Войти
Закрыть

Средневековый Китай

7 Клас

Сын неба и его подданные. Китай по своим размерам и численности населения в Средние века можно было сравнить со всей христианской Европой. Китайцы считали свое государство центром Земли, а все народы, живущие вокруг, они называли варварами. Сильное централизованное государство во главе с императором сложилось в Китае еще в III в. до н. э. С тех времен и до начала ХХ в. Китай неизменно оставался империей. Правителя Китайского государства называли Сыном Неба. Его власть передавалась по наследству и официально ничем не ограничивалась. Личность императора была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между Небом и «поднебесным миром». Империю называли воплощением небесного порядка. Каждый подданный империи воспринимался как инструмент для выполнения воли Неба, которая передавалась через императора. В китайском обществе существовала строгая иерархия. Ниже императора (ближайшее окружение) находились высшие сановники, как правило, из числа его родственников. Еще ниже — чиновники, которые делились по рангам. Всех чиновников в Китае называли мандаринами. С их помощью император и управлял империей. Чтобы стать чиновником, нужно было получить соответствующее образование и сдать экзамен. Чтобы получить более высокий ранг, снова приходилось сдавать экзамены. К экзаменам допускались все «добрые люди», изъявившие такое желание. Обычно дети чиновников могли лучше подготовиться к экзаменам. Однако такая система обеспечивала доступ к структурам власти талантливых людей из всех слоев общества. Тот, кто сдавал экзамен высшего уровня, получал место при дворе и хорошее жалованье. Такие люди пользовались уважением и впоследствии стали называться шэньши (шэнь — тот, кто носит широкий пояс, или пояс власти, ши — ученый). Самую низкую ступеньку занимали «подлые люди» — лично зависимые люди, в том числе рабы....

Особенности развития стран Востока. Образование Османской империи

7 Клас

Особенности развития стран Востока. В отличие от Европы, четкую границу перехода стран Востока от эпохи Древнего мира к Средневековью провести почти невозможно. Страны Востока по-прежнему развивались по своим законам. Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей схеме. Те, кто обрабатывал землю, были объединены в общины, имевшие гарантированное право и обязанность работать на земле и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, лес, пастбища и т. д. Вместе с тем право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами принадлежало государственному аппарату. Между общиной и государственным аппаратом существовала четкая связь. Произведенный избыточный продукт община передавала в качестве налога государству, которое перераспределяло его в пользу аппарата и общества в целом (строились каналы, дороги, мосты, храмы и т. д.). Следовательно, тот, кто относился к государственному аппарату, имел доступ к распределению производимых продуктов и, соответственно, получал их часть в собственность. Чем выше была должность, которую занимал человек в государственном аппарате, тем большую долю он получал. Следовательно, особенностью восточной цивилизации было наличие власти-собственности. Государство на Востоке было сильным и могущественным. Его могущество зависело от производительности труда крестьянина или ремесленника. Когда в работе этого четкого механизма случались сбои и жизнь всего общества нарушалась, вспыхивали восстания, возникал голод, гибли города и т. д. Сбои в этой системе происходили по двум главным причинам: когда объемы налогов превышали возможности производства или когда внешнее вторжение разрушало традиционный уклад....

Северо-Восточная Русь. Образование и укрепление Московского государства

7 Клас

Владимиро-Суздальское княжество. Начиная с 30-х гг. XII в. Русь стала распадаться на отдельные княжества. К середине XII в. на этих землях существовало 15 княжеств, которые лишь формально зависели от Киева. Однако на этом процесс распада не прекратился. В начале XIII в. здесь уже было около 50 земель-княжеств, которые, в свою очередь, делились на сотни уделов. Одним из самых могущественных было Владимиро-Суздальское. Северо-Восточная Русь всегда была далекой окраиной восточнославянских земель. К IX в. ее заселили угро-финские и балтские племена. Лишь на рубеже IX—X вв. сюда из Новгородской земли начали переселяться ильменские славяне, а с юго-запада — вятичи. Почему восточные славяне переселялись в такие глухие места? Во-первых, в междуречье Волги, Оки и Клязьмы было много пригодных для земледелия территорий. Во-вторых, Северо-Восточная Русь почти не страдала от нападений различных племен. В XI—XII вв., когда эти земли стали активно заселяться, здесь рядом со старыми городами (Ростов, Муром, Рязань) возникли новые — Ярославль, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский и другие. Владимиро-Суздальское княжество сначала называли Ростовским, затем Ростово-Суздальским (по названиям главных городов — Ростова и Суздаля). Расцвет княжества приходится на время правления князя Юрия, прозванного Долгоруким. Юрий Долгорукий (1125—1157) привлекал к переселению на свои земли крестьян из других княжеств, предоставляя им на первое время различные привилегии, что способствовало хозяйственному освоению новых земель. Он был одним из первых выдающихся государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при нем эти земли превратились в могущественное Ростово-Суздальское княжество....

Центральная и Восточная Европа

7 Клас

Первые государства западных славян. Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Славяне, как и германцы, сыграли большую роль в гибели Римской империи и формировании новой средневековой европейской цивилизации. В начале нашей эры славяне, как считает большинство ученых, жили между реками Висла и Днепр. В V—VII вв. происходило Великое расселение славян. Они заняли значительную территорию и разделились на три группы — западную, восточную и южную. От этих трех групп происходят современные славянские народы: чехи, словаки, поляки, болгары, сербы, украинцы, белорусы, русские и другие. Древнейшим государством, образованным западными славянами, считают княжество Само, которое возникло на землях современной Чехии и Моравии. Появилось оно в 623 г., когда князь Само объединил славян для борьбы против Аварского каганата. Князь сначала был франкским купцом, вел торговлю со славянами, а затем стал их военным вождем. Достоверно известно, что он имел славянское происхождение. В состав его государства, кроме чехов, входили южные славяне (словены) и полабские славяне (сорбы). Государство князя Само просуществовало 35 лет и распалось после его смерти в 658 г. Оно сыграло важную роль в жизни западных славян, заложив основы государственности и защитив их от попыток порабощения соседями. В первой половине IX в. на землях между средним Дунаем и верховьями рек Лаба и Одер возникло государство Великая Моравия. Большинство ее населения составляли племена моравов. Основателем Великой Моравии считают князя Моймира (818—846). Он и его преемники — князья Ростислав (846—870) и Святополк (870—894) — вели борьбу против германских князей, которые пытались захватить их земли. Эпоха правления Ростислава и Святополка стала временем высшего расцвета Великой Моравии. Тогда в ее состав, кроме моравов, входили чехи, полабские славяне, польские племена, славяне Паннонии и Словакии. На Великую Моравию из Восточно-Франкского королевства стремилось распространить свое влияние германское духовенство. Тогда князь Ростислав решил искать поддержки у Византии, обратившись с просьбой прислать духовных наставников для проповедования христианства. В 863 г. в Моравию прибыли два грека из Солуни — братья Мефодий и Константин (последний более известен под именем Кирилл, которое он принял перед пострижением в монахи). Оба брата получили хорошее образование в Константинополе, свободно владели македонским языком. Чтобы сделать христианскую веру...

Практическое занятие «Средневековые школы и университеты. Жизнь средневекового студента»

7 Клас

Система университетского образования оказала большое влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали развитию научной мысли, самосознания и утверждению свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, тем самым осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достояниях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, например, произведение «Декамерон» итальянца Джованни Боккаччо было быстро переведено на все языки Европы, его читали и знали везде. 5. Прочитайте текст документа и дайте ответы на вопросы. Из постановления папского легата (посланника) о студентах и магистрах парижской школы (1215 г.) Пусть никто не читает лекций по свободным искусствам, если не достиг двадцати одного года и не прослушал по крайней мере в течение шести лет всех основных книг. Пусть каждый обещает, что будет учить самое меньшее в течение двух лет, если только этому не помешает серьезная причина, о чем он должен заявить публично или перед экзаменаторами. И он не должен запятнать себя никаким бесчестным поступком. Когда кто-нибудь подготовится к тому, чтобы учить, он должен быть проэкзаменован согласно форме, которая содержится в решении господина епископа Парижа... Сдавшие экзамен должны преподавать в обычных школах книги Аристотеля по старой и новой диалектике. Никто не должен учить по книгам Аристотеля «Метафизика» и по философии природы или читать «Суммы.» по этим книгам....

Средневековая культура Западной Европы

7 Клас

Культура в начале Средневековья. Первые столетия Средневековья называли «темными веками», и вряд ли их можно считать благоприятными для развития культуры. Однако именно в этот период зарождалась новая европейская средневековая культура, которая брала свое начало из античного наследия, культуры варваров и христианства. Первые результаты такого взаимодействия проявились в период «Каролингского возрождения». Так называли подъем культуры в период правления Карла Великого. Это было первое в истории средневековой Европы проявление глубокого интереса к античной культуре и образованию. В то же время Карл Великий, не забывая и о своем германском происхождении, приказал собирать германские древности и интересовался старинными франкскими песнями. Карл получил хорошее по тем временам образование: знал греческий и латинский языки, любил читать. Он приглашал к себе и привлекал к управлению государством ученых со всей Европы. При дворе императора существовал кружок, который назвали «Академия» — по примеру философской школы Платона. Здесь читали произведения античных философов и церковных богословов, сочиняли стихи, свободно обменивались мнениями, дискутировали. При поддержке членов «Академии» Карл основал при центрах епископств школы, где готовили образованных людей для управления государством. На месте этих школ впоследствии возникли средневековые университеты....

Христианская церковь в XII—XV вв.

7 Клас

Еретики и борьба с ними. Инквизиция. В первые века существования христианской церкви помимо официально принятых взглядов на природу Христа и Божественной Троицы, в обществе было распространено и множество других. Такие взгляды назывались еретическими, а людей, которые их высказывали, осуждали и проклинали как еретиков. Почему же возникали ереси? Одной из главных забот людей Средневековья было спасение души. Но люди видели, что церковь, проповедуя смирение и отказ от земных благ, накопила значительные богатства и получила огромную политическую власть. Среди ремесленников, купцов, рыцарей, простых священников и монахов, иногда даже знати, время от времени появлялись люди, которые задумывались над противоречиями между евангельским учением и тем, что они наблюдали в жизни. Они приходили к мнению, что церковь учит неправильно. Только полный отказ от богатства и власти может спасти душу человека. То есть еретиками становились люди, которые сомневались, что официальное учение церкви способно спасти их душу, а также те, кто стремился к более справедливому социальному устройству. Таким образом, ереси носили как религиозный, так и социально-религиозный характер. Основными центрами движений еретиков становились города. Здесь люди обменивались знаниями и своими мнениями. Именно в городах проживало большинство грамотных людей, которые могли читать и толковать Священное Писание....

Обобщение по разделу III «Европейское общество и государства в X—XV вв.»

7 Клас

Составьте исторический портрет одного из выдающихся исторических деятелей: Филипп II Август, Филипп IV Красивый, Жанна д’Арк, Людовик XI, Ричард I Львиное Сердце, Генрих II Плантагенет, Альфред Великий, Вильгельм Завоеватель, Оттон I, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Штауфен. 3. Дайте определение понятий и терминов: «викинги», «эпоха норманнов», «феодальная раздробленность», «парламент», «Генеральные штаты», «республика», «гражданская война», «сословно-представительная монархия», «централизованное государство», «регент», «дофин», «крестовые походы», «духовно-рыцарские ордена», «парламент», «кортесы», «сейм», «Реконкиста», «Столетняя война», «Золотая булла». 4. Выполните задания по исторической карте: 1) укажите направления походов викингов и назовите основанные ими государства; 2) покажите государства, возникшие в Северной Европе в Средние века; 3) обведите границы Священной Римской империи и определите: а) основное направление походов императоров; б) территории, которые подверглись немецкому «натиску на Восток»; 4) обозначьте места основных событий Столетней войны; 5) определите территории, которыми владели французские короли до и после войны. 5. Объясните, почему французский король оказался слабее некоторых герцогов и даже графов....

Страны бассейна Средиземного моря

7 Клас

Итальянские городские республики. Италия во времена Римской империи была ее центром и одним из наиболее развитых районов В Средние века именно с Италии началось возрождение городской жизни в Европе. Но постоянное пребывание под властью иноземных завоевателей обусловило то, что итальянские города предпочитали жить самостоятельной жизнью. В XI—XII вв. итальянские города стали коммунами. По форме правления города-коммуны в большинстве своем были республиками, где различные группировки боролись между собой за власть. В XII—XIII вв. наиболее влиятельными были две из них — гвельфы и гибеллины. Гвельфами называли сторонников императора, гибеллинами — сторонников римских пап. Однако у каждого города были собственные интересы, которые он отстаивал любой ценой. Самыми могущественными городами-государствами того времени были Флоренция, Венеция и Генуя. Флоренция в эпоху Средневековья была одним из наиболее экономически развитых городов Европы. Основу ее богатства составляло сукно, которое изготавливалось в крупных суконных мастерских. В середине XIV в. таких мастерских насчитывалось свыше 200. Также во Флоренции развивались производство шелковых тканей, обработка меха и ювелирное дело. Флоренция являлась также крупнейшим центром торгово-ростовщических и банковских операций. Расположенные рядом с Римом флорентийские банки стали обслуживать финансовые операции римских пап по всей Европе. Свидетельством финансового могущества Флоренции стал золотой флорентийский флорин, широко использовавшийся в международной торговле. По форме правления Флоренция была республикой. По конституции 1293 г. верховным органом власти считалась сеньория, которую возглавлял гонфалоньер. Борьбу за высшие должности в республике вели несколько состоятельных семей города. В конце XIV в. наибольшего влияния в городе достигла семья Медичи. В 1434 г. правителем Флоренции почти на 30 лет стал Козимо Медичи....

Германия

7 Клас

Возникновение Германского королевства. Согласно Верденскому договору 843 г. «земли восточных франков» получил Людовик Немецкий. Именно на этих землях впоследствии появилось Германское королевство. Сначала оно мало походило на единое государство. Здесь существовало пять герцогств, правители которых почти не подчинялись королям из династии Каролингов. Противостояние феодалов, герцогов и королей часто носило вооруженный характер и потому получило название междоусобных войн. Земли Восточно-Франкского королевства подвергались нападениям викингов, а с конца Х в. — угров (мадьяр), осевших в Паннонии. Это побуждало герцогов к объединению в единое королевство. В 919 г. местная знать провозгласила королем Восточно-Франкского королевства саксонского герцога, вошедшего в историю как Генрих I Птицелов. От этого события ведет начало новое европейское государство — Германское королевство. Генрих I усилил власть и положил конец постоянным распрям и спорам германской знати. Для борьбы против венгров и защиты населения он приказал строить небольшие крепости — бурги. В Германии также была создана многочисленная тяжелая конница — рыцари. Именно с ее помощью в 955 г. сын Генриха I Оттон I (936—973) нанес сокрушительное поражение венграм в битве на реке Лех в Баварии, и те навсегда прекратили свои нападения. 2. Появление новой империи. Итальянская политика германских императоров. В отличие от своего отца Генриха I, который после избрания королем отказался от коронации и помазания на царство, его сын Оттон I, торжественно коронованный в Аахене, всячески подчеркивал превосходство короля над всей знатью. Он считал себя тем человеком, который восстановит Римскую империю Карла Великого....

Навігація