегли через океаны, соединяя континенты. Экономической основой новой цивилизации стали капиталистические общественные отношения, вызвавшие изменения и в структуре общества. Человека начали уважать не столько за его происхождение, сколько за предприимчивость, трудолюбие, знания. Формировался новый тип — человек, стремящийся узнать обо всем сам, ставящий под сомнение существующие неопровержимые истины и авторитеты. Эта жажда к познанию Вселенной стала толчком к великим научным открытиям. В результате этих открытий человечество убедилось в возможности познания мира и его законов. Так формировалась важнейшая предпосылка дальнейшего развития человечества — вера в науку как в силу, познающую законы мира и способствующую техническому прогрессу. Потребности производства и развитие науки стимулировали прогресс в развитии орудий труда. Ремесленную мастерскую сменили сначала мануфактура, а потом фабрика. Новые общественные отношения постепенно утвердились и в сельском хозяйстве. Изменилась и политическая карта мира. Карта Европы стала больше напоминать современную. В Европе появились новые национальные государства, граждане которых осознавали себя французами, испанцами, австрийцами, англичанами и др., а не просто жителями городов и сел. Для управления этими государствами правители создавали специальные учреждения, проводили реформы управления. Там, где большинство народа хотело изменить государственное устройство и свою жизнь, произошли первые революции. Это также было одним из признаков Нового времени....

Индия и Персия в XVI—XVIII вв.

8 Клас

Государство Великих Моголов. В начале XVI в. Индийский султанат, созданный в XIII в., распался на множество враждующих между собой княжеств. Стремление верховного правителя — делийского султана — подчинить непокорных князей сопровождалось жестокими войнами. Больше всего этим отличился султан Ибрахим Лоди. Вассалы объединились против него и призвали на помощь Захираддина Мухаммада Бабура (1494—1530 гг.) — правителя Кабула. Бабур, являвшийся потомком Чингисхана и Тимура, правил Ферганой. После неудач в междоусобных войнах и скитаний в конце XV в. ему удалось захватить афганистан, а Кабул превратить в свою резиденцию. Великий полководец и грозный воин, он был и талантливым литератором. Общеизвестными стали его мемуары «Бабур-наме», где он описал не только свои походы и завоевания, но и флору и фауну Индии. Могучее войско Бабура, вооруженное артиллерией, в битве при Панипате (1526 г.) разгромило войска делийского султана. 1526 год считают датой основания государства Великих Моголов, просуществовавшего 200 лет. Бабур пришел в Индию из Моголистана (государство, существовавшее в XIV—XV вв. после распада Монгольской империи на части современных Казахстана и Кыргызстана), поэтому его и всех тех, кто был с ним, называли моголами. Бабур правил недолго. В 1530 г. он умер, а его преемником стал сын Хумаюн, которому долгих 25 лет пришлось отстаивать право на государство, созданное отцом. После смерти Хумаюна престол унаследовал его 13-летний сын Джалалуддин Акбар (1556—1605 гг.)....

Китай и Япония в XVI—XVIII вв.

8 Клас

Особенности развития стран Востока. Цивилизации Востока. В изучаемом периоде ученые выделяют три основные цивилизации Востока: ближневосточно-мусульманскую, индийско-южноазиатскую и китайско-дальневосточную (используются и другие названия). Они во многом различаются, но имеют и общие черты, что позволяет утверждать, что они причастны к восточной модели развития общества. Всем им присущ феномен власти государственной бюрократии как над непосредственно подчиненными ей сельскими общинами, так и над частными собственниками (торговцы, ростовщики, ремесленники). Государственную структуру возглавляет правитель, власть которого дана ему от Бога и освящена религией. Этот феномен определял почти все особенности цивилизаций Востока. Такое государство не имело внутренних противоречий, что обеспечивало его стабильность. Единственным противовесом государству-собственнику могла стать лишь частная собственность, но она полностью принадлежала государству. Проникновение европейцев на Восток после Великих географических открытий и начало формирования колониальных империй стали внешним вторжением частной собственности, разрушавшей традиционные отношения. Однако в рассматриваемый нами период европейцы еще только искали пути проникновения к богатствам Востока. Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по такой схеме. Каждый, кто обрабатывал землю, имел гарантированное право и обязанность работать на ней и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, пастбища, лес и т. п. Вместе с тем право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами находилось в руках оторванного от производства аппарата власти. Признавая власть государственного аппарата, производители (община крестьян) оплачивали в различной форме (отработка, часть урожая) избыточный продукт. Этот своеобразный налог потом распределялся на содержание властных структур. Таким образом, тот, кто имел доступ к власти в государстве, имел и доступ к распределению произведенных продуктов. Получив власть, он становился их владельцем. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации было наличие власти-собственности....

Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость (1775—1783 гг.). Образование США

8 Клас

Создание американских колоний Англии. Англия позже других европейских государств начала колонизацию Америки. Англичане стремились найти свободные земли, пригодные для возделывания. Северная Америка стала именно тем местом, которое они искали. Местный климат напоминал европейский, здесь были богатые земли, леса. Бассейны рек Миссисипи и Св. Лаврентия позволяли большим судам достигать районов континента, отдаленных от побережья на 1000 км. Кроме того, здесь не было многочисленного постоянного населения, как в испанских колониях. Англичанам пришлось встретиться с небольшими (200 тыс. человек) племенами, главным занятием которых была охота. Поэтому английские колонисты своим трудом, а не грабежами, как это делали испанцы, осваивали природные богатства нового континента. Первое постоянное поселение англичане основали в 1607 г. в устье реки Джеймс (Виргиния). Со временем новые поселения возникли севернее и южнее, вдоль побережья от испанской Флориды до Новой Англии. Каждая из этих колоний образовалась независимо друг от друга и имела свой выход к морю. Основателями колоний сначала были торговые компании, бравшие на себя обязательства по перевозке и обустройству колонистов на новых территориях, а также крупные землевладельцы, покупавшие земли или получавшие их в дар от короля....

Международные отношения в XVIII в.

8 Клас

Войны начала XVIII в. Первая четверть XVIII в. ознаменовалась серией войн, значительно изменивших политическую карту Европы, сложившуюся после Тридцатилетней войны. Война за испанское наследство 1701—1714 гг., Северная война 1700—1721 гг., испано-австрийская война 1715—1717 гг. Два сильнейших государства Европы в XVII в. — Испания и Швеция — утратили свой статус. В результате Северной войны Швеция уступила свое господство в бассейне Балтийского моря, которое перестало быть «Шведским озером». Важную роль в европейской политике начала играть новая империя — Российская. В 1701 г. вспыхнул конфликт вокруг испанского наследства. Испанский император Карл II, который не оставил наследников по мужской линии, завещал трон Филиппу Анжуйскому — внуку французского короля Людовика XI. Это вызвало недовольство представителя австрийской ветви Габсбургов императора Священной Римской империи Леопольда I. Он предпринял попытку защитить свои права на владения испанских Габсбургов. Таким образом, в начале конфликт развивался как противостояние между Францией и Священной Римской империей. Однако ситуация в корне изменилась, когда Людовик XI попытался завладеть Фландрией, что задевало интересы Англии и Голландской республики. В результате образовалась коалиция, целью которой было не допустить усиления Франции. Война охватила земли не только Европы, но и Северной Америки....

Просвещенный абсолютизм

8 Клас

Понятие просвещенного абсолютизма. Одним из путей достижения свободы, равенства и братства просветители считали деятельность просвещенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, способствовали делу просвещения и установлению справедливого общества. Представление о государстве как о главном инструменте достижения всеобщего блага было господствующим в то время. Однако равенство и свободу монархи понимали только как закрепление прав и привилегий каждого сословия в рамках абсолютной монархии. Именно эпоха Просвещения создала условия для возникновения политики просвещенного абсолютизма. Она заключалась в ликвидации или преобразовании сверху наиболее устаревших феодальных порядков. «Просвещенные» монархи представляли свое правление как союз королей и философов. Ключевой в политике просвещенного абсолютизма стала идея переустройства государства «на основе разума». Так, существующее устройство государства, власти, система отношений в обществе должны были быть пересмотрены и в случае необходимости изменены. Во главе всего этого процесса должен был стоять «монарх-философ». Наиболее ярко черты просвещенного абсолютизма нашли отражение в правлении Марии Терезии и Иосифа II (Австрия), Фридриха II (Пруссия) и Екатерины II (Россия). На практике просвещенный абсолютизм проявлялся в проведении административных реформ, ограничении влияния церкви, внедрении системы государственного образования, упорядочении системы налогов, изменениях положения некоторых общественных сословий и т. п....

Просвещение и промышленная революция

8 Клас

Начало эпохи Просвещения. Во второй половине XVII в. просвещенные люди стремились найти разумное, а не религиозное объяснение всех явлений природы и человеческой жизни. Человеческий разум был способен познавать мир и объяснять его устройство. Мировоззрение, согласно которому основным средством познания и критерием истины является разум человека, а не божественное откровение и опыт, называется рационалистическим. Рационализм дал мощный толчок к получению знаний, хотя в науке XVII в. еще не было узкой специализации (ученые не делились на математиков, физиков, философов и других ученых, а работали одновременно во многих областях). В ней были сформулированы новые принципы научных исследований. Наука стала получать знания из эксперимента и заговорила языком математических формул. Рост авторитета науки все больше убеждал в могуществе человеческого разума. В XVIII в. вера в разум стала господствующей: просвещенная часть общества считала, что во всем следует прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с помощью умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это поможет человеку изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым. Просвещением стали называть распространение разума. Большинство образованных просвещенных людей было убеждено, что Просвещение приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди верили в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Человек XVIII в., как никогда раньше, считал себя хозяином собственной судьбы....

Навігація