Войти
Закрыть

Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека

8 Клас , Биология 8 класс Матяш (новая программа)

 

§ 51. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Вспомните, что такое высшая нервная деятельность.

Существует связь между особенностями нервных процессов в организме определенного человека и типом высшей нервной деятельности, или темпераментом.

Какие существуют типы высшей нервной деятельности? И.П. Павлов экспериментально доказал, что тип высшей нервной деятельности определяется соотношением трех свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов: возбуждения и торможения. Сила нервной системы - это ее способность реагировать на сильные и очень сильные раздражители без торможения (рис. 187). Уравновешенность определяется равновесием между процессами возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов определяется скоростью перехода от возбуждения к торможению и наоборот.

Ученый выделил сильный тип высшей нервной деятельности и слабый. Сильный тип он разделил на уравновешенный и неуравновешенный. Людям с уравновешенным типом высшей нервной деятельности присуще равновесие между процессами возбуждения и торможения. Люди с большей подвижностью нервных процессов относятся к энергичному типу (сангвиники). Это активные настойчивые люди, которые умеют быстро перестраиваться при изменении вида деятельности. Если же у людей с уравновешенным типом высшей нервной деятельности низкая подвижность нервных процессов, мы имеем дело со спокойным типом. Люди спокойного типа (флегматики) более инертны. Такие люди имеют высокую энергию и работоспособность, но предпочитают более спокойную работу, медленно принимают решения.

Рис. 187. Свойства нервной системы, комбинация которых определяет типы высшей нервной деятельности человека

У людей с неуравновешенным типом высшей нервной деятельности процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это люди безудержного типа (холерики): они сильные, но неуравновешенные. Такие люди быстро увлекаются чем-то, но раздражительные и взрывные в своих эмоциональных проявлениях, что свидетельствует о преобладании процессов возбуждения над торможением. Наконец, у людей со слабым типом высшей нервной деятельности процессы возбуждения и торможения развиты слабо. Такие люди (меланхолики) отличаются общей слабостью и утомляемостью нервной системы. Они нерешительны, легко подчиняются чужой воле, боятся ответственности и часто самоизолируются.

Описанные четыре типа высшей нервной деятельности являются основными, но редко встречаются в чистом виде. Чаще всего наблюдаются промежуточные формы, с преобладанием того или иного типа.

Что такое темперамент и характер человека? Люди различаются по темпераментам - совокупности индивидуальных особенностей, физиологической основой которой является определенный тип высшей нервной деятельности (см. рис. 187). Основные компоненты темперамента: общая активность индивида, его подвижность (двигательная активность) и эмоциональность.

Мы уже вспоминали, что различают четыре основных типа темперамента: сангвинический (энергичный); флегматичный (спокойный); холерический (безудержный); меланхоличный (слабый). Темперамент - это индивидуальная характеристика человека, основанная на особенностях его психической деятельности (рис. 188).

Рис. 188. Реакции людей с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию. Задание. Определите по рисунку тип темперамента человека в каждой ситуации

Тип высшей нервной деятельности врожденный, но в процессе жизни под воздействием условий окружающей среды, а особенно социальных факторов, проявления темперамента меняются. Так формируется характер - совокупность относительно постоянных психических особенностей, которые проявляются в деятельности и духовной жизни человека.

Решающая роль в формировании характера принадлежит обучению, воспитанию и самовоспитанию. Существенное значение для достижения поставленной цели имеют волевые качества, которые развивают такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, решительность, сдержанность, дисциплинированность и т. п.

Оценить человека можно в первую очередь по отношению к работе. В процессе выполнения работы проявляются разнообразные черты характера: инициативность, настойчивость, трудолюбие (или леность), стремление к преодолению трудностей (или страх перед трудностями), добросовестность, аккуратность и т. п.

Отношение к другим людям проявляется в межличностных отношениях и зависит от обстоятельств и оценивания поступков. По характеру взаимоотношений люди бывают искренними (или неискренними), открытыми (или замкнутыми), откровенными (или скрытными), чуткими (или нечуткими), доброжелательными (или недоброжелательными), доверчивыми (или недоверчивыми), хмурыми, вежливыми.

Отношение человека к самому себе зависит от уровня развития самосознания, способности оценивать себя.

В чем заключается функциональная специализация коры больших полушарий? Фундаментальной основой психофизиологической индивидуальности человека является функциональная специализация полушарий конечного мозга. В любом психическом процессе участвуют оба полушария. Рассмотрите рисунок 189. На нем показано, что в левом полушарии три центра речи:

Рис. 189. Общая и функциональная специализация коры больших полушарий. Задание. По рисунку охарактеризуйте полушария головного мозга

• двигательный центр речи, который обеспечивает возможность писать;

• слуховой центр, обеспечивающий возможность слышать и понимать речь другого человека;

• зрительный центр речи, или центр чтения и понимания письменной речи; счета (математические способности, логика, наука).

Левое полушарие больше приспособлено к аналитической деятельности и отвечает за логическое мышление человека, то есть за формулирование понятий, построение обобщений, выводов, составления прогнозов и т. п.

В правом полушарии находятся центры управления: ориентацией в пространстве (способность к танцам, гимнастике), центры, определяющие музыкальность (восприятие музыки), пространственное представление (скульптура, восприятие художественных произведений, живописи, фантазия). Таким образом, правое полушарие специализируется на обеспечении образного восприятия окружающей среды на основе прошлого опыта, на формировании личностного эмоционального отношения к себе, другим людям и к предметам; является основой конкретного образного мышления, эмоционального восприятия окружения.

К особенностям полушарий относится размещение центров проекции движения правой и левой руки. В левом полушарии находятся проекции движения правой руки, а в правом полушарии, напротив, - центры проекции движения левой руки. Эта функциональная особенность и делит людей на правшей и левшей.

Рис. 190. 1. Т.Г. Шевченко. 2. Леонардо да Винчи. Задание. Подготовьте рассказ об этих людях

Способности определяются наследственно, но реализация их зависит от условий жизни, здоровья, учебы и воспитания. Различают общие и специальные способности. Благодаря общим способностям люди успешно овладевают разными видами деятельности. Среди выдающихся людей немало личностей с разносторонним развитием общих способностей: украинский поэт и художник Т.Г. Шевченко; итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый-естествоиспытатель, инженер Леонардо да Винчи (рис. 190) (приведите собственные примеры). Люди с общими способностями легко переходят от одной деятельности к другой. Люди со специальными способностями отдают предпочтение лишь определенному виду деятельности, а именно: занимаются только музыкой, живописью, литературой (например, австрийский композитор В.А. Моцарт, украинская художница Екатерина Билокур (рис. 191); приведите собственные примеры).

В профессиональной направленности, профессиональном отборе и профессиональном образовании значительное место, кроме способности и склонности, занимает одаренность - проявление возможностей организма человека (умственных, художественных, физических), которые значительно превышают средний уровень. Биологические (врожденные) факторы (особенности строения и функциональные свойства головного мозга и анализаторов) играют главную роль в проявлении одаренности. Чаще всего наследуется способность к абстрактному мышлению, пространственным представлениям - конструкторские, художественные способности и т. п. Но следует знать, что биологические факторы определяют только задатки одаренности. Для проявления одаренности нужно, чтобы способности были вовремя замечены и развиты в процессах обучения и воспитания.

Рис. 191. Екатерина Билокур и ее картина. Задание. Подготовьте презентацию об этой выдающейся художнице

Ключевые термины, и понятия: темперамент, характер, способности, одаренность, привычки, навыки.

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

• Биологической основой психофизиологической индивидуальности человека являются функциональные характеристики нервной системы. Функционально индивидуальность определяется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. Эти характеристики являются основой развития темперамента. Темперамент является естественной основой характера. Характер - это совокупность относительно постоянных психических черт человека, которые выражаются в его поведении и жизнедеятельности.

• Фундаментальной основой психофизиологической индивидуальности человека является функциональная специализация полушарий конечного мозга.

ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Какие свойства нервных процессов определяют тип нервной системы? 2. Что такое характер человека? 3. Что такое способности? 4. Чем определяется одаренность человека? 5. Что такое функциональная специализация полушарий конечного мозга? 6. Какое влияние она имеет на формирование способностей человека?

Выберите один правильный ответ

1. Укажите полушарие головного мозга человека, в котором расположен центр управления письмом: а) левое; б) правое; в) оба полушария.

2. Укажите полушарие головного мозга человека, в котором расположен центр проекции правой руки: а) левое; б) правое; в) оба полушария.

ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ. Как люди с разным типом темперамента проявляют себя в трудовой деятельности?

ПОДУМАЙТЕ. Кем вы хотите быть? К какому виду деятельности у вас есть способности?

Выполните исследовательский практикум.

Определение личного типа высшей нервной деятельности

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 8 класс Матяш (новая программа)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду