Войти
Закрыть

Приобретённое поведение животных

7 Клас , Биология 7 класс Соболь

 

§ 50. ПРИОБРЕТЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Основные понятия и ключевые термины: ПРИОБРЕТЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Научение.

Вспомните! Что такое врождённое поведение?

Подумайте

Ил. 196. Коралловый полип актиния конская

И. Акимушкин в своей книге «Проблемы этологии» приводит такой пример: «Учёные предлагали в пищу актиниям несъедобные кусочки фильтровальной бумаги, касаясь ими щупалец. Сначала актинии жадно хватали бумагу и направляли в рот, но очень быстро выбрасывали её наружу. Но уже через пять дней прочно усвоили, что это угощение в пищу не годится, и больше его не брали. Приобретённый навык сохраняется в их памяти от шести до десяти дней. Впоследствии они снова подвергались обману, но теперь негативное отношение к бумаге формировалось гораздо раньше, чем в начале опытов». Что же такое научение?

СОДЕРЖАНИЕ

Чем отличается научение от врождённого поведения?

Чтобы понять сущность приобретённого поведения, рассмотрим описание одного простого опыта с моллюском Аплизия (морской заяц). Его провёл лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Э. Кандел.

Ил. 197. Морской заяц

На теле моллюска находится трубка-сифон, через которую поступает вода и направляется на жабры. Если прикоснуться к этой трубке, у аплизиии наблюдается защитная врождённая реакция: втягивание и сифона, и жабр, расположенных внутри тела в мантийной полости. Но если воздействовать струёй воды или прикосновением стеклянной палочки к сифону много раз подряд с одинаковой силой, то аплизия будет втягивать жабры и сифон всё слабее, а потом совсем перестанет реагировать на эти прикосновения. У разных особей количество прикосновений и сила втягивания были разными, но сама реакция наблюдалась у всех испытуемых животных.

Что же произошло? Наблюдаем приобретённое поведение в его простейшей форме - в форме привыкания. Если сравнить эту защитную реакцию аплизии с той, которая наблюдалась относительно механического воздействия, то мы поймём, что поведение моллюска видоизменилось. Научение будет обеспечивать проявления поведения со следующими особенностями: приобретённый характер, индивидуальность, устойчивость, направленность на условия, которые быстро изменяются.

Итак, ПРИОБРЕТЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - относительно устойчивые изменения поведения, возникающие в течение жизни особи и обеспечивающие приспособленность к изменяющимся условиям среды.

Каковы виды научения у животных?

Научение - это деятельность организма, направленная на формирование приобретённых поведенческих реакций.

Приобретённое поведение животных формируется благодаря научению животных, которое может иметь различные виды: привыкание, подражание (социальное научение), запечатление, научение путём проб и ошибок, озарение, вырабатывание условных рефлексов и др.

Привыкание - вид научения животных, в процессе которого происходит ослабление врождённой защитной поведенческой реакции при многократном повторении стимула. Благодаря такому научению животные не тратят энергию на те раздражители, которые являются нейтральными и не представляют угрозы для их жизни. Теперь вы понимаете, почему скворцы перестают бояться неподвижного чучела, которое хозяева вывесили на черешне, чтобы сохранить урожай.

Подражание - вид научения животных, при котором молодая особь копирует поведение взрослых. Такое научение особенно распространено среди певчих птиц и млекопитающих.

Известен такой пример. Японских макак подкармливали клубнями сладкого картофеля. Однажды 16-месячная самка вместо того, чтобы вытереть клубень от песка лапами, как это делали другие, случайно помыла его в воде. Впоследствии она это уже делала постоянно, а через 9 лет так делали уже 70 % обезьян из её группы.

Ил. 198. Японская макака с бататом

Ил. 199. Домашняя гусыня с гусятами

Запечатление (импринтинг) - вид научения животных, в процессе которого после рождения особи в её памяти фиксируются отдельные признаки впервые увиденных движущихся объектов. Этот вид научения осуществляется быстро, запомненное сохраняется длительное время и не изменяется в течение жизни. Так, новорождённые гусята первой видят взрослую гусыню, которая является их матерью. Но ею может стать и любой движущийся объект (человек, собака, кошка), который гусята увидят в первые часы после вылупления из яйца.

Научение путём проб и ошибок — вид научения животных, при котором особь случайно проявляет реакцию, которая соответствует стимулу. Эта связь стимула с реакцией вызывает удовлетворение и укрепляется. Так, золотых рыбок после того, как они проплыли лабиринт, кормили. Рыбки это усвоили и с каждым разом проплывали необходимое расстояние быстрее.

Озарение (инсайт) - вид научения животных, суть которого заключается во внезапном нахождении решения какой-то ситуации. Термин ввёл В. Келер, исследовав умственную деятельность шимпанзе. Когда высоко подвешивали бананы и клали рядом несколько ящиков, обезьяна после определённого периода «размышлений» и действий ставила ящики друг на друга, и, взобравшись на них, доставала бананы. Проявлений поведения животных, которые являются результатом такого научения, сегодня известно уже немало. Так, вороны бросают с высоты орехи под колёса автомобилей, певчий дрозд камнем разбивает раковины моллюсков и многие другие.

Ил. 200. Опыты В. Келлера с шимпанзе

Вырабатывание условного рефлекса (классическое обусловливание) - вид научения животных, во время которого формируется поведенческая реакция не только на безусловный жизненно важный раздражитель, но и на соединённый с ним условный раздражитель. Так, у собак вырабатываются определённые реакции на звуковые сигналы, подкреплённые едой.

Итак, различные виды научения обеспечивают изменения в поведении в ответ на изменения условий существования.

Как осуществляется приобретённое поведение у животных?

Существование и возникновение поведенческих реакций зависит от памяти, которая осуществляет запоминание, хранение и воспроизведение опыта. Различают прошлый опыт, накопленный предыдущими поколениями и полученный в наследство от родителей, и индивидуальный опыт, приобретённый в течение жизни благодаря научению. Поэтому у животных выделяют две разновидности памяти - генетическую и механическую. Если последняя проявляется в форме способностей к научению и приобретению жизненного опыта, то генетическая память проявляется через генетическую наследственную информацию, передающуюся из поколения в поколение. Память есть у всех живых существ, но наивысшего уровня она достигает у млекопитающих.

Проявления приобретённого поведения животных осуществляются преимущественно на врождённых реакциях и заключаются в их изменении для большего соответствия условиям существования. Таким образом, в каждом случае научения формируется поведенческий акт, содержащий врождённые и приобретённые поведенческие реакции. Так, птицы-шалашники свой прошлый опыт по строительству беседки дополняют приобретённым опытом по использованию синих пластиковых вещей человека для «декора» сооружений с целью привлечения внимания самок.

Способность к научению свойственна всем животным, но у разных видов и в разных условиях проявляется по-разному. Так, у гидры приобретённые реакции будут намного проще, чем у млекопитающих.

Ил. 201. Птица-альтаночник

Итак, приобретённое поведение животных связано с процессами памяти и врождёнными поведенческими реакциями.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Мини-проект «Как учатся птенцы?»

Птенцы ещё в яйце распознают голоса родителей. Другие необходимые для жизни навыки они приобретают после появления на свет. Какие виды научения используют птенцы, чтобы научиться летать, плавать, петь и добывать пищу?

Ил. 202. Проявления приобретённого поведения птиц

Биология + Экология жизни

Жители одного из британских городков впервые заметили синиц голубых, которые расковыривали восковые крышечки на только что доставленных бутылках с молоком и лакомились сливками, собравшимися на поверхности молока.

В результате 20-летнего изучения такого несвойственного для птиц поведения учёные выяснили, что оно постепенно распространилось среди синиц всего Объединённого Королевства. Стаи синиц голубых «преследовали» местных перевозчиков молока. Не мешала синицам и алюминиевая фольга, которой стали закупоривать молочные бутылки. Синицы протыкали её своими острыми клювиками. Объясните, как произошло научение у этих синиц.

Биология + Приусадебное хозяйство

Как только в саду созревает первый урожай ягод, на пир слетаются воробьи, скворцы, вороны, кукушки и другие птицы. Поэтому хозяева различными способами пытаются выгнать незванных гостей и ставят симпатичное огородное пугало. Примените знания о научении животных и предложите модель чучела, которое будет эффективно отпугивать птиц. Какие особенности научения надо учитывать обязательно при создании отпугивающих конструкций для птиц?

РЕЗУЛЬТАТ

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 7 класс Соболь", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду
 

Template not found: /templates/Red/reklamaundersite.tpl