Войти
Закрыть

Механизмы иммунных реакций организма человека. Аллергия. СПИД и его профилактика

8 Клас

Чем характеризуется клеточный иммунитет? Клеточный иммунитет обеспечивают определенные группы лейкоцитов. Как вы помните, лейкоциты - бесцветные клетки крови, имеющие ядро и способные к амебоидному движению. За счет такого движения определенные виды лейкоцитов могут проникать сквозь стенку кровеносных сосудов. Они движутся в направлении к бактериям, их токсинам, разрушенным клеткам собственного организма. Благодаря образованию ложноножек лейкоциты способны к фагоцитозу (рис. 209). Лейкоциты разнообразны по особенностям строения клеток и свойствам. Большинство из них содержит в цитоплазме много гранул с биологически активными веществами. Их называют гранулоцитами. Лейкоциты, лишенные таких гранул, относятся к агранулоцитам. Гранулоциты делят на нейтрофилы, эозинофилы и базофилы. Основные функции нейтрофилов: осуществление фагоцитоза и внутриклеточное переваривание инородных объектов (например, болезнетворных бактерий), а также обезвреживание антигенов на расстоянии. Также они обеспечивают неспецифический иммунитет....

Иммунная система. Иммунитет специфический и неспецифический. Иммунизация

8 Клас

Иммунная система является одной из регуляторных систем нашего организма. Она сформировалась в процессе эволюции человека для обеспечения защиты его организма от внешней и внутренней биологической агрессии — инфекций и опухолей. Иммунная система также играет важную роль в поддержании гомеостаза. ЗАПОМНИТЕ! Иммунитет - способность организма противодействовать возбудителям инфекционных и инвазийных (вызываемых животными) заболеваний, а также влиянию веществ с антигенными свойствами. Антигены - это инородные для организма химические вещества, соединения, которые входят в состав вирусов, бактерий, паразитических эукариотов и т. п., способные вызвать защитную реакцию. Что собой представляет иммунная система? Иммунная система - это система органов и тканей, которые защищают организм от инородных для него организмов и соединений (рис. 204). Ее составляющие узнают и уничтожают не только антигены, но и опухолевые клетки, измененные молекулы, созданные самим организмом. Выделяют центральную и периферическую части иммунной системы (рис. 205). К центральной части иммунной системы относится красный костный мозг и тимус (вилочковая железа). Как вы помните, красный костный мозг является важнейшим кроветворным органом, а в тимусе созревают определенные типы лейкоцитов. Периферические части иммунной системы - это селезенка, аппендикс, миндалины и лимфатические узлы. Так, в селезенке образуются определенные типы лейкоцитов. Она действует как фильтр против болезнетворных бактерий, инородных частиц, а также образует антитела. В аппендиксе находятся скопления лимфоидной ткани. В ее состав входят клетки, участвующие в осуществлении защитных реакций организма. Лимфатические узлы являются составляющей лимфатической системы....

Эндокринные железы организма человека. Профилактика заболеваний эндокринной системы

8 Клас

Что такое эпифиз? В головном мозге находится еще одна крошечная эндокринная железа - эпифиз (шишковидное тело) (рис. 198). Она синтезирует гормон мелатонин. Этот гормон регулирует кровяное давление, периодичность состояния сна и бодрствования, усиливает эффективность иммунной системы. Ученые допускают, что эпифиз выполняет роль внутренних часов, которые согласовывают изменения состояния организма с циклическими изменениями светлой и темной части суток. Каковы функции щитовидной и прищитовидных желез? Щитовидная железа - самая крупная эндокринная железа нашего организма (рис. 199). Она состоит из левой и правой утолщенных частей, соединенных узким перешейком. Своей вогнутой частью железа прилегает к трахее и гортани (к ее щитовидному хрящу, откуда и происходит ее название). Щитовидная железа выделяет гормоны трийодтиронин, тироксин, тиреокальцитонин, которые ускоряют обмен веществ, поглощение кислорода в тканях, обмен Кальция и Фосфора, регулирует развитие тканей (прежде всего костной) и функционирование нервной системы. Недостаточная выработка гормонов щитовидной железы у взрослых вызывает заболевание микседему, а врожденное недоразвитие щитовидной железы у детей - кретинизм. Микседема сопровождается отеком кожи и подкожной клетчатки, выпадением волос, слабостью, сонливостью, а кретинизм - значительным отставанием в физическом и умственном развитии....

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека

8 Клас

Каковы общие принципы гуморальной регуляции? Вы помните, что гуморальная (эндокринная) регуляция физиологических процессов в организме человека происходит при участии биологически активных веществ, которые транспортируются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Ведущая роль в процессах гуморальной регуляции принадлежит эндокринной системе (рис. 195). В ее состав входят железы внутренней и смешанной секреции. Железы внутренней секреции не имеют собственных выводных протоков, поэтому их секреты выделяются в кровь или лимфу. Железы, выделяющие свои секреты на поверхность тела (потовые) или в полость внутренних органов (слюнные), относятся к железам внешней секреции. Железы смешанной секреции функционируют и как железы внутренней, и как железы внешней секреции. Например, поджелудочная железа через проток выделяет в двенадцатиперстную кишку пищеварительный сок (вспомните его состав и функции), а также производит гормоны, регулирующие углеводный обмен. Эндокринные железы производят вещества - гормоны, которые в небольших концентрациях изменяют состояние организма, функции разных органов, обмен веществ. Подобно гормонам действуют нейрогормоны. Их производят особые нейроны - нейросекреторные клетки....

Понятие о гомеостазе и нервной регуляции функций организма человека

8 Клас

Какие механизмы регуляции жизненных функций организма человека? Важным условием нормального функционирования организма человека является поддержание гомеостаза - относительного постоянства внутренней среды, например: химического состава крови, определенной температуры тела, величины артериального давления и др. Гомеостаз организма человека поддерживается взаимодействием трех регуляторных систем: нервной, эндокринной и иммунной. Они обеспечивают функционирование сложного многоклеточного организма как единой целостной биологической системы и обуславливают его реакции на изменения условий внешней и внутренней среды. В частности, при необходимости усиливается или ослабевает деятельность органов и их систем, согласуется их действие, происходит их временное объединение для выполнения определенной функции. Каковы общие принципы нервной регуляции? Подытожим ваши знания о нервной регуляции организма человека. Нервная регуляция имеет рефлекторный характер. Она обеспечивает быстрые реакции на действие разнообразных раздражителей внешней и внутренней среды. Механизм нервной регуляции заключается в том, что специальные рецепторы воспринимают разные влияния (раздражения) внешней и внутренней среды. Нервные импульсы, которые имеют электрическую природу, передаются от рецепторов к определенным центрам центральной нервной системы. От них нервные импульсы поступают к рабочим органам, в результате деятельность соответствующих тканей и органов усиливается или тормозится. Таким образом, благодаря нервной системе организм человека способен быстро воспринимать раздражители окружающей среды, а также изменения в собственной внутренней среде и так же быстро на них реагировать....

Биоритмы человека. Сон и бодрствование

8 Клас

Что такое биологические ритмы? Биологические ритмы, или биоритмы, - это регулярные периодические количественные и качественные изменения жизненных процессов, которые происходят на всех уровнях жизни, - молекулярном, клеточном, органном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном и биосферном. Биологические ритмы делят на внутренние и внешние (рис. 192). Внутренние биологические ритмы связаны с изменениями интенсивности собственных процессов жизнедеятельности. Примерами внешних биологических ритмов являются сезонные, приливно-отливные и суточные. Изменение сезонов связано с движением планет (в первую очередь, с вращением Земли вокруг Солнца), которое вызывает изменения светового режима, температуры, влажности воздуха. Суточные ритмы организмов вызваны вращением Земли вокруг собственной оси. Своеобразным «дирижером» биологических ритмов в организме человека является подкорковый центр, расположенный в гипоталамусе. Суточные биоритмы контролируются «биологическими часами». Это приспособительний механизм, обеспечивающий способность живых организмов ориентироваться во времени. Внутренние биологические ритмы тесно связаны с внешними, что согласовывает их с изменениями в среде обитания. Поэтому перестройка суточных ритмов часто сопровождается нарушением протекания физиологических процессов, пока внутренние биологические ритмы не синхронизируются с внешними. Например, когда человек попадает в другой часовой пояс, то у него возникает желание спать в те часы, в которые это происходило в привычном месте обитания. Но через определенное время человек приспосабливается к новому суточному ритму и начинает засыпать с наступлением темной части суток....

Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека

8 Клас

Какие существуют типы высшей нервной деятельности? И.П. Павлов экспериментально доказал, что тип высшей нервной деятельности определяется соотношением трех свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов: возбуждения и торможения. Сила нервной системы - это ее способность реагировать на сильные и очень сильные раздражители без торможения (рис. 187). Уравновешенность определяется равновесием между процессами возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов определяется скоростью перехода от возбуждения к торможению и наоборот. Ученый выделил сильный тип высшей нервной деятельности и слабый. Сильный тип он разделил на уравновешенный и неуравновешенный. Людям с уравновешенным типом высшей нервной деятельности присуще равновесие между процессами возбуждения и торможения. Люди с большей подвижностью нервных процессов относятся к энергичному типу (сангвиники). Это активные настойчивые люди, которые умеют быстро перестраиваться при изменении вида деятельности. Если же у людей с уравновешенным типом высшей нервной деятельности низкая подвижность нервных процессов, мы имеем дело со спокойным типом. Люди спокойного типа (флегматики) более инертны. Такие люди имеют высокую энергию и работоспособность, но предпочитают более спокойную работу, медленно принимают решения....

Обучение и память

8 Клас

Что такое обучение? Обучение - это приспособительные (адаптивные) изменения индивидуального поведения в результате предыдущего опыта. Оно основывается на психофизиологических процессах, которые постоянно происходят в головном мозге человека. С помощью условных рефлексов обучение делает поведение человека лучше приспособленным к любой внешней ситуации. Различают следующие виды обучения: фиксация (импринтинг), привыкание, обучение путем «проб и ошибок», скрытое (латентное) обучение, озарение (инсайт). Фиксация, или импринтинг, - это свойство новорожденных и младенцев во время развития анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, окружения и т. п. Они не только запоминают образ матери, поведение родителей, разные события, но и воспроизводят их. В дальнейшем эта приобретенная форма поведения превращается в сложную условно-рефлекторную деятельность. Привыкание - самый древний и самый распространенный вид обучения. Привыкание происходит бессознательно. Нервная система через некоторое время перестает реагировать на повторяемые однообразные сигналы. Чем чаще применяют определенный раздражитель, тем быстрее происходит привыкание. Обучение путем «проб и ошибок» детально описал американский психолог Е. Торндайк. Например, чтобы научиться плавать, приходится делать огромное количество попыток, допуская и ошибки. Со временем опыта становится больше и человек допускает меньше ошибок. Скрытое, или латентное, обучение направлено на удовлетворение непосредственной потребности, например в дополнительных знаниях. Во время чтения научно-популярного журнала или участия в кружках по интересам мы получаем информацию, которая, на первый взгляд, второстепенная, но со временем может иметь жизненно или профессионально важное значение....

Понятие о сигнальных системах. Речь. Мышление. Сознание

8 Клас

Поведение человека сложное. В нем задействованы механизмы не только безусловных и условных рефлексов, а также умственной деятельности. Если инстинкты у человека часто проявляются неосознанными действиями, то умственная деятельность направляет его поведение в соответствии с законами общества, традициями. Что такое сигнальные системы? Какие сигнальные системы существуют у человека? Одна из важных функций коры больших полушарий головного мозга - обеспечение функционирования и развитие сигнальных систем. Сигнальная система - совокупность рефлекторных процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также формирование соответствующих реакций организма на определенные раздражители. Первая сигнальная система человека воспринимает с помощью соответствующих сенсорных систем разнообразные раздражители (сигналы) окружающей среды. Нервные центры первой сигнальной системы находятся в коре больших полушарий. Она служит основой для образования условных рефлексов. Вторая сигнальная система проявляется в общении благодаря устной и письменной речи. Речевые функции человека связаны с функционированием многих структур головного мозга. Устная речь формируется преимущественно при помощи височной и лобной долей левого полушария, а письменная — теменных, височных и лобных долей. Слова, которые человек произносит, слышит или читает, представляют собой условные раздражители. Их воспринимает и различает кора больших полушарий головного мозга....

Условные рефлексы. Формирование поведенческих реакций человека

8 Клас

Каковы условия формирования условных рефлексов? Условные рефлексы образуются в процессе жизни обычно на основе безусловных под воздействием определенных факторов внешней среды. Раздражители, вызывающие эти рефлексы, называют условными. С возрастом количество образованных условных рефлексов возрастает, при этом накапливается определенный опыт. И.П. Павлов доказал образование условных рефлексов на основе безусловных в опытах над собаками. Он изучал рефлекторную регуляцию слюноотделения: когда животному давали еду, наблюдали выделение слюны - проявление безусловного пищевого рефлекса. Потом за 30 с до кормления перед животным включали свет (электрическую лампочку), на который собака реагировала поворотом головы к источнику света (безусловный ориентировочный рефлекс). Поскольку на этом этапе опыта свет был безразличным раздражителем для выделения слюны, то к моменту принятия еды она не выделялась. После нескольких сочетаний включения света и последующего кормления свет превратился в условный раздражитель: когда его включали, у животного наблюдали выделение слюны. Таким образом, условный рефлекс образовался на основе безусловного: безразличный раздражитель (свет) при повторении его перед кормлением (безусловный раздражитель) стал условным....

Навігація