Войти
Закрыть

Влияние человека и его деятельности на организмы

7 Клас , Биология 7 класс Соболь

 

§ 61. ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРГАНИЗМЫ

Основные понятия и ключевые термины: АНТРОПИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Экологическая этика.

Вспомните! Что такое экологические факторы?

Подумайте

«Мы не получили Землю в наследство от родителей, мы одолжили её у наших детей!» - таков девиз экологической организации «Гринпис». Объясните значение выражения.

СОДЕРЖАНИЕ

Каково влияние человека и его деятельности на организмы?

Антропическиє факторы (греч. «антропос» - человек) - совокупность воздействий хозяйственной деятельности человека на природу, которая изменяет состояние среды существования различных видов живых организмов. За последние сто лет наблюдается увеличение численности населения Земли и резкий рост промышленного производства, производства энергии, продуктов сельского хозяйства. Это привело к резкому росту влияния человека как на окружающую среду в целом, так и на отдельные сообщества (вырубаются леса, осушаются болота, выкашиваются луга).

Влияние человека на сообщества может быть прямым (искусственное выращивание растений и разведение животных, прямое уничтожение организмов) и непрямым (осушение болот приводит к уменьшению численности видов животных). По результатам влияние человека условно делят на положительное (насаждение лесов, охрана природы) и отрицательное (загрязнение и разрушение почв, уничтожение растений и животных).

Основными направлениями негативного антропического влияния на организмы являются выбросы предприятий, выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые отходы, накопление в почвах соединений тяжёлых металлов, истощение и засаливание почв, изменение рельефа и т. п. Человек, расселяя культурные растения и домашних животных, вместе с ними распространяет и их паразитов и вредителей (фитофтора, колорадский жук). При участии человека в экосистемы проникают организмы с других континентов, которые вытесняют или подавляют местные виды растений и животных (элодея, опунция, амброзия, кролики и другие).

Ил. 246. 1 - Вырубленный и загромождённый участок леса в Карпатах; 2 - загрязнение атмосферы заводом, перерабатывающим бумагу; 3 - массовая гибель морских львов

Однако стоит отметить и первый положительный опыт в сохранении, разумном использовании и воспроизводстве организмов и экосистем. Оживают мёртвые озера, поднимаются посаженные леса, заживают раны на местах открытых разработок полезных ископаемых, восстанавливается количество редких животных и растений.

Итак, увеличение количества населения и развёртывание промышленного производства привели к резкому возрастанию влияния человека на организмы и сообщества.

В чём суть этического отношения человека к природе?

Неразумное корыстное отношение человека к природе стало причиной глубокого нарушения естественного экологического равновесия и напряжённых отношений между человеком и природой, то есть экологического кризиса. Если человечество не изменит своего отношения к природе, его ожидает экологическая катастрофа и гибель жизни на Земле.

Экологическая этика - это учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на понимании равноправия и равноценности всего живого. Основателями учения являются американский эколог А. Леопольд (1887-1948) и немецкий врач А. Швейцер (1875-1965), которые впервые сформулировали идею о том, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.

Экологическая этика формулирует определённые правила, которые пробуждают совесть человека, препятствуют уничтожению природы, напоминают, что так действовать нельзя. Человек разумный - это лишь один вид среди нескольких миллионов видов живых существ на нашей Земле. И поэтому неправильно думать только о потребностях человека, забывая о его соседях по планете. Экологическая этика учит, что не только к людям, но и ко всем живым существам и экосистемам надо относиться как к равноправным партнёрам, а не как к собственным вещам, которые можно выбросить, потерять, поломать и т. п. Экологическая этика «разрушает стену» и включает в человеческое сообщество всех больших и малых наших собратьев - от кишечной палочки до гигантского синего кита, то есть всю дикую природу. Эразм Дарвин, дедушка известного учёного Чарлза Дарвина, учил: «И вечно помни, дух себялюбивый, что червь - твой родич, брат твой - муравей».

Экологическая этика учит человека относиться к организмам, учитывая их права: право на жизнь, право на естественную свободу, право на необходимую для жизни долю земных благ, право на отсутствие ответственности перед человеком, право на защиту закона, право на защиту от страдания по вине человека.

Ил. 247. Зелёные технологии в современном строительстве - пример экологического мышления

Итак, этическое отношение к природе основывается на понимании равноправия и равноценности всех живых организмов и экосистем.

В чём заключается необходимость этического отношения человека к природе?

Бездумное отношение человека к природе отравляет Землю, уничтожает живое, разрушает экосистемы. Такие экологические проблемы современности, как озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, вспышки эпидемий и многие другие, - убедительные доказательства. Охранять организмы и целые экосистемы необходимо по многим причинам, прежде всего научным, экологическим и эстетическим.

Биоразнообразие организмов, которое является следствием длительной эволюции природы, - одно из главных условий её устойчивости во времени. Обеднение экосистем, сокращение численности особей и количества видов нарушают общую систему биотических и абиотических связей, которая является основой устойчивости жизни на Земле. В природе нет вредных или полезных животных. Каждый вид связан с другими и является частью общей картины, что создавалась на протяжении веков. Поэтому каждый вид организмов, каждая экосистема своей жизнью вносят вклад в жизнь нашей Земли и имеют полное право на существование.

Живая природа для человека является лучшей школой, которая даёт научные знания для сооружения хорошего жилья, облегчения труда, сохранения здоровья, полезного общения. Человек только начинает учиться у природы её мудрости, целесообразности, гармонии отношений между организмами.

Живые существа формируют у человека ощущение и понимание красоты, являются источником вдохновения, положительных эмоций. Животные, растения, грибы украшают природу - своими движениями, запахами, звуками, придают ей обворожительности, очарования. Их отсутствие превращает местность в немую каменную пустыню. Чего стоят городской парк без белок, саванна без слонов, Чёрное море без дельфинов? Несравненную красоту имеют не только розы, тропические птицы или коралловые рыбы, но и водоросли, мхи и плауны, жуки и бабочки, моллюски и черви - все без исключения представители органического мира. Благодаря своему поведению, многие организмы стали символами стран и городов, героями мифов и легенд, литературных и художественных произведений. У разных народов существуют традиции, поверья, пословицы, связанные с организмами, которые окружают человека и воспитывают такие необходимые для него качества: доброту, ответственность, справедливость и многие другие.

Итак, все живые существа и экосистемы являются неповторимыми и ценными, поэтому должны иметь и моральные права, как и сам человек.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Биология + Экология жизни

В результате деятельности человека на Земле исчезли и занесены в «Чёрный список» 65 видов млекопитающих, 140 видов птиц. Основанием для включения определённого вида в «Чёрный список» является отсутствие достоверных сведений о его существовании, по крайней мере в течение последних 50 лет. Сопоставьте названия вымерших животных (тур, зебра квагга, странствующий голубь, сумчатый тасманский тигр, дронт, бескрылая гагарка, тарпан, волк Фолклендских островов, морская корова) с их изображениями на иллюстрациях. Что такое «Чёрный список»?

Биология + Литература

У Лины Костенко есть строки:

Прощай, корова моря с Командорских островов!

Чудовище, реликт, из вида ластогрудых.

Да, видели тебя, последней из коров.

Ты вымерла как вид. Тебя уже не будет.

Где расположены Командорские острова? Кто такие реликты? Почему исчезла морская, или стеллерова, корова?

РЕЗУЛЬТАТ

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 7 класс Соболь", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду