Пищевые и энергетические потребности человека. Значение сбалансированного питания для сохранения здоровья
- 23-11-2021, 00:39
- 437
8 Клас , https://vchys.com.ua/biology/8-klas/2096-byologyia-8-klass-matiash-novaia-programma.html
§ 7. ПИЩЕВЫЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЗНАЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Вспомните из курса основ здоровья, что такое сбалансированное питание.
Сбалансированное (рациональное) питание и его значение для здоровья человека. С давних времен люди придавали большое значение питанию как средству сохранения здоровья.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ! Авиценна (рис. 36) - известный арабский врач, один из основателей гигиены питания, первым разработал правила рационального питания.
ЗАПОМНИТЕ! Сбалансированное, или рациональное, питание - это такое питание, при котором качество и количество пищи отвечают потребностям организма. Эти потребности определяются тем, какое количество энергии тратит организм в процессе жизнедеятельности.
Энергетические расходы организма определяются основным обменом - тем наименьшим количеством энергии, которое организм тратит для поддержания процессов жизнедеятельности в состоянии полного покоя, натощак (то есть через 12-16 часов после употребления пищи) и в условиях температурного комфорта (+20...+23 °С). При этих условиях энергия тратится только на обеспечение работы внутренних органов (биохимические процессы, происходящие в клетках, работу сердца, дыхательные движения и т. п.).
Основной обмен зависит от разных факторов: пола, возраста, функционального состояния организма, производимой работы. Для человека средней массы, среднего роста и среднего возраста суточное значение основного обмена составляет приблизительно 7000 кДж. Конечно, для выполнения физической работы организм будет тратить еще дополнительное количество энергии (см. таблицу 3).
Рис. 36. Авиценна (980-1037)
Таблица 3
Средние расходы энергии за сутки (кДж) при выполнении разных видов деятельности
Таким образом, зная, какое количество энергии освобождается при расщеплении 1 г разных органических соединений (белков, жиров и углеводов), а также то, сколько энергии потрачено человеком на протяжении суток, можно рассчитать его суточный рацион - то количество пищи, которое человеку нужно употребить, чтобы восполнить расходы энергии.
Под нормой питания подразумевают обеспечение физиологических потребностей организма человека в основных питательных веществах. При расчете норм питания учитывают следующие показатели: энергетические расходы организма, количественный и качественный состав пищи, энергетическую ценность пищи, оптимальное сбалансирование питательных веществ.
Норму питания рассчитывают не только в соответствии с затратами энергии, но и биологической полноценностью пищи. Ни один продукт не может полностью удовлетворить потребность организма во всех питательных веществах. Например, в мясе есть необходимые белки, но в нем недостаточно витаминов, минеральных веществ. В хлебе много углеводов, но мало других, нужных организму, веществ, в частности белков. Поэтому следует вводить в рацион как белковые и углеводные продукты, животные и растительные жиры, так и овощи, фрукты и ягоды, богатые витаминами и минеральными солями.
ЗАПОМНИТЕ! Важным принципом рационального питания является поддержание энергетического баланса организма. Это значит, что количество энергии, поступающей в организм с пищей, должно отвечать энергетическим расходам организма. Недостаток энергии в организме приводит к его истощению. Поэтому организм нужно постоянно пополнять питательными веществами.
Каким должен быть пищевой рацион человека? Как его составляют? Составляя пищевой рацион, следует учитывать усвояемость пищевых продуктов. Так, пища животного происхождения усваивается в среднем на 90 %, растительного - на 80 %, а смешанная еда - на 85 %. Лучшей усвояемости пищи способствует чистое и аккуратное сервирование стола, отсутствие внешних раздражителей (шума и т. п.). Пища должна быть вкусно приготовлена, иметь приятный вид и запах, который возбуждает аппетит и стимулирует деятельность пищеварительных желез. Натуральные пищевые добавки, например пряности (перец, горчица и т. п.) или пряные овощи (лук, чеснок, хрен и т. п.), возбуждают аппетит.
Рис. 37. Соотношение суточного рациона. Задание. Пользуясь диаграммой, объясните, почему на первую половину дня приходится 60 %, а на вторую - 40 % суточного рациона
Необходимо питаться несколько раз в день (лучше всего - четыре), небольшими порциями и не спеша (рис. 37). Интервал между употреблением пищи не должен превышать шести часов.
Важно, чтобы в суточном рационе было достаточно овощей. Они содержат клетчатку, которая хотя и не переваривается, но способствует двигательной активности желудочно-кишечного тракта. Отсутствие такой еды вызывает ослабление тонуса толстого кишечника, запоры. Наполняя желудок, клетчатка создает ощущение насыщения (сытости). Мясные и рыбные блюда рекомендуют употреблять в первой половине дня. Они содержат вещества, возбуждающие нервную систему. Для ужина предпочтительнее блюда молочные и овощные.
Питание должно быть полноценным и достаточным. Чрезмерное употребление пищи, особенно богатой углеводами и жирами, может привести к ожирению. Вследствие этого развиваются болезни сердца, пищеварительной и выделительной систем, ускоряется старение организма и сокращается продолжительность жизни человека.
Недостаточное питание (особенно недостаток белков) приводит к уменьшению мышечной массы, задержке роста и развития, снижает иммунитет.
Что такое витамины и каково их значение для организма человека? Витамины — биологически активные вещества разной химической природы, непременные участники обмена веществ. При отсутствии в пищевом рационе витаминов нарушаются процессы нормального обмена веществ. Еще в V ст. до н. э. древнегреческий врач Гиппократ своим пациентам с нарушением зрения рекомендовал есть птичью и коровью печень. В настоящее время мы знаем, что печень — это источник витаминов А (а также В2, В12), К и Е, необходимых для нормального функционирования организма.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ! Название «витамины» (от лат. вита - жизнь и амины - вещества, содержащие аминогруппу1) предложил в 1911 г. польский ученый Казимир Функ. Он разработал препарат, незначительное количество которого излечивало болезнь бери-бери2. К. Функ предположил, что и другие болезни, такие как цинга, рахит, также могут вызываться недостатком определенных веществ в пищевом рационе человека. Американский биохимик Е.В. Макколлум в 1913 г. предложил обозначать витамины буквами латинского алфавита: А, В, С, D и т. п. В 1922 г. он открыл витамины D и Е.
1 Химическая группа - NH2, которая содержит один атом Нитрогена и два атома Гидрогена, в частности, входит в состав белков.
2 Болезнь человека, вызванная недостатком витамина B1. Сопровождается снижением аппетита, ухудшением пищеварения, болью в мышцах ног, повышенной раздражительностью и сниженной работоспособностью.
Суточная потребность в витаминах - всего лишь несколько миллиграмм (см. таблицу в приложении). Несмотря на небольшое содержание в организме, витамины играют очень важную роль в обмене веществ и энергии. Много витаминов входит в состав ферментов, некоторые необходимы для образования гормонов. При отсутствии витаминов в организме возникают заболевания - авитаминозы, при их недостатке - гиповитаминозы. Отрицательно на организм человека влияет и излишек содержания витаминов в организме.
В настоящее время известно около 50 витаминов, которые делят на две группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым относятся витамины группы В (известно 15 витаминов), витамины Р, С и др.; к жирорастворимым - A, D, Е, К и др. Жирорастворимые витамины усваиваются организмом лишь в сочетании с жирами (сметаной, растительным и сливочным маслом).
Витамины быстро разрушаются. Большинство из них не откладывается про запас и не синтезируется в организме. Поэтому необходимо постоянно употреблять продукты, содержащие витамины. Основной источник витаминов - свежие фрукты, овощи, а также сливочное масло, молоко и мясо.
Неправильное хранение или неправильная кулинарная обработка продуктов питания приводит к разрушению большинства витаминов. Например, витамин С легко разрушается под воздействием света, кислорода воздуха, тепла, при контакте с посудой. Витамин B1чувствителен к нагреванию. Витамины А, Е, К, В2, В6 и β-каротин (провитамин А) очень чувствительны к свету и кислороду, но выдерживают действие высокой температуры. (Провитамины — это вещества — предшественники витаминов.)
ЗАПОМНИТЕ!
✓ Масло храните в посуде с закрытой крышкой.
✓ Овощи и зелень храните в темном прохладном месте. Чем быстрее вы их используете, тем больше витаминов получит организм.
✓ Морковь, свеклу, редиску мойте нечищеными перед самим приготовлением.
✓ Нарезать овощи следует ножом из нержавеющей стали, лучше большими кусками, а небольшие клубни — готовить целыми.
✓ Овощи для варки нужно класть в кипящую воду.
✓ Отдавайте предпочтение непродолжительной кулинарной обработке продуктов (варка на пару, запекание в фольге и т. и.).
✓ Жарка - вид кулинарной обработки пищевых продуктов, при котором больше всего разрушается витаминов.
Ключевые термины и понятия: сбалансированное питание, чрезмерное питание, недостаточное питание, энергетический баланс организма, витамины.
ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ
• Сбалансированное питание - один из важных факторов сохранения здоровья. При таком питании в организм поступают разнообразные питательные вещества в количествах, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
• Недостаточное питание, как и чрезмерное, приводит к развитию заболеваний многих органов и физиологических систем организма. Поэтому необходимо питаться в соответствии с энергетическими расходами организма.
• Витамины - биологически активные вещества разной химической природы, непременные участники обмена веществ.
ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Что такое энергетический баланс организма? 2. На что тратится энергия, когда человек просто спокойно лежит? 3. Что нужно учитывать, чтобы правильно составить суточный пищевой рацион? 4. Чем характеризуются продукты питания растительного и животного происхождения? 5. Почему отсутствие белков в пище нарушает нормальное функционирование организма человека? 6. Почему как чрезмерное, так и недостаточное питание приводят к развитию заболеваний?
Выберите один правильный ответ
1. Укажите заболевание, вызванное отсутствием в организме определенного витамина: а) авитаминоз; б) гиповитаминоз; в) гипервитаминоз.
2. Укажите соотношение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах при условии рационального питания: а) 2 : 2 : 1; б) 1 : 1 : 2; в) 1 : 1 : 4; г) 1 : 1 : 6.
3. Укажите, что собой представляет основной обмен:
а) количество энергии, которое организм тратит для поддержания процессов жизнедеятельности в состоянии полного покоя, натощак;
б) количество энергии, которое организм тратит для поддержания процессов жизнедеятельности в состоянии полного спокойствия, после употребления пищи;
в) количество энергии, которое организм тратт для поддержания процессов жизнедеятельности в состоянии максимальной двигательной активности, натощак;
г) количество энергии, которое организм тратит для поддержания процессов жизнедеятельности в состоянии максимальной двигательной активности, после употребления пищи.
Решите задачу. Определите энергетическую ценность 50 г пшеничного хлеба, если белков в нем 2,85 г, жиров 0,2 г и углеводов 28 г. Выберите правильный ответ: а) 53,8 кДж; б) 538,4 кДж; в) 481,6 кДж; г) 48,1 кДж.
ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ. Проанализируйте таблицу «Витамины, их значение, суточная потребность, продукты питания, содержащие витамины, и признаки гипо- и авитаминоза» (см. приложение). Подготовьте презентации о роли водорастворимых (I группа) и жирорастворимых (II группа) витаминов для здоровья человека.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вместе с членами своей семьи подготовьте проект «Сбалансированное питание». Презентуйте его в классе и строго придерживайтесь определенных вами норм питания.
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
Выберите один правильный ответ
1. Укажите продукт питания, в котором преобладают жиры: а) оливки; б) персик; в) рис; г) картофель.
2. Укажите продукт с наибольшим содержанием белка: а) картофель; б) морковь; в) яблоко; г) рыба.
3. Выберите ряд продуктов питания с наибольшим содержанием витамина С: а) морковь, печень, шиповник; б) яичный белок, лимон, рис; в) черная смородина, лимон, шиповник; г) крыжовник, рыба, масло.
Выберите три правильных ответа
4. Выберите признаки, характерные для диссимиляции.
5. Выберите признаки, характерные для витамина С.
6. Решите задачу. Определите количество энергии, которая выделится при окислении 1 моля глюкозы, если при окислении 1 г этого вещества выделяется 17,2 кДж энергии. Выберите правильный ответ: а) 309,6 кДж; б) 3096 кДж; в) 1548 кДж; г) 154,8 кДж.
Уравнение реакции окисления глюкозы в мышцах:
С6Н12O6 + 6O2 = 6Н2O + 6СO2 + Q.
7. Составьте таблицу «Растительная пища - основной источник неорганических (минеральных) веществ».
8. Объясните возможные последствия отказа от продуктов животного происхождения у детей подросткового возраста.
Коментарі (0)