Войти
Закрыть

Сознание. Память

8 Клас

«Маугли» - дети, которые с раннего возраста воспитывались животными: обезьянами, медведями, волками. В мире известно более 100 подобных случаев. Для «синдрома маугли» характерны нарушения речи, неспособность к прямохождению, отсутствие гигиенических привычек и т. п. Те, кто жил в животных сообществах первые 5-6 лет жизни, практически не могут стать полноценными членами общества. Почему? СОДЕРЖАНИЕ Каковы основные критерии сознания? Сознание является более сложной формой отражения, чем мышление, но само мышление определяет сознание. Продуктом мышления является сознание. Эта человеческая форма сознания сочетает простые формы отражения (ощущение, восприятие, представление, мышление) и имеет новые, более качественные особенности, чем мышление. И эти особенности, опять же, определяются социальными факторами, которыми являются труд, общественный образ жизни, речь и мышление. В сознании отражаются не только предметы окружающего мира, но и другие люди в нём. Благодаря сознанию человек приспосабливается к условиям общественной жизни. Для развития сознания человек должен жить среди людей, постоянно общаться с ними, заниматься различными видами деятельности. Это значит, что сознание может развиваться только в обществе. Сознание неразрывно связано с речью. Наши мысли воплощаются в словах и предложениях, они могут храниться и передаваться другим людям. Если поведение человека является осознанным, то он никогда не будет делать того, что повредит его здоровью и здоровью других людей. Сознательный человек способен правильно оценить черты своей личности, уважает других людей, осознаёт или ищет своё место в жизни....

Речь. Мышление

8 Клас

Формирование ВНД связано в основном с корой полушарий большого мозга. Именно в ней происходят анализ информации из окружающего мира и формирование соответствующих действий. Если информация из среды поступает в виде воздействий природных раздражителей (свет, звук, запах и т. д.), то такая система сигналов является первой. Первая сигнальная система - это совокупность нервных процессов, возникающих в коре полушарий большого мозга во время непосредственного воздействия на сенсорные системы факторов внешней и внутренней среды. Анатомической основой первой сигнальной системы являются анализаторы, а сама система создаёт условия для конкретного мышления. Если природные непосредственные воздействия на органы чувств заменяются словами, являются обобщением определённой информации, то такая система сигналов составляет вторую сигнальную систему, присущую только человеку. Вторая сигнальная система - это совокупность нервных процессов, возникающих в коре большого мозга на слова и обозначенные ими понятия. Анатомической основой второй сигнальной системы являются зрительная и слуховая сенсорные системы. Благодаря наличию второй сигнальной системы создаются условия для абстрактного мышления, что значительно расширяет приспособительные возможности человека. В словах фиксируются связи между предметами и явлениями, поэтому слова являются сигналами сигналов. Итак, информация из внешней среды поступает в кору больших полушарий в виде сигналов первой и второй сигнальных систем, действующих в тесной взаимосвязи. Каковы физиологические основы речи? РЕЧЬ - это специфическая форма общения, озвученная мысль, свойственная только человеку. С помощью речи человек даёт названия предметам, рассуждает о них, воспринимает их в прошлом и будущем, обменивается мыслями. Речь человека состоит из звуков, организованных для звуковой коммуникации. Прогрессивное развитие речи обусловили социальные факторы: труд и общественный образ жизни. Основную роль в развитии речи человека играет большой мозг и центры речи в коре полушарий большого мозга. Их два, они расположены в левом полушарии большого мозга. В нижней лобной извилине расположен двигательный центр речи. Его деятельность обеспечивает способность произносить предложения, писать слова. В верхней височной извилине находится слуховой центр речи для понимания устной или письменной речи. Другие языковые центры, контролирующие запоминание слов, формирование речевых образов, располагаются в коре...

Научение. Умственная деятельность

8 Клас

УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, направленная на пополнение опыта с привлечением познавательных форм научения. Этот компонент приобретённого поведения имеет общественную природу, поскольку обеспечивает приспособляемость человека к жизни в обществе и опирается на опыт, накопленный предыдущими поколениями. У животных (дельфины, приматы, вороновые птицы, осьминоги) существует подобная деятельность, но она имеет простой характер. Учёные называют её элементарной умственной деятельностью, или благоразумной деятельностью. Животные с развитой нервной системой способны улавливать связи между явлениями внешнего мира лишь тогда, когда их непосредственно испытывают с помощью зрения, слуха, обоняния и т. п. Они могут использовать эти связи в новой ситуации для построения поведенческого акта только на инстинктивной основе. О рассудочной деятельности животных свидетельствуют следующие признаки: экстраполяция (способность предвидеть ход какого-либо события благодаря установлению простейших связей между явлениями), использование орудий труда и сложные системы общения. У человека умственная деятельность является более совершенной благодаря труду, общественному образу жизни, развитой речи и мышлению. Особую роль в формировании умственной деятельности человека играют познавательные формы научения: путём рассуждений и путём формирования понятий....

Условные рефлексы человека. Приобретённое поведение

8 Клас

И. П. Павлов обратил внимание на то, что высшая нервная деятельность связана не только с влиянием безусловных раздражителей, но и зависит от условий, сопровождающих эти раздражения. Например, у собаки слюноотделение начинается не только тогда, когда пища попадает в рот, но и на вид и запах пищи. И. П. Павлов объяснил это явление, разработав теорию условных рефлексов. Каковы же основные особенности отличают условные рефлексы от безусловных? - Условные рефлексы возникают в ответ на действие условных раздражителей (прежде безразличный раздражитель, ставший сигнальным раздражителем для определённой приобретённой реакции). - Эти реакции являются приобретёнными, то есть могут возникать на основе безусловных и низших условных рефлексов. - Условные рефлексы являются индивидуальными приспособительными реакциями, которые проявляются по-разному у разных особей вида. - Это временные реакции, то есть постоянно образуются и исчезают в зависимости от конкретных условий. - Условные рефлексы собственных рефлекторных дуг не имеют и поэтому осуществляются через функциональные временные нервные связи, возникающие между корковыми центрами жизненных функций и центрами сенсорных систем, связанных с действием условного раздражителя. - Образуются и осуществляются при участии высших отделов ЦНС (коры и подкорки), в которых и происходит образование временных нервных связей. - Могут объединяться в сложные цепи условных рефлексов - динамические стереотипы, которые являются физиологической основой умений, навыков, привычек и способов деятельности....

Безусловные рефлексы человека. Врождённое поведение человека

8 Клас

Рефлекс (от лат. reflexus - отражённый) - реакция организма на любое раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Впервые термин «рефлекс» ввёл французский учёный Рене Декарт (1596-1650). В создании рефлекторной теории участвовали Я. Прохазка (1837-1888), И. М. Сеченов, И. П. Павлов и другие. Любой рефлекс имеет основу в виде рефлекторной дуги. Функциональное значение рефлексов заключается в том, что с их помощью организм способен быстро и целенаправленно реагировать на различные изменения внутренней и внешней среды. И. П. Павлов разделил все рефлексы на безусловные и условные. Функциональной основой врождённых форм поведения человека являются безусловные рефлексы, имеющие следующие особенности: - возникают в ответ на действие безусловных раздражителей (раздражитель, имеющий важное значение - пища, воздух, вода, свет - для организма, и вызывает ответную реакцию); - являются врождёнными и наследственными, то есть формируются и действуют в соответствии с генетической программой; большинство из них проявляется сразу после появления человека на свет (дыхательный, сосательный, мигательный); некоторые безусловные рефлексы (например, половые) формируются при развитии; - имеют видовой характер, то есть являются специфическими для всех представителей вида; - осуществляются через анатомически выраженные рефлекторные дуги; - нервные центры расположены в стволе головного мозга и спинном мозге; - могут объединяться и образовывать сложные цепи безусловных рефлексов - инстинкты....

Высшая нервная деятельность

8 Клас

Деятельность нервной системы условно разделяют на низшую и высшую. Низшая нервная деятельность - совокупность безусловнорефлекторных реакций, направленных на работу внутренних органов и поддержания гомеостаза. Эти реакции являются врождёнными, а их центры находятся в спинном мозгу и стволе головного мозга. Безусловно-рефлекторная низшая нервная деятельность одинакова у разных людей. А каковы же особенности и значение ВНД? Высшими отделами ВНД являются кора полушарий большого мозга и подкорка. Кора полушарий - это совокупность нейронов в составе серого вещества, обеспечивающих возникновение в течение жизни условных рефлексов. Подкорка, или базальные ядра полушарий мозга, - это нейронные узлы, погружённые в белое вещество большого мозга. В подкорке расположены центры важнейших безусловных рефлексов, что является основой этих условных рефлексов. Подкорковые ядра обеспечивают высокий уровень активности клеток коры полушарий, участвующих в формировании приобретённых реакций. Вместе с тем деятельность подкорки контролируется корой. Основными нервными процессами, которые координируют высшую нервную деятельность, являются возбуждение и торможение. Возбуждение начинается как реакция нейронов - повышение их активности. Возникает возбуждение в нервных центрах, а затем распространяется по нервным волокнам в виде нервных импульсов. Торможение также является активным процессом, который подавляет возбуждение или предотвращает его. Возбуждение и торможение у человека имеют индивидуальный характер, поскольку в каждом организме количество нейронов, длина их отростков, активность внутренних процессов различны. Основателями учения о ВНД являются И. М. Сеченов (1829-1905) и И. П. Павлов (1849-1936). В своих исследованиях они доказали, что ВНД является неразрывным единством врождённых и приобретённых форм приспособленности, т. е. безусловных и условных рефлекторных реакций. В поведении человека достаточно часто выделяют ещё рассудочную (умственную) деятельность, основанную на сложной ассоциативной деятельности мозга....

Обобщение темы 8. Связь организма человека с внешней средой. Сенсорные системы

8 Клас

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИЛИ АНАЛИЗАТОРЫ, - совокупность структур, воспринимающих раздражения (круглосуточно), передающих их в соответствующие зоны коры большого мозга (нервное проведение возбуждения) и анализирующих полученную информацию (корковое формирование ощущений). Учение об анализаторах разработал И. П. Павлов, а само понятие введено в научную терминологию в 1909 году. Сенсорные системы в организме человека получают информацию из внешней и внутренней среды, её анализируют и формируют ощущения, что является основой для реакций организма человека на воздействие раздражителей. Кроме того, ощущения для человека стали источником его знаний об окружающем мире. Самоконтроль знаний Тест-конструирования 9. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ 1. Где осуществляется преобразование энергии раздражителей в нервные импульсы? Д в рецепторах Е в чувствительных нервах Є в подвижных нервах Ж в коре полушарий 2. Какие структуры сенсорных систем осуществляют нервное проведение возбуждения?...

Сенсорные системы осязания, температуры, боли

8 Клас

Кожные рецепторы разбросаны по всей поверхности тела. В среднем на каждый 1 см2 приходится 100-200 болевых, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых и 25-30 осязательных рецепторов. Эти чувствительные клетки и нервные окончания являются основой для трёх видов кожной чувствительности - тактильной, температурной и болевой. СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА ОСЯЗАНИЯ - это функциональная система, которая воспринимает механические воздействия на кожу и обеспечивает формирование ощущений прикосновения, вибрации и давления. Органом осязания у человека является кожа, содержащая осязательные (тактильные) рецепторы. У человека рецепторная поверхность сенсорной системы осязания огромна - от 1,4 до 2,1 м2. Наибольшая чувствительность свойственна нервным окончанием кончиков губ, языка, меньше - кончикам пальцев рук, ладоням. Низкой чувствительностью к прикосновению характеризуется кожа спины, стоп, живота. Характер осязательных (тактильных) ощущений зависит от частоты действия раздражителя. Если она постоянна, возникает ощущение давления, если кратковременна - ощущение прикосновения, а при высокой частоте смены силы раздражителя - ощущение вибрации. Жизненное значение этих ощущений особенно возрастает у людей, лишённых зрения. Благодаря осязанию они учатся читать (с помощью шрифта Брайля) и познавать окружающий мир....

Сенсорные системы равновесия и движения

8 Клас

Гравитация, или сила тяжести, которую первым начал изучать Исаак Ньютон, - это та сила, которая удерживает любой предмет или живой организм на Земле, не давая ему улететь в космос. С гравитацией нам приходится сталкиваться на каждом шагу. Хождение, езда на велосипеде, прыжки, катание на коньках, плавание, бег и падение были бы невозможны без гравитации. А какие сенсорные системы отвечают за ориентацию и движения тела и органов в гравитационном поле Земли? СОДЕРЖАНИЕ Какое значение имеет сенсорная система равновесия? СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА РАВНОВЕСИЯ (или гравитационная сенсорная система) - это функциональная система, специализирующаяся на восприятии гравитационного поля и обусловливает ориентацию тела в нём. Этот анализатор воспринимает ускорение, положение тела в пространстве, изменения положения головы и туловища, координирует движения и сохраняет равновесие тела. Орган равновесия у человека - вестибулярный аппарат, который является частью внутреннего уха. Состоит из преддверия, в котором различают овальный и круглый мешочки и 3 полукружных канала с ампулами. Вся эта система заполнена жидкостью. Первый этап восприятия - гравитационную механорецепцию - осуществляют волосковые клетки, в которых возникает возбуждение после механического раздражения жидкостью внутреннего уха.  ...

Сенсорные системы вкуса и обоняния

8 Клас

Попробуйте одним словом ответить на эти 5 вопросов. Почему букетик фиалок, поставленный на рояле, мешает певцу брать высокие ноты? Почему после натирания чесноком ступни ноги вы почувствуете во рту вкус чеснока? Почему вдыхание бергамотового масла повышает остроту зрения в сумерках? Почему хлороформ при вдыхании вызывает вкусовое ощущение сладкого? Почему ментоловая жевательная резинка вызывает температурное ощущение холода? СОДЕРЖАНИЕ Какое значение имеет обонятельная сенсорная система? ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА - это система, обеспечивающая восприятие химических летучих раздражений и формирование обонятельных ощущений. Чувствительность обонятельной сенсорной системы человека очень велика: один обонятельный рецептор может возбуждаться отдельными молекулами ароматного вещества. Ещё одним свойством обонятельного анализатора является его тесная связь с центрами слуховой и вкусовой сенсорных систем. Нюх - это совокупность процессов в обонятельной сенсорной системе, осуществляющих восприятие химической информации воздуха. Органом обоняния является нос с обонятельными рецепторами, количество которых достигает 10 млн. Расположены хеморецепторы в слизистой оболочке верхних носовых ходов и осуществляют обонятельную хеморецепцию. Поскольку количество обонятельных рецепторов с возрастом уменьшается, дети обычно различают больше запахов, чем взрослые. В нервном проведении возбуждения участвуют не только волокна обонятельного нерва, но и волокна тройничного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Поэтому обонятельные ощущения сохраняются и при нарушении функции обонятельного эпителия (например, в случае насморка)....

Навігація