Войти
Закрыть

Ткани растений

6 Клас , Биология 6 класс Костиков

 

§ 22. Ткани растений

Вы узнаете об объединении клеток растений в ткани и об основных группах тканей.

Все ли растения имеют одинаковое строение? Какие функции могут выполнять клетки растений? Как клетки взаимодействуют между собой?

В предыдущих параграфах мы выяснили, что живые организмы состоят из клеток. Клетки многоклеточных организмов могут отличаться по форме, размерам, строению, функциям, но не существуют сами по себе, а объединяются в отдельные группы, образуя определённую ткань. Ткань растения — это совокупность клеток, выполняющих общую функцию или функции.

Объединение клеток в ткани происходит благодаря межклеточному веществу, склеивающему их, и заполняющему промежутки между оболочками соседних клеток. В месте контакта углов нескольких клеток расстояние между их оболочками самое большое. Поэтому остаются межклеточные пространства, заполненные воздухом, — система проветривания тела растения (рис. 61).

Рис. 61. Схема строения клетки растений в составе ткани

Некоторые растворённые в воде вещества могут двигаться от цитоплазмы одной клетки к цитоплазме другой через клеточные оболочки и межклеточное вещество (рис. 62). Участки клеточных оболочек, через которые проходит особенно много тяжей цитоплазмы, которые соединяют соседние клетки между собой, называются порами. Они хорошо видны под оптическим микроскопом. Итак, поры растений — не отверстия.

Рис. 62. Способы движения веществ от клетки к клетке

Классификация тканей. Ткани бывают образовательные и постоянные (рис. 63). Клетки образовательных тканей способны делиться. Поэтому образовательные ткани на протяжении всей жизни растения образуют новые ткани и органы. Этим обеспечивается рост и развитие растения.

Рис. 63. Основные типы тканей растений

Основными группами образовательных тканей являются верхушечные и боковые (рис. 64). Верхушечные образовательные ткани расположены на верхушках корней и побегов. Благодаря им происходит рост растения в длину и образование новых частей корня и побега. Боковые образовательные ткани не образуют новых частей тела растения, но обеспечивают рост в толщину уже существующих корней и стеблей — так называемое утолщение.

Рис. 64. Расположение образовательных тканей в теле растения

Постоянные ткани возникают из клеток образовательных тканей. Когда клетка специализируется, она теряет способность делиться и превращается в клетку одной из постоянных тканей. Эти ткани обеспечивают все процессы жизнедеятельности растения, кроме роста.

Постоянные ткани различаются своими функциями. Для надземных растений особенно важны покровные ткани, регулирующие обмен веществ с внешней средой, а также проводящие ткани, осуществляющие транспортировку веществ между надземными и подземными органами растения. Между покровными и проводящими размещены разнообразные основные ткани, в частности фотосинтезирующие, запасающие и механические.

ВЫВОДЫ

  • 1. Многоклеточное растение — это не только механическое объединение клеток, а система, работающая как единое целое благодаря обмену веществ между цитоплазмами разных клеток.
  • 2. Клетки растений соединяются между собой и образуют разнообразные ткани, выполняющие определённые функции.
  • 3. Образовательные ткани обеспечивают образование новых частей тела растения, а постоянные ткани — жизнедеятельность растительного организма.
  • 4. Постоянные ткани в соответствии с особенностями их строения, размещения и функций делятся на покровные, проводящие и основные.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗНАТЬ

Ткань растения, пора, образовательная ткань, постоянная ткань, покровная ткань, проводящая ткань, основная ткань.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Что такое ткань?
  • 2. Чем отличаются образовательные и постоянные ткани?
  • 3. Каковы основные типы образовательных тканей и их функции?

ЗАДАНИЯ

Охарактеризуйте основные функции каждого типа постоянных тканей.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 6 класс Костиков", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду