Обобщение к разделу I «Европа во времена Французской революции и наполеоновских войн» и разделу II «Европа и Америка в эпоху революций и национального объединения (1815-1870)»
- 21-03-2022, 13:19
- 393
9 Клас , Всемирная история 9 класс Полянский
ОБОБЩЕНИЕ
к разделу I «Европа во времена Французской революции и наполеоновских войн» и разделу II «Европа и Америка в эпоху революций и национального объединения (1815-1870)»
Период с конца XVIII и до 70-х годов XIX в. был периодом выдающихся открытий и изменений во всех сферах общественной жизни. Это было время утверждения индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости. Именно в первые две трети XIX в. происходило формирование государств, доныне занимающих передовые позиции в мире и во многом определяющих судьбу всей планеты. Этот тип цивилизации — следствие трёх выдающихся событий: Войны за независимость североамериканских колоний, индустриальной революции, начавшейся в Англии в XVIII в., и Французской революции.
«С начала промышленной революции до Первой мировой войны определяющей психологической чертой западного среднего класса (в отличие от рабочего класса) — людей и физического, и канцелярского труда — была жажда работы».
Арнольд Тойнби, английский историк (Дослідження історії. — К.: Основи, 1995. —Т.2.— С. 306)
Индустриальная революция изменила также ментальность людей, систему их ценностей. Частная инициатива отдельных людей и их успех одобрительно оценивались окружающими, поскольку обычно результаты таких инициатив шли на пользу обществу, стране или даже человечеству. Индивидуальный успех и достижения одной личности становились успехом и достоянием всех.
«В богатой естественной среде индивидуальный успех имел тенденцию быть выгодным для нового сообщества в целом. Даже когда на смену начальной стадии пришёл триумф технологий, изобретение одного человека не только обеспечивало его благополучие, но и умножало возможности многих. В XVIII и XIX вв. влияние господствующей религии, стихийный отбор людей, способных к самоутверждению, и богатая среда приводили к общему результату и усиливали друг друга, формируя и концентрируя до крайности систему индивидуальных ценностей».
Богдан Гаврилишин, украинский, канадский и швейцарский экономист (До ефективних суспільств. Дороговкази в майбутнє. — К.: Пульсари, 2013. — С. 307)
Индустриальная революция также коренным образом изменила социальную структуру общества, вызвала существенные политические изменения.
Признаки современной цивилизации, сформировавшиеся в результате индустриальной революции
Внутренняя миграция и рост численности городского населения в XIX в. стали массовым явлением. В частности, с 1800 по 1850 г. население Парижа почти удвоилось, а население Манчестера с 1790 по 1900 г. возросло в 10 раз.
Не менее важным событием мирового масштаба стала Французская революция 1789-1794 гг.
«Легко поддаваясь постороннему влиянию, Людовик ХVI не смог выполнить возложенные на него временем функции реформатора... Всё это подорвало... веру в способность королевской власти реформировать общество «сверху» и не позволило монархическому режиму избежать последующей катастрофы... Королевская власть не смогла воспользоваться предоставленным Франции шансом эволюционных изменений и нейтрализовать таким образом социальный взрыв, революцию. ...Французская революция не создала нового общества на базе старого и ограниченного. Она максимум стала переломным моментом, продолжением процесса преобразований, блокированного политической неспособностью французской монархии управлять уже начатыми реформами».
Жан-Бернар Дюпон-Мельниченко, французский историк; Вадим Адауров, украинский историк (Французька історіографія XX ст. — Львів: Класика, 2001. — С. 78)
В XIX в. происходило становление парламентаризма, распад и окончательная ликвидация неограниченных монархий. Ещё одним важным явлением в жизни Европы стало усиление национальных движений, стремление к объединению народов и их освобождению из-под гнёта иностранных государств.
В 1848-1849 гг. по Европе прокатилась волна революций. Важным признаком «весны народов» была одновременность революций сразу в нескольких европейских странах.
Во второй половине XIX в. возникли новые национальные государства. В этот период произошли важные события: образовалось Итальянское королевство (1860), произошли война Пруссии с Австрией за лидерство в Германии (1866), франко-прусская война и создание единой Германской империи (1870-1871), Гражданская войнав США (1861-1865).
В XIX в. распространился политический либерализм. Государство, по мнению либералов, призвано утверждать принципы демократии, народного суверенитета, свободу личности, её политические и гражданские права.
Либеральным взглядам противостояли революционные течения, в частности утопический социализм и анархизм. Резко критикуя общественно-экономические порядки, утопические социалисты призывали к построению социалистического общества, основанного на плановом общественном производстве и справедливом распределении продуктов труда, а также к прекращению войн.
В 1840-х годах возник марксизм, завоевавший немало сторонников. Основатели этого течения К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что утверждение общественной собственности обеспечит безграничное развитие производства, установит социальную справедливость и гарантирует всеобщий достаток. Государство, выполнив свои функции, превратится в ассоциацию самоуправляемых общин — строй, который они назвали «коммунизмом».
«Чтобы справедливо судить о Марксе, надо признать его искренность... Он имел горячее желание помочь угнетённым и вполне осознавал необходимость проявиться не только на словах, но и на деле. Главным среди его талантов был талант теоретика... Зачем же, в таком случае, критиковать Маркса? Несмотря на его достоинства, я считаю Маркса лжепророком. Он был пророком, указывавшим основное направление развития истории, однако пророчества его не сбылись; впрочем, это не главное из моих обвинений. Гораздо важнее то, что он ввёл в заблуждение большое количество... людей».
Карл Поппер, австрийский и британский философ и социолог (Відкрите суспільство та його вороги. — К.: Основи, 1994. - Т. 2. - С. 92-93)
Уже в 1870-х годах в мире начали проявляться новые тенденции. Изобретения, воплощённые в новых технологиях и товарах, создавали людям новые возможности и новое качество жизни. Происходил рост производства и материального благосостояния населения. Слово «прогресс» стало одним из наиболее употребляемых. Из-за экономических, политических, национальных и религиозных причин усилилась миграция населения как между континентами (в основном из Европы в США и Канаду, страны Латинской Америки, Австралию и Новую Зеландию), так и внутри континентов.
Это период доминирования Европы в мире. С одной стороны, именно европейские страны поделили почти всю планету на колонии и сферы своих жизненных интересов, с другой — все независимые государства мира, кроме США и Японии, были расположены именно в Европе. Европейская цивилизация, по мнению европейцев, была единственно возможной для всего человечества формой цивилизации. Любые другие формы общественного и политического строя расценивались европейцами как нецивилизованные и отсталые.
В политической жизни наиболее успешных стран Европы и в США утвердились либеральные порядки, основанные на уважении гражданских прав человека, частной собственности, на принципах рыночной экономики. При этом оставалась дискриминация в политической жизни женщин, а также афроамериканцев — в США.
Крестьянство в Западной Европе превратилось в класс свободных мелких собственников, активно включившихся в рыночное хозяйство; вместе с мелкими городскими собственниками они стали опорой либерального строя.
Наёмные рабочие фактически стали влиятельным пятым сословием. Рабочее движение не было сплочённым; социалистические партии и тред-юнионы в равной степени претендовали на роль вождей рабочих. Проблема для политиков, представлявших интересы рабочих, заключалась в решении вопроса: возможно ли улучшить положение рабочих в рамках тогдашнего либерального строя или для этого нужно сломать его и заменить другим — социалистическим. Жизнеспособными оказались обе точки зрения в сущности, немало квалифицированных рабочих жило на уровне среднего класса, однако на другом полюсе общества были рабочие, едва сводившие концы с концами.
Обострился национальный вопрос. Теоретически право народов на самоопределение признавалось за всеми нациями, в частности за украинцами, поляками, чехами, словаками и др., однако на практике ни одна из империй не хотела отказываться от своих владений.
«Во время разделов I Юльши, произошедших между 1772 и 1795 гг., Украина также была разделена: большая её часть отошла к России, а Галичина досталась Австрии. ...Ни один народ не боролся так тяжело, как украинцы, за свою независимость; украинская земля пропитана кровью. Из-за богатств, замечательного климата и уникального расположения на перекрёстке мировых путей... её постоянно делили. Заключая союз то с одним государством, то с другим, надеясь таким образом спастись от гибели, Украина неизменно была предаваема.
В 1812 г. украинской проблемой интересовался Наполеон; Тапейран советовал ему создать украинское государство, которое носило бы его, Наполеона, имя. Первое украинское национальное движение Нового времени (1846) преследовало скромные федералистские цели, однако было безжалостно подавлено царской полицией, его лидеров арестовали и отправили в ссылку. Изначально не прекращались грубые попытки искоренить национальный дух из сознания народа. Украинская литература... и сам украинский язык были ограничены, запрещалось соблюдать элементарные народные обычаи».
Ланселот Лоутон, один из основателей и активных членов созданного в 1935 г. в Великобритании Англо-украинского комитета (Lawton Lancelot. The Ukrainian Question and its importance to Great Britain. — London: The Serjeants Press, LTD., 1935. — P. 11-13)
Между ведущими государствами нарастало соперничество за создание колониальных империй. Назревала схватка за передел колониальных владений.
Слабостью колониальных империй было, с одной стороны, показательное желание метрополий распространять идеи «европейской цивилизации», поиск союзников среди коренных народов, а с другой — применение жёстких методов с целью удержать коренное население от участия в массовом национальном движении за освобождение из-под колониального гнёта.
Коментарі (0)