Войти
Закрыть

Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость (1775—1783 гг.). Образование США

8 Клас , Всемирная история 8 класс Гисем, Мартынюк

 

§ 25. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость (1775—1783 гг.). Образование США

1. Что такое колония, метрополия? 2. Какие страны колонизировали Американский континент?

1. Создание американских колоний Англии. Англия позже других европейских государств начала колонизацию Америки. Англичане стремились найти свободные земли, пригодные для возделывания. Северная Америка стала именно тем местом, которое они искали. Местный климат напоминал европейский, здесь были богатые земли, леса. Бассейны рек Миссисипи и Св. Лаврентия позволяли большим судам достигать районов континента, отдаленных от побережья на 1000 км. Кроме того, здесь не было многочисленного постоянного населения, как в испанских колониях. Англичанам пришлось встретиться с небольшими (200 тыс. человек) племенами, главным занятием которых была охота. Поэтому английские колонисты своим трудом, а не грабежами, как это делали испанцы, осваивали природные богатства нового континента.

Первое постоянное поселение англичане основали в 1607 г. в устье реки Джеймс (Виргиния). Со временем новые поселения возникли севернее и южнее, вдоль побережья от испанской Флориды до Новой Англии. Каждая из этих колоний образовалась независимо друг от друга и имела свой выход к морю.

Основателями колоний сначала были торговые компании, бравшие на себя обязательства по перевозке и обустройству колонистов на новых территориях, а также крупные землевладельцы, покупавшие земли или получавшие их в дар от короля.

Компании и владельцы назначали губернаторов, собирали налоги. Колонисты пользовались всеми правами английских граждан.

Высадка первых английских колонистов на берега Северной Америки из корабля «Мэйфлауэр»

Используя иллюстрацию, определите, какие чувства охватывали первых переселенцев.

Боевой танец североамериканских индейцев

Жилища индейцев

2. Социально-экономическое и политическое развитие колоний. Будучи английскими гражданами, колонисты вели себя более свободно, чем в самой Англии. Любые достижения колонистов были результатом их упорного труда, поэтому очень быстро они становились независимы от компаний и лордов-владельцев. Решать проблемы они предпочитали самостоятельно, не надеясь на заступничество губернатора, компании и т. п. Такое положение быстро привело к демократизации всех сторон общественной жизни. Собрания, представительства, обсуждение распоряжений губернатора, законов, принятых английским парламентом, стали нормой жизни.

При наличии таких общих тенденций развития в каждой колонии установились свои порядки и обычаи. В южных колониях существовала значительная прослойка негров-рабов, завезенных туда для работы на крупных плантациях. В северных колониях преобладал свободный труд, но пуританская мораль строго регулировала поведение колонистов. Однако существовали колонии, где церковь была отделена от государства и все граждане имели равные права.

Различным было отношение колонистов и к местному населению — индейцам. В некоторых колониях, особенно пуританских, их полностью истребляли. В других колониях отношение к местному населению было куда более терпимым: с ними заключались торговые сделки, союзы и т. п.

В экономическом развитии колонии также существенно отличались между собой. Так, южные колонии, где природные условия позволяли развивать плантационное хозяйство, стали поставщиками табака, сахарного тростника, риса, хлопка и т. п. В северных колониях развивались фермерские хозяйства и различные промыслы. Экономическое развитие колоний сдерживалось метрополией. Так английские колонии превратились в сырьевой придаток метрополии. Например, продукты из колоний разрешалось вывозить только в Англию, а все необходимое колонии должны были получать или из метрополии, или при ее посредничестве. Англия сдерживала развитие мануфактур.

Типичная ферма поселенцев

Плантация в южных колониях

Торговля с колониями приносила огромные доходы метрополии. Она стала основным двигателем неуклонно растущей английской промышленности.

Товарообмен между Англией и колониями

1. Почему в начале XVIII в. товаров из колоний больше вывозилось, чем завозилось, а в середине столетия наоборот? 2. Во сколько раз увеличился экспорт из Англии в колонии? Почему это произошло?

3. Формирование североамериканской нации. В середине XVIII в. в английских колониях в Америке началось формирование единого внутреннего рынка, усиливались торговые связи между южными и северными колониями.

Численность населения накануне Войны за независимость в 13 английских колониях составляла около 2,5 млн человек (без учета местного населения — индейцев). За время жизни на американской земле у колонистов сложились своеобразные общие культура и быт, отличные от европейских. Английский стал общим языком. Подавляющее большинство колонистов определяло свою национальную принадлежность не по стране происхождения, а по новой родине; они с гордостью говорили о себе: «Мы — американцы».

Новая нация складывалась как общность деловых активных людей, достигших успехов благодаря упорному труду. В это время родилась «американская легенда» о человеке, который прибыл на континент с несколькими монетами в кармане, упорно трудился, выполняя самую тяжелую работу, и наконец достиг успеха — стал богатым и уважаемым.

Формированию новой идеологии способствовала деятельность американских просветителей. Опираясь на идеи европейского Просвещения, они создавали новые идеалы для американской нации. Выдающегося государственного деятеля, просветителя, гениального ученого-самоучку Бенджамина Франклина (1706—1790) называли великим наставником юного американского капитализма. «Человек, —  утверждал он, — это кузнец собственной судьбы, очень многое зависит от него самого, его духа, воли, стремлений...»

Нация — устойчивая социально-этническая общность людей, характеризующаяся общей территорией, культурой, языком, традициями, прочными экономическими связями.

Бенджамин Франклин

Бенджамин Франклин был человеком действия, гордившимся тем, что достиг успехов собственным трудом. Именно это он советовал своим соотечественникам. Человек должен трудиться, считал он, а не сетовать на свою бедность. Так же бессмысленна и погоня за почетными должностями — это делает человека посмешищем. Нужно работать для себя, а значит — для своего государства. Будут богатыми граждане — будет богатым и государство. Так Франклин сформулировал новую идеологию, ставшую основой мировосприятия американской нации.

4. Причины конфликта между колониями и метрополией. Постепенно колонии становились более богатыми и многолюдными, и их труднее было удерживать в экономической зависимости. В обход английских законов в колонии контрабандным путем завозилось 9/10 необходимых товаров. Превосходство Англии колонисты признавали лишь потому, что считались английскими подданными, и метрополия защищала их от внешних врагов (французов, испанцев).

В середине XVIII в. ситуация изменилась. Во-первых, после Семилетней войны у колонистов исчезла внешняя угроза. Во-вторых, лояльная политика метрополии ужесточилась. Так, английский парламент решил переложить часть государственного долга, возникшего во время Семилетней войны, на колонии. Первым шагом к этому стало введение незначительного гербового сбора. Все документы в колониях следовало оформлять у английских чиновников на специальной гербовой бумаге. Это нововведение позволило бы в дальнейшем облагать колонистов новыми налогами.

Введение гербового сбора привело к взрыву негодования населения. Гербовую бумагу даже не позволили выгрузить, а английских чиновников выгоняли из колоний. Английский парламент отменил гербовый сбор, но ненадолго. Вскоре парламент ввел пошлину на некоторые ввозимые в колонии товары.

Это вызвало новую вспышку недовольства. Колонисты отказывались покупать товары, привезенные из метрополии. В ответ губернаторы с помощью английских войск начали репрессии, которые привели к вооруженным столкновениям.

В итоге парламент отменил и этот закон, оставив лишь пошлину на чай. Однако и это вызвало сопротивление колонистов. В Бостоне вспыхнул чайный бунт, послуживший поводом к борьбе колоний за независимость.

Колонисты объясняли неуплату новых налогов отсутствием своего представительства в английском парламенте, принявшем эти решения. Они выступали под лозунгом «Нет налогам без представительства».

5. «Бостонское чаепитие». Повод к войне. Конфликт между Англией и ее североамериканскими колониями в итоге привел к открытому противостоянию и войне.

Осенью 1773 г. к портам Америки отправились корабли Ост-Индской компании с чаем. Тем временем «комитеты связи», координировавшие антианглийские выступления и фактически захватившие власть в колониях, заставили агентов Ост-Индской компании отказаться от груза. Однако бостонские агенты решительно отказались выполнить распоряжение комитета. Тогда бостонский комитет запретил разгрузку чая, уведомив об этом английское правительство и комитеты других городов. В течение 20 дней толпа в порту не позволяла разгружать корабли. Наконец несколько человек в одежде индейцев проникли на корабль и на глазах толпы выбросили ящики с чаем в море. Это событие вошло в историю под названием «Бостонское чаепитие».

В Англии «Бостонское чаепитие» восприняли как объявление войны. Английские войска вошли в Бостон. Оккупация парализовала экономическую жизнь города и колонии Массачусетс. Однако жители колонии решили бороться до конца. Законодательное собрание (конвент) Массачусетса приняло ряд решений: вместо губернатора, которого назначал Лондон, было создано временное правительство; назначен казначей, которому платили налоги; созывался континентальный конгресс — собрание представителей колоний. Началось создание вооруженных отрядов (милиции), происходили первые столкновения с англичанами, пытавшимися ее разоружить.

«Бостонское чаепитие» 1773 г.

6. Декларация независимости. ход военных действий. В конце 1774 г. собрался Первый континентальный конгресс, утвердивший решение о бойкоте английских товаров.

Второй континентальный конгресс (1775 г.) в условиях фактически начавшейся войны взял на себя функции центрального правительства, констатировал состояние войны и вынес решение об организации общей армии колоний. Армию возглавил Джордж Вашингтон (1732—1799).

Джордж Вашингтон, первый президент США

Джордж Вашингтон был богатым виргинским плантатором, который не раз участвовал в военных действиях против индейцев и французов и снискал славу полководца. В глазах американцев он был человеком, способным вести тяжелую и непримиримую борьбу за независимость родины. Об этом говорил даже его внешний вид: лицо с резкими, решительными чертами, крепкое телосложение, уверенность в себе. Решающую роль в назначении Вашингтона на должность главнокомандующего сыграло и то, что он был состоятельным человеком, а большинство американцев считало, что только богатый человек может быть по-настоящему независимым в своих взглядах и действиях.

Конгресс предложил всем колониям создать собственные правительства. Первой это сделала Виргиния. В июне 1776 г. она провозгласила Декларацию независимости. Вслед за Виргинией независимость провозгласили и другие колонии.

Эти события происходили на фоне разворачивающихся боевых действий. Английские войска стремились изолировать северные колонии от южных, где англичане сохраняли сильные позиции. Армия Вашингтона в 1776—1777 гг. из-за значительных трудностей с продовольствием потерпела поражение. В этих условиях большинство членов конгресса не решалось на окончательный разрыв с Англией. Конгресс обратился к Георгу III с петицией о примирении и прекращении войны. Вместо ответа король направил в колонии новые войска.

Это положило конец нерешительности конгресса. Он избрал комиссию, разработавшую Декларацию независимости. Ее авторами стали выдающиеся американские политические деятели Томас Джефферсон (1743—1826) и Джон Адамс (1735—1826).

Томас Джефферсон, третий президент США

Томас Джефферсон происходил из семьи богатого виргинского плантатора. Получил блестящее образование. Работал адвокатом, увлекался политикой, философией, исповедовал идеалы Просвещения.

В 26-летнем возрасте его избрали в законодательное собрание Виргинии.

Политической целью Т. Джефферсона было обретение независимости английскими колониями в Северной Америке и создание собственного государства. Он считал, что новое государство должно формироваться на основах верховенства власти народа и природного равенства людей. В 1775 г.

Т. Джефферсон был избран депутатом континентального конгресса. В Декларацию независимости, которую по поручению конгресса разрабатывал 33-летний Т. Джефферсон (самый молодой из депутатов), он ввел пункт об отмене рабства. (Однако этот пункт во время редактирования документа специальная комиссия вычеркнула.) Т. Джефферсон сыграл важную роль в становлении государственности США — занимал должности губернатора Виргинии, государственного секретаря США в период президентства Дж. Вашингтона, вице-президента и президента США.

Декларация — документ, официальное заявление, где провозглашаются основные принципы внешней и внутренней политики государства или программные положения партий и организаций.

4 июля 1776 г. Декларация независимости с исправлениями, внесенными комиссией, была утверждена Конгрессом. Декларация провозгласила о создании нового независимого государства — Соединенных Штатов Америки.

Конгресс голосует за независимость США

Выдержки из Декларации независимости

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждаются среди людей правительства, наделенные справедливой властью с согласия управляемых. И если эта форма правления препятствует достижению их целей, то народ имеет право изменить или отменить ее и учредить новое правительство.

...Эти колонии... долго и терпеливо выносили всяческие притеснения, и только необходимость вынуждает их теперь изменить свою нынешнюю форму правления. История правления ныне царствующего короля Великобритании преисполнена несправедливостей... имевших своей непосредственной целью установление деспотизма в этих штатах.

В доказательство выносим на суд непредвзятому миру такие факты:

Он, король Англии, отказался утверждать законы, наиболее необходимые для общественного блага...

Он пытался препятствовать заселению этих штатов.

Он. прислал сюда толпы своих чиновников, которые разоряют народ и высасывают из него все соки.

Он. утвердил такие акты:

Прекращение нашей торговли со всеми частями света.

Обложение нас налогами без нашего согласия.

Он отказался от управления нами, лишил нас своего покровительства и начал войну против нас.

Поэтому мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшись на общий конгресс, объявляем именем и властью народа колоний, что наши соединенные колонии отныне свободные и независимые Штаты; что они освобождаются от всякого подданства Британской Короне, а всякая политическая связь между ними и государством Великобритания полностью расторгается.

1. Как в документе обосновывается право колоний на независимость? 2. Что имели в виду авторы декларации, когда писали, что все люди созданы равными? 3. Какие идеалы эпохи Просвещения нашли отображение в документе? 4. В чем заключается общечеловеческое значение декларации?

Тем временем, боевые действия разворачивались не в пользу американцев. В августе 1776 г. англичане захватили Нью-Йорк, Филадельфию. В таких условиях даже враги Англии (Испания, Франция, Нидерланды) не решались на открытый союз с США.

Однако в Америку прибывали добровольцы, поступали деньги, оружие. Огромную поддержку оказала Франция, где в качестве представителя североамериканских колоний находился Б. Франклин. На помощь американцам прибыли, в частности, поляк Тадеуш Костюшко и прусский генерал Вильгельм Штейбен. Именно он сумел из обычных гражданских людей создать настоящее боеспособное войско.

Первую значительную победу американская армия одержала в битве при Саратоге (штат Нью-Йорк) осенью 1777 г. После этого новое государство признали Франция, Испания, Нидерланды. Россия объявила вооруженный нейтралитет.

Война за независимость США

Получив помощь от союзников, американская армия перешла в решительное наступление и под Йорктауном окружила главные силы англичан, которые в 1781 г. капитулировали.

Капитуляция английских войск под Саратогой

7. Версальский мир. последствия войны.

3 сентября 1783 г. между Англией и США был подписан мирный договор в Версале (Франция). Англия признала независимость США и отдала им территорию от северной границы Массачусетса до южной границы Джорджии, а на западе — до реки Миссисипи.

После войны молодое государство оказалось в тяжелом положении. Экономика была подорвана продолжительной войной и утратой связей с бывшей метрополией. Не хватало золота и серебра. Однако в избытке были обесценившиеся бумажные деньги. Южные штаты испытывали нехватку рабочих рук. Выросла стоимость жизни. Почти не было людей без долгов. В таких условиях развернулась напряженная политическая борьба, обострились социальные проблемы.

Радикально настроенная часть населения требовала дальнейших перемен и стремилась к имущественному равенству. Люди консервативных взглядов предлагали искать согласие с бывшей метрополией. Конгресс США, не имея реальной власти, самоотверженно искал выход из сложившейся ситуации. Были конфискованы земли английской короны, англичан-землевладельцев и их сторонников; армия распущена; солдатам в счет жалования выдавали сертификаты на земельные участки.

Такие меры были временными и не могли вывести общество из кризиса. Страна нуждалась в сильной центральной власти, едином защищенном рынке.

8. Становление органов власти. Одновременно с Войной за независимость происходило становление государственных структур. На протяжении 1776—1783 гг. во всех штатах были сформированы правительства и парламенты, действовал общесоюзный Конгресс. Завершившаяся война заставила решать проблему соотношения полномочий общесоюзных органов и государственных органов штатов.

Так, в 1777 г. были приняты «Статьи Конфедерации», в соответствии с которыми общесоюзному Конгрессу отводилась роль посредника в спорах между штатами, а также передавалось руководство армией и внешней политикой. За штатами признавалось право собирать налоги, выпускать собственные деньги, утверждать таможенные тарифы, заключать торговые сделки. Каждый штат направлял в Конгресс одного депутата. Изменения в политическое устройство штатов вносились только, если они были приняты единогласно.

Подписание Конституции США в Филадельфии

9. Конституция США. «Статьи Конфедерации» устраивали далеко не всех. В такой обстановке в мае 1787 г. в Филадельфии собрались делегаты от всех штатов (кроме Род-Айленда) для разработки конституции молодого государства. 17 сентября 1787 г. большинство делегатов проголосовало за текст Конституции США, действующей и ныне.

Согласно Конституции, из нечеткой конфедерации США превращались в федеративное государство. Его субъекты — штаты — сохранили за собой значительную часть прав, но главные общегосударственные функции были переданы Федеральному (центральному) правительству. Так, Федеральное правительство решало вопрос внешней политики, обороны, финансов, общегосударственного законодательства.

Конституция предусматривала принцип деления власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви и систему сдерживаний и противовесов.

Исполнительная власть в стране передавалась президенту США, которого избирали сроком на четыре года. Он был главой государства, правительства, а также главнокомандующим вооруженных сил.

Президент назначал министров, которых утверждал Конгресс (парламент), но подчинялись они только президенту, а также послов, членов Верховного суда. В случае болезни, смерти или неспособности президента выполнять свои обязанности государством управлял вице-президент, который одновременно председательствовал в сенате (верхней палате Конгресса). Конгресс имел право высказать президенту недоверие (импичмент).

Законодательная власть в США принадлежала Конгрессу. Он имел право устанавливать и собирать налоги, регулировать торговлю (внешнюю и между штатами), печатать деньги, вводить пошлины, набирать армию и флот.

Флаг Объединенных колоний в 1763 г.

Конгресс состоял из двух палат. Верхняя — сенат — избиралась на заседаниях местного законодательного собрания. Каждый штат, независимо от размера территории и численности населения, присылал двух представителей.

Сенат избирался сроком на шесть лет с обязательной заменой трети состава через каждые два года. Сенат утверждал назначения на высшие государственные должности, решал вопросы внешней политики, в случае необходимости выступал как судебный орган высших государственных служащих, вплоть до президента.

Нижняя палата — палата представителей — избиралась сроком на два года пропорционально количеству избирателей в штате. Она обсуждала законопроекты, утверждала бюджет и налоги, но свои решения должна была согласовывать с сенатом.

Право голоса было предоставлено только белым мужчинам, достигшим 21-летнего возраста и имевшим определенное имущество. Так в Конституции были закреплены расовые и имущественные ограничения. Конституция определяла и работу Верховного суда — высшей судебной инстанции, состоящей из шести (позднее — из девяти) юристов, избираемых на пожизненный срок.

Для своего времени Конституция США была самой передовой и демократической. Она резко контрастировала с абсолютистскими порядками, действовавшими в Европе. В то же время, хотя она и гарантировала права собственности, в ней отсутствовали гарантии демократических свобод. Этот недостаток был устранен в 1789 г. По требованию всех штатов Джеймс Мэдисон сформулировал первые десять поправок к Конституции — Билль о правах (утвержден в 1791 г.). В них провозглашались свобода собраний, слова, печати, религии, неприкосновенность личности, суд присяжных, право каждого американца иметь оружие для самозащиты и т. п.

Позднее была утверждена и государственная символика. 14 июня 1777 г. Конгресс утвердил национальный флаг США, в 1782 г. — герб, а в 1931 г. — гимн.

Демократия — форма политической системы общества, построенная на признании народа источником государственной власти. Предусматривает разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, выборы органов государственной власти.

Выводы

С начала XVII в. происходил процесс колонизации Англией Северной Америки. К середине XVIII в. здесь появилось 13 английских колоний, жители которых считались подданными английского короля.

Накануне Войны за независимость английских колоний сформировалась североамериканская нация. Она имела все признаки нации, кроме государственной независимости.

«Бостонское чаепитие» повлекло за собой вооруженный конфликт между колониями и метрополией.

4 июля 1776 г. была принята Декларация независимости США.

3 сентября 1783 г. Англия признала независимость США.

Конституция США была принята в 1787 г. Для своего времени она была наиболее передовой и демократической. В 1789 г. Конституция была дополнена гарантиями демократических свобод — Биллем о правах.

Вопросы и задания

1. Когда началась колонизация Северной Америки? 2. Как складывались отношения между колонистами и местным населением? 3. Какое событие получило название «Бостонское чаепитие»? 4. Кто был главнокомандующим американских войск в Войне за независимость? 5. Какие решения были приняты Первым и Вторым континентальными конгрессами? 6. Какие страны выступали союзниками США в борьбе за независимость? 7. Где произошла решающая битва Войны за независимость? 8. Когда была принята Конституция США?

9. Какие основные отличия существовали между южными и северными колониями? Чем они были обусловлены? 10. В чем заключаются главные отличия английских колоний в Северной Америке и колоний испанцев, португальцев, голландцев, французов? 11. Что и почему не устраивало колонистов в отношениях с Англией? 12. Какими были экономические, политические и социальные последствия Войны за независимость для США?

13. Составьте рассказ о жизни первых переселенцев в США. 14. Объясните лозунг колонистов, с которым они выступали в середине XVIII в.: «Нет налогам без представительства». 15. Как разворачивались события Войны за независимость США в 1776—1783 гг.? Составьте в тетради хронологическую таблицу этих событий. 16. Назовите условия Версальского мира между США и Англией. 17. Охарактеризуйте основные положения Конституции США.

18. Были ли свобода и демократические права общими для всех в США в XVIII в.?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Гисем, Мартынюк", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація