Войти
Закрыть

Практическое занятие. Общественные последствия промышленной революции (переворота). Изменения в жизни и быту различных слоев населения

9 Клас , Всемирная история 9 класс Гисем, Мартынюк

 

Практическое занятие

Общественные последствия промышленной революции (переворота). Изменения в жизни и быту различных слоев населения

Каким было население Европы в предшествующую эпоху? 2 Что изменилось в населении Европы с конца XVIII до начала XX в.? 3. Охарактеризуйте основные социальные последствия промышленной революции (переворота). 4. Какие изменения происходили в облике городов в предшествующую эпоху? 5. Что было характерно для европейского жилища и его устройства в первой части истории Нового времени? 6. Укажите характерные особенности брачно-семейных отношений и положения женщины в предшествующую эпоху. 7 Как в первой половине истории Нового времени развивалась мода?

Цель: на основе анализа приведенного текста определить, какие изменения происходили в повседневной жизни различных слоев населения Европы того времени.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Повторить материал о населении Европы в конце XVIII — начале XX в. (§ 1).

2. Повторить изученный в 8 классе материал о населении Европы, повседневной жизни европейцев и социальных последствиях промышленной революции (переворота).

Ход работы

1. Прочитайте предложенный материал и выполните задания.

2. Сформулируйте выводы в соответствии с целью занятия.

1. Изменения в облике городов. XIX век иногда называют «буржуазным», поскольку с разрушением «старых порядков» именно буржуазия стала новым господствующим общественным сословием, ее пристрастия и вкусы были в нем определяющими. Это нашло отражение и в повседневной жизни населения. Большинство деревень и поселков по-прежнему сохраняли свой традиционный вид. Однако во многих городах произошли существенные преобразования.

Из описания путешественником Берлина в начале XIX в.

Большинство улиц [города] широкие и обставлены домами в четыре и больше этажей. Нет недостатка также в просторных площадях. От этого здесь даже дышится легче, чем в Вене, Гамбурге и других городах, где дома и люди сосредоточены на небольших территориях. Широкие улицы и в целом красивая архитектура зданий придают Берлину такой вид, которым могут похвалиться немногие крупные города. Вильгельмштрассе, почти сплошь укрытая дворцами, Лейпцигерштрассе, Унтер-ден-Линден, как и самые красивые площади — Оперная, Вильгельма и другие, — приводят в изумление иностранцев...

1. Какое впечатление произвел на автора Берлин того времени? 2. Какие новые черты городской застройки можно определить на основе текста источника?

Берлин. Унтер-ден-Линден. 1852. Художник Эдуард Гертнер

Читальный зал библиотеки Св. Женевьевы в Париже. Архитектор Анри Лабруст. Современный вид

В XIX в. стала изменяться планировка городов. Теперь они состояли из центральной части, где жили зажиточные люди и было сосредоточено все необходимое для их удобства, и предместья, где селилась городская беднота, размещались заводы, дешевые трактиры, почтовые станции и др. Для сообщения центральной части и предместий прокладывались новые широкие улицы.

Почти все города Европы того времени постепенно росли, их стали украшать дома, отвечавшие новым условиям жизни. Старые здания исчезали одно за другим, а новые выстраивались в длинные улицы. Хотя разрастание городов, даже крупных, происходило довольно медленно, но все же к середине XIX в. облик большинства из них полностью изменился.

В центральной части городов располагались площади, парки, бульвары. На улицах появился первый общественный транспорт. В связи с ростом цен на землю все чаще стали возводить многоэтажные здания. Так, в Париже строили семиэтажные доходные дома, разделенные на квартиры, которые сдавались в аренду. Во второй половине XIX в. появились водопроводы, работавшие на силе пара. Первый водопровод был создан в Лондоне, а чуть позже — в Париже.

В XIX в. начали возводить все больше деловых, административных, торговых и производственных зданий: появлялись магазины, банки, вокзалы, фабрики, выставочные залы, библиотеки. В их оформлении использовались стили рококо, классицизм и ампир.

Рококо — стиль в искусстве, который характеризует уход от реальной жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических сюжетов.

Классицизм — стиль в искусстве, для которого характерны повышенное внимание к античным образцам духовной и материальной культуры, считавшимся основой для подражания, соблюдение определенных канонов.

Ампир — стиль в искусстве, зародившийся в Империи Наполеона и ставший завершающим этапом классицизма. Для него характерны массивные парадно-монументальные формы сооружений и интерьеров.

В XIX в. городской архитектуре пришлось решать новые задачи. В частности, возникла необходимость в просторных залах общественных зданий — вокзалов, банков, торговых и выставочных павильонов, где стены не мешали бы перемещению больших потоков людей. Появились новые архитектурные решения, конструкции и строительные материалы. Так, в строительстве начали широко применять металлические конструкции, бетон и стекло. На окраины, где жили рабочие, архитектурные новации, как правило, не распространялись.

Вопросы и задания

1. Какие изменения произошли в городах в XIX в.? Чем, по-вашему, они были обусловлены? 2. Какие новые черты в городах того времени характерны и для современной городской архитектуры?

2. Жилище и домашняя утварь. Жилище и условия жизни в нем зависели от уровня зажиточности хозяина. Самые богатые горожане имели собственные большие дома с десятками комнат. Люди среднего достатка жили в небольших домах из нескольких комнат или арендовали благоустроенные квартиры. Бедняки селились в домиках на окраинах, в подвалах, на чердаках или где придется.

Дома зажиточных людей отапливались высокими четырехугольными печами — «голландками» (их назвали так потому, что они впервые появились в Голландии). Буржуазия устанавливала на кухнях «плиту» — невысокую печь с железной панелью, где было несколько отверстий над огнем для приготовления пищи. Беднота по-прежнему готовила пищу над очагом.

Для освещения домов зажиточные люди использовали сначала изобретенные в конце XVIII в. масляные лампы со стеклом, с середины столетия — керосиновые лампы, позднее — газовое освещение, а с 70-х гг. XIX в. в их жилища пришло электричество. Бедные люди освещали помещения лучиной. Однако и в богатых, и в бедных домах часто случались пожары.

Зажиточные люди ели из фарфоровой или фаянсовой посуды, которая была уже широко распространена и существенно подешевела (в Европе открылись многочисленные фабрики по ее производству). Беднота все так же пользовалась преимущественно глиняной посудой. Благодаря фабричному производству изделия из стекла стали доступны всем. Для приготовления пищи использовали в основном медную, железную и чугунную посуду.

Запросы буржуазии способствовали развитию мебельного производства. Мебель отделывали резьбой, покрывали красным или черным лаком и обрамляли металлом. Некоторые предметы домашнего обихода, такие как сундуки, большие лари, полностью вышли из употребления, так как уже не отвечали требованиям времени. У бедных слоев населения вовсе не было возможности следить за сменой стилей.

Керосиновая лампа

Неотъемлемым атрибутом всех городских жилищ становились настенные и настольные часы. Они словно символизировали собой то, что в «буржуазном» XIX в. «время — это деньги».

Вопросы и задания

1. Сравните жилище и домашнюю утварь европейцев в XIX в. и в предыдущие века. 2. Какие изменения в обустройстве жилища принес европейцам «буржуазный» XIX век? 3. Какие предметы в жилищах европейцев того времени «унаследовали» современники?

3. Брак и семья. Мода. Брак и семья оставались важнейшим элементом структуры европейского общества. В это время были распространены большие семьи, в которых дети жили вместе с родителями. У знати это во многом было обусловлено общим семейным делом, а у бедноты — заботой о престарелых родителях и финансовой невозможностью начинать самостоятельную семейную жизнь. Число детей в семье также определялось уровнем достатка и возможностью их прокормить.

Великая французская революция конца XVIII в. привнесла заметные изменения как в стиль жизни в целом, так и в моду. Теперь все люди считались равноправными гражданами, чем и объяснялась основная черта буржуазной одежды — однообразие. Буржуазный костюм возник в Англии после победы там революции, а позднее распространился на весь континент. Теперь представителей разных сословий уже сложно было отличить по одежде. Все могли носить то, что им по душе.

Мода становилась интернациональной: одинаково одевались и в Европе, и в Америке. Так, в странах, где оставался свой национальный костюм, еще не победил процесс индустриализации, сохранялось натуральное хозяйство и не было развито фабричное производство одежды.

Мужской костюм, в отличие от времен господства галантности, стал более практичным, подчеркивал сугубо мужской характер своего владельца.

Теперь же буржуазный костюм громко заявлял о том, что это одежда работающего человека, неутомимого предприимчивого труженика, главным содержанием жизни которого является деятельность. Обладатель буржуазного костюма был активным, и одежда не должна была стеснять его движений. Исчезли всякая декоративность, праздничное буйство красок, цвета в одежде стали нейтральными. Костюм сводился к простым основным линиям.

Платная переправа (французская семья, одетая в стиле ампир). 1803. Художник Луи-Леопольд Буальи

В XIX в. намного чаще, чем раньше, сменялись стили моды. В одной только Франции существовали стили моды времен революции, периода Директории, Консульства и Первой империи. Костюм стал средством выражения политических предпочтений своего хозяина. Модные веяния очень быстро распространялись, но так же быстро менялись благодаря массовому фабричному производству.

Женская мода, как и мужская, стремилась подчеркнуть личные качества и естественную привлекательность хозяйки наряда. Женская одежда стала выразительно женственной. Вместе с тем женщина хотела выглядеть просто и чувствовать себя свободно, поэтому в XIX в. в основном отказались от популярных прежде корсетов, нижних юбок и ватных подкладок, вычурные башмачки на высоких каблуках сменили удобные сандалии. В Европе того времени центром мужской моды был Лондон, а женской — Париж.

Вопросы и задания

1. Какие черты были присущи развитию моды в этот период? 2. Сравните развитие моды в XIX в. и в предшествующий период. 3. Определите сходные и отличительные черты в моде XIX в. и современных тенденциях моделирования одежды.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 9 класс Гисем, Мартынюк", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація